Особенности понимания эмоциональных состояний людей у детей с нарушением слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 17:16, реферат

Описание работы

В настоящее время существует ряд теоретических работ, раскрывающих особенности невербального общения, а, следовательно, и поведения. Однако практически отсутствуют эмпирические исследования, посвященные развитию способности к психологической интерпретации невербального поведения. Особенно это касается младшего школьного возраста, хотя именно в этом возрасте происходит становление ребенка как субъекта общения.

Файлы: 1 файл

Kurs_1.docx

— 104.37 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В настоящее время существует ряд теоретических работ, раскрывающих особенности невербального общения, а, следовательно, и поведения. Однако практически отсутствуют эмпирические исследования, посвященные развитию способности к психологической интерпретации  невербального поведения. Особенно это касается младшего школьного возраста, хотя именно в этом возрасте происходит становление ребенка как субъекта общения.

Существуют также исследования, посвященные изучению понимания эмоциональных состояний людей детьми и взрослыми. Однако исследований, посвященные пониманию эмоциональной экспрессии детьми с нарушением слуха, на данный момент времени проведено очень мало. К исследователям этой проблемы можно отнести, разве что, Петшака В, который занимался изучением данного вопроса в 80-х гг. 20 века.

Было показано, что понимание эмоциональной экспрессии людей является важным условием результативного и эффективного взаимодействия. Именно поэтому тема понимания детьми с особенностями слуха является достаточно актуальной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Особенности понимания эмоциональных состояний людей у детей с нарушением слуха

 

 

1.1 Понимание эмоциональной экспрессии как психологической проблемы

 

Прежде чем раскрыть понятие эмоциональной экспрессии, ее психологический аспект, необходимо узнать содержание понятия «понимание». Существует множество определений понимания, но наиболее ранним является определение, даваемое герменевтикой. Сам термин «герменевтика» (от греч. hermeneutikos) обозначает искусство толкования, разъяснения. Основными понятиями герменевтики являются понятия «смысл», «интерпретация», но центральное положение среди них занимает понятие «понимание».

К середине 19 века  в трактовке герменевтического понимания сложились две главные тенденции: как постижения индивидуального, личностного бытия и как постижения некоторого, большей частью надличностного, разумного начала, проявляющегося в действительности. В связи с этим многообразные герменевтические разделяются  на две основные группы: пантеистически-антропоморфные и трансцендентно-рационалистические. Представители первой группы рассматривали понимание как чувство единства с познаваемым, сопереживание ему. Например, натурфилософы эпохи Возрождения трактовали понимание как чувство единство с природой. В. Дильтей и Г. Зиммель говорили о том, что понять, значит найти «Я» в «Ты». Представители второй группы подошли к проблеме понимания более рационалистически. Согласно Д. Вико, человек может понять только то, что он сделал сам. И. Кант также утверждал, что люди способы понять то, что способны сделать [1].

Проблема понимания в аналитической традиции рассматривается как участие в языковой игре и как описание. Проблема понимания в первой стратегии – вопрос о том, при каких обстоятельствах можно сказать, что понимаем нечто. В этом случае понимание отождествляется с участием в некоторой языковой игре. Когда люди находятся в рамках общей языковой игры, их умение участвовать в ней и есть понимание игры. Во второй стратегии проблема понимания – это вопрос о том, что люди имеют в виду, когда говорят что поняли кого-то или что-то. Здесь понимание отождествляется с описанием [2].

В.С. Швырев определяет понимание как универсальную категорию, которая характеризует любые манипуляции с любыми семиотическими системами, связанными с осуществлением когнитивных функций в культуре. Понимание есть работа сознания, направленная на смысл. Становясь носителем этих смыслов, материальные тела приобретают знаково-символическую функцию. В связи с этим, понимание связано не с самими объектами природы, а с предметами культуры. Оно направлено на форму отражения объекта в знании. Причем понятие понимания характеризует не сам по себе уровень знания, а работу сознания, его возможности и состояние. Определенная позиция сознания, по его мнению, и есть та субъективная реальность, которая проявляется в актах понимания или непонимания [3].

В данной работе также следует определить содержание понятия «понимание эмоций».  Понять эмоцию – значит, прежде всего, дать ее вербальное обозначение, выделить экспрессивные и импрессивные признаки, содержательные характеристики с обозначением причин и последствий возникновения эмоции.

Понятие «понимание эмоций» в современной и зарубежной психологии пересекается с понятием «эмоциональный интеллект», введенный для обозначения интеллектуальных операций с эмоциями. Согласно данной концепции эмоциональный интеллект включает в себя ряд способностей: распознавание собственных эмоций, владение эмоциями, понимание эмоций других людей, самомотивацию. Из этого следует, что понимание эмоций субъектом является необходимым условием эмоционального интеллекта.  На распознавание эмоций влияет множество факторов, таких как нервные механизмы, процессы переработки информации, уровень развития речи и интеллекта, особенности отношений в семье и со сверстниками, опыт эмоциональных переживаний [4, 17].

В настоящее время разными авторами предлагаются разные формулировки понятия «эмоции».  В отечественной психологии эмоции понимаются как особый класс психических явлений, отражающих в форме непосредственного переживания значимость для субъекта внешних и внутренних событий его жизни и регулирующих в соответствии с ними его деятельность и поведение [4]. В. Вундт и Н. Грот, считали, что все события, воспринимаемые человеком, являются эмоциональными, так как индивид во всем происходящем с ним находит для себя хотя бы оттенок приятного или неприятного, интересного или неожиданного. Миллер определял эмоцию как любое переживание, обычно сопровождаемое соматическими реакциями.  Р. Лазарус, Ж. П. Сартр, П. В. Симонов считали, что эмоции возникают только в ситуации угрозы или обозначают отклонение в нормальном протекании психического процесса, то есть являются сигнальной реакцией. В рамках отдельных психологических теорий встречаются и другие определения, отражающие, как правило, своеобразие определенной теории, однако они не отрицают общее определение, данное выше.

Термин «экспрессия» переводится на русский язык как выразительность, яркое проявление эмоций, настроений [5]. Феномен эмоциональной экспрессии вызывал интерес в истории, начиная с Древней Греции. Этот интерес был связан с театральным искусством, впервые получившим своё социальное признание как часть человеческой культуры именно в период Древней Греции [6]. В начале 20 века Ч.Дарвин в своем труде «О выражении эмоций у человека и животных» говорил о том, что если какие-либо душевные явления неизменно сопровождают какие-либо движения, их называют выразительными движениями. Он указывает на то, что многими исследователями подтверждается врожденный характер данных движений у человека и низших животных, т.е им не обучаются.  В процессе жизни человека эти движения выражаются как правило бессознательно, но индивид может использовать их осознанно, например для общения. Ч.Дарвин говорил о том, что многие особенности внешнего выражения эмоций у человека естественным образом проистекают из характера его поведения  [7].

Также проблемами эмоциональной экспрессии занимался И.М. Сеченов. Он подчеркивал, что всё разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится к мышечным движениям, т.е экспрессивные движения есть проявления психических процессов [5]. Холодинский рассматривал развитие эмоциональной экспрессии в терминах интериоризации — экстериоризации. Он говорил о том, что эмоциональная экспрессия первоначально является материализованным знаком для других, а потом,  оказав положительное влияние на окружающих ребенка людей, становится материализованным знаком для него самого. На следующем этапе эмоциональная экспрессия позволяет ребенку воздействовать на самого себя при помощи эмоций. На каждом этапе она становится все более социально обусловленной [8].

По классификации Лабунской, эмоциональная экспрессия является подструктурой невербального поведения и включает в себя 2 компонента: выразительные движения и физиогномику. Выразительные движения содержат в себе следующие элементы: жест, мимика, поза, походка, интонация голоса.  Физиогномика включает такие элементы как: строение черепа, конечностей, туловища, лица [5]. Также эмоциональная экспрессия рассматривается как подструктура кинесики [9].  Если говорить о физиогномике, то на сегодняшний день зависимость характера человека от его внешности не получила убедительного научного подтверждения [5].

Д.М.Горшенин выделил 4 формы эмоциональной экспрессии человека: Эмоционально-реактивную экспрессию, макиавеллистскую экспрессию, глубинно-чувственную экспрессию, эмоционально-текучую экспрессию [6].

 А.Мерабян в 50-е гг. обнаружил, что информация любого сообщения делится следующим образом: 7% передается вербально, 38%  – вокально, 55%  – невербальными сигналами. Р. Бердвистелл обнаружил, что вербальный компонент межличностного общения составляет менее 35%, а свыше 65% информации передается невербально [10]. Из этого можно сделать вывод о том, что невербальная информация является значимым аспектом общения.

Эмоциональная экспрессия проявляется посредством различных экспрессивных каналов: лица, взгляда, мимики, голоса, походки и др.

Наиболее важной характеристикой всего облика человека является его лицо. Оно служит для другого индивида самым важным социальным стимулом [5, 11].

Мимика — выразительные движения мышц лица, мускулатуры, отражающие разнообразные психические состояния человека. Мимические мышцы получили у человека более дифференцированное развитие, чем у животных –  вплоть до появления новых мышц. Непроизвольно-инстинктивная деятельность мимических мышц заменилась преимущественно деятельностью экспрессивной, коммуникативной, усиливающей, дополняющей, а иногда и заменяющей речь. Богатство и своеобразие мимики во многом зависит от структуры личности: темперамента, типа нервной деятельности, пола, возраста, воспитания, профессии, этнических особенностей, мимической одаренности и др.

Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность [10].

Рейковский отмечает, что на формирование мимического выражения эмоций оказывают влияние три фактора:

  1.  врожденные видотипичные мимические схемы, соответствующие определенным эмоциональным состояниям;
  2. приобретенные, заученные, социализированные способы проявления эмоций, произвольно контролируемые;
  3. индивидуальные экспрессивные особенности, придающие видовым и социальным формам мимического выражения специфические черты, свойственные только данному человеку [12].

По мнению И. А. Сикорского лицевую мимику удобнее разделить на три группы, которые соответствуют трем основным психическим функциям:

  1.  уму — мышцы, окружающие глаза являются свидетелями или выразителями умственных актов;
  2. воле — мышцы окружающие область рта, которые связаны с актами воли;
  3. чувству — мышцы лица, которые способны выражать чувство.

К. Изард выделяет и описывает 10 фундаментальных (обладающих специфическим нервным субстратом, особым образом выражающихся в мимике, переживаемые субъектом как особый психический феномен) эмоций человека, имеющих отчетливое мимическое выражение.  Такими эмоциями являются интерес, волнение, радость, удивление, горе, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина [11].

П. Экман и коллеги создали фотоэталоны естественных мимических выражений основных эмоций и метод кодирования выражений – FAST. Этот метод позволяет провести анализ экспрессии с точки зрения наличия в ней мимических признаков основных эмоций. Паттерны экспрессии лица, послужившие основанием для создания эталонов:

1. Страх. Брови подняты и сдвинуты. Морщины только в центре лба. Верхние веки подняты так, что видна склера, а нижние приподняты и напряжены. Рот раскрыт, губы растянуты и напряжены.

2. Удивление. Брови высоко подняты и округлены. Горизонтальные морщины пересекают весь лоб. Верхние веки подняты, а нижние опущены так, что над радужной оболочкой видна склера. Рот раскрыт, губы и зубы разъединены, напряжения или натяжения в области рта нет.

3. Радость. Брови и лоб спокойные. Верхние веки спокойные, нижние веки приподняты, но не напряжены; под нижними веками морщинки. У наружного края уголков глаз морщинки - «гусиные лапки». Рот закрыт, уголки губ оттянуты в стороны и приподняты. От носа к внешнему краю губ тянутся морщинки - носогубные складки.

4. Гнев. Брови опущены и сведены, между бровями вертикальные складки. Верхние веки напряжены, нижние веки напряжены и приподняты. Рот закрыт, губы сжаты.

5. Отвращение. Брови слегка опущены. Верхние веки опущены, нижние веки приподняты, но не напряжены; под нижними веками морщинки. Нос наморщен. Рот закрыт. Верхняя губа поднята, нижняя губа также поднята и выдвинута вверх по направлению к верхней губе.

6. Горе. Внутренние уголки бровей подняты вверх. Внутренние уголки верхних век приподняты. Рот закрыт, уголки губ опущены, напряжения или натяжения в области рта нет [5].

Экспериментально подтвердилась связь сокращений мышц лица с появлением определенной мимики. Опыты показали, что искусственно вызванные изменения лица после раздражения мимических мышц с помощью электродов аналогичны естественным реакциям, возникающим при тех или иных эмоциях. Таким образом, мимика человека рассматривается как продукт нервной деятельности, как ответ на сигналы из соответствующих отделов центральной нервной системы. Связь экспрессии лица с корой головного мозга позволяет человеку осознавать и направлять свои мимические реакции [13].

Информация о работе Особенности понимания эмоциональных состояний людей у детей с нарушением слуха