Особенности понимания эмоциональных состояний людей у детей с нарушением слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 17:16, реферат

Описание работы

В настоящее время существует ряд теоретических работ, раскрывающих особенности невербального общения, а, следовательно, и поведения. Однако практически отсутствуют эмпирические исследования, посвященные развитию способности к психологической интерпретации невербального поведения. Особенно это касается младшего школьного возраста, хотя именно в этом возрасте происходит становление ребенка как субъекта общения.

Файлы: 1 файл

Kurs_1.docx

— 104.37 Кб (Скачать файл)

В.А. Барабанщиков и  Т.Н. Малкова провели исследование,  направленное на изучение связи эффективности восприятия экспрессии человеческого лица с локализацией мимических проявлений. Оценка воспринятой экспрессии проводилась испытуемым с помощью набора графических схем-эталонов мимических выражений, которые отображали существенные черты тестируемых выражений. В соответствии с задачей эксперимента использовались схемы четырех типов: на первой отображались характерные мимические изменения всех зон лица, на остальных трех — мимические проявления одной из лицевых зон; при этом отображенное состояние других зон лица соответствовало спокойному выражению. В эксперименте приняли участие 33 мужчины. Согласно полученным данным, трудности идентификации мимического выражения эмоции обусловлены тремя основными факторами: модальностью экспрессии; степенью полноты мимических проявлений; локализацией идентифицируемых изменений лица. Также были сделаны выводы о том, что средняя точность идентификации эмоции растет с увеличением силы мимических изменений и не зависит от их локализации. Каждое выражение лица имеет поле экспрессивных значений, т.е. может восприниматься как сходное с рядом других эмоций. Точность идентификации мимических выражений связана с величиной поля экспрессивных значений обратной зависимостью: чем больше величина поля, тем меньше точность идентификации [14].

П. Экман и его коллеги  составили тщательное и подробное описание переживаемых человеком эмоций и сопутствующей им мимики или выражений лица. Для обозначения паттернов движений лицевой мускулатуры, которыми сопровождается переживание каждой эмоции, Экман вводит понятие мимическая программа. Также он говорил о наличии т.н микровыражений – выражений, которые являются настолько слабыми, что при помощи простого наблюдения их заметить невозможно. Он указывал на то, что лицевая экспрессия очень сильно зависит от культурных традиций и поэтому одни эмоции намеренно подавляют, а другие, наоборот, поощряют [15].

Многие исследователи подтверждают факт того, что лицевая экспрессия несет, главным образом, информацию о состоянии человека, его отношение к чему-либо, снабжает обратной связью, комментирует речевое поведение и др.

Хотя мимика и является индикатором различных состояний, но связь между экспрессией лица и его значениями неустойчива, ее форма, содержание зависят от многих переменных общения [5]. 

Неконгруэнтность мимики и смысла передаваемой информации свидетельствует о лжи, недосказанности, умалчивании [16].

Д. Стрейер и У. Робинс изучали, как связаны мимическое выражение ребенком эмоций и характер переживания и осознания этих эмоций. Авторы выявили корреляцию между этими показателями, однако примерно одна треть детей говорили о том, что переживали радость или нейтральную эмоцию, в то время как в мимике были зафиксированы черты переживания отрицательных эмоций.  Т.о, можно сделать вывод, что осознание ребенком эмоции и ее мимическое выражение могут расходиться [17].

Также очень важным невербальным компонентом общения является выражение глаз. Глаза выражают отношение к собеседнику и его поведению. Посредством контакта глаз люди не только передают сообщения, но также пытаются избежать возможных высказываний партнера, которые могут быть неприятны. Для обозначения т.н. глазного поведения Г.Е. Крейдлин предложил понятие «окулесика», которое обозначает науку, изучающую язык глаз и интерактивное глазное поведение. С помощью глаз передаются такие разнообразные по своему характеру устремления и цели как установление контакта,  приглашение присоединиться к разговору, демонстрация сексуального желания и другое [18].

Еще одним способом выражения эмоций в невербальном плане являются поза, походка и жесты человека.

Жест - это особая система сигналов, передаваемая движениями головы, рук, ног, мышц лица и тела. Многие исследователи стремятся создать классификацию жестов человека. Впервые такую попытку предпринял Д.Эфрон. Он разделил жесты на те, которые употребляются вместе с речью и жесты-эмблемы. В отечественной психологии классификация жестов была предложена Ломовым. Он выделял указательные, изобразительные и имитационные жесты [19]. Д. Моррис предлагает классифицировать жесты по их информативности и выделяет следующие группы: неосознаваемые, экспрессивные, подражательные, символические, профессиональные, языковые, многозначительные, взаимозаменяемые, гибридные, составные, рудиментные, ритмические, указывающие, подзывающие и др. Также речевые жесты делятся иллюстраторы, регуляторы, адаптеры, эмблемы и аффекторы [20]. Известный исследователь невербального поведения А. Штангель выделяет жесты рук, жесты кистей рук, «игры рук», жесты пальцев, рукопожатие.

В общении жесты выполняют разнообразные функции. В классификации жестов, разработанной психологом Е.А. Петровой, учтены не только особенности жестов, но и разнообразные функции общения, которые они реализуют:

1) аффективно-коммуникативная  — жесты, выражающие чувства, волю, желание; жесты, выражающие течение  перцептивных, мимических, интеллектуальных  процессов (функция выражения процессов); жесты, сигнализирующие об отношениях, установках, оценках, самооценках (модальная функция);

2) регулятивно-коммуникативная  — фатические жесты (жесты вступления в контакт); конативные жесты (жесты, способствующие поддержанию и усилению контакта); эндные жесты (жесты завершения контакта);

3) информативно-коммуникативная  — презентация информации об  объекте, о себе, о другом.

Самая широко используемая классификация жестов включает в себя деление их на две группы: естественные и искусственные [5].

Преобладающей традицией в изучении жестов является традиция отношения к ним как к паралингвистическим средствам. Также существует подход к жестам как к самостоятельным коммуникативным языкам. В этом случае жест интерпретируется как единица разговорного языка.

В целом, весь спектр исследования жестового выражения человека можно разделить на несколько направлений, соответствующих изучению какой-либо из проблем:

1) проблема определения роли жестов в общении, в процессе взаимодействия между людьми.

2) проблема классификации  жестов, кодирования жестовых выразительных  движений

3) проблема изучения функциональных  и содержательных аспектов жестового  выражения и взаимосвязи жестов  с процессом речи. Г.Л. Кириленко утверждает, что речь и жестовые выражения представляют собой функциональное единство, при этом жесты составляют «своеобразную подсистему речевых процессов» и подчинены им функционально. Л.И. Кирсанова пишет о том, что жесты во взаимодействии людей не несут практически никакой нагрузки. Г.Е. Крейдлин убежден, что сходство вербальных и невербальных единиц настолько велико, что методы лингвистического анализа могут применяться и при описании жестов.

4)проблема происхождения  языка и определение роли жестов  и жестикуляции в филогенезе  речи. А.Н. Леонтьев отмечает, что именно жест играет решающую роль на первой ступени  развития речи. А.Кендон отмечает, что на ранних этапах филогенеза речь была жестовой по форме.

5)проблема изучения национальных, возрастных и патологических  особенностей функционирования  жестов. Многие исследователи отмечают, что жесты людей различных культур имеют свои специфические особенности и что повседневные жесты имеют социальный и культурный подтекст.

6)проблема использования  невербальных выразительных средств в искусстве. Исследования в этом направлении представлены в основном в трудах теоретиков актерского мастерства, таких как С.М. Волконский, С.М. Эйзенштейн, К.С. Станиславский и др. В начале 20 в. С.М. Волконским было введено понятие «психологический жест». Он характеризует его как жест не связанный ни с какой потребностью в действии, не имеющий намерения, а лишь выдающий ту сторону нашего существа, которая более задета тем, что мы видим и слышим. 

7)проблема использования  искусственно созданных жестовых  систем и их соотношения с  языком и речью [19]

Помимо жестикуляции при сильных эмоциях наблюдаются целостные двигательные акты - эмоциональные действия. Еще Ч.Дарвин указывал на то, что данные средства используются для разрядки возникшего напряжения. Многие выразительные движения используются для выражения отношения к кому-либо или чему-либо [7, 21].

Тело человека способно принять более тысячи устойчивых поз. В связи с культурными традициями одни позы запрещаются, а другие закрепляются. Особую роль поза играет в выражении отношения к человеку, подчеркивании статуса.

В языковой картине движений человеческого тела выделяют три класса движений:

1)незнаковые психологически  нерелевантные физические движения  и физиологические проявления

2)явления психологической  симптоматики – психологически  релевантные движения тела

3)коммуникативно релевантные  телодвижения [18].

Походка человека также может быть сигналом его эмоционального состояния, иногда может говорить о перенесенных заболеваниях, о роде деятельности. Походка характеризуется рядом черт: ритмом, скоростью, давлением на поверхность, длиной шага, эластичностью, определенностью направления и изменчивостью [10].

Рей Бердвистелл попытался систематизировать движения тела, производимые человеком во время общения. Он разработал классификацию телодвижений, названную им кинетикой  по аналогии с лингвистической системой, применяемой для исследования языка. Основываясь на обширных наблюдениях, он пришел к выводу, что можно выделить 50 - 60 основных классов телодвижений, которые формируют основу языка тела [22].

Голос, также как мимика или жесты, является одним из компонентов облика и, следовательно, влияет на впечатление, производимое человеком на окружающих. Голоса различаются по высоте, тембру, манере произношения. Если голос специально не тренирован, то оказывается довольно тонким инструментом выражения и может сказать об индивидуальных особенностях человека. Г. Олпорт попытался установить связь между голосом и некоторыми чертами физического и психического состояния человека. Испытуемые по голосу успешно устанавливали, экстравертированный и интровертированный тип личности характерен для его владельца [10].

Обобщив вышеизложенный материал, можно сделать выводы о том, что эмоциональная экспрессия является важным, значимым элементом при общении и взаимодействии людей. Являясь подструктурой невербального поведения, а, следовательно, компонентом невербального общения, она проявляется посредством лицевой, звуковой экспрессии, жестов, телодвижений. С помощью эмоциональной экспрессии передается и воспринимается более 50% информации, что показывает важность ее изучения для более эффективного и результативного взаимодействия.

 

 

1.2 Особенности понимания эмоциональной экспрессии детьми младшего школьного возраста

 

Еще Аристотель одним из первых поставил проблему правильной оценки эмоций в человеческом общении. Проводимые сегодня психологические исследования подтверждают, что при любом взаимодействии людей, в первую очередь, необходимо правильное понимание реакций другого человека, владение средствами, позволяющими оперативно различать свойства и состояния партнера по общению. Только в этом случае можно говорить об успешном взаимодействии, которое во многом определяет результаты деятельности человека и даже его психологическое здоровье. Клинические наблюдения показывают, что нарушения в этой сфере у людей приводят к различным расстройствам и требуют специальной коррекции [23].

Данная проблема является актуальной в связи с тем, что адекватность оценки невербального поведения является одним из важнейших аспектов социализации личности.

Младший школьный возраст охватывает период жизни ребёнка от 7 – 8 лет до 11 – 12 лет. В это время происходит интенсивное биологическое  развитие детского организма, происходят изменения в центральной нервной системе, в развитии костной и мышечной системе, а так же в деятельности внутренних органов. Младший школьник бурно реагирует на отдельные, задевающие его явления. Он начинает более сдержанно выражать свои эмоции когда находится в коллективе класса. Характерной особенностью детей младшего школьного возраста является их впечатлительность, эмоциональная отзывчивость на всё яркое, крупное, красочное.  В этот период у ребёнка интенсивно формируются моральные чувства: ответственность, дружба, привязанность, сочувствие, негодование. Развитие выразительности у младших школьников  идёт рядом с ростом понимания им чувств других людей и способности сопереживания [23].

Информация о работе Особенности понимания эмоциональных состояний людей у детей с нарушением слуха