Особенности понимания эмоциональных состояний людей у детей с нарушением слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 17:16, реферат

Описание работы

В настоящее время существует ряд теоретических работ, раскрывающих особенности невербального общения, а, следовательно, и поведения. Однако практически отсутствуют эмпирические исследования, посвященные развитию способности к психологической интерпретации невербального поведения. Особенно это касается младшего школьного возраста, хотя именно в этом возрасте происходит становление ребенка как субъекта общения.

Файлы: 1 файл

Kurs_1.docx

— 104.37 Кб (Скачать файл)

Краткое описание психодиагностических методик:

  1. Методика « Эмоциональная идентификация» диагностическая методика для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Е.И. Изотова, 1994).

Цель: выявление особенностей идентификации эмоций различных модальностей у детей младшего школьного возраста, выявление сформированности компонентов процесса опознания эмоций – восприятия и понимания эмоциональных состояний.

Инструкция: Хочешь, я расскажу тебе сказку о гномиках? Жили-были неразлучные друзья гномы: весельчак ЭХ, злюка УХ, плакса ОХ, бояка ОЙ, привереда ФУ, завида АГА. Гномы всегда играли вместе, хотя иногда ссорились. В процессе инструкции осуществляется показ мимикой, При необходимости проанализировать соответствие имени каждого гнома определенному эмоциональному состоянию. Далее показать карточки с лицами гномов.

Посмотри, здесь нарисованы все гномики. Попробуй отгадать, кто из ник весельчак, злюка, плакса, бояка, привереда, завида? При затруднениях у ребенка обращать внимание на рот, брови, глаза изображения. Использовать показ мимикой. В процессе выполнения задания фиксировать выбор.

Стимульный материал: 6 карточек с изображениями лиц гномов.

  1. Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина, 1995

Стимульный материал: картинки с изображением детей, у которых ярко выражено эмоциональное состояние как основных эмоций (радость, страх, гнев, горе), так и их оттенков.

Цель: изучение понимания эмоциональных состояний людей у детей младшего школьного возраста

Инструкция: Ребенку последовательно показывают картинки детей и спрашивают: «Кто изображен на картинке? Что он делает? Как он себя чувствует? Как ты догадался об этом?

 

 

2.2 Описание и интерпретация результатов исследования

 

На основе теоретического анализа литературы можно говорить о том, в настоящее время существует множество подходов к пониманию эмоциональной экспрессии.

С помощью методики «Эмоциональная идентификация» исследовалось, насколько адекватно дети с нарушенным и сохранным слухом понимают такие эмоции как радость, грусть, страх, зависть, отвращение и гнев.

 

Таблица 1. Результаты набранных баллов по шкале «Эмоциональная идентификация» у младших школьников с сохранным и нарушенным слухом.

Младшие школьники 
с сохранным слухом

Количество 
баллов

Младшие школьники 
с нарушенным слухом

Количество 
баллов

Ангелина

3

Глеб

4

Регина

4

Виктория Ш.

5

Карина

6

Юлия

4

Влад

6

Дмитрий

3

Иван

6

Андрей

2

Виктория Л.

4

Данил.

1

Дарья П.

4

Игорь

2

Артем

4

Дарья К.

2

Даниил

6

Илона

1


 

С помощью U-критерия Манна-Уитни были выявлены различия в уровне понимания эмоциональных состояний людей у младших школьников с нарушенным и сохранным слухом. С уверенностью 99,9% было доказано, что младшие школьники с нарушением слуха понимают эмоциональные состояния людей хуже, чем дети младшего школьного возраста с сохранным слухом (Uэ=11,5; Uкр=14, р≤0,01;Uкр=21, р≤0,05).

 

Рисунок 1. Соотношение в опознании эмоций младшими школьниками с нарушенным и сохранным слухом.

 

 

 

Из рисунка видно, что существуют значимые различия в уровне опознания эмоций контрольной и экспериментальной группами.

Эмоция радости была успешно опознана младшими школьниками с нарушением слуха в  44,4 % случаев, в то время как младшие школьники с сохранным слухом в 100% смогли распознать эту эмоцию. Эмоция грусти была распознана в 66,6% случаев детьми младшего школьного возраста с нарушенным и в 88,8% с сохранным слухом. Что касается эмоции страха, то она была распознана контрольной и экспериментальной группами в 100% случаев. Зависть, отвращение и гнев были наиболее трудными для опознания. Так 77,7% детей с сохранным слухом узнали эмоцию зависти, 66,6%т – отвращения, 44,4% – гнева. Младшие школьники с нарушенным слухом успешно опознали эти эмоции в 22,2%, 22,2% и 11,1% соответственно.

 Согласно полученным результатам можно сделать вывод о том, что младшие школьники с нарушенным слухом хуже младших школьников с сохранным слухом опознают базовые эмоции (радость, грусть и др.), за исключением эмоции страха. Также было установлено,   что лучше у неслышащих школьников происходит опознание базовых эмоций, в сравнению с социальными.

Также было отмечено, что эмоцию зависти большинство детей путало с гневом, немного реже с отвращением, а отвращение, соответственно, с гневом. Это может быть связано с недоступностью данных эмоций для детей младшего школьного возраста с нарушенным слухом.

 

 

 

Рисунок 2. Соотношение в опознавании эмоций детьми младшего школьного возраста с нарушенным и сохранным слухом.

 

Как видно из рисунка, различий с помощью методики «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке» выявлено не было (Uэ=30,5;Uкр=14, р≤0, 01; Uкр=21, р≤0, 05;).

С помощью данной методики дети как с нарушенным, так и с сохранным слухом хорошо опознавали эмоции радости, гнева, грусти, удовольствия. Несколько хуже младшие школьники с нарушенным слухом опознавали эмоции страха и обиды, однако эти различия не являются статистически значимыми.

Также успешность опознания эмоций как контрольной, так и экспериментальной группами может быть связана с тем, что в первом случае стимульный материал представлял собой схематичное изображение лица, а во втором – графическое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Понимание эмоций обозначает прежде всего то, что нужно дать ей вербальное обозначение, выделить импрессивные и экспрессивные признаки. Эмоциональная экспрессия является важным, значимым элементом при общении и взаимодействии людей. Являясь подструктурой невербального поведения, а, следовательно, компонентом невербального общения, она проявляется посредством лицевой, звуковой экспрессии, жестов, телодвижений. С помощью эмоциональной экспрессии передается и воспринимается более 50% информации, что показывает важность ее изучения для более эффективного и результативного взаимодействия.

 Можно говорить о том, что правильное понимание эмоциональных состояний является неотъемлемой частью коммуникации между людьми, успешной социализации личности. Особенности понимания эмоциональной экспрессии младшими школьниками заключаются в том, что хорошо опознавая базовые эмоции, они затрудняются при интерпретации сложных социальных эмоций. Однако на протяжении младшего школьного возраста эта способность значительно развивается. Также с возрастом увеличивается социальная обусловленность эмоциональной экспрессии, возрастает количество источников, используемых для понимания эмоционального состояния.

Можно сделать вывод о том, что общение является важнейшим фактором развития ребенка, как в норме, так и с особенностями. Также можно говорить о том, что у детей с нарушениями  слуха наблюдается отставание в коммуникативном развитии. По мнению многих авторов, сформированность коммуникативной деятельности характеризует уровень возможностей ребёнка по овладению достижениями социума. Следовательно, ребенок с нарушенным слухом имеет некоторые сложности при социализации. При межличностном взаимодействии у таких детей также обнаруживаются особенности, к которым относят ослабление социальной направленности детей с нарушением слуха,  кратковременность и неустойчивость отношений, нехватка социальных навыков и словесных средств для формирования адекватных межличностных отношений. Мотивы межличностного общения в большинстве случаев поверхностны.

Особенности понимания эмоциональных состояний людей у детей с нарушением слуха заключается в том, что они хуже,  чем дети младшего школьного возраста опознают схематичное изображение эмоций. Также они лучше опознают базовые эмоции в отличие от сложных социальных эмоций. При опознании эмоций по графическому изображению между младшими школьными с нарушенным и сохранным слухом различий выявлено не было.

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1 Гусев, С.С. Проблема понимания  в философии. Филос.-гносеол. анализ / С.С. Гусев, Г.Л. Тульчинский.—М.: Политиздат, 1985.— 192 с.

2 Силин, В.В. Понимание и  интерпретация / В.В. Силин // Проблемы  современного литературоведения. – 2006. – №3. – С.55-60.

3 Монахова, И.А. Проблема  понимания в современных философских  исследованиях / И.А. Монахова // Гуманитарные  исследования. – 2005. – № 1 (13). – С. 9-17.

4 Общая психология / Л.А.Вайнштейн, В.А.Поликарпов, И.А.Фурманов,  Е.А.Трухан. – Мн.: БГУ, 2004. –290с.

5 Лабунская, В.А. Экспрессия  человека: общение и межличностное  познание / В.А. Лабунская. – Ростов  н/Д: Феникс, 1999. – 608 с.

6 Горшенин,  Д.В. Опыт разработки методики диагностики эмоционального интеллекта / Л.Г. Матвеева, Д.В. Горшенин // Психология. – 2007. – №4. – С. 149-160.

7 Дарвин, Ч. О выражении  эмоций у человека и животных / Ч.Дарвин.  – Спб:ПИТЕР,  2001. – 384 с.

8 Библиотека психологии [Электронный ресурс]. –Режим доступа http://www.psihologia.biz. – Дата доступа: 25.02.2013.

9 Поваляева, М.А. Невербальные средства общения / О.А. Рутер, М.А. Поваляева. – Серия «Высшее образование». — Ростов н /Д : Феникс, 2004. — 352 с.

10 Оксюта, А.А. Роль невербальных  средств в межличностном общении / А.А. Оксюта //  Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2012. –  С. 103-106.

11 Изард, К.Э.  Психология  эмоций / К.Э. Изард. –  Спб:Питер, 1999. – 464 с.

12 Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций / Я.Рейковский. – M.:Прогресс, 1979. – 392 с.

13 Крылов, А.А. Психология (2-е издание) / А.А. Крылов. – М:Проспект, 2005. – 752 с.

14 Барабанщиков,  В. А. Зависимость  точности идентификации  экспрессии  лица от локализации мимических  проявлений /  В.А. Барабанщиков, Т.Н. Малкова // Вопросы психологии. – 1988. – №5. – С. 132-140.

15 Экман,П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь / П.Экман. – СПб: Питер,  2010. – 304 с.

16 И.А. Кривошлыков. Исследование способностей к распознаванию лжи  в подростковом, юношеском и зрелом возрастах / И.А. Кривошлыков // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2012. – №9(17).

17 Психология разума [Электронный  ресурс]. – Режим доступа http://www.mindpsyhology. – Дата доступа: 15.03.2013.

18 Герасимова, Д.А. К вопросу  о языковых средствах глазного  поведения в коммуникации / Д.А. Герасимова // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. –  2009. – №3. – С. 99-103.

19 Галактионова, Е.Н. Жест  как фактор психического развития  ребенка / Е.Н. Галактионова // Вестник Томского государственного педагогического университета. –  2007. –  №10(73). – С. 23-28.

20 Пронников, В.А. Язык мимики  и жестов / В.А. Пронников, И.Д.  Ладанов. – М, 1998. – 212 с.

21 Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. –  СПб: Питер,  2001. – 752 с.

22 Семечкин, Н.И. Социальная  психология на рубеже веков: истории, теория, исследования / Н.И. Семечкин. –  Владивосток,  2001. – 188 с.

23 Гранская, Ю.В. Распознавание  эмоций по выражению лица: дис. ...канд.психол. наук: 19.00.01 / Ю.В. Гранская. – Спб., 1998. – 175 с.

24 Чебучева, Е.В. Способность  к психологической интерпретации  невербального поведения и когнитивно-стилевые  характеристики в младшем школьном  возрасте / Е.В. Чебучева //  Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 51. – С.322-325.

Информация о работе Особенности понимания эмоциональных состояний людей у детей с нарушением слуха