Краткое
описание психодиагностических методик:
- Методика « Эмоциональная идентификация»
диагностическая методика для детей дошкольного
и младшего школьного возраста (Е.И. Изотова,
1994).
Цель: выявление особенностей
идентификации эмоций различных модальностей
у детей младшего школьного возраста,
выявление сформированности компонентов
процесса опознания эмоций – восприятия
и понимания эмоциональных состояний.
Инструкция: Хочешь, я расскажу
тебе сказку о гномиках? Жили-были неразлучные
друзья гномы: весельчак ЭХ, злюка УХ, плакса
ОХ, бояка ОЙ, привереда ФУ, завида АГА.
Гномы всегда играли вместе, хотя иногда
ссорились. В процессе инструкции осуществляется
показ мимикой, При необходимости проанализировать
соответствие имени каждого гнома определенному
эмоциональному состоянию. Далее показать
карточки с лицами гномов.
Посмотри, здесь нарисованы
все гномики. Попробуй отгадать, кто из
ник весельчак, злюка, плакса, бояка, привереда,
завида? При затруднениях у ребенка обращать
внимание на рот, брови, глаза изображения.
Использовать показ мимикой. В процессе
выполнения задания фиксировать выбор.
Стимульный материал: 6 карточек
с изображениями лиц гномов.
- Методика «Изучение понимания эмоциональных
состояний людей, изображённых на картинке» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина,
1995
Стимульный материал: картинки
с изображением детей, у которых ярко выражено
эмоциональное состояние как основных
эмоций (радость, страх, гнев, горе), так
и их оттенков.
Цель: изучение понимания эмоциональных
состояний людей у детей младшего школьного
возраста
Инструкция: Ребенку последовательно
показывают картинки детей и спрашивают:
«Кто изображен на картинке? Что он делает?
Как он себя чувствует? Как ты догадался
об этом?
2.2 Описание и интерпретация
результатов исследования
На основе теоретического анализа
литературы можно говорить о том, в настоящее
время существует множество подходов
к пониманию эмоциональной экспрессии.
С помощью методики «Эмоциональная
идентификация» исследовалось, насколько
адекватно дети с нарушенным и сохранным
слухом понимают такие эмоции как радость,
грусть, страх, зависть, отвращение и гнев.
Таблица 1. Результаты
набранных баллов по шкале «Эмоциональная
идентификация» у младших школьников
с сохранным и нарушенным слухом.
Младшие школьники
с сохранным слухом |
Количество
баллов |
Младшие школьники
с нарушенным слухом |
Количество
баллов |
Ангелина |
3 |
Глеб |
4 |
Регина |
4 |
Виктория Ш. |
5 |
Карина |
6 |
Юлия |
4 |
Влад |
6 |
Дмитрий |
3 |
Иван |
6 |
Андрей |
2 |
Виктория Л. |
4 |
Данил. |
1 |
Дарья П. |
4 |
Игорь |
2 |
Артем |
4 |
Дарья К. |
2 |
Даниил |
6 |
Илона |
1 |
С помощью U-критерия Манна-Уитни
были выявлены различия в уровне понимания
эмоциональных состояний людей у младших
школьников с нарушенным и сохранным слухом.
С уверенностью 99,9% было доказано, что
младшие школьники с нарушением слуха
понимают эмоциональные состояния людей
хуже, чем дети младшего школьного возраста
с сохранным слухом (Uэ=11,5; Uкр=14, р≤0,01;Uкр=21, р≤0,05).
Рисунок 1. Соотношение
в опознании эмоций младшими школьниками
с нарушенным и сохранным слухом.
Из рисунка видно, что существуют
значимые различия в уровне опознания
эмоций контрольной и экспериментальной
группами.
Эмоция радости была успешно
опознана младшими школьниками с нарушением
слуха в 44,4 % случаев, в то время как
младшие школьники с сохранным слухом
в 100% смогли распознать эту эмоцию. Эмоция
грусти была распознана в 66,6% случаев детьми
младшего школьного возраста с нарушенным
и в 88,8% с сохранным слухом. Что касается
эмоции страха, то она была распознана
контрольной и экспериментальной группами
в 100% случаев. Зависть, отвращение и гнев
были наиболее трудными для опознания.
Так 77,7% детей с сохранным слухом узнали
эмоцию зависти, 66,6%т – отвращения, 44,4%
– гнева. Младшие школьники с нарушенным
слухом успешно опознали эти эмоции в
22,2%, 22,2% и 11,1% соответственно.
Согласно полученным результатам
можно сделать вывод о том, что младшие
школьники с нарушенным слухом хуже младших
школьников с сохранным слухом опознают
базовые эмоции (радость, грусть и др.),
за исключением эмоции страха. Также было
установлено, что лучше у неслышащих
школьников происходит опознание базовых
эмоций, в сравнению с социальными.
Также было отмечено, что эмоцию
зависти большинство детей путало с гневом,
немного реже с отвращением, а отвращение,
соответственно, с гневом. Это может быть
связано с недоступностью данных эмоций
для детей младшего школьного возраста
с нарушенным слухом.
Рисунок 2. Соотношение
в опознавании эмоций детьми младшего
школьного возраста с нарушенным и сохранным
слухом.
Как видно из рисунка, различий
с помощью методики «Изучение понимания
эмоциональных состояний людей, изображённых
на картинке» выявлено не было (Uэ=30,5;Uкр=14, р≤0, 01; Uкр=21, р≤0, 05;).
С помощью данной методики дети
как с нарушенным, так и с сохранным слухом
хорошо опознавали эмоции радости, гнева,
грусти, удовольствия. Несколько хуже
младшие школьники с нарушенным слухом
опознавали эмоции страха и обиды, однако
эти различия не являются статистически
значимыми.
Также успешность опознания
эмоций как контрольной, так и экспериментальной
группами может быть связана с тем, что
в первом случае стимульный материал представлял
собой схематичное изображение лица, а
во втором – графическое.
Заключение
Понимание эмоций обозначает
прежде всего то, что нужно дать ей вербальное
обозначение, выделить импрессивные и
экспрессивные признаки. Эмоциональная
экспрессия является важным, значимым
элементом при общении и взаимодействии
людей. Являясь подструктурой невербального
поведения, а, следовательно, компонентом
невербального общения, она проявляется
посредством лицевой, звуковой экспрессии,
жестов, телодвижений. С помощью эмоциональной
экспрессии передается и воспринимается
более 50% информации, что показывает важность
ее изучения для более эффективного и
результативного взаимодействия.
Можно говорить о том, что
правильное понимание эмоциональных состояний
является неотъемлемой частью коммуникации
между людьми, успешной социализации личности.
Особенности понимания эмоциональной
экспрессии младшими школьниками заключаются
в том, что хорошо опознавая базовые эмоции,
они затрудняются при интерпретации сложных
социальных эмоций. Однако на протяжении
младшего школьного возраста эта способность
значительно развивается. Также с возрастом
увеличивается социальная обусловленность
эмоциональной экспрессии, возрастает
количество источников, используемых
для понимания эмоционального состояния.
Можно сделать вывод о том, что
общение является важнейшим фактором
развития ребенка, как в норме, так и с
особенностями. Также можно говорить о
том, что у детей с нарушениями слуха
наблюдается отставание в коммуникативном
развитии. По мнению многих авторов, сформированность
коммуникативной деятельности характеризует
уровень возможностей ребёнка по овладению
достижениями социума. Следовательно,
ребенок с нарушенным слухом имеет некоторые
сложности при социализации. При межличностном
взаимодействии у таких детей также обнаруживаются
особенности, к которым относят ослабление
социальной направленности детей с нарушением
слуха, кратковременность и неустойчивость
отношений, нехватка социальных навыков
и словесных средств для формирования
адекватных межличностных отношений.
Мотивы межличностного общения в большинстве
случаев поверхностны.
Особенности понимания эмоциональных
состояний людей у детей с нарушением
слуха заключается в том, что они хуже,
чем дети младшего школьного возраста
опознают схематичное изображение эмоций.
Также они лучше опознают базовые эмоции
в отличие от сложных социальных эмоций.
При опознании эмоций по графическому
изображению между младшими школьными
с нарушенным и сохранным слухом различий
выявлено не было.
Список использованных
источников
1 Гусев, С.С. Проблема понимания
в философии. Филос.-гносеол. анализ
/ С.С. Гусев, Г.Л. Тульчинский.—М.: Политиздат,
1985.— 192 с.
2 Силин, В.В. Понимание и
интерпретация / В.В. Силин // Проблемы
современного литературоведения. –
2006. – №3. – С.55-60.
3 Монахова, И.А. Проблема
понимания в современных философских
исследованиях / И.А. Монахова // Гуманитарные
исследования. – 2005. – № 1 (13). – С.
9-17.
4 Общая психология / Л.А.Вайнштейн,
В.А.Поликарпов, И.А.Фурманов, Е.А.Трухан.
– Мн.: БГУ, 2004. –290с.
5 Лабунская, В.А. Экспрессия
человека: общение и межличностное
познание / В.А. Лабунская. – Ростов
н/Д: Феникс, 1999. – 608 с.
6 Горшенин, Д.В. Опыт разработки
методики диагностики эмоционального
интеллекта / Л.Г. Матвеева, Д.В. Горшенин
// Психология. – 2007. – №4. – С. 149-160.
7 Дарвин, Ч. О выражении
эмоций у человека и животных
/ Ч.Дарвин. – Спб:ПИТЕР, 2001. –
384 с.
8 Библиотека психологии
[Электронный ресурс]. –Режим доступа http://www.psihologia.biz. – Дата доступа: 25.02.2013.
9 Поваляева, М.А. Невербальные
средства общения / О.А. Рутер, М.А. Поваляева.
– Серия «Высшее образование». — Ростов
н /Д : Феникс, 2004. — 352 с.
10 Оксюта, А.А. Роль невербальных
средств в межличностном общении
/ А.А. Оксюта // Вестник
Московского государственного гуманитарного
университета им. М.А. Шолохова. Педагогика
и психология. – 2012. – С. 103-106.
11 Изард, К.Э. Психология
эмоций / К.Э. Изард. – Спб:Питер, 1999.
– 464 с.
12 Рейковский, Я. Экспериментальная
психология эмоций / Я.Рейковский. – M.:Прогресс,
1979. – 392 с.
13 Крылов, А.А. Психология (2-е издание)
/ А.А. Крылов. – М:Проспект, 2005. – 752 с.
14 Барабанщиков, В. А. Зависимость
точности идентификации экспрессии
лица от локализации мимических
проявлений / В.А. Барабанщиков, Т.Н.
Малкова // Вопросы психологии. – 1988.
– №5. – С. 132-140.
15 Экман,П. Психология эмоций.
Я знаю, что ты чувствуешь / П.Экман.
– СПб: Питер, 2010. – 304 с.
16 И.А. Кривошлыков. Исследование
способностей к распознаванию лжи
в подростковом, юношеском и зрелом возрастах
/ И.А. Кривошлыков // Современные исследования
социальных проблем (электронный научный
журнал). – 2012. – №9(17).
17 Психология разума [Электронный
ресурс]. – Режим доступа http://www.mindpsyhology. – Дата доступа: 15.03.2013.
18 Герасимова, Д.А. К вопросу
о языковых средствах глазного
поведения в коммуникации / Д.А. Герасимова
// Вестник
Иркутского государственного лингвистического
университета. – 2009. – №3. – С. 99-103.
19 Галактионова, Е.Н. Жест
как фактор психического развития
ребенка / Е.Н. Галактионова // Вестник
Томского государственного педагогического
университета. – 2007. – №10(73). – С. 23-28.
20 Пронников, В.А. Язык мимики
и жестов / В.А. Пронников, И.Д. Ладанов.
– М, 1998. – 212 с.
21 Ильин, Е.П. Эмоции и чувства
/ Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2001. – 752
с.
22 Семечкин, Н.И. Социальная
психология на рубеже веков: истории,
теория, исследования / Н.И. Семечкин. –
Владивосток, 2001. – 188 с.
23 Гранская, Ю.В. Распознавание
эмоций по выражению лица: дис.
...канд.психол. наук: 19.00.01 / Ю.В. Гранская.
– Спб., 1998. – 175 с.
24 Чебучева, Е.В. Способность
к психологической интерпретации
невербального поведения и когнитивно-стилевые
характеристики в младшем школьном
возрасте / Е.В. Чебучева // Известия
Российского государственного педагогического
университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 51. – С.322-325.