Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 14:26, дипломная работа
Целью данного исследования является: изучение особенностей проявления коммуникативного стресса и разработка программы по преодолению коммуникативного стресса в подростковом возрасте.
В качестве гипотезы высказывается предположение о том, что если изучить особенности подросткового общения и использовать их в практике, то можно снизить уровень коммуникативного стресса у подростков.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Особенности преодоления коммуникативного стресса в подростковом возрасте
Выполнила:
Специальность:
Дополнительная квалификация:
Научный руководитель:
ОМСК 2011 г
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ
Для развития человека важен
каждый возраст и все же
подростковый возраст занимает
особое место в психологии. Это
самый трудный и сложный из
всех детских возрастов, представляющий
собой период становления
В подростковом возрасте
В начале любой встречи
Все выше сказанное позволило
сформулировать тему
Объектом исследования является: коммуникативный стресс.
Предметом исследования
является: преодоление коммуникативного
стресса в подростковом возрасте.
Целью данного исследования является: изучение особенностей проявления коммуникативного стресса и разработка программы по преодолению коммуникативного стресса в подростковом возрасте.
В качестве гипотезы высказывается предположение о том, что если изучить особенности подросткового общения и использовать их в практике, то можно снизить уровень коммуникативного стресса у подростков.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
Проблема данного исследования отражает противоречия между необходимостью помощи подросткам в преодолении коммуникативного стресса и недостаточной сформированностью у них коммуникативных умений и навыков.
Методологической основой исследования являются личносто-ориентированный, деятельностный, системный подходы для разработки и реализации мероприятий по преодолению коммуникативного стресса в подростковом возрасте. Для решения поставленных задач и опытной проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические ( анализ основных понятий, психолого-педагогическая литература по теме исследования), эмпирические ( беседа с классным руководителем, социальным педагогом, психологом, проведение диагностических методик).
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения коммуникативного стресса.
1.1
Особенности коммуникативного
Проблема стресса в последние
десятилетия становится одной
из актуальных тем в мировой
психологической науке и
Термином «стресс» объединяют большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлением и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложно й и ответственной производственной задачей, опасной ситуацией и т.д. Различные аспекты стресса являются предметом исследований в области психологии, физиологии, социологии, медицины и других наук. [17;19].
Не смотря на то, что по проблеме стресса выполнено большое количество исследований, концепция стресса во многом остается неопределенной , а это понятие часто используется без четкого определения. Основные вопросы возникающие при изучении и обсуждении сущности психологического стресса, обуславливаются отсутствием общей, единой теорией о природе самого стресса и его вредных воздействий на человека. В тоже время следует отметить, что проблема стресса как предмет научных исследований с той или иной степенью глубины рассматривалась в самых различных аспектах многими учеными, которыми изучались вопросы причинности возникновения и детерминации развития стресса, его симптомокомплекса, индивидуально-психологических особенностей проявления, методов измерения, приемов предупреждения и ликвидации его последствий. (В.А. Бодров [10;34]).
Понятие стресса ввел канадский ученый Ганс Селье. Он дает следующее определение стресса - это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование [21;63]
Стресс - это нервно-психическое перенапряжение, которое возникает в результате сверхсильного воздействия (стрессора), адекватная реакция на которое даже не была сформулирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Это такое эмоциональное состояние, которое связано с тотальной мобилизацией сил организма на поиск выхода из сложившегося положения.[22;48]
Стресс (англ.- давление, нажим, напряжение) - это психическое состояние общего возбуждения, психического напряжения при деятельности в трудовых, необычных, экстремальных ситуациях; неспецифическая реакция организма на резко изменившиеся условия среды. [22;49]
В современной научной литературе термин «стресс» используется по крайней мере в трех значениях:
- во-первых,
стресс может быть физической
реакцией организма на
- во-вторых,
стресс может относиться к
субъективной реакции, и в этом
значении он отражает
- в-третьих,
понятие стресс определяет, любые
внешние стимулы или события,
которые вызывают у человека
напряжение или возбуждение. В
настоящее время в этом
Понятие «стресс-фактор» (стрессор) - традиционно для различных концепций стресса и определяется как причина, вызывающая состояние стресса. Без понимания специфики стресс-фокторов затруднено концептуальное представление о механизмах развития, эмоциональных, поведенческих реакциях того или иного типа стресса. При коммуникативном стрессе специфика факторов во многом обусловлена соответствующей стрессовой ситуацией – конфликт в семье или конфликт в учебной группе, ответы на семинаре или экзамене, либо это выступление на совещании в рамках профессиональной деятельности.[15;146]
Стресс-факторы можно условно разделить на две большие группы – объективные, под которыми подразумевается объективно существующие условия, влияющие на возникновение и развитие коммуникативного стресса, например сложная для восприятия коммуникативная информация, ограничение времени для выступления и т.п., и субъективные факторы, которые рассматриваются как индивидуально-личностные особенности человека, определяющие и оценивающие ситуацию как стрессовую. Так как в значительной степени коммуникативный стресс разворачивается во время непосредственного общения с кем-либо, то субъективная оценка, к примеру, одного коммуникативного партнера другим является важнейшим индикатором стрессового состояния в общении. Такими стресс-факторами являются: несовпадения по темпу общения, прерывание речи одного из партнеров, использование непонятных собеседнику слов, терминов, слишком большой объем информации, вторжение в интимную зону общения.[17;48]
Являясь
одновременно самостоятельным
Таким образом, стресс возникает тогда, когда организм вынужден адаптироваться к новым условиям, то есть стресс неотделим от процесса адаптации. [21;42]
Дж. Эверил считает сущностью стрессовой ситуации утрату контроля, то есть отсутствие адекватной, в данной ситуации реакции при значимости для индивида последствий отказа от реагирования. П. Фресс предлагает называть стрессом особый вид эмоциональных ситуаций, а именно «употреблять этот термин применительно к ситуациям повторяющимся, или хроническим, в которых могут появиться нарушения адаптации». Ю.С. Савенко определяет психический стресс как «состояние, в котором личность оказывается в условиях, препятствующих ее самоактуализации».
В связи с отсутствием общей теории стресса нет и общепринятого его определения. Рассматривая различные их варианты N. H. Rizvi отметил следующее:
В современной психологической науке и практике закрепилось разграничение понятий «физиологический стресс» и « психологический стресс», введенных известным исследователем стресса Р. Лазарусом.
Информация о работе Особенности преодоления коммуникативного стресса в подростковом возрасте