Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 14:26, дипломная работа
Целью данного исследования является: изучение особенностей проявления коммуникативного стресса и разработка программы по преодолению коммуникативного стресса в подростковом возрасте.
В качестве гипотезы высказывается предположение о том, что если изучить особенности подросткового общения и использовать их в практике, то можно снизить уровень коммуникативного стресса у подростков.
3.3 Анализ эффективности программы.
« Диагностика уровня школьной тревожности»
Таблица 1
Испытуемые |
Балл |
1* |
19 |
2* |
25 |
3* |
14 |
4* |
27 |
5* |
26 |
6* |
39 |
7* |
27 |
8* |
14 |
9* |
40 |
10* |
11 |
11* |
40 |
12* |
41 |
13* |
42 |
14* |
26 |
15* |
39 |
16* |
25 |
У 40% опрошенных – повышенный уровень тревожности.
У 60% опрошенных – низкий уровень тревожности.
Диаграмма 1
По результатам диагностики можно увидеть, что повышенный уровень в классе снизился на 20%
Коммуникативные и организаторские склонности
50% опрошенных
характеризуются низким
У 50 % опрошенных коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
Диаграмма 2
Методика диагностики коммуникативной установки В. В. Бойко
Таблица 3
Испытуемые |
Суммарный балл |
1* |
46 |
2* |
34 |
3* |
33 |
4* |
47 |
5* |
37 |
6* |
33 |
7* |
76 |
6* |
57 |
9* |
32 |
10* |
54 |
11* |
39 |
12* |
44 |
13* |
32 |
14* |
54 |
15* |
37 |
16* |
54 |
У 25 % опрошенных суммарный бал равен 33 и меньше, у них слабо выражена негативная коммуникативная установка.
У 75% опрошенных суммарный балл превышает 33, это свидетельствует о наличии выраженной негативной коммуникативной установки, которая неблагоприятно сказывается на самочувствии партнеров.
Диаграмма 3
Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов.
Диаграмма 4
40% опрошенных считают, что класс не дружный; 60% считают класс дружный.
Состояние взаимопомощи в классе: в классе оказывается помощь только своим друзьям и если того требует учитель.
Диаграмма 5
В сравнении с констатирующим этапом, процент ребят считающих, что класс дружный увеличился на 20%.
Оценка уровня общительности
38% опрошенных - замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у них мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают в панику, то надолго выводят из равновесия. Бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством – в Вашей власти переломить эти особенности характера.
60 % опрошенных - нормальная коммуникабельность. Любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.
5% опрошенных
- весьма общительны (порой, быть
может, даже сверх меры). Любопытны,
разговорчивы, любите высказываться
по разным вопросам, что, бывает,
вызывает раздражение
Диаграмма 6
Методика « Потребность в общении»
Таблица 7
Испытуемые |
Балл |
1* |
22 |
2* |
5 |
3* |
10 |
4* |
20 |
5* |
7 |
6* |
21 |
7* |
22 |
8* |
6 |
9* |
8 |
10* |
14 |
11* |
14 |
12* |
10 |
13* |
27 |
14* |
21 |
15* |
6 |
16* |
23 |
У 30% опрошенных, явная выраженность потребности в общении.
У 70% опрошенных потребность в общении слабо выражена.
Диаграмма 7
Вывод: Полученные на контрольном этапе диагностические данные совпали с экспертной оценкой классного руководителя данного класса и социальным педагогом школы ещё раз позволяют нам говорить об эффективности реализованной нами программы по преодолению коммуникативного стресса в подростковом возрасте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стрессу подвержены все – от новорожденного до немощного старика. Рассматривая причины и факторы, осложняющие общение подростков, следует обратить внимание на возрастные особенности. Подростковый возраст традиционно является трудным в воспитательном отношении. В данном возрасте общение выдвигается на первое место, оно играет важную роль в формировании личности. Отсутствие навыков общения заставляет подростка быть угрюмым, недовольным собой. Такие подростки заметно отстают в учебе, нередко конфликтуют со взрослыми и сверстниками. Не успешность в общении со сверстниками, родителями, педагогами часто приводит к мучительным переживаниям подростка. Для того, что бы избежать, такого рода переживания, необходимо, именно в подростковом возрасте развивать коммуникативные навыки.
В нашей работе мы исследовали проблему особенностей проявления коммуникативного стресса в подростковом возрасте.
В первой главе мы исследовали феномен стресса, современное состояние проблемы коммуникативного стресса в современной психологии. Рассмотрели различные подходы к изучению данной темы, как отечественные, так и зарубежные. Для этого мы определили ряд понятий: «стресс», «коммуникативный стресс», «подростковый возраст». Рассмотрели ряд подходов и концепций в изучении стресса.
Во второй
главе, на основе теоретического
анализа литературы по
Проанализировав данные, полученные в результате исследования, мы выявили наличие коммуникативного стресса у опрошенных подростков. Для этого использовались следующие диагностические методики:
1. Методика
диагностики коммуникативной
2. Методика
диагностики «помех» в
3. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.
4. Методика «Оценка коммуникативных и организаторских способностей»
5. Методика «Наши отношения»
6. Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского)
7. Методика «Потребность в общении»
По итогам диагностических методик была разработана программа по преодолению коммуникативного стресса в подростковом возрасте, которая включала в себя 9 занятий, время занятия составляло 50-60 минут, программа была рассчитана на 2 месяца. В программе использовались элементы тренинга.
В третьей главе описывался ход реализации программы, был проведен анализ эффективности программы, посредством повторного проведения диагностических методик.
В процессе исследования мы пришли к выводу, что общение является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте. По итогам опытно-экспериментального исследования можно сказать, что выдвинутая нами гипотеза о том, что если изучить особенности подросткового общения и использовать их в практике, то можно снизить уровень коммуникативного стресса у подростков, была подтверждена.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бодалев А. А. « Личность и общение»: Избранные труды. М, 1983
2. Добрович А. Б. « Воспитателю о психологии и психогигиене общения», М. Просвещение, 1967.
3. Зимняя И. А. «Педагогическая психология». Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1997
4. Мудрик А. В. « Общение как фактор воспитания школьников», М. Педагогика, 1984
5. Давыдов В. В. « Психологический словарь». – М., Педагогика. 1983.
6. Мухина В. С. « Возрастная психология. – М., Академия, 2000.
7. Попова Л. М. Стресс жизни. [Текст] : понять, противостоять и управлять им / [ сост.: Л. М. Попова, Соколов И. В. ]. – Санкт-Петербург: Лейла. 1994.- 381, [1]с.: ил.; 20см.
8. Субботина Л. Ю. Стресс / Л. Ю. Субботина, Худож. А. А. Селиванов. В. Н. Куров. – Ярославль: Акад Холдинг, 2001. – 126с.
9. Полякова О. Н. Стресс [Текст]: причины, последствия, преодоление / О. Н. Полякова; под ред. А. С. Батуева. – Санкт – Петербург: Речь, 2008. -140, с.
10. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. – М., 1995.
11. Реан. А. А. Психологическая адаптация личности. Анализ. Теория. Практика. – СПб., 2006.
12. Селье Г. Когда стресс не приносит горя. М., 1992.
13. Перрет Л. Подросток и его проблемы. СПб, Питер, 2002.
14. Психологический словарь [Текст] / Под ред. Ю. Л. Неймера – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 780 с.
15. Селье Г. Стресс без дистресса. Москва, 1993. – 151 с.
16. Эмоциональный стресс / Под ред. Л Леви. – Л., 1970.
17. Суворова В. В. Психофизиология стресса. – М., 1975.
18. Кабрин В. И. Психология коммуникативного развития человека как личности: Автореф. дис…д-ра психол. Наук. – М., 1993.
19. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб: Питер, 2006. – 256 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
20. Маклаков А.Г. - «Общая психология», СПБ, 2003 г.- с.138.
21. Селье Ганс. Что такое стресс.//Психология мотивации и эмоций/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. В. Фаликман. - Москва: ЧеРо, 2002 г., с. 63.
22. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - C.372.
23. Гамезо М.В., Домашенко И.А. «.Педагогическое общество России: Москва, 2004 г.С.19
24. Р.А. Тигранян «Стресс и его значение для организма» [112].
25. Селье Ганс. Что такое стресс.//Психология мотивации и эмоций/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. В. Фаликман.
Информация о работе Особенности преодоления коммуникативного стресса в подростковом возрасте