Особенности преодоления коммуникативного стресса в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 14:26, дипломная работа

Описание работы

Целью данного исследования является: изучение особенностей проявления коммуникативного стресса и разработка программы по преодолению коммуникативного стресса в подростковом возрасте.
В качестве гипотезы высказывается предположение о том, что если изучить особенности подросткового общения и использовать их в практике, то можно снизить уровень коммуникативного стресса у подростков.

Файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 204.28 Кб (Скачать файл)

 

3.3 Анализ эффективности программы.

« Диагностика уровня школьной тревожности»

Таблица 1

                       Испытуемые

                             Балл

1*

19

2*

25

3*

14

4*

  27

5*

26

6*

39

7*

27

8*

14

9*

40

                               10*

11

11*

40

12*

41

13*

42

14*

26

15*

39

16*

25


 

У 40% опрошенных – повышенный уровень тревожности.

У 60% опрошенных – низкий уровень тревожности.

Диаграмма 1

 

По результатам диагностики можно увидеть, что повышенный уровень в классе снизился на 20%

Коммуникативные  и организаторские склонности

50% опрошенных  характеризуются низким уровнем  проявления коммуникативных и  организаторских склонностей.

У 50 % опрошенных коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

Диаграмма 2

 

 

Методика диагностики коммуникативной установки В. В. Бойко

Таблица 3

Испытуемые

Суммарный балл

1*

46

2*

34

3*

33

4*

47

5*

37

6*

33

7*

76

6*

57

9*

32

10*

54

11*

39

12*

44

13*

32

14*

54

15*

37

16*

54

   

 

У 25 % опрошенных суммарный бал равен 33 и меньше, у них слабо выражена негативная коммуникативная установка.

У 75% опрошенных суммарный балл превышает 33, это свидетельствует о наличии выраженной негативной коммуникативной установки, которая неблагоприятно сказывается на самочувствии партнеров.

Диаграмма 3

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов.

 

Диаграмма 4

                                             Методика «Наши отношения»

 

40% опрошенных  считают, что класс не дружный; 60% считают класс дружный.

Состояние взаимопомощи в классе: в классе оказывается помощь только своим друзьям и если того требует учитель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 5

В сравнении с констатирующим этапом, процент ребят считающих, что класс дружный увеличился на 20%.

                                                          

Оценка уровня общительности

38% опрошенных - замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете  одиночество, поэтому у них мало  друзей. Новая работа и необходимость  новых контактов если и не  ввергают  в панику, то надолго  выводят из равновесия. Бываете  недовольны собой. Но не ограничивайтесь  только таким недовольством –  в Вашей власти переломить  эти особенности характера.   

60 % опрошенных - нормальная коммуникабельность. Любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.

5% опрошенных -  весьма общительны (порой, быть  может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться  по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Недостает усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами, однако, Вы можете себя заставить не отступать.

Диаграмма 6

                                          

Методика « Потребность в общении»

Таблица 7

Испытуемые

                            Балл

1*

22

2*

5

3*

10

4*

20

5*

7

6*

21

7*

22

8*

6

9*

8

10*

14

11*

14

12*

10

13*

27

14*

                              21

15*

6

16*

23


 

У 30% опрошенных,  явная выраженность потребности в общении.

У 70% опрошенных потребность в общении слабо выражена.

Диаграмма 7

 

Вывод: Полученные на контрольном этапе диагностические данные совпали с экспертной оценкой классного руководителя данного класса и социальным педагогом школы ещё раз позволяют нам говорить об эффективности реализованной нами программы по преодолению коммуникативного стресса в подростковом возрасте.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стрессу подвержены все – от новорожденного до немощного старика. Рассматривая причины и факторы, осложняющие общение подростков, следует обратить внимание на возрастные особенности. Подростковый возраст традиционно является трудным в воспитательном отношении. В данном возрасте общение выдвигается на первое место, оно играет важную роль в формировании личности. Отсутствие навыков общения заставляет подростка быть угрюмым, недовольным собой. Такие подростки заметно отстают в учебе, нередко конфликтуют со взрослыми и  сверстниками. Не успешность в общении со сверстниками, родителями, педагогами часто приводит к мучительным переживаниям подростка. Для того, что бы избежать, такого рода переживания, необходимо, именно в подростковом возрасте развивать коммуникативные навыки.

В нашей работе мы исследовали проблему особенностей проявления коммуникативного стресса в подростковом возрасте.

В первой главе мы исследовали феномен стресса, современное состояние проблемы  коммуникативного стресса в современной психологии. Рассмотрели различные подходы к изучению данной  темы, как отечественные, так и зарубежные.  Для этого мы определили ряд  понятий: «стресс»,  «коммуникативный стресс», «подростковый возраст». Рассмотрели ряд подходов и концепций в изучении стресса.

 Во второй  главе, на основе теоретического  анализа литературы по проблеме  коммуникативного стресса, мы провели  опытно-экспериментальное исследование  с учащимися девятого класса.

Проанализировав данные, полученные в результате исследования, мы выявили наличие коммуникативного стресса у опрошенных подростков.   Для этого использовались следующие диагностические методики:

1. Методика  диагностики коммуникативной установки  В. В. Бойко

2. Методика  диагностики «помех» в установлении  эмоциональных контактов В. В. Бойко 

3. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.

4. Методика  «Оценка коммуникативных и организаторских способностей»

5. Методика  «Наши отношения»

6. Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского)

7. Методика  «Потребность в общении»

По итогам диагностических методик была разработана программа по преодолению коммуникативного стресса в подростковом возрасте, которая включала в себя 9 занятий, время занятия составляло 50-60 минут, программа была рассчитана на 2 месяца. В программе использовались элементы тренинга.

В третьей главе описывался ход реализации программы, был проведен анализ эффективности программы, посредством повторного проведения диагностических методик.

В процессе исследования мы пришли к выводу, что общение является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте. По  итогам опытно-экспериментального исследования можно сказать, что выдвинутая нами гипотеза о том, что если изучить особенности подросткового общения и использовать их в практике, то можно снизить уровень коммуникативного стресса у подростков, была подтверждена.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бодалев А. А. « Личность и общение»: Избранные труды. М, 1983

2. Добрович  А. Б. « Воспитателю о психологии  и психогигиене общения», М. Просвещение, 1967.

3. Зимняя  И. А. «Педагогическая психология». Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Издательство  «Феникс», 1997

4. Мудрик А. В. « Общение как фактор воспитания школьников», М. Педагогика, 1984

5. Давыдов В. В. « Психологический словарь». – М., Педагогика. 1983.

6. Мухина В. С. « Возрастная психология. – М., Академия, 2000.

7. Попова Л. М. Стресс жизни. [Текст] : понять, противостоять и управлять им / [ сост.: Л. М. Попова, Соколов И. В. ]. – Санкт-Петербург: Лейла. 1994.- 381, [1]с.: ил.; 20см.

8. Субботина Л. Ю.  Стресс / Л. Ю. Субботина, Худож. А. А. Селиванов. В. Н. Куров. – Ярославль: Акад Холдинг, 2001. – 126с.

9. Полякова О. Н. Стресс [Текст]: причины, последствия, преодоление / О. Н. Полякова; под ред. А. С. Батуева. – Санкт – Петербург: Речь, 2008. -140, с.

10. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. – М., 1995.

11. Реан. А. А. Психологическая адаптация личности. Анализ. Теория. Практика. – СПб., 2006.

12. Селье Г. Когда стресс не приносит горя. М., 1992.

13. Перрет Л. Подросток и его проблемы. СПб, Питер, 2002.

14. Психологический словарь [Текст] / Под ред. Ю. Л. Неймера – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 780 с.

15. Селье Г. Стресс без дистресса. Москва, 1993. – 151 с.

16. Эмоциональный стресс / Под ред. Л Леви. – Л., 1970.

17. Суворова В. В. Психофизиология стресса. – М., 1975.

18. Кабрин В. И. Психология коммуникативного развития человека как личности: Автореф. дис…д-ра психол. Наук. – М., 1993.

19. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб: Питер, 2006. – 256 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

20. Маклаков А.Г. - «Общая психология», СПБ, 2003 г.- с.138.

21. Селье Ганс. Что такое стресс.//Психология мотивации и эмоций/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. В. Фаликман. - Москва: ЧеРо, 2002 г., с. 63.

22. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - C.372.

23. Гамезо М.В., Домашенко И.А. «.Педагогическое общество России: Москва, 2004 г.С.19

24. Р.А. Тигранян «Стресс и его значение для организма» [112].

25. Селье Ганс. Что такое стресс.//Психология мотивации и эмоций/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. В. Фаликман.

 

 

 


Информация о работе Особенности преодоления коммуникативного стресса в подростковом возрасте