Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 14:26, дипломная работа
Целью данного исследования является: изучение особенностей проявления коммуникативного стресса и разработка программы по преодолению коммуникативного стресса в подростковом возрасте.
В качестве гипотезы высказывается предположение о том, что если изучить особенности подросткового общения и использовать их в практике, то можно снизить уровень коммуникативного стресса у подростков.
Очень важно развивать коммуникативные навыки в подростковом возрасте. Ведь подростковый возраст - время, когда закладывается фундамент будущей жизни в обществе. От того насколько ребята 11-14 лет успешно научатся выстраивать отношения с родителями, взрослыми, сверстниками, зависит их удовлетворенность профессиональной и личной жизнью в будущем. Для того, чтобы выстраивать отношения с другими, необходимо, прежде всего, научиться жить в мире и согласии с самим собой, что также является актуальной проблемой переходного возраста.
Подростки используют свои способы снятия стресса и расслабления, которые зачастую оказываются неконструктивными и неэффективными. Несмотря на свое стремление к эмансипации, подростки нуждаются в помощи при решении проблем , в обучении адекватным способам выражении своих эмоций.
К первоисточникам коммуникативного стресса относятся: непонимание в общении друг друга, конфликтные ситуации, что часто бывает в подростковом возрасте, состояние тревожности, не сформированные или слабо развитые навыки общения, неуверенность в себе.
Подросток должен научиться, как быть более уверенным в себе, общаться тепло и бесконфликтно, умея при этом отстаивать свои интересы. Как управлять своей внутренней погодой, воспринимать себя и окружающий мир ярче и объемнее, слышать и чувствовать партнера по общению. Как решать конфликтные ситуации, быть уважаемым и мудрым лидером, строить нужные отношения, в которых тепло и уютно.
Целью данной программы является: преодоление коммуникативного стресса в подростковом возрасте.
Задачи программы:
Занятие №1
Цель
занятия: способствовать развитию благоприятного
климата в коллективе.
Время проведения: 50 минут.
Занятие № 2
Цель занятия: снижение уровня тревожности.
Форма проведение: тренинговое занятие.
Время проведения: 60 минут.
Занятие № 3
Цель занятия: Снижение уровня конфликтности в группе.
Форма проведения: тренинговое занятие.
Время проведения: 50 минут.
Занятие № 4
Цель
занятия: совершенствование взаимопонимания
партнеров по общению.
Форма проведения: тренинговое занятие.
Время проведения: 50 минут.
Занятие № 5
Цель занятия: развитие уверенного поведения в различных ситуациях.
Форма проведения: тренинговое занятие.
Время проведения: 60 минут.
Занятие № 6
Цель занятия: Развитие навыков сотрудничества и коммуникативных умений.
Форма проведения: тренинговое занятие.
Время проведения: 60 минут.
Занятие № 7
Цель занятия: совершенствование умений эффективного общения.
Форма проведения: тренинговое занятие.
Время проведения: 50 минут.
Занятие № 8
Цель занятия: совершенствование навыков общения, повышение уверенности в себе.
Форма проведения: тренинговое занятие.
Время проведения: 60 минут.
Занятие № 9
Цель занятия: закрепление полученных навыков.
Форма проведения: тренинговое занятие.
Время проведения: 60 минут.
Подробнее с занятиями можно ознакомиться в приложении №1
3.2 Описание хода реализации программы
Данная программа включает 9 занятий, продолжительность которых составляет 50 – 60 минут. Данная программа рассчитана на 2 месяца. При ее реализации необходимо участие социального педагога, педагога-психолога, а также классного руководителя.
В программе принимали участие учащиеся 9 класса в составе 16 человек.
В программе были использованы элементы тренинга.
Специфические черты тренингов, используемые в программе:
наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи;
акцент на взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации "здесь и теперь";
атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.
Использовались также в программе игры, ориентированные на получение обратной связи.
Краткое содержание программы
Опрос самочувствия
Упражнения на знакомство
Знакомство
с правилами занятий:
1. Правило активности. В групповой работе участвуют все.
2. Правило
искренности. Каждый участник искренен,
что способствует установлению
доверительных отношений в
3. Правило равноценности. В группе все равны. В ней нет статусных различий.
4. Правило "здесь
и теперь". Обсуждению в группе
подлежит только то, что происходит
непосредственно в ходе
5. Правило конфиденциальности. Информация, обсуждаемая в группе и касающаяся личных жизненных историй каждого, не выносится за ее пределы.
6. Правило конструктивной обратной связи. Участники договариваются не давать общую оценку личности, а говорить о поведении, описывать происходящее.
Упражнение «Цвета эмоций».
Упражнение «Всеобщее внимание».
Упражнение «Молчащее и говорящее зеркало»
Рефлексия занятия.
Все садятся в круг: опрос самочувствия.
Упражнение «Надувная кукла»
Упражнение «Спящие львы»
Упражнение «Объясняю - понимай»
Упражнение «Улыбайся, даже если совсем не хочется!»
Упражнение «Изобрази животное»
Упражнение «Стыковка»
Рефлексия занятия.
Упражнение «Дыхание»
Проведение релаксационного упражнения: « Сядьте на стул. Закройте глаза и расслабьтесь. Сосредоточьтесь только на собственном дыхании. Вдох-выдох, вдох-выдох. Не пытайтесь изменить его естественный ход, просто стараясь не выходить из расслабления, запомните, как вы дышите в состоянии покоя, зафиксируйте рисунок собственного дыхания». Очень важно отследить ритм дыхания в расслабленном состоянии.
Опрос самочувствия.
Упражнение «Кто без стула?»
Упражнение
«Сказка по кругу».
Упражнение «Мы и наши конфликты»
Упражнение «Ловля моли»
Упражнение
«Импульс»
Рефлексия занятия.
Опрос самочувствия.
Упражнение «Спутанные цепочки»
Упражнение "Дискуссия"
Упражнение "Метафора"
Упражнение "Вопросы песней"
Рефлексия занятия.
Опрос самочувствия.
Упражнение «Чемпионат борьбы на пальцах»
Упражнение « Рак – отшельник»
Упражнение « Два дела»
Упражнение « Плюсы и минусы»
Упражнение « Внутреннее кино»
Упражнение « через три года»
Упражнение «Разряжение тревоги и страха»
Прежде чем приступить к выполнению упражнения, нужно составить список всех людей, мест и ситуаций, которые вызывают тревогу, беспокойство или страх. Во-первых, это упражнение поможет понять, что именно вызывает эти эмоции, а во-вторых, поможет уменьшить число источников и причин этой тревожности.
Сядьте поудобнее. Подумайте о тех людях, местах или ситуациях, которые внесены в список, и вслух выражайте любые мысли и чувства, которые просятся наружу, как, например: « Мне страшно», « Я обеспокоен». Повторяйте фразы как можно быстрее. Спустя некоторое время обнаружится, что вы бормочите что-то бессвязное про себя. В этот момент сделайте паузу и посмотрите, не придет ли вам на ум еще какая-нибудь фраза. Когда чувства выходят наружу, они раз и навсегда оставляют область подсознания и, следовательно, это позволяет избегать таких проблем в будущем.
Рефлексия занятия.
Опрос самочувствия.
Упражнение «Любое число»
Упражнение «Пишущая машинка».
Упражнение «Испорченный телефон»
Упражнение «Передай другому»
Упражнение « Что помню?»
Упражнение «Спина к спине»
Упражнение « Пересказ текста»
Рефлексия занятия.
Занятие № 7
Опрос самочувствия.
Упражнение
«Ведение переговоров»
Упражнение «Как сказать «НЕТ».
Упражнение « Принятие критики»
Упражнение
«Преодоление обвинения»
Упражнение « Волшебный щит»
Упражнение «Рекламный ролик»
Рефлексия занятия.
Опрос самочувствия
Упражнение «Шестерка»
Упражнение «Понимание»
Упражнение
«Передай информацию».
Упражнение «Другой акцент»
Упражнение
«Выход из контакта»
Рефлексия занятия.
Занятие № 9
Опрос самочувствия.
Упражнение "Желание"
Упражнение "Нахал"
Упражнение "Передача распоряжения"
Упражнение "Последняя встреча"
Рефлексия занятия.
Исходя, из наших собственных наблюдений за ходом реализации программы можно сделать вывод, что она способствовала преодолению коммуникативного стресса. Изменения можно проследить уже с третьего занятия, когда ребята постепенно стали менять своё отношение к друг другу, учились работать вместе. Экспертные мнения социального педагога школы и классного руководителя данного класса так же свидетельствуют о характерных изменениях в отношениях между учащимися, в особенности в общении. Да и от самих ребят, звучат положительные отзывы, что ещё раз подтверждает эффективность проделанной нами работы.
Информация о работе Особенности преодоления коммуникативного стресса в подростковом возрасте