Особенности преодоления коммуникативного стресса в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 14:26, дипломная работа

Описание работы

Целью данного исследования является: изучение особенностей проявления коммуникативного стресса и разработка программы по преодолению коммуникативного стресса в подростковом возрасте.
В качестве гипотезы высказывается предположение о том, что если изучить особенности подросткового общения и использовать их в практике, то можно снизить уровень коммуникативного стресса у подростков.

Файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 204.28 Кб (Скачать файл)

 

 

1.2   Психофизиологические особенности  подросткового возраста

Подростковый возраст (переходный период) – время ускоренного развития или полового созревания, характеризующееся важными изменениями в организме подростка, в том числе появлением вторичных половых признаков. Развивается костная система, наблюдаются изменения состава крови и кровяного давления. [6;28]

Происходят различные структурные и функциональные изменения церебральной активности. Особенностью этого периода является интенсивность и неравномерность роста и развития организма – «пубертатный скачок», что определяет неравномерность и значительную индивидуальную вариативность темпов развития (временные различия у мальчиков и девочек, акселерация и ретардация). С фактом полового созревания связано то, что подростковый возраст является периодом дебюта ряда заболеваний, в том числе и психических.

Необходимо знать последовательность и ориентировочное время появления тех или иных признаков,  так как это оказывает заметное влияние на поведение подростков. Их психологические особенности.  Проблемы, прямо или косвенно связанные с половым созреванием, занимают существенное место среди запросов к психологу, как от взрослых, так и от подростков. 5

Бурный рост, созревание организма, происходящие психологические изменения – все это отражается на функциональных состояниях подростка. 11-12 лет – период повышенной активности, значительного роста энергии. Но этот период и повышенной утомляемости, некоторого снижения работоспособности. Часто за двигательным беспокойством. Повышенной возбудимостью подростков скрывается именно быстрое и резкое наступление утомления, которое сам школьник в силу недостаточной зрелости еще не может не только проконтролировать, но и понять. Несмотря на значительные индивидуальные различия между детьми, в целом можно сказать, что в это время увеличивается количество обид, ссор между детьми, а также между детьми и взрослыми (в последнее время отмечается, что эти ссоры часто проходят в гораздо, более грубой и резкой манере, чем раньше).  Дети в это время часто проявляют повышенную вспыльчивость, обидчивость, прежде всего по отношению ко взрослому. Их поведение нередко характеризуется демонстративностью. Эта ситуация усугубляется влиянием начинающегося ( у мальчиков) или интенсивно проходящего ( у девочек) полового созревания, что способствует еще большему возрастанию импульсивности, частой смене настроения, воздействует на остроту восприятия подростком «обид» со стороны других людей, а также на форму выражения обид и протеста. [13;24]

      В 13-14 лет нередко отмечается своеобразное  чередование всплесков активности  и ее падения. Усталость наступает  быстро и как бы внезапно, характеризуя  повышенную утомляемость. Чрезвычайно  трудны для подростков ситуации  монотонии. Если у взрослого человека  выраженное падение работоспособности вследствие выполнения однообразных, но профессионально необходимых действий составляет примерно 40-50 минут, то у подростков оно наблюдается через 8-10 минут. С повышенной утомляемостью связано явление специфической подростковой лени.  Часто от взрослых можно слышать жалобы на то, что подросток все время хочет лежать, не может стоять прямо: постоянно стремиться на что-нибудь опереться, а на просьбы отвечает: у меня нет сил. Причина этого в усиленном росте, требующим много сил и снижающем выносливость. При таких жалобах следует давать подростку отсроченные поручения с тем, чтобы он сам определял время их выполнения, обучать восстановлению физических сил, разъяснять ценность усиления над собой и знакомить его со способами осуществления этого усилия.[13;25]

Реакция подростка часто не соответствует силе и значимости ситуации. Обобщая совершенно разные и объективно далекие друг от друга события, явления, он реагирует на них одинаково, что проявляется во внешне необъяснимом безразличии подростка к значимым для него вещам и бурной реакции по малозначительным поводам.

Происходящие в моторной сфере изменения: новое соотношение роста мышц и мышечной силы, изменения пропорции тела – приводят к временным нарушениям координации крупных и мелких движений. Отмечается временное нарушение координации, подростки становятся неловкими, суетливыми, делают много лишних движений. В результате они не редко что-то ломают, разрушают. Поскольку такие явления часто совпадают со вспышками негативизма подростка, снижающими или блокирующими  возможности его самоконтроля, то создается впечатление, что в подобных разрушениях присутствует злой умысел, хотя, как правило, это происходит вопреки желанию подростка и связано с перестройкой двигательной системы. С нарушениями двигательного контроля бывают связаны и тяжелые последствия подростковых драк,  когда школьник, не привыкший еще к новым, увеличенным размерам своего тела, оценивая возможности управления им на основании своего прежнего опыта и поэтому, неправильно рассчитывая силу удара, наносит другому подростку травму. [12;65]

Перестройка тонкой моторики, разбалансировка старой схемы глаз-рука и ее построение на новом уровне во многом нередко ведет к ухудшению почерка, неряшливости, нарушениям в рисовании. [6;32]

Процесс созревания влияет и на развитие речи, особенно у мальчиков. Их речь становится более лаконичной и стереотипной, что проявляется в специфической «глагольной речи» многих мальчиков-подростков. С этим связаны также определенные трудности письменной речи.  Известно, что в отрочестве девочки, как правило, лучше выражают свои мысли в письменной форме, чем мальчики. [1;38]

Следует помнить, что подростки очень переживают собственную неуклюжесть и косноязычие, повышенно чувствительны как к насмешкам по этому поводу, так и к оказываемой помощи. Поэтому необходимы специальные занятия по развития моторики, устной и письменной речи подростка. Подростковый возраст – период, когда многие функции активно формируются и развиваются, например, это наиболее благоприятное время для овладения многими наиболее сложными движениями, важными видами спорта, трудовой деятельности. [4;40]

В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих способностей этого возраста, отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой. [6;35]

     Одним из важнейших факторов  формирования личности является  – общение. Идеи о том, что общение  играет важную роль в формировании  личности, получили свое дальнейшее  развитие в трудах отечественных  психологов: Ананьева В.Г., Бодалева  А.А., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Ломова Б.Ф., Лурии А.Р., Мясищева  В.Н., Петровского А.В. и других.

Проблема слова, речи, выступления, искусства воздействия говорящего на слушателей насчитывает более двадцати столетий в истории. Многие важные вопросы этой проблемы были в самом общем виде поставлены и рассмотрены еще Цицероном. [2;62]

Зимняя И.А. считает, что общение -  совсем молодая проблема двадцатого столетия. На современном этапе проблема общения изучается уже с точки зрения целого ряда наук: философии, социологии, социолингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей психологии, педагогики, педагогической психологии. [3;79]

При этом до сих пор не достигнуто единства в толковании самого понятия «общение», его форм, механизмов. Исследователи по-разному ,интерпретируют этот процесс, создавая его различные модели, предлагая разные подходы к его изучению: коммуникативно-информационные, интерактивные, деятельностные и другие. [3;80]

Общение, во-первых, - это особый тип деятельности (коммуникативная деятельность), во-вторых, условие осуществления любой деятельности, в-третьих, результат специально задаваемой деятельности. [5;37]

В качестве основного определения используется следующее: общение – это взаимодействие людей, содержанием которого является взаимный обмен представлениями и т.п. с целью установления определенных взаимоотношений. [9;36]

Подростковый возраст считается самым сложным из всех возрастов, так в данный период появляется много  новообразований.  Главной особенностью подросткового возраста является правильное формирование общения, об этом говориться в трудах многих отечественных психологов. Общение это неотъемлемая часть жизни. В подростковом возрасте общение стоит на первом месте, через общение подросток в большей степени знакомится с окружающим миром, происходит социализация личности в обществе. Поскольку в подростковом возрасте происходит  много изменений в организме, как физиологических, так и психологических, то это конечно не может не сказаться на формировании общения.

 

1.3  Преодоление коммуникативного стресса  в подростковом возрасте

В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии и социологии, сложность и многообразие форм стресса определяет многообразие подходов к изучению этого состояния. [24;12]

На самом деле способов преодоления стрессов множество, соответственно, существует и большое количество классификаций, антистрессовых методик:

- психологические (аутотренинг, медитация, рациональная  терапия и т.д.);

- физические (баня, массаж);

- биохимические ( алкоголь, лекарства, фитотерапия).

Можно выделить средства самопомощи (дыхательные техники, метод биологической обратной связи) и методы требующие присутствия другого человека ( психотерапия, дружеское отношение). Можно также выделить два направления в преодолении психологического стресса: профилактическое и терапевтическое. [22;69]

В ответ на воздействие стресса человек изменит свое поведение и осуществит  попытки и направит свои усилия  против источника стресса. Эти усилия могут и не предопределять последующие типы поведения человека. Внутренняя способность к преодолению стрессовых состояний может меняться в зависимости как от  положительных, так и отрицательных факторов. ( Р.А. Тигранян «Стресс и его значение для организма» [23;112]

Прогнозирование стрессовых реакций имеет большое научное и прикладное, практическое значение в различных областях человеческой деятельности. В частности, оно позволяет заранее выявить лиц, у которых возможно нарушение функционального состояния во время экстремальных ситуаций, и проводят с ними соответствующую работу в плане психопрофилактики стресса.[24;59]

К. В. Судаков отмечал важную роль так называемых «конфликтных ситуаций», в которых человек не может удовлетворить жизненно необходимые биологические и социальные потребности. На основании как собственных исследований, так и литературных данных автор сделал вывод, что следствием конфликтных ситуаций являются эмоциональные стрессы. [24;111]

Успешные способы преодоления стресса

Многообразие способов преодоления стресса можно уместить в четыре большие категории:

1) активное взаимодействие со  стрессором или влияние на  саму проблему;

2) изменение взгляда на проблему, изменение отношения к ней  или другая интерпретация проблемы;

3) принятие проблемы и уменьшение  физического эффекта от порождаемого  ею стресса;

4) комплексные способы, которые  объединяют в себе перечисленные  выше группы.[17;56]

Переживание стресса и управление им относятся к центральным, ключевым явлениям многих человеческих проблем внутри и вне области психопатологии. Под психическим стрессом понимается несоответствие между нагрузкой и имеющимися в наличии ресурсами, сопровождаемое такими эмоциями, как страх, гнев, удрученность и т. д. Вызванные или подавленные в связи с этим реакции, помогающие восстановить равновесие — копинг (coping — совладание), могут быть в той или иной мере соответствующими, т.е. адаптивными. Они считаются адаптивными, если содействуют достижению равновесия и в дальнейшем способствуют уменьшению или устранению вредных побочных воздействий. [18;98]

 К центральной характеристике  психологического профилактического  или терапевтического копингвмешательства  относится то, что предотвращаемые  или преодолеваемые психические  проблемы в полном смысле могут  рассматриваться как проблемы  переживания и переработки стресса. Коттон (Cotton G., 1990) считал, что для  такого вмешательства, прежде всего  подходят: 1)люди, которые хотят улучшить  свое здоровье с профилактической  целью, не имеющие при этом  серьезных проблем; 2) люди, которые  страдают от перегрузок и у  которых в зависимости от обстоятельств  наблюдаются хроническая подавленность, депрессивное настроение, страх; 3) люди, у которых развились вегетативные  соматические нарушения, связанные  с переживаниями и переработкой  стресса. [18;78]

При воздействии на угнетающие эмоции важную роль играет способность к релаксации. Возможность расслабляться, субъективно и психологически влиять на мышечный тонус является важнейшим условием снятия возбуждения, вызванного страхом и гневом. Для этого лучше всего подходит метод прогрессирующей мышечной релаксации Джекобсона, широкое применение нашли также аутогенная тренировка и методы медитации. Для изменения неконтролируемого выражения гнева были разработаны поведенческие и когнитивные терапевтические приемы. При способности самостоятельно подавить гнев могут быть показаны тренинги самоутверждения и методы достижения социальной готовности.[8;67]

Обременяющие когниции также связаны с эмоциями, точнее, порождают их и могут привести к неблагоприятным последствиям. Поэтому изменение дисфункциональных когниций или построение функциональных когнитивных реакций там, где таковые отсутствуют, является обязательным компонентом каждого профилактического тренинга, направленного на улучшение поведения в условиях стресса. Там, где дисфункциональное преодоление стресса вызвано некомпетентностью обращения с поддающимися влиянию и решаемыми проблемами, что часто наблюдается у депрессивных людей, необходимо усилить способность адекватного воздействия на контролируемые ситуации, например с помощью тренинга социальной компетентности, тренинга самоутверждения или коммуникативного тренинга.[18;72]

Многозначность, частый отягчающий признак стрессоров, требует при определенных условиях адаптивной реакции в виде ее сокращения с помощью поиска информации. Это имеет смысл только тогда, когда информация может быть полезна для решения проблемы.15

Адекватный подход к многозначности основывается на способности перед поиском информации оценивать потенциальную пользу ее или вред, а также на толерантности к многозначности.

Информация о работе Особенности преодоления коммуникативного стресса в подростковом возрасте