Особенности преодоления коммуникативного стресса в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 14:26, дипломная работа

Описание работы

Целью данного исследования является: изучение особенностей проявления коммуникативного стресса и разработка программы по преодолению коммуникативного стресса в подростковом возрасте.
В качестве гипотезы высказывается предположение о том, что если изучить особенности подросткового общения и использовать их в практике, то можно снизить уровень коммуникативного стресса у подростков.

Файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 204.28 Кб (Скачать файл)

Г. Селье выделил три этапа в развитии стресса:

- Тревога (фазы шока и противошока).

- Резистентность (возникновение повышенной  устойчивости организма к действию  стрессоров).

- Истощение (развиваются дистрофические  процессы, вплоть до гибели организма). [21;41]

Обобщение теоретико-эксперементальных данных изучения проблемы стресса, нашло отражение в разработке ряда его концепций, в создании теорий и моделей, объясняющих механизмы зарождения, развития и последствий стресса. [10;66]

Биологические теории и модели стресса

  1. «Общий адаптационный синдром»
  2. Генетически-конституциональная теория.
  3. Модель предрасположенности к стрессу – эта модель основана на эффектах взаимодействия наследственных и внешних факторов среды. Она допускает взаимное влияние предрасполагающих факторов и неожиданных, сильных воздействий в развитии реакции напряжения. [10;20]

Физиолого-психологические теории и модели стресса.

  1. Психодинамическая модель: теория обучения.
  2. Психосоматико- психоаналитическая модель.
  3. Модель H.G. Wolff – автор предпринял исследования стресса, рассматривая его как физиологическую реакцию на социально-психологические стимулы. [10;24]

 

Психологические теории и модели стресса

  1. Когнитивная теория стресса (Р. Лазарус)
  2. Ресурсная модель психологического стресса
  3. Междисциплинарная модель стресса [10;25]

Социальные (социально-психологические) теории и модели стресса.

  1. Модель D. Mechanik – он определяет стресс как « дискомфортные реакции индивида в особых ситуациях». Центральным элементом в модели является понятие и механизмы адаптации, которая определена им как способ, которым индивид борется с ситуацией со своими чувствами, связанными этой ситуацией.
  2. Модель B.P. Dohrenwend – в данной модели стресс определяется как состояние развивающееся  между предшествующей напряженностью и последующими попытками снизить напряженность. Поэтому стресс рассматривается автором как результат любого поведения в ответ на давление, независимо от того, какое это поведение – адаптивное или не адаптивное. [10;32]

Общие теории и модели стресса

  1. Системная модель стресса – альтернативой этим теориям является системная теория, которая отражает понимание процессов управления на уровне системной саморегуляции. Общая системная теория рассматривает процессы динамического взаимодействия ее компонентов в многовариантных связях.
  2. Интегративная модель стресса – возникновение проблемы сопровождается напряжением функций организма. Если проблема не решается, напряжение сохраняется или даже растет -  развивается стресс. [10;35]

Краткий обзор различных теорий и моделей стресса свидетельствует о том, что каждая из них рассматривает, учитывает преимущественно какую-либо сторону многогранной проблемы.[10;39]

Если рассмотреть биологические и психологические теории и модели стресса, то можно увидеть, что стресс возникает под воздействием на человека внешних факторов среды, стимулов, которые в свою очередь в свою очередь вызывают определенную реакцию у организма человека.

Анализируя различные психологические исследования, можно прийти  к выводу, что в настоящее время наметилась тенденция к системному подходу в области изучения стресса. Углубленно изучая тот или иной тип стресса, ученые стремятся акцентировать внимание  на специфических механизмах исследуемого феномена, не исключая особенности других типов стресса.

Например определение психологического стресса можно с полным правом отнести к коммуникативному стрессу.

Коммуникация (лат. communicatio) – буквально означающее '' общее'' или ''разделяемое всеми''. В практическом плане – это процесс обмена идеями и информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию. [14;453]

В рамках представления коммуникации как одной из сторон структуры общения – обмена информацией, коммуникативный стресс – сложное психологическое явление, отражающееся в специфических реакциях в результате влияния коммуникативно-информационных процессов на индивида, находящегося либо в роли реципиента (воспринимающего информацию), либо в роли коммуникатора (передающего информацию). Коммуникативный стресс связан с противоречиями в отношениях с людьми, несовпадениях целей и ожиданий, управлением и подчинением, необходимостью адаптироваться в общении, скрытыми контекстами взаимодействий (политикой, конкуренцией, манипулированием). [19;256]

Коммуникативный стресс представляет собой вид психосоциального стресса, обусловленный влиянием на личность коммуникативных барьеров, конфликтов, негативных социально-психологических установок, противоречий в восприятии и осмыслении социальных ролей и других деструктивных явлений, действие которых проявляется в процессе общения. В данной работе мы опираемся на социально-психологические модели стресса: модель D. Mechanika и модель B.P. Dohrenwenda.[8;156]

Интеграция различных областей психологических знаний позволяет рассматривать и актуализировать различные типы психологического стресса.  Известно, что весомое место в западных и отечественных концепциях психологического стресса занимают социально-психологические теории. В то же время отдельные типы стресса в рамках социально-психологических концепций явно недостаточно изучены. Так, например,  коммуникативный стресс представляет собой малоисследованную область знаний. В этой связи примечательны: работа доктора психологических наук В. И. Кабрина, рассматривающего коммуникативный стресс в рамках авторской концепции коммуникативного развития личности студента; исследования кандидата психологических наук Н. В. Самоукиной , в которых коммуникативный стресс представлен в сфере делового общения в профессиональной деятельности. Пробелы в исследованиях коммуникативного стресса вовсе не означают отсутствие необходимости изучения данного феномена. С полным правом можно утверждать, что коммуникативный стресс – распространенное явление в молодежной среде.  Это обусловлено:

- значимостью, высокой интенсивностью  общения в подростковом возрасте;

- актуализацией проблем, связанных  с взаимоотношениями различного  типа (межличностных, социальных);

- значительной степенью конфликтогенности  коммуникативных процессов у  подростков;

- отсутствием необходимых умений  и навыков в психопрофилактике  и преодолении коммуникативного  стресса;

- низким уровнем коммуникативной  культуры, коммуникативной компетентности. [17;57]

Существует множество причин вызывающих стресс во время общения.

Достаточно большие затруднения вызывает отсутствие или низкий уровень эмоциональной регуляции, проявляющиеся в неконтролируемой реакции партнеров общения друг на друга, на всю коммуникативную ситуацию. Стрессором может быть деятельность, партнер или сам говорящий [2;42]

Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина, считают, что причинами трудностей общения являются: неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Возможно проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль.

Трудности в общении испытывают люди с двигательной расторможенностью, со склонностью к резким колебаниям настроения, плаксивостью, мнительностью. На особенности общения влияет тип нервной системы. [10;46]

Кон И.С. считает, что самая распространенная трудность общения подростков и молодых людей – это застенчивость.[18;34]

Зимняя И.С. называет еще одну область коммуникативных затруднений – это межличностные отношения. В их основе лежат симпатия (антипатия), принятие (непринятие), совпадение ценностных ориентаций и их расхождение, совмещенность или различие когнитивных и в целом индивидуальных стилей деятельности общения.[3;86]

Отмечается, что проявления затрудненности общения, обусловленные фактором межличностных отношений, обнаруживаются в форме изменения стилей общения.

Поварницына Л.А. выделяет шесть групп трудностей общения [15;33]

1 группа – трудности, связанные  с неумением вести себя, незнанием  что и как сказать;

2 группа – трудности, связанные  с непониманием и неприятием  партнера общения;

3 группа – трудности, вызванные  непониманием партнера общения, т.е. недостаточной сформированностью  собственной перцептивной стороны  общения;

4 группа - трудности, связанные с  переживанием неудовольствия, даже  раздражения по отношению к партнеру;

5 группа – трудности, вызванные  общей неудовлетворенностью человека  общением.

Одним из важнейших  источников коммуникативных стрессов являются конфликты, то есть взаимодействие двух и более людей, чьи потребности в данной ситуации кажутся участникам взаимодействия несовместимыми. (Ю.В. Щербатых '' Психология стресса и методы коррекции'') [24;86]

В целом, проблема коммуникативного стресса достаточно многогранна и, несомненно, заслуживает глубокого и всестороннего исследования в молодежной среде. 

При исследовании коммуникативного стресса во внимание берутся как психофизиологические, так и индивидуально-психологические проявления.  Коммуникативный стресс, вбирающий в себя всю сложность структуры общения (коммуникативную, интерактивную, перцептивную стороны), следует также рассматривать на уровне изучения как информационных, так и эмоциональных проявлений. Кроме того, большое значение будут иметь: вид деятельности (профессиональная, учебная и др.), в которой проявляется коммуникативный стресс и личностные стресс-факторы, обуславливающие возникновение коммуникативного стресса.

Психологическими личностными факторами во время коммуникативного стресса выступают: высокая личностная тревожность, напряженность, агрессивность, неадекватная самооценка, экстернальная направленность, особенности темперамента и др.  Индивидуальными факторами могут быть: особенности возраста, пола, характерологических черт, выступающие как потенциально стрессовые – отсутствие должных коммуникативных навыков, свободы изложения устной речи, страх неправильного ответа, ошибки, речевые дефекты  и другие. [18;53]

Эмоциональное реагирование является преобладающим в механизме развития стресса, в том числе и коммуникативного. Доминирующим эмоциональным проявлением коммуникативного стресса является – страх, и его трансформация в агрессивные эмоции. Большое значение в сфере эмоциональных проявлений коммуникативного стресса имеет фундаментальные эмоции – стыд и вина. [17;23]

В целом выделяют пассивные и активные эмоциональные реагирования в процессе развития коммуникативного стресса. К пассивному эмоциональному развитию относят не проявляющиеся, открыто: страх, внутренние агрессивные эмоциональные реакции, присущие людям с преобладанием флегматического, сангвинического темперамента. Активность, но внутренняя закрытость эмоциональных проявлений наблюдается у меланхоликов, а бурно протекающие эмоциональные реакции ( открытая агрессия, явно выраженный страх, гнев) преобладает у холериков. Аналогично эмоциональным реакциям людям с различными типами темперамента  также присущи свои стили поведения в процессе коммуникативного стресса. Активный способ реагирования многопланов.   Может наблюдаться мобилизация сил, действия оптимальны, даже более активны, чем в обычной ситуации, наблюдается повышенный фон настроения, утомляемость невелика. Активные реакции могут иметь и не столь положительные проявления - это и излишняя суетливость, порой бессмысленность действий, и уход в сторону, к мелочам от актуально стоящей проблемы, и излишняя агрессивность, бесконтрольность, и, наконец, неадекватные действия, совершенно не способствующие разрешению возникшей ситуации. [17;27]

Стресс является реакцией не столько на физические свойства ситуации, сколько на особенности взаимодействия между  личностью и окружающим миром. Это в большей степени продукт наших когнитивных процессов образа мыслей и оценки ситуации, знание собственных возможностей (ресурсов), степени обученности способам управления, и стратегии поведения, их адекватному выбору. И в этом заложено понимание того, почему условия возникновения и характер проявления стресса у одного человека не является обязательно теми же. [9;2]

Таким образом, анализируя причины, вызывающие затруднения в общении, можно сделать вывод, что частыми причинами затруднений общения могут  выступать индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные проявления человека.

Феномен  стресса изучается довольно давно, и существует различное количество мнений, что же такое стресс, какова причина его проявления, и наконец, к каким последствиям может привести проявление стресса. Над этими вопросами работают как отечественные, так и зарубежные психологи. Коммуникативный стресс, очень распространенное явление среди молодежи, особенно подростков.

Информация о работе Особенности преодоления коммуникативного стресса в подростковом возрасте