Особенности проблемы гражданско-патриотического воспитания старшего дошкольника на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Изучить теоретические и методические особенности гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников.
Объект исследования: Представления о гражданственности и патриотизме у старших дошкольников в теории и практике воспитания.
Предмет исследования: Пути и средства формирования представлений о гражданственности и патриотизме у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоритические основы гражданско-патриотического воспитания дошкольников ……………………………………………….............................................................5
1.1. Гражданско-патриотическое воспитание личности в историко-педагогическом наследии Беларуси………………………………………………………………………5
1.2. Основные подходы к определению сущности понятия «гражданско-патриотическое воспитание»……………………………………………………………………………..…..8
Современные аспекты гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста………………………………………….……………………………….……11
Глава 2. Особенности проблемы гражданско-патриотического воспитания старшего дошкольника на современном этапе……………………………………………….…..13
Экспериментальное исследование гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников…………………………………………………………………………13
Работа воспитателя по формированию основ гражданственности и патриотизма у старших дошкольников…………………………………………………………………15
Анализ экспериментального исследования гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников…………………………………………….24
Заключение …………………………………………………………………………………………….……26
Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Без чувства своей страны .doc

— 673.50 Кб (Скачать файл)

 

…Звяры, што ходзяць у пустыні, ведаюць ямы свае;

птушкі, што лётаюць у паветры,

ведаюць гнёзды свае; пчолы і ім падобныя

бароняць вуллі свае.

Гэтак жа і людзі – дзе нарадзіліся –

да таго месца вялікую ласку маюць.

Ф.Скарына

Своим приоритетным направлением в работе считаю воспитание патриотов и граждан своей страны. Гражданско-патриотическое воспитание является одним из важных звеньев современного образования.

Пройдет время, и сегодняшние дошкольники будут определять будущее родной страны. И поэтому очень важно сегодня обратить внимание у подрастающего поколения чувства патриотизма, воспитание личности с активной жизненной позицией.

В своей работе, хочу показать, что начинать гражданско-патриотическое воспитание детей нужно еще в дошкольном возрасте. Ведь именно в этот период происходит основное формирование личности ребенка. Складывается духовная и нравственная основа, способ мышления, процесс осознания окружающего мира и себя в нем.

Именно этот возрастной этап, когда уровень восприятия особенно высок, а образы сильны и ярки, является наиболее благоприятным для гражданско-патриотического воспитания детей.

Для ребенка дошкольного возраста патриотизм проявляется в таких моментах как потребность участвовать в делах на благо окружающих людей (к примеру, помогать охранять окружающую среду), появлении таких качеств, как сочувствие, сострадание, находчивость, любознательность, привязанности к окружающим.

Все это в сочетании с формированием у ребенка желания совершать добрые дела и героические поступки является целью гражданско-патриотического воспитания малышей дошкольного возраста.

Представленный материал может быть интересен педагогам дошкольных учреждений, а также родителям.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоритические основы гражданско-патриотического воспитания         дошкольников ……………………………………………….............................................................5

1.1. Гражданско-патриотическое  воспитание личности в историко-педагогическом наследии Беларуси………………………………………………………………………5

1.2. Основные подходы к определению  сущности понятия «гражданско-патриотическое  воспитание»……………………………………………………………………………..…..8

    1. Современные аспекты гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста………………………………………….……………………………….……11

Глава 2. Особенности проблемы гражданско-патриотического воспитания старшего дошкольника на современном этапе……………………………………………….…..13

    1. Экспериментальное исследование гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников…………………………………………………………………………13
    2. Работа воспитателя по формированию основ гражданственности и патриотизма у старших дошкольников…………………………………………………………………15
    3. Анализ экспериментального исследования гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников…………………………………………….24

Заключение …………………………………………………………………………………………….……26

Список использованной литературы……………………………...............................28

Приложение……………………………………………………………………………………..………….29

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Без чувства своей страны — особенной,

очень дорогой и милой в каждой ее мелочи —

нет настоящего человеческого характера.

Это чувство бескорыстно и наполняет

нас великим интересом ко всему.

К. Г. Паустовский

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У дошкольников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от детского сада: его роль в этом плане невозможно переоценить.

Системе народного образования принадлежит ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании у молодёжи любви к Родине, преданности социалистическому Отечеству.

Детские дошкольные учреждения являясь начальным звеном системы народного образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего Отечества.

В последние годы повысился интерес исследователей к разработке вопросов, связанных с ознакомлением дошкольников с различными сторонами окружающей действительности и воспитанием у них на этой основе любви к родному краю, стране. Доказана важность отбора доступных детям сведений об окружающем мире, их систематизации, необходимость формирования у детей положительного отношения к получаемым знаниям, организации деятельности по их закреплению. Однако высказанные авторами полезные идеи, касающиеся проблемы гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, носят, к сожалению, разрозненный характер. К тому же многие важные стороны рассматриваемого процесса вообще не подвергались специальному анализу. Так, до настоящего времени не исследованными остаются психолого-педагогические предпосылки воспитания начал патриотизма у дошкольников, сущность самого процесса, содержание и методические основы воспитательной работы детского сада в данном направлении, а также особенности осуществления этой работы в разных регионах страны. Недостаточная научная разработанность основ процесса воспитания начал патриотизма у дошкольников не могла не сказаться на практике работы детских садов, результатах, деятельности воспитателей.     

Цель исследования: Изучить теоретические и методические особенности гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников.

  Объект исследования: Представления о гражданственности и патриотизме у старших дошкольников в теории и практике воспитания.

Предмет исследования: Пути и средства формирования представлений о гражданственности и патриотизме у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: Успешное формирование представлений о своей стране, воспитание начал патриотизма и гражданственности у старших дошкольников возможно в условиях целенаправленной, систематической работы педагога с детьми и родителями, и зависит от чёткого отбора доступных детям знаний, отношений и умений, от максимального использования возможностей различных видов деятельности в их единстве и взаимосвязи.

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ         ДОШКОЛЬНИКОВ

 

    1. ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ БЕЛАРУСИ

 

Гражданско-патриотическое  воспитание подрастающего поколения выступало   ведущим   направлением   отечественной   педагогической мысли. Обращение к богатейшему педагогическому наследию воспитания гражданина позволяет понять  и  оцепить  те  позитивные  идеи  социальной действительности,  актуальные  и   сегодня.

В эпоху Возрождения (XVI XVII вв.) общественная педагогическая мысль и педагогическая мысль в Беларуси характеризуется появлением   патриотических   идей   гражданской   направленности, которые нашли отражение в творчетсве Н.Гусовского, Ф.Скорины, С.Будного, В.Тяпинского.

Первый книгопечатник Ф. Скорина выдвигал идею общественного назначения человека, обладающего лучшими гражданскими качествами, такими как «справедливость», «вера», «друголюбие», «почтивость», «товариство доброе», «послушание родителей своих» и другими. Чувство родины, места своего рождения, полагал он, присуще всему живому

Просветитель XVII в. И. Ф. Копиевский высказал прогрессивные для своего времени педаогические идеи  о гражданско-патриотическом воспитании личности. Цель жизни он видел в  распространении знаний среди «народа славянского», разъяснении важности и необходимости образования, формирования у детей чувства любви к Отчизне. Основой воспитательной  концепции И. Ф. Копиевского являлись такие качества, как: честность, стойкость, стремление к познанию мира, любви к родине и ответственность за ее судьбу.

В конце 50-х — начале 60-х гг. XIXв. в среде белорусской интеллигенции возрос интерес к гражданской роли школы в жизни общества. Однако в период 70—80-х гг. XIX в. со стороны царского правительства были предприняты попытки введения строгого надзора за начальными учреждениями, учителями и учениками, библиотеками и книжными складами, что отрицательным образом сказалось на гражданском шм'имтании   учащихся.

Вместе с тем результаты активной этнографической деятельности  нашли отражение в трудах А.Е. Богдановича.

По мнению А. Е. Богдановича, воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма  может способствовать  преобразованию общества и изменению положения простого народа.  Гражданским и общественным долгом госпиталей, учителей и родителей он считал  воспитание у детей  чувства патриотизма в процессе изучения родного языка, произведений народного эпоса, истории.

В 20-30-х гг. ХХ в. большое внимание уделялось воспитанию таких качеств гражданина, как коллективизм, патриотизм и пролетарский интернационализм. Основой формирования гражданско-патриотических чувств являлось трудовое воспитание.

В годы Великой Отечественной войны одной из задач 
борьбы с немецко-фашистскими оккупантами являлась работа 
против идеологического влияния на детей и подростков. В этом 
направлении большую роль сыграли «тайные школы», «лесные 
школы», которые воспитывали у детей чувство патриотизма 
и любви к Родине,  веру в ее освобождение.

В 60-70-е гг. XXв. патриотизм стал рассматриваться как стиль преподавания. Основной упор делается на познании ребенком своей страны. Появились программы, нацеленные на приобщение детей к истокам русской народной культуры. Созданы комплексные программы, где в той или иной мере отражена обсуждаемая тема. Увидели свет новые методические пособия для воспитателей детских садов, в частности "С чего начинается Родина? Из опыта работы дошкольных образовательных учреждений" (сост. Л.А. Кондрыкинская. М., 2003). Предпринимаются попытки разработать дидактические игры патриотического содержания.

В 90-х гг. XXв. решение задач национального и государственного возрождения Республики Беларусь обусловило необходимость переосмысления содержания гражданско-патриотического воспитания учащихся. Оно осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, с законами Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь», «О правах ребенка».

Создание в Республике Беларусь системы гражданско-патриотического воспитания В. И. Бобрович обосновывает необходимостью воспитания законопослушного гражданина; Р. П. Кривобок связывает это с интересом мирового сообщества к проблемам гражданско-патриотического образования и воспитания молодежи; И. Д. Чернышенко — с воспитанием юного гражданина-труженика с позиций организации общественно полезного и  производительного  труда.

Значимый вклад в научное обоснование и разработку содержания и технологии работы в дошкольном учреждении по формированию гражданственности патриотизма  дошкольников в процессе освоения социальных ролей внесли Д.М. Дубинина, Д.В. Дубинин, Л.М. Воронецкая, К.М. Бельская, И.Л. Ждан, В.М. Телеченко, В.В. Лебедева.

Среди серьезных научных исследований замечена кандидатская диссертация Л.В. Кокуевой "Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста", защищенная в Ярославском государственном педагогическом университете в 2002 году. Автор стремится переосмыслить теорию и практику отечественного патриотического воспитания, определить содержание основных понятий, цели и задачи деятельности современного дошкольного учреждения в этой области.

 Много интересного материала  по общим проблемам патриотического  воспитания молодежи в этот  период содержится в публикациях (Возлинский Г.М., 2000; Илющенко Р., 2004; Князьков С., 2002; Миронов В., 1994; Печень Н. А. , 1994 и т.д.). Общим для них является показ злободневности этой работы, поиск и предложение наиболее эффективных путей ее ведения.

 В это время появляются  исследования, которые опирались  на эмоциональную сферу ребенка. Это исследования Жуковской, Виноградовой, Козловой. В Беларуси – Л.Е. Никоновой, которая опираясь на результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной в ряде детских садов Беларуси, предлагает важнейшие направления работы по воспитанию у старших дошкольников начал патриотизма.

 Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

 В Концепции дошкольного  образования подчеркивается необходимость  организации в дошкольном учреждении  специальной работы по гражданско-патриотическому  воспитанию детей с учетом  их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа. Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Таким образом, анализ ведущих концептуальных подходов к проблеме гражданско-патриотического воспитания выдающихся представителей педагогической мысли Беларуси свидетельствует о том, что неотъемлемой частью воспитательного идеала любой эпохи являлось гражданское и патриотическое начало, которое прослеживается в разнообразных педагогических источниках.

 

1.2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»

 

Патриотизм является духовным наследием личности, одним из важнейших элементов гражданского сознания и фундамента государственной и общественной систем, составляет моральную основу их жизнедеятельности и эффективного существования.

Информация о работе Особенности проблемы гражданско-патриотического воспитания старшего дошкольника на современном этапе