Особенности проблемы гражданско-патриотического воспитания старшего дошкольника на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Изучить теоретические и методические особенности гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников.
Объект исследования: Представления о гражданственности и патриотизме у старших дошкольников в теории и практике воспитания.
Предмет исследования: Пути и средства формирования представлений о гражданственности и патриотизме у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоритические основы гражданско-патриотического воспитания дошкольников ……………………………………………….............................................................5
1.1. Гражданско-патриотическое воспитание личности в историко-педагогическом наследии Беларуси………………………………………………………………………5
1.2. Основные подходы к определению сущности понятия «гражданско-патриотическое воспитание»……………………………………………………………………………..…..8
Современные аспекты гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста………………………………………….……………………………….……11
Глава 2. Особенности проблемы гражданско-патриотического воспитания старшего дошкольника на современном этапе……………………………………………….…..13
Экспериментальное исследование гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников…………………………………………………………………………13
Работа воспитателя по формированию основ гражданственности и патриотизма у старших дошкольников…………………………………………………………………15
Анализ экспериментального исследования гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников…………………………………………….24
Заключение …………………………………………………………………………………………….……26
Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Без чувства своей страны .doc

— 673.50 Кб (Скачать файл)

38,7% детей знают название  своей страны, свой адрес; государственный  герб и флаг; затруднялось назвать достопримечательности родного города, улицы, площади, проспекты; затруднялось назвать народные праздники. С помощью взрослого назвали природные богатства Беларуси. Эти дети проявляют заботу о близких, дружелюбие, но не считаются с интересами сверстников, не  умеют договариваться с ними, не оказывают помощь; уважительно относятся к своей маме, любят свой родной дом.

1,3% детей знают название города, страны, свой адрес; достопримечательности, 4-5 улиц, площадей, проспектов; знают и узнают символы государства; называют народные праздники, игрушки, предметы быта; называют природные богатства Беларуси; заботятся об окружающей природе, близких, оказывают помощь, проявляют дружелюбие, считаются с интересами сверстников, умеют договариваться с ними, анализировать поступки; уважительно относятся к матери, любят родной дом, семью; толерантно относятся к представителям других национальностей.

С целью выявления эффективности методики по гражданско-патриотическому воспитанию, было отобрано 13  детей в экспериментальную группу. Для работы с ними  был составлен перспективный план работы.

Эффективная организация процесса гражданско-патриотического воспитания дошкольников, формирование  положительного отношения к явлениям общественной жизни возможны при условии отбора содержания занятий и соответствующей  организации детской деятельности. В связи с этим на третьем этапе необходимо рассмотреть формы, методы и средства, реализация которых будет способствовать формированию патриотизма детей-дошкольников.

 

 

    1.  РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Воспитанность начал патриотизма и гражданственности у старших дошкольников - это результат систематической и целенаправленной работы воспитателя детского сада, предусматривающей организацию познавательной деятельности детей по овладению доступным для данного возраста объёмом знаний о Родине, формирование у них эмоционально-положительного отношения к занятиям такого рода, сопереживания в процессе познания, интереса к событиям, происходящим в стране, потребности в обществоведческих сведениях, стимулирование у дошкольников стремления к отражению в деятельности полученных знаний и отношений, накопление опыта участия в общественно полезной деятельности.

Решение данных задач и обусловливает соответствующие направления воспитательной работы:

- вооружение детей знаниями  о родной стране и формирование  эмоционально положительного отношения  к явлениям общественной жизни;

- стимулирование проявления старшими  дошкольниками активного отношения к окружающему в процессе творческой игровой и изобразительной деятельности;

- организацию общественно полезной  деятельности дошкольников, содействующей  накоплению опыта действенного  отношения к окружающему.

Важнейшим направлением работы воспитателя детского сада является систематическая, целенаправленная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с родной страной. 

При отборе содержания знаний важно исходить из учёта требований научности, доступности, возрастных возможностей детей, логической последовательности подачи материала, его воспитательной ценности, а также интереса детей к той или иной информации, возможности отражения полученных знаний в деятельности дошкольников.

Важным принципом отбора сведений об окружающем мире для детей дошкольного возраста является краеведческий принцип, предполагающий использование в работе с детьми, прежде всего близкого, доступного им материала. Использование в работе с детьми краеведческого материала соответствует возрастным особенностям дошкольников, их конкретно-образному, наглядному мышлению.

Основными задачами, которые решаются в ходе занятий по ознакомлению старших дошкольников с родной страной, являются: 

- расширение и углубление представлений  и понятий детей о Родине;

- воспитание чувства любви и  привязанности к родному краю, стране, уважения и гордости за  свой народ, его историю, культуру;

- развитие интереса, потребности в обществоведческих сведениях, эмоционально-положительного отношения к окружающему;

- формирование стремления и  готовности отразить полученные  знания в деятельности.

Основными формами ознакомления детей старшего дошкольного возраста с явлениями общественной жизни являются занятия, экскурсии, целевые прогулки, игры-занятия. Экскурсии и целевые прогулки следует чаще использовать при ознакомлении дошкольников с родным городом (селом). Ценность этих форм работы определяется не только тем, что дети имеют возможность непосредственно знакомиться с городом, но и тем, что на основе возникающих в результате их проведения конкретных представлений у ребят впоследствии легче формируются знания о республике и стране. 

Важной формой ознакомления дошкольников с родной страной являются занятия, в процессе которых осуществляется опосредованное знакомство детей с окружающим миром, формируются понятия.

Занятия в форме игры - одни из самых любимых детьми видов занятий. Они интересны дошкольникам, приносят им радость, потому что в ходе таких занятий дети действуют непосредственно, свободно. Ценность их заключается и в том, что знания, полученные в процессе таких занятий, легко переносятся детьми в творческие игры.

Педагогическую ценность проводимых занятий определяет их целесообразность, целеустремленность на достижение конкретных задач. Содержание занятий должно быть подчинено ведущей идее, основной мысли, которая пронизывает его от начала до конца, ибо именно для этой цели оно и проводится. Только в этом случае будет соблюдаться стройность занятия и достигаться цель гражданско-патриотического воспитания детей.

Система работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников обусловливает необходимость руководства творческой деятельности детей с целью формирования у них предпосылок для активного отношения к окружающему миру.

С целью создания единой системы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, наряду с игровой, необходимо широко использовать также возможности изобразительной деятельности ребят этого возраста. Значение изобразительной деятельности в патриотическом воспитании детей определяется, во-первых, возможностями её в усилении и углублении нравственных переживаний ребёнка в процессе создания рисунка.

Одним из главных условий гражданско-патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Любовь к Родине становиться настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании, в потребности трудиться на благо Отечества, бережно относиться к его богатствам. Самостоятельная трудовая деятельность чрезвычайно важна для воспитания гражданина. Труд ребёнка - дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Нужно поощрять трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для детского сада, для своего города, села. Но не всегда ребята знают, что и как делать. Здесь-то и нужна помощь взрослого, его совет, пример.

Труд с общественной мотивацией следует организовать и в детском саду, и дома систематически, а не от случая к случаю. Дети 5-6 лет могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу. Причём очень важно, чтобы этот труд действительно имел реальную значимость для окружающих, не был надуманным. Взрослые следят за выполнением дошкольниками трудовых обязанностей, приучая их добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели. Может возникнуть вопрос: какое отношение имеет сказанное к воспитанию патриотических чувств? Самое непосредственное. Человек действительно любит свою страну, если ему не безразлично то, что он делает, и насколько качественна выпускаемая им продукция.

Поэтому педагог, воспитывающий будущих граждан страны, учит их радоваться труду на общественное благо, прививать им чувство ответственности, а потому требует от них чёткого выполнения порученного дела, приучает самостоятельно замечать и устранять непорядок, и надеяться на то, что работу сделает взрослый. Конечно, взрослый и поможет, и тактично подскажет, что ещё нужно сделать и как, но при этом он должен следить, чтобы не снизилась активность и инициатива самих детей. Действенным средством такого воспитания является похвала, поощрение. Периодически следует обсуждать с детьми, как выполняются поручения, все ли ответственно относятся к делу, вместе думать, а помочь  тому, кот пока недостаточно активно и ответственно относится к общему делу.

Следует воспитывать у детей бережное отношение к общественному добру, к природе родного края. Осознать эту необходимость им помогут специальные беседы, чтение художественной литературы, включение в практическую деятельность. Чтобы дошкольник понял значение результатов человеческого труда,  ему, безусловно,  нужно рассказывать и показывать, как например, выращивают хлеб, но в ещё большей степени он осознаёт сложность этого труда и необходимость бережно относиться к хлебу, если вырастит его сам. На своём огороде дети могут засеять небольшой участок озимой пшеницы, вырастить её, собрать урожай, испечь хлеб, конечно с помощью взрослых. Процесс выращивания хлеба потребует немало сил, зато и разговор о бережном отношении к хлебу станет понятен.

Старшие дошкольники уже способны принимать активное участие в защите природы. Им доступно многое: уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей и др. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному краю, с желанием работать вместе с взрослыми по его благоустройству (озеленение, уборка улиц).

Когда на предприятии проходит субботник, и родители принимают в нём активное участие, можно и в детском саду организовать такое же мероприятие, чтобы дать ребятам возможность уже в дошкольном возрасте почувствовать причастность к делам взрослых.

При определении содержания и организации трудовой деятельности с целью гражданско-патриотического воспитания дошкольников педагогу следует помнить о важности общих переживаний, которые даёт совместная деятельность, коллективный труд. Конечно, само по себе объединение в совместной деятельности, уже даёт детям радость, однако она будет значительнее, если по содержанию и мотиву такой труд будет иметь общественную направленность.

Формирование гражданско-патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».

Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Уже в 5-6 лет дошкольник должен знать, что все близкие его трудятся, что государство оказывает помощь детям, больным и престарелым, что люди не бросают друзей в беде. На этой основе будет складываться постепенно крепнущее сознание встречной ответственности перед народом, ждущим от будущего гражданина Доброты, честности, трудолюбия.

Раньше считалось, что малышам нельзя показывать отрицательные стороны жизни. Конечно, специально фиксировать внимание на негативных проявлениях людей не следует, но и боязнь объяснить детям, что в окружающей жизни не всё прекрасно, ведёт к тому, что у ребят не развиваются реалистические представления и не воспитывается оценочное отношение к общественным явлениям. Педагог подчёркивает, что в основе формирования гражданских чувств и осознания понятия «человек-гражданин» лежит не формальное восхищение достижениями страны, а гражданская позиция, основанная на необходимости знать горести и беды Отчизны и желать их устранить. Этому способствуют беседы родителей с детьми, раскрывающие красоту человеческих поступков.

«Готовясь к беседе о гражданственности, - писал В. А. Сухомлинский, - я стараюсь всеми силами своей души постичь смысл  того, о чём будут рассказывать, глубоко осмыслить самую суть гражданской красоты, доблести, подвига, чтобы всё по-новому пережить. Это очень важное правило  воспитательного влияния».

Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, посёлка. Изучать с детьми места, где живёшь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества.

Действенным средством в воспитании патриотических  качеств личности дошкольников является сказка. Педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.

Информация о работе Особенности проблемы гражданско-патриотического воспитания старшего дошкольника на современном этапе