Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 16:21, курсовая работа
Цель исследования: Изучить теоретические и методические особенности гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников.
Объект исследования: Представления о гражданственности и патриотизме у старших дошкольников в теории и практике воспитания.
Предмет исследования: Пути и средства формирования представлений о гражданственности и патриотизме у детей старшего дошкольного возраста.
Введение ……………………………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоритические основы гражданско-патриотического воспитания дошкольников ……………………………………………….............................................................5
1.1. Гражданско-патриотическое воспитание личности в историко-педагогическом наследии Беларуси………………………………………………………………………5
1.2. Основные подходы к определению сущности понятия «гражданско-патриотическое воспитание»……………………………………………………………………………..…..8
Современные аспекты гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста………………………………………….……………………………….……11
Глава 2. Особенности проблемы гражданско-патриотического воспитания старшего дошкольника на современном этапе……………………………………………….…..13
Экспериментальное исследование гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников…………………………………………………………………………13
Работа воспитателя по формированию основ гражданственности и патриотизма у старших дошкольников…………………………………………………………………15
Анализ экспериментального исследования гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников…………………………………………….24
Заключение …………………………………………………………………………………………….……26
Список использованной литературы…………………………
Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.
В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, воплощая в ней свои детские мечты.
Основоположник этнопедагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом - бессмертие человечества. В этом — вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу».
Таким образом, сказка жила, несмотря на гонения и играла огромную воспитательную роль.
Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.
В сатирических сказках народ высмеивает желание легко получить жизненные блага, жадность и, другие человеческие недостатки. Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба.
Идеал человека, данный в сказках можно рассматривать как основную воспитательную цель, причем идеал этот дифференцирован: идеал девушки, юноши, ребенка (мальчика или девочки).
Итак, в народной сказке определились герой, столь привлекательный и поучительный для детей, система образов, ясная идея, мораль, выразительный, точный язык.
Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания гражданско-патриотических качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра.
Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.
Важное значение в гражданско-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста играет роль музея.
Для патриотического сознания, особенно у мальчиков, свойственно развитое военно-патриотическое чувство. Чем, в плане такого воспитательного направления, может быть полезна музейная педагогика? Для ответа на этот вопрос нужно предварительно уточнить, что именно в контексте воспитательно-образовательного процесса, должно считаться музейным материалом или вообще музеем. Основа такого материала - это, во-первых, любые материальные предметы прошедших времен; во-вторых, наглядные, прежде всего живописные или фотографические иллюстрации этого времени; и в-третьих, краткие словесные комментарии, помогающие воспитателям вводить детей в представленную тему. Конечно, эти предметные и изобразительные материалы подбираются тематически, но это не значит, что составленная из них экспозиция может существовать только в отдельном, специальном помещении.
Конечно, отдельного разговора заслуживает возможность организованного посещения детьми городских музеев, методическая адаптация таких экскурсий к особенностям дошкольного возраста. Но, все-таки главным образом хотелось бы остановиться на использовании уже созданных и развиваемых экспозиций. У нас это - музей народного быта. Рассмотрим, в чем состоит, его воспитательное значение и как оно реализуется.
Перед человеком (и ребенком, и взрослым) уважающим, любящим и почитающим корни своего народа, его историю и святыни, встает трудное препятствие, навязанное нам - заведомое неуважение ко всему, что было в "темные времена", т.е. до эпохи автомобилей, мобильников и компьютерных игр. Как будто люди были глупее умом, грубее и примитивнее душой. И вот, в противовес этому, дети видят в экспозиции нашего музея народного быта подлинные народные костюмы, сочетающие удобства, вкус и красоту.
При этом важно понять, что изготовить костюм с такими украшениями гораздо сложнее и длительнее, нежели обычную одежду. Но люди, и так живя в постоянном труде и лишениях (платье праздничное, но простонародное) все-таки тратили свое дорогое время и энергию души, чтобы создать красоту. С каким терпением, вниманием и вкусом девушки украшали свои наряды для того, чтобы "блеснуть" в хороводе, не теряя ни скромности, ни достоинства. В то время как большинство современных "героинь" добиваются внимания и признания бесстыдством и агрессивностью. Да, быт в старину был тяжел. Это видно детям по рубелю для стирки белья, по прялке, по коромыслу. Но тем острее осознается мудрая любовь человека к красоте, благодаря которой затейливо украшались и эти предметы, и многие другие - скатерти, рушники, посуда, половики.
Особенно близки детям традиционные игрушки: куклы; деревянные игрушки, глиняные игрушки и свистульки и так далее. При этом понятно, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Но дело не только в этом. Наш музей собирался "с миру по нитке" разными людьми, причем из вещей в подавляющем большинстве подлинных, а не "новоделов". А, наверное, каждый по себе знает, что прикосновение к старой настоящей вещи затрагивает такие струны души, которые молчат при рассматривании иллюстраций или современных копий. Это тем более важно для впечатлительной детской души, для которой при этом "знания" об исторических предметах превращаются в "личную причастность к истории народа".
По предметам народного быта важно также, что демонстрируются они детям не только как экспонаты, а в действии: платья на детских праздниках и досугах. Музей народного быта в целом помогает восстановить и укрепить, часто потерянные и ослабленные в современном мире, традиционные семейные, родовые связи. Белорусские культурные традиции и гражданско-патриотическое воспитание дошкольника
Для формирования чувства патриотизма и гражданственности очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на мой взгляд, важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм "от ума" не бывает, он бывает только от "сердца". Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение.
Итак, главной задачей детского сада, я считаю, закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг.
Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Белорусской.
Это прежде всего дети-герои войны – Марат Казей, Леня Голиков, Зина Портнова и т.д. Все они являются высоким нравственным примером для наших детей.
Хотелось бы выделить раздел по развитию речи, хотя мы предполагаем, что во всех видах деятельности уделяется большое внимание белорусскому языку. Развитие речи - есть развитие личности на основе того духовного богатства, которым пронизан белорусский язык. Поэтому я отбирала литературные произведения по нравственным критериям. Это сказки, произведения белорусских писателей, поэтов, а также легенды и мифы, адаптированные к дошкольному возрасту.
Задачи воспитателя - раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме. Я придаю большое значение увеличению словарного запаса детей, путем смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения.
Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является, игра. При этом я имею в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.). Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.
Как уже говорилось ранее, народный праздник является именно такой большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.
Это помогает детям также лучше, ориентироваться во Временных понятиях. Цикличность народного календаря из года в год повторяете эти праздники и события. Эта периодичность позволяет детям усваивать данный материал с раннего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его.
Одним из самых любимых в Беларуси праздников всегда были Колядки. Существует глубокая белорусская традиция проведения этого праздника. Познакомившись с этой традицией, я для себя открыла интересный духовно-нравственный смысл праздника. Подготовка к Колядкам, как и было в народе, у нас в саду начинается заранее - еще в декабре. Но это не мешает всему педагогическому процессу, а наоборот, придает ему особый радостный смысл. На занятиях по родному языку наши дети знакомятся с белорусской духовной поэзией.
На музыкальных занятиях дети разучивают колядки. На рождественском празднике дети наряжаются в народные костюмы. И это не просто слепое следование традиции. Мы убедились, что такие костюмы удобны для детей, очень ими любимы, и создают настоящее праздничное настроение. И вот начинается, интересное действо - игра-колядование, когда дети по группам ходят, друг к другу в гости, поют колядки, угощают гостинцами. Но если даже у ребенка нет ярко-выраженных музыкальных и актерских способностей, или он долго не посещал детский сад, например, из-за болезни, он все равно активный участник праздника: поет вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх. При этом он творчески выражает свою индивидуальность благодаря импровизационному характеру даже рядовых ролей в народном празднике. Ребенок любого возраста и уровня развития находит необходимую ему возможность самовыражения.
Народное воспитание имеет еще одно преимущество - оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков - мужчин-защитников, а из девочек - женщин-матерей.
И еще, народное воспитание создает у детей осознание своей сопричастности не только семье, группе или саду, но и общностям более высоких порядков (город, народ). Это чувство сопричастности - основа будущего патриотизма.
Проведенная работа показала, что среди детей экспериментальной группы показатели развития выше.
Так, 14,3% детей знают название своей страны, свой адрес; государственный герб и флаг; затруднялось назвать достопримечательности родного города, улицы, площади, проспекты; затруднялось назвать народные праздники; с помощью взрослого назвали природные богатства Беларуси. Эти дети проявляют заботу о близких, дружелюбие, но не считаются с интересами сверстников, не умеют договариваться с ними, не оказывают помощь; уважительно относятся к своей маме, любят свой родной дом. Среди остальных воспитанников этот показатель составил 64,9%.
85,7% детей экспериментальной группы показали, что знают название города, страны, свой адрес; достопримечательности, 4-5 улиц, площадей, проспектов; знают и узнают символы государства; называют народные праздники, игрушки, предметы быта; называют природные богатства Беларуси; заботятся об окружающей природе, близких, оказывают помощь, проявляют дружелюбие, считаются с интересами сверстников, умеют договариваться с ними, анализировать поступки; уважительно относятся к матери, любят родной дом, семью; толерантно относятся к представителям других национальностей, уважают защитников Отечества, знают об их подвигах. Среди остальных детей этот показатель составил – 18,3%.
Так же следует отметить, что 17,8% детей, (не были участниками экспериментальной группы), показали низкий уровень знаний. Эти дети детей знали названия страны, своего города, не знали своего адреса, узнавали государственный флаг и герб; у детей отсутствовали знания о достопримечательностях своего города. Дети плохо ориентировались в названиях улиц, площадей, проспектов; с подсказкой воспитателя могли назвать народные праздники, игрушки, не знали природные богатства Беларуси, не проявляли заботы об окружающих, не проявляли дружелюбия, не считались с интересами товарищей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ