Особенности проблемы гражданско-патриотического воспитания старшего дошкольника на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Изучить теоретические и методические особенности гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников.
Объект исследования: Представления о гражданственности и патриотизме у старших дошкольников в теории и практике воспитания.
Предмет исследования: Пути и средства формирования представлений о гражданственности и патриотизме у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоритические основы гражданско-патриотического воспитания дошкольников ……………………………………………….............................................................5
1.1. Гражданско-патриотическое воспитание личности в историко-педагогическом наследии Беларуси………………………………………………………………………5
1.2. Основные подходы к определению сущности понятия «гражданско-патриотическое воспитание»……………………………………………………………………………..…..8
Современные аспекты гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста………………………………………….……………………………….……11
Глава 2. Особенности проблемы гражданско-патриотического воспитания старшего дошкольника на современном этапе……………………………………………….…..13
Экспериментальное исследование гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников…………………………………………………………………………13
Работа воспитателя по формированию основ гражданственности и патриотизма у старших дошкольников…………………………………………………………………15
Анализ экспериментального исследования гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников…………………………………………….24
Заключение …………………………………………………………………………………………….……26
Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Без чувства своей страны .doc

— 673.50 Кб (Скачать файл)

Результаты проведенного исследования подтверждают, что гражданско-патриотическое воспитание у старших дошкольников будет успешным при соблюдении следующих условий: сотрудничество взрослого и ребенка, создание положительной атмосферы в группе, развитие умения анализировать проблемные ситуации.  Ознакомление с методической и психолого-педагогической литературой по изучаемой проблеме, а также анализ результатов экспериментальной работы позволяют сформулировать следующие выводы:

1. проблема формирования гражданско-патриотического воспитания у детей, всегда была и остается острой и одной из ведущих проблем формирования личности ребенка. На эту проблему оказывает влияние общественно-политическое устройство человеческого общества, его функционирование и развитие под воздействием различных факторов;

2. процесс ознакомления ребенка  с родным городом, с его достопримечательностями, заводами и фабриками, памятниками  и скверами – сложный процесс. Чтобы он был эффективен, необходимо  соблюдать ряд условий. К таковым относятся сотрудничество взрослого и ребенка, когда ребенок активно воспринимает знания, умения и навыки, а воспитатель, ориентированный определить педагогические условия гражданско-патриотического воспитания у старших дошкольников, признающий патриотическое воспитание в качестве объекта исследования, является его партнером, готовым в нужный момент оказать необходимую помощь, доброжелательно и ненавязчиво руководящий ребенком, становясь посредником между ним и социальной действительностью; создание положительной атмосферы в группе, когда между детьми складываются положительные взаимоотношения дружбы, поддержки, заботы, общения, уважения друг к другу;

3. старший дошкольный возраст  является благоприятным для формирования гражданско-патриотического воспитания. У старших дошкольников появляются представления о явлениях и событиях. К показателям сформированности знаний относят такие, как знание дошкольниками герба, флага, гимна нашей страны, улиц и достопримечательностей города;

4. результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что большинство исследуемых детей старшего дошкольного возраста (60%) имеют низкий уровень сформированности представлений, который характеризуется ограниченностью знаний и представлений о структуре, традициях, праздниках, домашнем обиходе своей семьи, о жизни (местах и людях) за пределами детского сада, о видах трудовой деятельности взрослых;

5. анализ основных показателей  свидетельствует об эффективности  разработанной методики. В значительной  мере повысился уровень представлений дошкольников о родном городе, стране, праздниках и домашнем семей. У детей расширились представления о жизни (людях и местах) за пределами детского сада. Дошкольники обнаруживают более четкие представления о традициях нашей Республики, а так же своих семейных;

6. обобщение данных о сформированности  социальных представлений у старших  дошкольников позволяет выявить два уровня их сформированности у детей данного возраста -- высокий, средний. С высоким уровнем – 86% детей, со средним – 14% детей. Дети знают названия страны, города, свой адрес, достопримечательности, 4-5 улиц, площадей, знают символику Республики Беларусь, называют народные праздники, предметы быта. Проявляют дружелюбие, считаются с интересами товарищей, умеют анализировать поступки. Уважительно относятся к матери, любят родной дом, семью, уважительно относятся к человеку и результатам его труда. Дети знают родословную своей семьи. Прикосновение к истории своей семьи вызывают у ребенка сильные эмоции, заставляют сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Дети знают осознали свою сопричастность не только к семье, но и общностям более высоких порядков ( город, народ). Это чувство сопричастности – основа будущего патриотизма.

 Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

 Однако не следует ждать  от детей «взрослых форм» проявления  любви к Родине. Но если в  результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И., Козлова С. А. “Родной край.” – Москва, 1990г.
  2. Журнал «Пралеска» №2,3-2006г. №3-2005г. №9,10,11-1997г.№1,2007г.
  3. Илющенко Р. Что значит быть патриотом? // Победа, победившая мир. — 2004. — № 10/26.
  4. Никандров Н.Д. Ценности как основа воспитания // Педагогика.—1998г.—№3.—С. 3—10.
  5. Никонова. Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста – Минск, 1991г.
  6. Педагогическая энциклопедия. Т. 3. - Москва, 1996г.
  7. Петроченко ГГ. "Первые уроки гражданственности". - Минск 1982г.
  8. «Пралеска. Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении» Базисная программа и методические рекомендации.2-е изд-е, перераб. и доп-ое. /Е.А. Панько, А.И. Васильева, А.Н.Белоус и др. - Минск, 2000г.
  9. Скобелеу ЭМ. "Герб, Сцяг i Гімн Беларускай дзяржавы" - Мінск, 2004г.
  10. Чечет В.В. "Воспитание патриотических чувств" Минск, 1977г.
  11. Авдеева Е.В. «Патриотическое воспитание старших дошкольников». – Минск, 2004г.
  12. Гаранина Т.П. «Семейные традиции и их роль в воспитании детей». – Минск, 1983г.
  13. Жарикова А.Д. «Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада». - Москва, 1980г.
  14. Крылова Н.М. «Формирование системных представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста». – Москва, 1982г.
  15. Никонова Л.Е. «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» - Минск, 1991г.
  16. Панько Е.А. и др. «Развитие познавательных процессов дошкольника»./ Уч. пособие. - Минск, 1984г.
  17. Ясева Н.Ю. «Воспитание основ патриотических чувств у дошкольников». – Могилёв, 2000г.
  18. Педагогика: Большая современная энциклопедия. - Мінск, 2005г.
  19. А.И.Красила. На мове бацькоўскай зямлі. – Мозырь, 2003г.
  20. Праменьчыкі выхавання патрыятызму. Ч1, Ч2. – Мозырь, 2009г.
  21. В.В. Буткевич. Гражданское воспитание детей и учащейся молодежи. Минск, 2007г.

 

 


Информация о работе Особенности проблемы гражданско-патриотического воспитания старшего дошкольника на современном этапе