Особенности проблемы гражданско-патриотического воспитания старшего дошкольника на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Изучить теоретические и методические особенности гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников.
Объект исследования: Представления о гражданственности и патриотизме у старших дошкольников в теории и практике воспитания.
Предмет исследования: Пути и средства формирования представлений о гражданственности и патриотизме у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоритические основы гражданско-патриотического воспитания дошкольников ……………………………………………….............................................................5
1.1. Гражданско-патриотическое воспитание личности в историко-педагогическом наследии Беларуси………………………………………………………………………5
1.2. Основные подходы к определению сущности понятия «гражданско-патриотическое воспитание»……………………………………………………………………………..…..8
Современные аспекты гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста………………………………………….……………………………….……11
Глава 2. Особенности проблемы гражданско-патриотического воспитания старшего дошкольника на современном этапе……………………………………………….…..13
Экспериментальное исследование гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников…………………………………………………………………………13
Работа воспитателя по формированию основ гражданственности и патриотизма у старших дошкольников…………………………………………………………………15
Анализ экспериментального исследования гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников…………………………………………….24
Заключение …………………………………………………………………………………………….……26
Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Без чувства своей страны .doc

— 673.50 Кб (Скачать файл)

Патриотизм граждан содействует консолидации духовных сил государства в интересах усиления могущества Родины.

Одной из задач реформы системы образования в Республике Беларусь является воспитание гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения.

 Работая над решением данной  проблемы, я использовала некоторые понятия, области значения которых пересекаются, но не являются идентичными, как слова-синонимы. Это – нравственное воспитание, патриотическое воспитание, гражданское воспитание.

  Нравственное воспитание - составная часть единого общественного воспитания…. Формирование у человека соответствующих убеждений, нравственных склонностей, чувств, привычек, устойчивых моральных качеств личности.

   Патриотическое воспитание. - Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения своего народа.

    Понятие «гражданское воспитание» является относительно новым для дошкольного образования Республики Беларусь. Воспитывать гражданина – это значит готовить человека к участию в решении государственных задач, выполнению функций хозяина, труженика, защитника Родины, готового к активной деятельности на ее благо.

 Цель и задачи патриотического и гражданского воспитания детей в условиях дошкольного учреждения определены программой дошкольного образования «Пралеска».

  Цель патриотического воспитания: воспитывать у ребенка дошкольного возраста чувство любви и привязанности к Родине.

Задачи патриотического воспитания (общие):

  • расширять знания о родном городе, Беларуси, ее национальных героях, государственной символике, памятниках истории и культуры;
  • формировать интерес к прошлому и настоящему в жизни Родины, к духовным ценностям его народа;
  • формировать осознание своей этнической принадлежности к национальной культуре, народу; национальное самосознание;
  • стимулировать желание беречь и умножать богатства родного края, заниматься созидательным трудом на благо Родины.

            Цель гражданского воспитания: содействовать формированию у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни.

           Задачи гражданского воспитания (общие):

  • оказать содействие  в осознании ребенком  своей принадлежности к семье, детской группе, обществу в целом, в возниковении чувства радости, гордости по этому поводу;
  • оказать помощь в социализации ребенка, в постижении им на доступном уровне морально-этических норм и правил жизни в обществе;
  • формировать коммуникативную компетентность, социальное мышление;
  • развивать стремление к выполнению общественно полезной деятельности; поощрять альтруистические проявления в поведении ребенка.

           Содержание гражданско-патриотического воспитания личности базируется на принципах. В своей работе я оприалась на принципы программы “Пралеска”.

Ведущим принципом является принцип гуманизации, благодаря чему обеспечивается возможность соединения социальных представлений, знаний и переживаний детей, и тем самым достигается цель развития  и укрепления физического, психического и духовного, психологического здоровья.

Принцип единства национального и общечеловеческого в воспитании позволяет на основании широкого обращения к народной педагогике, национальным тардициям, фольклору приобщить детей как к национальной, так общечловеческой культуре в проявлениях национального самосознания, самоидентичности.

Согласно принципу природосообразности и индивидуализации, достигается оптимальный уровень показателей социализации детей, позволяющий предположить успешность адаптации ребенка к новым социальным условиям жизнедеятельности, что особенно актуально при поступлении в школу, смене места жительства, внутрисемейных изменениях.

Принцип  тесного взаимодействия воспитания в семье и в дошкольном учреждении. Семья является той первичной социальной группой, которую во всех аспектах проявлений познает ребенок и проецирует эти первые социально-психологические знания на мир новых большие Социальных групп и все человечество. В системе семейного взаимодействия дети присваивают первые социальные роли, апробируют коммуникативное поведение, благодаря чему приобретают опыт социальной адаптации к разным ситуациям, развивают гибкость моделей поведения; формируется социальная креативность как личностная черта.

 Историко-культурный принцип — предполагает тесное единство гражданско-патриотического воспитания с историей и национальной культурой белорусского народа.

Принцип активности  и  саморегуляции  —   способствует  развитию у воспитанника личностных   характеристик,   критичности   и готовности к принятию самостоятельных решений,  что постепенно формирует гражданскую позицию личности. 

 Принцип постепенности и непрерывности — предполагает многоэтапность в организации гражданско-патриотического воспитания.

Только следование этим принципам позволяет сформировать у ребенка научные представления о социуме, закономерностях взаимоотношений людей.

Рассматривая содержание гражданско-патриотического воспитания, можно выделить три функции социализации личности:

  • Образовательную (раскрыть дошкольникам общечеловеческие ценности);
  • Воспитательную (включить воспитанников в посильную и доступную общественную деятельность);
  • Развивающую (привить умение самостоятельно постигать информацию и ее анализировать).

Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание личности базируется на методологических принципах, определяется его целью, задачами и  функциями. Формирование гражданственности и патриотизма выступает одним из приоритетных направлений воспитания человека: наличие этого комплексного качества создает базу для формирования других положительных качеств личности.

 

    1. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Динамика социокультурных преобразований в Республике Беларусь актуализировала гуманистическую парадигму воспитания - формирование социально и нравственно зрелой личности, которой присущи лучшие качества гражданина, труженика и   семьянина.   Повышенная   требовательность   общества к нравственному облику, сознанию и поведению граждан ставит перед   педагогической наукой  и  практикой  задачу  непрерывного  гражданско-патриотического    воспитания подрастающего поколения начиная с   дошкольного  возраста.

Дошкольный  этап  становления  личности  ребенка  предполагает воспитание в семье и дошкольном заведении, где впервые усваиваются основные ценности общества, происходит приобщение к  национальной культуре, родному и другим языкам, закладываются  основы  грамотности,   формируются  гуманные черты характера. На данном этапе важно способствовать усвоению ребенком  основ   гражданского   поведения.

Гражданско-патриотическое   воспитание   дошкольников   является   целостным процессом,    направленным  на  формирование  и  развитие личности ребенка  и предполагающим становление его отношений  к Родине, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям  и   к   самому   себе.

Не случайно  слова «отец»,  «отчий дом»,  «Отечество» имеют один корень.  Любовь   и   уважение   к   Отечеству   начинается именно с любви  к отцу, матери, к своей семье. При этом отец и мать являются для детей образцами, которым надо во всем подражать.  К сожалению, не во всех семьях на должном уровне формируются гражданские качества личности. Недостатки гражданско-патриотического воспитания в семье восполняют детские дошкольные   учреждения.

Гражданское воспитание в дошкольной педагогике рассматривается как процесс формирования у ребенка активной социальной позиции, осознания себя участником и созидателем общественной

Рассмотрим  основные  характеристики  детей  дошкольного возраста,  наличие которых является предпосылкой для успешной реализации   процесса  гражданско-патриотического   воспитания.

Как отмечают  исследователи,   формирование  гражданских и патриотических качеств личности  начинается  еще  в  дошкольном  возрасте.   В этот период закладываются элементы гражданственности:  формируются первоначальные   гражданские   и патриотические чувства  и  представления,    вырабатываются   простейшие   навыки   гражданского поведения.    У  детей  формируются  начала таких  гражданских качеств,   как  честность,   правдивость,   дисциплинированность, совестливость,  чувство долга. Вместе с формированием сознания у ребенка возникает и объективная мотивировка отношений с   ростом  общественных  связей,  расширением контактов с окружающей  действительностью,   развитием   абстрактного мышления   отношения   приобретают   осознанно   мотивированный, принципиально обоснованный характер. Внешние требования начинают  осознаваться  дошкольниками  как  необходимость, и,   подчиняясь   им,   принимая   их,   человек   делает   их внутренними  принципами   своего   поведения.

В старшем дошкольном возрасте у детей ярко проявляется познавательное  отношение к действительности.  Кроме того,  в старшем дошкольном  возрасте  осуществляется  процесс  целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, интересов детей. Гражданско-патриотическое   поведение   предполагает   формирование черт личности, как активность, самостоятельность, инициативность,   способность  принимать  решения.

Каждому   ребенку необходимо знать культуру своего народа, которая включает много различных аспектов: традиции и обычаи народа,  историю его развития,  духовное наследие и т.  д. Поэтому целесообразно организовать процесс гражданско-патриотического воспитания  дошкольников, чтобы не была потеряна связь между поколениями.

Формирование гражданственности у дошкольников предполагает воспитание любви и привязанности к малой Родине, к тому месту,  где ребенок родился, где находится его дом, что в будущем станет основой для преданности,  любви и уважения к своей стране.

В дошкольном возрасте у детей формируется чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное  отношение  к  родному  языку;   забота  об  интересах родины; проявление гражданско-патриотических чувств; гордость за культурные достижения; уважительное отношение к историческому прошлому и традициям.

Приобретенные в дошкольном возрасте элементарные гражданско-патриотические знания и чувства, формы поведения и отношений со взрослыми и сверстниками являются фундаментом, на котором в начальных и средних классах происходит формирование гражданско-патриотических чувств, качеств, отношений, поведения.

Дети дошкольного возраста в доступной форме знакомятся  с  основами нравственно-социальных норм; им демонстрируется важность, и значимость для каждого человека правил поведения в повседневной жизни.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

    1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

"Воспитание, если оно не хочет 

быть бессильным, должно быть народным"

К.Д. Ушинский

Материал, представленный в данной работе, включает 3 этапа.

На первом этапе работы была изучена методическая литература по проблеме гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, определены принципы содержания педагогического процесса, выявлены особенности средств и методов формирования у детей гражданственности и патриотизма. Отбор был подчинен следующим принципам:

  1. гуманизации,
  2. единства национального и общечеловеческого;
  3. природосообразности и индивидуализации;
  4. тесного взаимодействия воспитания в семье и в дошкольном учреждении;
  5. историко-культурный;
  6. постепенности и непрерывности;

Были установлены основные положения построения педагогического процесса:

  • опора на общечеловеческое начало;
  • учет особенностей  детского развития;
  • чувство свободного выбора деятельности;
  • применение полученных знаний и выражение своего отношения в играх, рисовании, лепке и других видах деятельности.

В структурном отношении педагогический процесс был построен в соответствии с видами деятельности:

I блок — организованная совместная деятельность воспитателя с детьми;

         II блок — самостоятельная деятельность детей.

На втором этапе была проведена диагностика гражданско-патриотического воспитания детей в конце года при переходе из средней группы в старшую. Для выявления знаний были подобраны вопросы для диагностики осведомленности (прил. 1).

Результаты опроса в конце  года позволили выявить представления детей о нашей  стране, о себе и других людях.

  Диагностика показала  следующие результаты.

60% детей знали названия страны, своего города, не знали своего адреса, узнавали государственный флаг и герб; у детей отсутствовали знания о достопримечательностях своего города. Дети плохо ориентировались в названиях улиц, площадей, проспектов; с подсказкой воспитателя могли назвать народные праздники, игрушки, не знали природные богатства Беларуси, не проявляли заботы об окружающих, не проявляли дружелюбия, не считались с интересами товарищей.

Информация о работе Особенности проблемы гражданско-патриотического воспитания старшего дошкольника на современном этапе