Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 11:23, курсовая работа
В подготовительной группе дети часто рассказывают друг другу анекдоты, например: «Встречаются на ветке 4 вороны. Одна хвастается: «У меня есть часы!», вторая говорит: «У меня есть деньги!», третья: «У меня есть корова!». А четвёртая сказала: «А у меня ничего нет». На следующий день вороны опять встретились. Первая говорит: «У меня пропали часы!», вторая: «У меня пропали деньги!», третья: «А у меня пропала корова!». А четвёртая сидит на ветке и поёт: «Мани-мани-мани, денежки в кармане. Время пол-второго, пора доить корову!»
Введение…………………………………………………………………………. 2
1.Особенности развития чувства юмора в старшем дошкольном возрасте…. 4
2.Возможности развития чувства юмора средствами литературы у старших дошкольников …………………………………………………………………… 8
3.Использование рассказов Николая Носова для развития чувства юмора у старших дошкольников………………………………………………………… 15
4.Заключение…………………………………………………………………… 23
5.Список литературы………………………………………………………….. 25 6.Приложение 1. Рекомендации для родителей……………………………... 28
7.Приложение 2. Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи: Чтение рассказа Н.Носова ”Фантазёры” в старшей группе …………………………………………………………………………………… 30
8.Приложение 3. Рекомендации для воспитателей……………………………34
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Особенности развития чувства юмора в старшем дошкольном возрасте…. 4
2.Возможности развития чувства юмора
средствами литературы у старших дошкольников
……………………………………………………………………
8
3.Использование рассказов Николая Носова
для развития чувства юмора у старших
дошкольников………………………………………………
4.Заключение………………………………………………
5.Список литературы……………………………………………………
7.Приложение 2. Конспект непосредственно
образовательной деятельности по развитию
речи: Чтение рассказа Н.Носова ”Фантазёры”
в старшей группе ………………………………………………………………………………
8.Приложение 3. Рекомендации для воспитателей……………………………34
Введение
Актуальность проблемы развития чувства юмора продиктована результатами исследования социальной стороны юмора. Они свидетельствуют о положительном эффекте юмора, ослабляющем стресс, укрепляющем здоровье человека и социальные связи, позволяющем оптимистично воспринимать возникающие проблемы.
Дошкольное детство - это большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей.
Развитие чувства юмора – это целенаправленный процесс формирования способности личности дошкольника к полноценному восприятию и правильному пониманию сатиры в искусстве и действительности.
Юмор - добродушно-насмешливое отношение к чему-либо, умение подмечать и выставлять на смех забавное и несуразное в жизненных явлениях, в искусстве - изображение чего-либо в смешном виде, беззлобно и весело вышучивает.
Шутка - говорить неправду не ради лжи, а для безвредной потехи, забавы, веселья, тешить себя и людей пустой забавной выдумкой.
У ребёнка вообще есть великая потребность смеяться. Дать ему добротный материал для удовлетворения этой потребности – одна не из последних задач воспитания. Такой добротный материал надо уметь и отбирать, и создавать. Задача действительно не из легких.
Воспитание юмора неотделимо от воспитания вкуса. Житейские примеры показывают нам, что, не воспитав вкуса, юный человек рискует, даже став взрослым, увидеть в высоком мастерстве гениальных насмешников только обывательскую пошлость.
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей. В этом сложном процессе становления человеком очень важно как ребенок адаптируется в мире людей, как найдет свое место, где может себя чувствовать хорошо, где может реализовать свои потенциальные возможности и получать удовольствие от этого.
Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать.
В настоящее время основным приоритетом образования выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребёнка, становится год от года всё разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
В течение многих лет чувство юмора может украсить семейную жизнь. Чувство юмора не бывает врожденным. Оно воспитывается у ребенка в семье. Если родители отличаются эмоциональной открытостью и позитивным взглядом на жизнь, то и чувство юмора в такой семье присутствует и является обязательным атрибутом. Ребенок, находясь в атмосфере эмоционального комфорта, глядя на родителей, учится шутить и понимать шутки. Никогда не слишком рано начать развивать чувство юмора, но важно поддерживать его на высоком уровне, поскольку ребенок становится старше. Когда родители играют и шутят со своим ребенком, восхищаются глупостью и смехом, они помогают ему развивать игривое и юмористическое отношение к жизни. Один из лучших способов развить чувство юмора у ребенка – шутить, смеяться и улыбаться вместе.
Дети с хорошо развитым чувством юмора являются более счастливыми и более оптимистическими, имеют более высокое чувство собственного достоинства, и могут обращаться с различиями (их собственное и других) хорошо. Детям, которые могут ценить и разделить юмор, более способны обращаться с бедственными ситуациями детства - от переезда в другой город до поддразнивания хулиганами на детской площадке.
С детьми надо говорить забавно. На этом настаивал Горький, включая в сферу забавного даже и то, что само по себе очень смешно, но безоговорочно достойно осмеяния. Советским писателям приходилось и теоретически и практически доказывать, каким многосторонним и сильным средством воспитания становится юмор – витамин роста, дивный способ постижения мира через игру, верное лекарство против многих детских болезней, оружие борьбы против косного и чуждого.
Таким образом, необходимо создавать богатую юмором окружающую среду, окружить ребенка забавными книгами - для малышей и дошкольников.
Особенности развития чувства юмора в старшем дошкольном возрасте
«Легко ли рассмешить вашего ребенка?». Этот вопрос должен стать актуальным для каждого родителя. Действительно, видно сразу же выражение глаз, в целом лица ребенка, который легко или, наоборот, с трудом смеется. Чувство юмора, чувство комического является важным показателем общего психического, умственного, творческого развития ребенка. Его отсутствие может означать опасную задержку в этом развитии. Ученые не пришли пока к выводу, к каким чувствам относится юмор: моральным, интеллектуальным или эстетическим. Ясно одно, что формировать это чувство крайне нелегко. К сожалению, воспитание юмора проходило до недавнего времени в нашей стране спонтанно, хаотично.
Отечественный психолог А.Н.Лук выделил психотерапевтическую функцию юмора – способность формировать оптимистическое, жизнерадостное отношение к окружающему миру, вырабатывать уверенность в своих силах, раскованность в своих силах, самокритичность.
Зарубежные гости отмечают, что в России неулыбчивые люди. Неулыбчивые взрослые в автобусе, на рынке, в магазине, т.е. вокруг - тревожное окружение для малыша. Немецкий философ Шопенгауэр отмечал, что из всех человеческих качеств более всего способствует счастью жизнерадостность. И действительно, люди, которым присущи юмор, смех, улыбка, шутка, относятся к таким людям, которые всегда в центре внимания. Их любят, к ним тянутся. Потому что человек с юмором - это, как правило, добрый человек. Потому что такой человек еще и остроумный, находчивый, покладистый, умеет жить в ладу в любом детском, а затем взрослом коллективе. Формирование такого нужного качества должно быть не только задачей дошкольного учреждения, но и семьи.
Чувство комического возникает, когда ребёнок сталкивается с чем-то несуразным, неожиданным. Младшие и средние дошкольники видят комизм во внешности, одежде, жестах персонажа, в несоответствии ситуации при восприятии весёлых рассказов, смешных картинок. Старшие дошкольники отмечают несоответствие в поведении людей, недостатки в их знаниях. Смех у них вызывают нравственные недостатки, пороки (трусость, жадность, лень, хвастовство), нелогичность действий и поступков взрослых, одушевление знакомых предметов. Чувство комического связано с умственным развитием, поскольку опирается на осознание несовершенства восприятия предмета, осмысление известного недостатка. Хорошо понимая значение слов, дети смеются не только над необычностью звучания, причудливым сложным словом, но и над грамматической ошибкой в речи, предложением, где замена одного слова другим меняет или искажает смысл всего предложения.
Формировать юмор с детства - это не пустая забава, это подготовка ребенка к жизни, к достойной борьбе с испытаниями и сложностями. Смешат ребенка не только для веселья. Смешат для того, чтобы воспитать в нем чувство юмора - драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, «увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и неприятностями. Улыбка и смех - всегда хорошие помощники человеку. Нужно не забыть о юморе, не опоздать - и тогда ребенок будет адаптирован к жизни, к тернистым ее тропкам, преодолению ошибок и трудностей.
“Улыбка и смех, - говорит советский психолог С.Л.Рубинштейн, - будучи первоначально выражением – сначала рефлекторным – элементарного удовольствия, органического благополучия, вбирают в себя в конце концов все высоты и глубины, доступные философии человеческого духа; оставаясь внешне почти тем же, чем они были, улыбка и смех в ходе исторического развития человека приобретают всё более глубокое и тонкое психологическое содержание”
С чувством юмора связана и полноценность интеллектуальной жизни человека. «Смех - один из каналов познания, - пишет Сухомлинский, - одна из точек зрения, с которой перед человеком открывается мир в его многообразии. И если этот канал закрыт, мысль не развивается полноценно».
Справедливо говорят о том, что нередко именно юмор является кратчайшим расстоянием от идеи воспитателя до сознания воспитанника. Воспитатели, работая с детьми, не раз замечали, что с шуткой и прибауткой работается легче и веселее, настроение у детей поднимается, и тогда можно достичь любых вершин. Но так как практического материала по формированию чувства юмора почти нет, многие воспитатели в детских садах сами занимаются этим. Очень нравятся детям театральные пятницы, во время которых они инсценируют юмористические стихи, а потом показывают представления родителям. В такие дни всем особенно весело. Очень нравятся и взрослым, и детям юмористические сценки, подготовленные совместно с родителями. В этих случаях процесс подготовки доставляет всем радости и веселья ничуть не меньше, чем сам показ номера.
Очень нравится дошкольникам День смеха 1 апреля. Неоценимую помощь в его подготовке и проведении праздников воспитателям оказывают музыкальные работники. Веселая задорная музыка сопровождает детей во время утренников, физкультурных и музыкальных занятий. С дошкольниками разучивают смешные песенки и частушки, например: «Руки все уже помыли?
Отвечай-ка, детвора!»
«Ну, конечно же, помыли,
Да, да, да, ещё вчера!»
Пение частушек - непременная часть любого утренника. Если на дворе осень - дети поют частушки об овощах, 8 Марта - о мальчишках. С особым удовольствием мальчики показывают танец матрёшек, наряжаясь в сарафаны и косыночки, соревнуются, кто скорее наденет бусы, шляпу, юбку.
Многие педагоги заметили: чем чаще используется в повседневной жизни юмор, тем чувствительнее дети становятся к нему, легче откликаются на шутки. Эти наблюдения подталкивают педагогический коллектив детских садов к поиску новых юмористических произведений для детей. Иногда в группе детского сада случаются такие ситуации, что воспитатели не могут найти из них выход. И тут на помощь приходят юмористические стихи, потешки, которые помогают сгладить ситуацию. Например:
Петушки распетушились,
Но подраться не решились:
Если долго петушиться,
Можно пёрышек лишиться. (В.Д. Берестов)
В подготовительной группе дети часто рассказывают друг другу анекдоты, например: «Встречаются на ветке 4 вороны. Одна хвастается: «У меня есть часы!», вторая говорит: «У меня есть деньги!», третья: «У меня есть корова!». А четвёртая сказала: «А у меня ничего нет». На следующий день вороны опять встретились. Первая говорит: «У меня пропали часы!», вторая: «У меня пропали деньги!», третья: «А у меня пропала корова!». А четвёртая сидит на ветке и поёт: «Мани-мани-мани, денежки в кармане. Время пол-второго, пора доить корову!»
К новогоднему утреннику
воспитатели с детьми сочиняют
юмористическую сказку про
Часто дети переделывают слова известных им стихов и песен, сочиняют свои. Например:
По дорожке шло окошко
И сказало: «Здравствуй, кошка!»
Я и мышка, я и кошка,
А зовут меня лепёшка!
На козе очки, рвут зелёные стручки.
Формирование у дошкольников чувство юмора является действительно важной задачей дошкольного воспитания. К. Чуковский писал: «…воспитать в ребёнке юмор - драгоценное качество, которое, когда ребёнок подрастёт, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами. У ребёнка вообще есть великая потребность смеяться. Дать ему добротный материал для удовлетворения этой потребности - одна из не последних задач воспитания».
Информация о работе Особенности развития чувства юмора в старшем дошкольном возрасте