Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 11:23, курсовая работа
В подготовительной группе дети часто рассказывают друг другу анекдоты, например: «Встречаются на ветке 4 вороны. Одна хвастается: «У меня есть часы!», вторая говорит: «У меня есть деньги!», третья: «У меня есть корова!». А четвёртая сказала: «А у меня ничего нет». На следующий день вороны опять встретились. Первая говорит: «У меня пропали часы!», вторая: «У меня пропали деньги!», третья: «А у меня пропала корова!». А четвёртая сидит на ветке и поёт: «Мани-мани-мани, денежки в кармане. Время пол-второго, пора доить корову!»
Введение…………………………………………………………………………. 2
1.Особенности развития чувства юмора в старшем дошкольном возрасте…. 4
2.Возможности развития чувства юмора средствами литературы у старших дошкольников …………………………………………………………………… 8
3.Использование рассказов Николая Носова для развития чувства юмора у старших дошкольников………………………………………………………… 15
4.Заключение…………………………………………………………………… 23
5.Список литературы………………………………………………………….. 25 6.Приложение 1. Рекомендации для родителей……………………………... 28
7.Приложение 2. Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи: Чтение рассказа Н.Носова ”Фантазёры” в старшей группе …………………………………………………………………………………… 30
8.Приложение 3. Рекомендации для воспитателей……………………………34
Возможности развития чувства юмора средствами художественной литературы у старших дошкольников
Весёлая стихотворная книжка – средство воспитания чувств, среди которых чувство юмора занимает далеко не последнее место. Это – прекрасное средство постижения стиха, ритма, формы, красоты и гибкости родного слова.
Самым восприимчивым возрастом для формирования самозащиты выступает возраст 5-7 летнего ребёнка. Исследователи пришли к выводу, что наиболее “весёлым” можно считать возраст 6 лет, когда ребёнок смеётся и хохочет по 300-400 раз в день. Считается, что дети меньше подвержены стрессам, потому что в процессе игры дают выход эмоциям через смех, в отличие от взрослого человека.
Развивая в ребёнке такую индивидуальную способность как смеяться, утверждать чувство юмора – это значит укреплять его умственные силы и способности, вместе с тем учить тонко думать и мудро видеть мир. Юмор в детском чтении должен быть прежде всего источником добрых чувств, но не служить примирению со злом.
Сегодня перед детским дошкольным образованием поставлена новая задача. В результате освоения образовательной программы каждый ребёнок должен интересоваться книгами и испытывать потребность в их чтении, быть приобщённым к словесному искусству, о чём будут свидетельствовать развитие его художественного восприятия, эстетического вкуса. Художественная литература – неиссякаемый источник воспитания детей. Книга открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Дети любят одних героев, восхищаются их поступками, пытаются им подражать и не принимают других – отрицают их отношение к жизни, не одобряют их поведение и не хотят быть похожими на них. Особую группу в детской литературе составляют юмористические рассказы. Детская книга с хорошим текстом и хорошими иллюстрациями помогает развивать у ребёнка чувство юмора.
Художественная иллюстрация – это важный элемент книги для детей, от этого зависит её художественная ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования её в формировании чувства юмора.
Читая юмористические произведения ребёнок получает удовольствие, отличительное от удовольствия при чтении серьёзных литературных произведений, они заставляют его более пристально всматриваться во всё окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на сатирическое и прекрасное в жизни.
По мнению М. Горького “Не надо думать, что все без исключения детские книжки должны давать познавательный материал. Наша книга должна быть не дидактической, не грубо тенденциозной. Она должна говорить языком образов, должна быть художественной. Нам нужна весёлая, забавная книжка, развивающая в ребёнке чувство юмора”.
Формировать у ребёнка чувство юмора - это значит развивать у него гибкость ума и быстроту сообразительности. Это можно достигнуть шутками, стихами, перевёртышами, небылицами. Язык весёлого стиха, меткая игра слов, неожиданный каламбур учат ребёнка тонкостям родного языка. Постепенно формируется способность сатирического восприятия. Формируя чувство юмора у детей, следует направлять их внимание не только на содержание текста, но и на образы и языковые средства, с помощью которых образ делается выразительным.
В старшем дошкольном возрасте ребёнок замечает комические неожиданности в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев (людоед вежлив и питается травой), тонкие несоответствия, часто смеётся над соединением несоединимых явлений, предметов, признаков шапка разговаривает, песня хрипит). В этом возрасте дети с удовольствие слушают смешные сказки, весёлые рассказы, стихи, басни, пытаются сами создавать комичные ситуации.
Прочитав юмористический рассказ, дети оживлённо вспоминают случаи из своей жизни, друзей, знакомых, что и с ними случались подобные события, они видели или слышали это же в жизни. Поэтому, так ценят юмор и иронию в детских произведениях.
В старшем возрасте детям нравятся рассказы, стихи Э.Успенского, В.Драгунского, Г. Остера, Н.Носова и многих других авторов. Произведения отражают особенности детского восприятия, лаконичный выразительный диалог, комическую ситуацию. Дети чаще используют в повседневной жизни юмор, легче откликаются на шутки.
Очень важно практиковать повторное чтение юмористических книг: знакомое произведение вызывает оживление, и дети начинают высказываться; со второго прочтения отмечаются те стороны и детали, которые не были замечены в первый раз. Беседы с детьми направлены на понимание событий, изображённых в произведении: дети не только рассказывают о том, что им прочитали, но и как прочитали. Этому воспитатель учит детей с помощью образца рассказа.
Чтобы поднять настроение и интерес у детей при чтении юмористической литературы, речь педагога должна быть образной, выразительной. Воспитатель подводит старших дошкольников к умению сравнивать одно юмористическое произведение с другим. Беседа может начаться с рассказа самого воспитателя о книге, затем, задавая вопросы, воспитатель привлекает детей к активному выражению своих юмористических впечатлений. Если у детей развито чувство юмора на достаточном уровне, беседа прямо начинается с вопросов к детям. Проведя беседу по книге, воспитатель в конце высказывает своё мнение о ней в понятной и интересной для детей форме, обобщая их высказывания. Вопросы воспитателя играют большую роль, устанавливается связь между содержанием текста и прослушанным текстом. В результате такой совместной деятельности педагога с детьми, у детей развивается интерес к чтению книг. Дети начинают интересоваться книгами вне детского сада, рассказывают об их содержании. Во многом интерес поддерживается тем, что в группе детям предоставляется возможность самостоятельно рассматривать юмористические книги и картинки к ним.
После того как в старшей группе систематически читались юмористические произведения, можно в группе или в зале организовать выставку этих книг, а так же юмористических рисунков на эти произведения. Воспитатель прислушивается к высказываниям детей. Дети говорят, какие книги они больше любят, какие лучше помнят.
Значение художественной литературы в формировании чувства юмора является важной задачей дошкольного воспитания. Для дошкольников юмористические произведения – это специфический вид художественного, словесного юмора, который средствами выразительности, образности и образных выражений юмористической направленности вызывает в воображении слушателя конкретные, наглядно-чувственные образы предметов, ситуаций и персонажей, стимулирует эмоционально-положительную реакцию, доброжелательный смех.
Если произведение адресовано ребенку, у которого все особенное: восприятие, чувства, память, речь, круг знаний и интересов, объем опыта, то литература должна быть соответствующей: интересной, динамичной и, конечно же, нравственной.
Книга, обращенная к детям, должна учитывать их интересы, пристрастия, увлечения, удовлетворять эстетические потребности, доставлять радость, укреплять чувство оптимизма.
У детской литературы есть одно свойство, без которого она не была бы собою. Это свойство - юмор. Оно обусловлено натурой ребенка, у которого, по выражению Чуковского, «есть великая потребность смеяться». Важно дать ему добротный материал для удовлетворения этой потребности. Юмор в детском чтении должен быть прежде всего источником добрых чувств, но не служить примирению со злом. На пути своего развития дети дошкольного возраста должны научиться оценивать по достоинству хорошую шутку, ощущать каламбур и веселое звучание поговорки.
Именно со знакомства с фольклором начинается воспитание чувства юмора. Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Перевертыши обостряют чувство реального. Их простейший комизм подготавливает детей и к усвоению более сложных форм юмора.
Говоря о произведениях художественной литературы с точки зрения воспитания юмора, неоценимо творчество таких писателей и поэтов, как К.И.Чуковского, Б. Заходера, Н.Н. Носова, Г.Остера, Э.Успенского, Ю.Мориц, Тима Собакина. В основной общеобразовательной программе дошкольного образования ”От рождения до школы” широко представлены произведения Николая Носова, которые дети слушают и читают с большим интересом и удовольствием.
Яркий юмористический талант Н.Н.Носова, сочетающийся с большей долей лиризма, раскрывается уже в первых рассказах: сборники «Тук-тук-тук» (1946), «Ступеньки» (1946), «Весёлые рассказы» (1947). Для детских рассказов характерны остросюжетность, динамичность, насыщенность комическими ситуациями.
Для дошкольников предназначен сборник рассказов «Веселые истории». В него вошли такие рассказы: «Автомобиль», «Метро», «Замазка», «Саша», «Шурик у дедушки», «Леденец», «Карасик», «Прятки», «Бабушка Дина», «Живая шляпа», «Огородники». В центре рассказов характеры фантазеров, непоседливых и неуемных выдумщиков, которым часто достается за их затеи. Писатель изображает самые обычные события в жизни детей - поездку на дачу, покупку новой игрушки, но все они, как правило, рассказаны самими участниками этих событий. На страницах произведений Носова звучит живой диалог, передающий отношение ко всему происходящему героя - мальчишки, по-своему, нередко, отношение очень непосредственно освещающее те или иные художественно достоверные события. Это проникновение в психологию героя, оценивающего всё со своей, мальчишеской точки зрения, и создаёт в рассказах Носова не только комичную ситуацию, но и юмористически окрашивает логику поведения героя, которая порой противоречит логике взрослых или логике здравого смысла. Рассказы насыщены лиризмом и юмором; повествование, как правило, ведется от первого лица.
Рассказы Носова лишены лобовой назидательности. Он с мудрой улыбкой даёт возможность читателю посмотреть на себя со стороны, увидеть смешное в поступках героев.
«Действительная причина смешного заключается не во внешних обстоятельствах, ситуациях, положениях, соответствиях и несоответствиях. А коренится в самих людях, в человеческих характерах», - писал Н.Носов.
Достоинства веселой книжки определяет множество условий. Любовь к ребенку и «чувство детства». Пылкая эмоциональность и тонкое мастерство слова. Современность в самом широком смысле и своеобразие подхода к сюжету. Определяются эти достоинства и находками в области смешного, и естественностью таких находок, и, что, очень существенно, внутренней нравственной или познавательной наполненностью комического образа.
Н.Носов очень хорошо знает детское сердце. И в своих книгах беседует с детьми умно: он уважает своих друзей. Рассказывая им о разных делах, которые случаются в жизни, ведёт своё повествование так легко, так весело, что читая его книгу, невольно улыбаются взрослые и порой очень скучные люди, а дети веселятся и смеются от всей души. Это хороший смех. И с его помощью незаметно, без всякой назидательности писатель обращается к чувству и к сознанию ребёнка, пробуждая в нём и поэтическое воображение, и правильное понимание справедливого, разумного и прекрасного, чтобы и позднее, по дороге к большой жизни, ребёнок помнил и знал, что в жизни хорошо и что плохо.
Рассказы Носова для детей рассчитаны и на взрослого читателя. У книг Носова, как правило, два адреса - ребенок и воспитатель. Воспитателю Носов помогает понять мотивы и побуждения поступков ребенка, а значит, и найти более тонкие способы воздействия на него. Ребенка он воспитывает смехом, а это, как известно, лучший воспитатель, чем любое назидание.
Говоря о мастерстве детских писателей, Б.Бегак в своей книге «Дети смеются» справедливо отмечал: « От маленького и просто смешного они шли к большому разговору с юными гражданами страны о законах жизни».
Яркие, необычные сравнения, красочные определения - это важные выразительные средства художественной литературы. Слушая сказки и особенно стихи, ребенок должен научиться воспринимать не только сюжет, но и красоту языка.
Фантазию, воображение надо развивать с детства. И здесь роль всяких нелепиц, небылиц, перевертышей и путаниц огромна.
Ведь когда все идет привычным, заведенным порядком, то и вопросов никаких не возникает. Но как только случается что-то необыкновенное, невозможное, сразу появляются вопросы:
Что это такое? И может ли такое быть?
А если не может быть, то почему не может?
А если может быть, то почему может?
И как это сначала показалось, что не может быть?
То есть “шарики и колесики” в голове невольно начинают крутиться. Причем если мы сами не вставляем палки в эти “колесики”, то они приучаются двигаться очень быстро. Вы не успели еще прочесть веселый стишок ребенку, а все вопросы у него в голове уже поставлены и ответы получены в одну секунду, и ребенок начинает смеяться, потому что он знает, в чем суть этого беспорядка, - и радуется своему знанию.
Это - интеллектуальная радость. Недаром еще древние считали смех тем признаком человека, который отличает его от животных.
Что делают поэты и ребенок с миром? Они раскладывают его на кубики и складывают снова.
Можно еще сказать и так: королю Здравого Смысла прислуживают эльфы Фантазии и гномики Абсурда. Это - его верные слуги.
Если мы хотим вырастить мыслящих людей, а не заторможенных исполнителей чужих распоряжений, то мы никак не должны лишать детей такого «витамина роста», как игровые стихи с юмором, парадоксами, небывальщиной.
Рассказы и сказки Н.Носова для детей совмещают в себе два ценных и редко соединяемых качества – юмор и поучительность. С помощью смеха, он стремился рассказать юному читателю об окружающем мире, научить его честно и с пользой жить на Земле (Сивоконь С. Весёлые ваши друзья. – М., 1980. – С.134)
В рассказе Фантазёры Н.Носов как всегда забавно, занимательно и понятно говорит с ребёнком – читателем о сложных вещах – об отличии весёлой, несущей людям радость, бескорыстной фантазии (вымысла) от лжи (измышления), придуманной для какой-либо выгоды.
Воспитывать чувство юмора – умение понимать и ценить юмор, радоваться ему.
Показывая комичные ситуации, Носов критикует шаблон в воспитании. Стереотипные педагогические приемы, используемые порой учителями, вожатыми, с подлинным юмором воспроизведены в диалогах воспитателей и детей.
Однако самое главное, конечно, характеры героев Носова. У мальчишек стремления и способы достижения цели нередко не соответствуют. Расхождение стремлений и поступков, которые определяются свойствами характера и возраста, и создает комические ситуации (например, как Витя Малеев воспитывает волю).
Информация о работе Особенности развития чувства юмора в старшем дошкольном возрасте