Особенности развития чувства юмора в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

В подготовительной группе дети часто рассказывают друг другу анекдоты, например: «Встречаются на ветке 4 вороны. Одна хвастается: «У меня есть часы!», вторая говорит: «У меня есть деньги!», третья: «У меня есть корова!». А четвёртая сказала: «А у меня ничего нет». На следующий день вороны опять встретились. Первая говорит: «У меня пропали часы!», вторая: «У меня пропали деньги!», третья: «А у меня пропала корова!». А четвёртая сидит на ветке и поёт: «Мани-мани-мани, денежки в кармане. Время пол-второго, пора доить корову!»

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 2

1.Особенности развития чувства юмора в старшем дошкольном возрасте…. 4
2.Возможности развития чувства юмора средствами литературы у старших дошкольников …………………………………………………………………… 8
3.Использование рассказов Николая Носова для развития чувства юмора у старших дошкольников………………………………………………………… 15
4.Заключение…………………………………………………………………… 23
5.Список литературы………………………………………………………….. 25 6.Приложение 1. Рекомендации для родителей……………………………... 28
7.Приложение 2. Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи: Чтение рассказа Н.Носова ”Фантазёры” в старшей группе …………………………………………………………………………………… 30
8.Приложение 3. Рекомендации для воспитателей……………………………34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 320.50 Кб (Скачать файл)

"Детям, столь неопытным в жизни, - писал К. Чуковский, - мир на первых порах представляется в виде упрощенной схемы, построенной на конфликте добрых и злых, хороших и плохих".

Об этом схематизме, прямолинейности детского мышления много говорил Б. Житков, видя в нем своеобразие и обаяние эстетического кодекса ребенка.

В хрестоматии по детской литературе дошкольникам предлагаются рассказы Носова "Огурцы", "На горке", "Живая шляпа".

Радость общего труда является темой рассказа "На горке". Ребята целый день трудились - строили горку во дворе, а вот Котька Чижов горку не строил, а покататься ему тоже очень хотелось. Но вот беда, горку-то он не строил и как взобраться на нее, тоже не знал, поэтому и посыпал горку песком. Испортил горку и ребятам, и сам прокатиться не смог.

Но ребята подсказали ему выход из создавшегося положения: "Бери сейчас же лопату!". Понравилось Котьке работать - и горку снегом засыпал, и даже ступеньки сбоку проделал: " Это, чтоб всем было легко взбираться, а то еще кто-нибудь снова песком посыплет!".

Социальная позиция детского писателя, его миросозерцание находит отражение в его творчестве. Внутренняя организация произведения, адресованного детям, отражает мировосприятие самого автора, его социальную, нравственную и эстетическую ориентацию в мире. Все проблемы рассказов Н. Носова: честности, воспитанности, дружбы, трудолюбия - свойственны каждому ребенку. Каждый в детстве решает этот очень нелегкий вопрос: "Как сказать правду?", "Признаваться или не признаваться в совершенном проступке?". Каждый учится трудиться и уважать чужой труд. Каждый в детстве решает для себя самую сложную задачу - а кто мне друг, а что такое дружба.

Любовь к детям была у Носова генеральной чертой, и она всё в нём освещала. Если ко взрослым отношение у него было разное, часто критическое, то детей он любил безоглядно, без всяких оговорок. Изображая даже лентяев, зазнаек, драчунов и хвастунишек, он в то же время радостно наслаждался их простодушием, готовностью искренне покаяться в своих недостатках, естественностью – качествами, которые, увы, так часто исчезают с годами. Носов обладал редчайшим, гениальным даром полного отождествления с детьми. В детях он, как и Януш Корчак, видел часть человечества, автономную и суверенную. Не случайно “носовские” книги напоминают сочинения очень любознательного мальчишки. И вероятно, этим и можно объяснить, что образы взрослых в его книгах художественно беднее ребят. На взрослых писатель смотрел глазами мальчишки, видел в них не психологически сложные индивидуальности, а то, что дети обычно видят в своих папах, мамах, дедушках, бабушках, учителях, то есть обращённую к ним родительскую и воспитательскую функцию.

Любознательность, жизнерадостность, простодушие, искренность, расположенность к дружбе, которыми так щедро наделены его герои, были безусловно, и в человеческом характере писателя.

 

 Произведения Н. Носова помогут нашим детям смотреть на жизнь оптимистично и решать все проблемы творчески и с юмором, как это делают герои рассказов писателя. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Н.Н. Носов - удивительный детский писатель. Удивителен и замечателен он тем, что не только дети получают заряд необыкновенной жизнерадостности, бодрости, прилива сил, но и взрослые сразу же окунаются в атмосферу детства, вспоминая и свои "нелегкие" детские проблемы.

Любимые герои Носова осваивают мир наивным, ”незнайским” путём – вот ещё один (может быть важнейший) источник носовского смеха. Явная или притворная наивность героя может проявляться в его речи (комизм слова), в его  действиях (комизм действия), в разных недоразумениях, какие с ним случаются (комизм положения), или в разных, совсем непривычных для героя обстоятельствах (комизм обстоятельств). Все эти типы комизма щедро представлены в творчестве Носова, не говоря уже о комизме возраста.

Неисчерпаемый родник комизма – детская фантазия. В книгах Носова она занимает особое место: среди его героев великое множество фантазёров.

Комизм возраста, как и комизм характеров, особенно ярко проявляется в тех вещах Носова, где выступают своего рода комические дуэты: Витя Малеев и Костя Шишкин, ”бесфамильный” Коля из рассказов ”Мишкина каша”, ”Телефон”, ”Огородники”, ”Ёлка” и ”Дружок”, а так же из повести ”Весёлая семейка” и его друг Мишка Козлов.

Любопытно, что в этих “дуэтах” ведущую роль играют герои озорного склада – Костя Шишкин и Мишка Козлов, а не их более здравые и рассудительные партнёры. Почему? Прежде всего потому, что и воспитывать и смешить читателя легче на примере характера “трудного”, беспокойного: его ошибки и промахи  виднее, контрастнее. А для юмориста это особенно важно.

 Но есть и другая причина. Дело в том, что если говорить  о типичных чертах возраста, к  какому принадлежат эти герои (психологи назовут его младшим  школьным возрастом), то более  типичными окажутся Мишка и  Костя, потому что в этом возрасте  куда чаще встречаются озорники и непоседы, отчаянные фантазёры и выдумщики, нежели благовоспитанные пай-мальчики.

Носов получал исключительно много детских писем и всегда живо ими интересовался. Так что детскую речь, и устную, и письменную, он мог изучать в первоисточнике, не говоря уж о том, что на своём веку ему случалось, конечно, наблюдать детей в школах, в детских садах, в пионерских лагерях и просто дома, в семье. О своём внуке он даже рассказал в особой книге – ”Повесть о моём друге Игоре”.

Дети сегодня и дети будущих лет, да и взрослые читают и будут читать и перечитывать книги Николая Носова, напоенные ароматом детства, поэзией современности, отражённой в картинах и образах детства.

В год тридцатилетия  своей работы в детской литературе, Николай Носов ответил на вопрос: ”Почему я стал детским писателем?” статьёй ”Мы и дети”. Статья поражает своей открытостью, искренностью, глубиной самоанализа, как многое из того, что он писал или отвечал корреспондентам газет, говоря о себе. Это, в первую очередь, рассказ о том, какие чувства дети вызывают у него, человека, посвятившего свою жизнь детям, отлично понимающего, что произрастает на почве детства.

“…Дети привлекают меня своей любознательностью, бескорыстной жаждой знания, естественной тягой к добру, справедливости. Они привлекают меня своей прямотой, непосредственностью, искренностью, откровенностью, доверчивостью…

…Дети для меня – очень интересные, изумительные и неожиданные существа. Мне любопытно наблюдать, как формируется душевный мир ребёнка, как в нём накопляются знания, приобретаются навыки, как зарождаются человеческие чувства: чувства сострадания, дружбы, любви; как они до многого доходят своим умом и делают свои умозаключения и даже обобщения; как создают свои понятия, фантазии и даже свои слова…

…Дети мыслят и чувствуют на свой собственный лад. Без специального, направленного, настойчивого интереса к ребёнку этого не постичь…

…Но многое в ребёнке познаётся не умом, а чувствами. Следовательно, с ребёнком надо учиться говорить на языке чувств. А для этого его надо любить”.

Когда-то, неожиданно для себя, Носов увидел в детской душе нечто удивительное, фантастическое, волшебное. У него было чувство, будто нашёл он скрытое от людей сокровище. И захотелось ему поделиться с другим сокровищем, обнаруженным в глубинах детской души. И захотелось поделиться с этими удивительными существами – детишками хоть частичкой своей души.

С таким душевным настроем и писал Носов ”на свой собственный лад”,  придающий особое звучание его книгам о детях и для детей.

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Бегак Б. Дети смеются. – М.: Дет. Лит., 1979. – 223 с.

2. Береговая Л.Г., Гурович Л.М., В.И.Логинова Ребёнок и книга. - М., Просвещение, 1992. 62с.

3. Бегак Б. Странствия продолжаются. М.:  Дет.лит., - 1989

4. Бегак Б. Правда сказки. – М.: Дет. лит., 1989. – 128с.

5. Баруздин С. О Николае Носове. – М.: Дет. лит., 256 с.

6. Большая книга для чтения в детском саду. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 784с.

7. Детская литература: учебник для  студ. сред. проф. учеб. заведений / [Е.О.Путилова, А.В.Денисова, И.Л.Днепрова и др.] ; под ред. Е.О.Путиловой. – М.: Издательский центр “Академия”, 2008. – 384с.

8. Катаев В. О Николае Носове//Носов Н. Собр. Соч.: В 3 т.: Т.1. – М.: Дет. лит., 1968

9. Миримский С. Жизнь и творчество Николая Носова: М.: Дет. лит., 1985. -  256 с.

10. Носов Н. О себе и о своей работе: (Автобиография) Лауреаты России. – М.: Современник, 1973

11. Носов. Н. О писательском труде// Вслух про себя: Кн.2. – М.: Дет. лит., 1978 – 350 с.

12.Носов И. О моём друге дедушке//Носов Н. Собр.соч.: В 3 т.: 1. – М.: ОНИКС, 1998.

13.Программа ”От рождения до школы” под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.

14.Разумневич В. Весёлая семейка: О книгах Носова//Разумневич В. Все детям ровесники. – М.: Дет. лит., 1980.

15.Рассадин Ст. Николай Носов: Крит. – биогр. Очерк. – М.: Дет. лит., 1961. – 79с.

16. Сивоконь С.Весёлые ваши друзья. – М.: Дет. лит., 1986. 270с.

17. Таратута Е. Роман о пятилетнем человеке//Таратута Е. Драгоценные автографы. – М.: Сов. Писатель, 1986. – 215с.

18. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста. – М.: Издательский центр ”Академия”, 2011. – 272 с.

Интернет – ресурсы:

  19.http://www.0zd.ru/literatura/eticheskie_problemy_v_rasskazax_nana.html

20.http://yaneuch.ru/cat_16/formirovanie-chuvstva-jumora-u-detej/251094.2190764.page2.html

21.http://www.0zn.ru/referaty_po_zarubezhnoj_literature/kursovaya_rabota_razvitie_chuvstva.html

22.http://el-mikheeva.ru/napravl/sosial/razvitie-chuvstva-yumora-u-doshkolnikov-konsultatsiya-dlya-roditeley#ixzz2x00rXLLI

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации для родителей

Уважаемые родители! Предлагаем Вашему вниманию рекомендации по развитию чувства юмора у детей

Воспитать, развить в ребенке чувство юмора — задача серьезная и важная! Умение заметить смешное в обыденной жизни поможет ребенку раскрасить скучные будни, а способность посмеяться над собой позволит легче преодолевать возникающие на пути жизненные неурядицы.

Чтобы ваш малыш сделал первые шаги в развитии чувства юмора, иногда специально нарушайте установленные порядки: Зимой, надев пальто, «забудьте» на ногах тапочки.

 

Дети очень чувствительны к тому, что над ними смеются. Они часто бывают обидчивы, поэтому не надо специально их высмеивать. Намного проще «подставиться» таким вот образом и показать, как надо смеяться над собой. Тогда в дальнейшей жизни ребенку будет намного легче переносить смешки окружающих — он всегда будет знать, что любую смешную ситуацию можно свести к клоунскому поклону.

 

Объясняйте смешное: почему смешно, почему не смешно, кому смешно, а кому не очень.

 

Рассказывайте ребенку смешное, обращайте внимание на улице на смешные вывески и забавные совпадения. Иронизируйте, но не забудьте для начала объяснить, что такое ирония — дети не понимают ее природы. После иронии — время сарказма, будьте с ним осторожнее, поскольку саркастические нотки очень часто ранят чувства окружающих.

 
Смотрите мульфильмы вместе со своими детьми, смейтесь, обсуждайте, что смешного было.

И, конечно же, читайте детям произведения Николая Носова и смейтесь от души!!!

Предлагаем список для чтения произведений Николая Носова:

Автомобиль

Бенгальские огни

Бобик в гостях у Барбоса

Витя Малеев в школе и дома

Дружок

Живая шляпа

Замазка

Заплатка

Затейники

И я помогаю

Как шутили в старину

Карасик

Клякса

Когда мы смеемся

Леденец

Метро

Милиционер

Мишкина каша

На горке

Находчивость

Наш каток

Незнайка в Солнечном городе

Незнайка на Луне

Незнайка: Приключения Незнайки и его друзей

Огородники

Огурцы

Повесть о моем друге Игоре

Под одной крышей

Приключения Толи Клюквина

Про Гену

Про репку

Прятки

Рассказы о незнайке: Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос

Рассказы о незнайке: Как Знайка придумал воздушный шар

Рассказы о незнайке: Как Незнайка был музыкантом

Рассказы о незнайке: Как Незнайка катался на газированном автомобиле

Саша

Ступеньки

Телефон

Три охотника

Тук-тук-тук

Фантазёры

Федина задача

Шурик у дедушки

 

 

 

 

 

 

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности                                                                 по развитию речи.

                         Чтение рассказа Н.Носова « Фантазёры » в старшей группе.

Программное содержание:

1. Образовательные задачи:

- продолжать знакомить дошкольников с творчеством детского писателя Н. Носова;

-подвести детей к пониманию идеи рассказа;

-формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту;

-совершенствовать навыки построения рассуждений, сочинять небольшие фантастические истории;

2. Воспитательные задачи:

-Воспитывать умение и желание фантазировать;

3. Развивающие задачи:

-Развивать чувство юмора, творческое изображение.

Методические приемы:

- игровая мотивация (приход Незнайки);

- чтение рассказа Н. Носова «Фантазеры»;

  - вопросы воспитателя;

- физкультминутка «Фантастическая»;

- домашнее задание «Мои фантазии».

Игровой прием:

-дидактическая игра «Узнай рассказ по предмету»;

Предварительная работа:

Чтение рассказов Н. Носова по выбору воспитателя, рассматривание и рисование иллюстраций к рассказам; чтение стихотворения Б. Заходера «Моя вообразилия», рассуждения на тему «Фантазии».

Материалы и оборудование:

1. Кукла Незнайка;

2. Сборник рассказов Н. Носова;

3. Иллюстрации к рассказу;

4. Демонстрационная доска;

5. Чудесный мешочек;

Информация о работе Особенности развития чувства юмора в старшем дошкольном возрасте