Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 11:23, курсовая работа
В подготовительной группе дети часто рассказывают друг другу анекдоты, например: «Встречаются на ветке 4 вороны. Одна хвастается: «У меня есть часы!», вторая говорит: «У меня есть деньги!», третья: «У меня есть корова!». А четвёртая сказала: «А у меня ничего нет». На следующий день вороны опять встретились. Первая говорит: «У меня пропали часы!», вторая: «У меня пропали деньги!», третья: «А у меня пропала корова!». А четвёртая сидит на ветке и поёт: «Мани-мани-мани, денежки в кармане. Время пол-второго, пора доить корову!»
Введение…………………………………………………………………………. 2
1.Особенности развития чувства юмора в старшем дошкольном возрасте…. 4
2.Возможности развития чувства юмора средствами литературы у старших дошкольников …………………………………………………………………… 8
3.Использование рассказов Николая Носова для развития чувства юмора у старших дошкольников………………………………………………………… 15
4.Заключение…………………………………………………………………… 23
5.Список литературы………………………………………………………….. 25 6.Приложение 1. Рекомендации для родителей……………………………... 28
7.Приложение 2. Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи: Чтение рассказа Н.Носова ”Фантазёры” в старшей группе …………………………………………………………………………………… 30
8.Приложение 3. Рекомендации для воспитателей……………………………34
"Детям, столь неопытным в жизни, - писал К. Чуковский, - мир на первых порах представляется в виде упрощенной схемы, построенной на конфликте добрых и злых, хороших и плохих".
Об этом схематизме, прямолинейности детского мышления много говорил Б. Житков, видя в нем своеобразие и обаяние эстетического кодекса ребенка.
В хрестоматии по детской литературе дошкольникам предлагаются рассказы Носова "Огурцы", "На горке", "Живая шляпа".
Радость общего труда является темой рассказа "На горке". Ребята целый день трудились - строили горку во дворе, а вот Котька Чижов горку не строил, а покататься ему тоже очень хотелось. Но вот беда, горку-то он не строил и как взобраться на нее, тоже не знал, поэтому и посыпал горку песком. Испортил горку и ребятам, и сам прокатиться не смог.
Но ребята подсказали ему выход из создавшегося положения: "Бери сейчас же лопату!". Понравилось Котьке работать - и горку снегом засыпал, и даже ступеньки сбоку проделал: " Это, чтоб всем было легко взбираться, а то еще кто-нибудь снова песком посыплет!".
Социальная позиция детского писателя, его миросозерцание находит отражение в его творчестве. Внутренняя организация произведения, адресованного детям, отражает мировосприятие самого автора, его социальную, нравственную и эстетическую ориентацию в мире. Все проблемы рассказов Н. Носова: честности, воспитанности, дружбы, трудолюбия - свойственны каждому ребенку. Каждый в детстве решает этот очень нелегкий вопрос: "Как сказать правду?", "Признаваться или не признаваться в совершенном проступке?". Каждый учится трудиться и уважать чужой труд. Каждый в детстве решает для себя самую сложную задачу - а кто мне друг, а что такое дружба.
Любовь к детям была у Носова генеральной чертой, и она всё в нём освещала. Если ко взрослым отношение у него было разное, часто критическое, то детей он любил безоглядно, без всяких оговорок. Изображая даже лентяев, зазнаек, драчунов и хвастунишек, он в то же время радостно наслаждался их простодушием, готовностью искренне покаяться в своих недостатках, естественностью – качествами, которые, увы, так часто исчезают с годами. Носов обладал редчайшим, гениальным даром полного отождествления с детьми. В детях он, как и Януш Корчак, видел часть человечества, автономную и суверенную. Не случайно “носовские” книги напоминают сочинения очень любознательного мальчишки. И вероятно, этим и можно объяснить, что образы взрослых в его книгах художественно беднее ребят. На взрослых писатель смотрел глазами мальчишки, видел в них не психологически сложные индивидуальности, а то, что дети обычно видят в своих папах, мамах, дедушках, бабушках, учителях, то есть обращённую к ним родительскую и воспитательскую функцию.
Любознательность, жизнерадостность, простодушие, искренность, расположенность к дружбе, которыми так щедро наделены его герои, были безусловно, и в человеческом характере писателя.
Произведения Н. Носова помогут нашим детям смотреть на жизнь оптимистично и решать все проблемы творчески и с юмором, как это делают герои рассказов писателя.
Заключение
Н.Н. Носов - удивительный детский писатель. Удивителен и замечателен он тем, что не только дети получают заряд необыкновенной жизнерадостности, бодрости, прилива сил, но и взрослые сразу же окунаются в атмосферу детства, вспоминая и свои "нелегкие" детские проблемы.
Любимые герои Носова осваивают мир наивным, ”незнайским” путём – вот ещё один (может быть важнейший) источник носовского смеха. Явная или притворная наивность героя может проявляться в его речи (комизм слова), в его действиях (комизм действия), в разных недоразумениях, какие с ним случаются (комизм положения), или в разных, совсем непривычных для героя обстоятельствах (комизм обстоятельств). Все эти типы комизма щедро представлены в творчестве Носова, не говоря уже о комизме возраста.
Неисчерпаемый родник комизма – детская фантазия. В книгах Носова она занимает особое место: среди его героев великое множество фантазёров.
Комизм возраста, как и комизм характеров, особенно ярко проявляется в тех вещах Носова, где выступают своего рода комические дуэты: Витя Малеев и Костя Шишкин, ”бесфамильный” Коля из рассказов ”Мишкина каша”, ”Телефон”, ”Огородники”, ”Ёлка” и ”Дружок”, а так же из повести ”Весёлая семейка” и его друг Мишка Козлов.
Любопытно, что в этих “дуэтах” ведущую роль играют герои озорного склада – Костя Шишкин и Мишка Козлов, а не их более здравые и рассудительные партнёры. Почему? Прежде всего потому, что и воспитывать и смешить читателя легче на примере характера “трудного”, беспокойного: его ошибки и промахи виднее, контрастнее. А для юмориста это особенно важно.
Но есть и другая причина.
Дело в том, что если говорить
о типичных чертах возраста, к
какому принадлежат эти герои
(психологи назовут его
Носов получал исключительно много детских писем и всегда живо ими интересовался. Так что детскую речь, и устную, и письменную, он мог изучать в первоисточнике, не говоря уж о том, что на своём веку ему случалось, конечно, наблюдать детей в школах, в детских садах, в пионерских лагерях и просто дома, в семье. О своём внуке он даже рассказал в особой книге – ”Повесть о моём друге Игоре”.
Дети сегодня и дети будущих лет, да и взрослые читают и будут читать и перечитывать книги Николая Носова, напоенные ароматом детства, поэзией современности, отражённой в картинах и образах детства.
В год тридцатилетия своей работы в детской литературе, Николай Носов ответил на вопрос: ”Почему я стал детским писателем?” статьёй ”Мы и дети”. Статья поражает своей открытостью, искренностью, глубиной самоанализа, как многое из того, что он писал или отвечал корреспондентам газет, говоря о себе. Это, в первую очередь, рассказ о том, какие чувства дети вызывают у него, человека, посвятившего свою жизнь детям, отлично понимающего, что произрастает на почве детства.
“…Дети привлекают меня своей любознательностью, бескорыстной жаждой знания, естественной тягой к добру, справедливости. Они привлекают меня своей прямотой, непосредственностью, искренностью, откровенностью, доверчивостью…
…Дети для меня – очень интересные, изумительные и неожиданные существа. Мне любопытно наблюдать, как формируется душевный мир ребёнка, как в нём накопляются знания, приобретаются навыки, как зарождаются человеческие чувства: чувства сострадания, дружбы, любви; как они до многого доходят своим умом и делают свои умозаключения и даже обобщения; как создают свои понятия, фантазии и даже свои слова…
…Дети мыслят и чувствуют на свой собственный лад. Без специального, направленного, настойчивого интереса к ребёнку этого не постичь…
…Но многое в ребёнке познаётся не умом, а чувствами. Следовательно, с ребёнком надо учиться говорить на языке чувств. А для этого его надо любить”.
Когда-то, неожиданно для себя, Носов увидел в детской душе нечто удивительное, фантастическое, волшебное. У него было чувство, будто нашёл он скрытое от людей сокровище. И захотелось ему поделиться с другим сокровищем, обнаруженным в глубинах детской души. И захотелось поделиться с этими удивительными существами – детишками хоть частичкой своей души.
С таким душевным настроем и писал Носов ”на свой собственный лад”, придающий особое звучание его книгам о детях и для детей.
Список используемой литературы:
1. Бегак Б. Дети смеются. – М.: Дет. Лит., 1979. – 223 с.
2. Береговая Л.Г., Гурович Л.М., В.И.Логинова Ребёнок и книга. - М., Просвещение, 1992. 62с.
3. Бегак Б. Странствия продолжаются. М.: Дет.лит., - 1989
4. Бегак Б. Правда сказки. – М.: Дет. лит., 1989. – 128с.
5. Баруздин С. О Николае Носове. – М.: Дет. лит., 256 с.
6. Большая книга для чтения в детском саду. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 784с.
7. Детская литература: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / [Е.О.Путилова, А.В.Денисова, И.Л.Днепрова и др.] ; под ред. Е.О.Путиловой. – М.: Издательский центр “Академия”, 2008. – 384с.
8. Катаев В. О Николае Носове//Носов Н. Собр. Соч.: В 3 т.: Т.1. – М.: Дет. лит., 1968
9. Миримский С. Жизнь и творчество Николая Носова: М.: Дет. лит., 1985. - 256 с.
10. Носов Н. О себе и о своей работе: (Автобиография) Лауреаты России. – М.: Современник, 1973
11. Носов. Н. О писательском труде// Вслух про себя: Кн.2. – М.: Дет. лит., 1978 – 350 с.
12.Носов И. О моём друге дедушке//Носов Н. Собр.соч.: В 3 т.: 1. – М.: ОНИКС, 1998.
13.Программа ”От рождения до школы” под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
14.Разумневич В. Весёлая семейка: О книгах Носова//Разумневич В. Все детям ровесники. – М.: Дет. лит., 1980.
15.Рассадин Ст. Николай Носов: Крит. – биогр. Очерк. – М.: Дет. лит., 1961. – 79с.
16. Сивоконь С.Весёлые ваши друзья. – М.: Дет. лит., 1986. 270с.
17. Таратута Е. Роман о пятилетнем человеке//Таратута Е. Драгоценные автографы. – М.: Сов. Писатель, 1986. – 215с.
18. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста. – М.: Издательский центр ”Академия”, 2011. – 272 с.
Интернет – ресурсы:
19.http://www.0zd.ru/
20.http://yaneuch.ru/cat_16/
21.http://www.0zn.ru/referaty_
22.http://el-mikheeva.ru/
Приложение
Рекомендации для родителей
Уважаемые родители! Предлагаем Вашему вниманию рекомендации по развитию чувства юмора у детей
Воспитать, развить в ребенке чувство юмора — задача серьезная и важная! Умение заметить смешное в обыденной жизни поможет ребенку раскрасить скучные будни, а способность посмеяться над собой позволит легче преодолевать возникающие на пути жизненные неурядицы.
Чтобы ваш малыш сделал первые шаги в развитии чувства юмора, иногда специально нарушайте установленные порядки: Зимой, надев пальто, «забудьте» на ногах тапочки.
Дети очень чувствительны к тому, что над ними смеются. Они часто бывают обидчивы, поэтому не надо специально их высмеивать. Намного проще «подставиться» таким вот образом и показать, как надо смеяться над собой. Тогда в дальнейшей жизни ребенку будет намного легче переносить смешки окружающих — он всегда будет знать, что любую смешную ситуацию можно свести к клоунскому поклону.
Объясняйте смешное: почему смешно, почему не смешно, кому смешно, а кому не очень.
Рассказывайте ребенку смешное, обращайте внимание на улице на смешные вывески и забавные совпадения. Иронизируйте, но не забудьте для начала объяснить, что такое ирония — дети не понимают ее природы. После иронии — время сарказма, будьте с ним осторожнее, поскольку саркастические нотки очень часто ранят чувства окружающих.
Смотрите мульфильмы вместе со своими
детьми, смейтесь, обсуждайте, что смешного
было.
И, конечно же, читайте детям произведения Николая Носова и смейтесь от души!!!
Предлагаем список для чтения произведений Николая Носова:
Автомобиль
Бенгальские огни
Бобик в гостях у Барбоса
Витя Малеев в школе и дома
Дружок
Живая шляпа
Замазка
Заплатка
Затейники
И я помогаю
Как шутили в старину
Карасик
Клякса
Когда мы смеемся
Леденец
Метро
Милиционер
Мишкина каша
На горке
Находчивость
Наш каток
Незнайка в Солнечном городе
Незнайка на Луне
Незнайка: Приключения Незнайки и его друзей
Огородники
Огурцы
Повесть о моем друге Игоре
Под одной крышей
Приключения Толи Клюквина
Про Гену
Про репку
Прятки
Рассказы о незнайке: Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос
Рассказы о незнайке: Как Знайка придумал воздушный шар
Рассказы о незнайке: Как Незнайка был музыкантом
Рассказы о незнайке: Как Незнайка катался на газированном автомобиле
Саша
Ступеньки
Телефон
Три охотника
Тук-тук-тук
Фантазёры
Федина задача
Шурик у дедушки
Конспект непосредственно
образовательной деятельности
Чтение рассказа Н.Носова « Фантазёры » в старшей группе.
Программное содержание:
1. Образовательные задачи:
- продолжать знакомить дошкольников с творчеством детского писателя Н. Носова;
-подвести детей к пониманию идеи рассказа;
-формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту;
-совершенствовать навыки построения рассуждений, сочинять небольшие фантастические истории;
2. Воспитательные задачи:
-Воспитывать умение и желание фантазировать;
3. Развивающие задачи:
-Развивать чувство юмора, творческое изображение.
Методические приемы:
- игровая мотивация (приход Незнайки);
- чтение рассказа Н. Носова «Фантазеры»;
- вопросы воспитателя;
- физкультминутка «
- домашнее задание «Мои
Игровой прием:
-дидактическая игра «Узнай рассказ по предмету»;
Предварительная работа:
Чтение рассказов Н. Носова по выбору воспитателя, рассматривание и рисование иллюстраций к рассказам; чтение стихотворения Б. Заходера «Моя вообразилия», рассуждения на тему «Фантазии».
Материалы и оборудование:
1. Кукла Незнайка;
2. Сборник рассказов Н. Носова;
3. Иллюстрации к рассказу;
4. Демонстрационная доска;
5. Чудесный мешочек;
Информация о работе Особенности развития чувства юмора в старшем дошкольном возрасте