Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 00:06, курсовая работа
Цель исследования заключается в разработке заданий для групповой формы работы на уроках иностранного языка.
Задачи исследования были сформулированы следующим образом:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по развитию навыков групповой работы на уроках английского языка в средней школе.
2. Определить условия эффективного использования групповой работы на уроках иностранного языка.
3. Разработать и апробировать комплекс заданий для групповой работы на уроках иностранного языка.
4. Разработать методические рекомендации по использованию групповой работы на уроках английского языка в средней школе.
ВВЕДЕНИЕ……
ГЛАВА 1. Теоретические основы использования группового метода в практике преподавания иностранного языка
1.1. Групповой метод обучения: история современность
1.2. Организация группового обучения
ГЛАВА 2. Особенности группового обучения на уроках английского языка в средней школе…
2.1. Опытно-педагогическая работа по организации обучения английскому языку в малых группах
2.2. Методические рекомендации по использованию групповой работы на уроках английского языка в средней школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
«СВЕТЛОГРАДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Курсовая работа
Особенности развития навыков групповой работы учащихся на уроках английского языка в средней школе
050303 Иностранный язык
Выполнила:
студентка 4 курса, группы 11
очной формы обучения
Бартош Ирина Николаевна
Руководитель:
Зорина
Е. А. преподаватель иностранно
Светлоград, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………… …………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические основы использования группового метода
в практике преподавания иностранного языка………………… ..6
1.1. Групповой метод обучения: история и
современность…… … 6
1.2. Организация группового обучения. ……………… …………… 10
ГЛАВА 2. Особенности группового обучения на уроках английского
языка в средней школе……………………………………………...21
2.1. Опытно-педагогическая работа по организации обучения
английскому языку
в малых группах………………………..… 21
2.2. Методические рекомендации по использованию групповой
работы на уроках английского языка в средней школе……... 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ....................
ВВЕДЕНИЕ
В течение многих лет школьное обучение основывалось на принципах индивидуализма и соперничества. Такое обучение носит односторонний характер. Для ученика главным становится личный успех, который противопоставляется неудачам другого ученика. Безусловно, умение работать самостоятельно и достигать поставленных целей очень важно. Но мы призваны готовить детей к жизни в мире взрослых, где в наше время большую роль приобретает умение сотрудничать и вместе решать поставленные задачи. Стремительное развитие экономики, возможно, прежде всего, благодаря высоким технологиям и сверхскоростному процессу накопления, анализа и передачи информации, и нормой профессиональной деятельности становится взаимодействие нескольких команд, решающих комплексные задачи, которые не под силу выполнить в одиночку.
Учитель, стремящийся сделать процесс обучения максимально познавательным и увлекательным для ученика, постоянно находится в процессе поиска. Как избежать монотонности, рутины? Что можно сделать, чтобы ученики с разным потенциалом приобрели как можно больше знаний, умений и навыков? Как решить проблему нехватки времени, когда за сорок минут нужно обеспечить эффективную работу каждого из учеников? И, наконец, как внушить ученику понимание того, что не только учитель, но, прежде всего он сам несет ответственность за свою учебу, а значит, и за ее результаты?
Каждый учитель был бы рад найти ответы на эти вопросы. Учителя уже не первый год, с успехом используют различные групповые методы и формы работы. В последние годы групповое обучение стало одной из эффективных и популярных технологий.
За последние годы идеи группового обучения приобрели заслуженную популярность у ученых, методистов и учителей иностранных языков. Вопросам группового обучения посвятили свои работы Д. Джонсон, Джозеф Ланкастер, Андрю Белл, Дж. Аронсона, Л. Выготский и др. Возникает вопрос: чем привлекательна технология группового обучения и почему к ней вернулась популярность именно в последние годы? Поиск ответа на этот вопрос определил тему данной курсовой работы: «Особенности развития навыков групповой работы учащихся на уроках английского языка в средней школе».
Цель исследования заключается в разработке заданий для групповой формы работы на уроках иностранного языка.
Объект исследования - новые педагогические технологии в процессе преподавания иностранного языка
Предмет исследования – процесс организации групповой работы на уроках иностранного языка в средней школе.
Задачи исследования были сформулированы следующим образом:
Решение вышеуказанных
задач предусматривает использо
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, 4 параграфов, заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРУППОВОГО МЕТОДА В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Существует богатая традиция группового обучения. Тысячи лет тому назад Талмуд утверждал, что для того, чтобы понимать Талмуд, один должен учить другого. Сократ обучал студентов в малых группах, втягивая их в диалог своим известным «искусством дискуссии». Еще в первом веке Квентилиан утверждал, что ученики могут получать преимущества от обучения друг друга. Римский философ Сенека, защищая групповое обучение, сказал: «Когда ты преподаешь, ты учишься дважды». Ян Амос Каменский верил, что ученики будут получать пользу как от того, что они учатся, так и от рассказа того, чему они учат других учеников [15, 143].
В средние века в гильдиях мастеровых подмастерья работали в определенных группах. Самые умелые работали с хозяином, а потом учили этим навыкам менее опытных.
В конце XVIII века Джозеф Ланкастер и Андрю Белл широко использовали групповое обучение в Англии и Индии для проведения образования в «массы», школа Ланкастера была открыта в Нью-Йорке в 1806 году.
Таким образом, ………..
В результате исследования групповой работы были выявлены пять ключевых элементов, необходимых для организации этой работы:
1) позитивная взаимосвязь;
2) индивидуальная
3) стимулирующее взаимодействие;
4) социальные навыки;
5) процесс групповой работы.
Для реализации взаимодействия в группе, наиболее оптимальны группы из 4-5 участников (см. Приложение 1)
Таким образом, групповой
метод обучения помогает разнообразить
урок и сделать его более
Выводы по первой главе:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе работы над исследованием мы пришли к выводу о том, что групповое обучение приносит положительные результаты лишь в комбинации с традиционными методами. Представляется целесообразным использование групповых форм и методов работы примерно в 25% учебного времени. К тому же нельзя забывать о том, что работа в группе - не развлечение в учебное время, это полноправная форма работы на уроке, правильное использование которой приводит к достижению определенных учебных и воспитательных целей. Поэтому учитель обязан сделать все возможное, чтобы ученики прониклись пониманием того, что они не просто играют во взрослых, а прежде всего учатся сотрудничать и повышают свой уровень знаний.
Важным условием успешной работы в группах является организация рабочего места каждой группы, а также наличие необходимых канцелярских принадлежностей. Уже отмечалось, что одним из путей создания позитивной взаимозависимости является посадка учеников таким образом, чтобы каждая группа занимала отдельный стол. Это можно легко организовать, составив вместе несколько парт, и посадив учеников лицом друг к другу. Очень важно, чтобы участники группы ощущали себя единым коллективом с общими целями и задачами. Для выполнения заданий в группах часто необходим определенный набор принадлежностей, например значки с индивидуальными номерами для каждого участника группы, маркеры и бумага для подготовки презентаций и т.д. Учитель должен позаботиться об этом заранее и, возможно, каждый раз назначать себе в помощники разные группы учащихся для организации класса для работы в группах. Так ученики почувствуют себя вовлеченными в совместную работу уже на подготовительном этапе.
Кроме того, хотелось бы отметить такой немаловажный факт, как активная поддержка идей группового обучения учащимися. Результаты опроса среди учеников, подтверждают то, что ученики в большинстве случаев считают групповую форму работы более эффективной, поскольку они ощущают личную ответственность за результаты работы всей группы, не просто получают информацию от учителя, но сами становятся исследователями, проводят анализ информации и делают соответствующие выводы (происходит присвоение знаний). Бывшие слабые ученики осознают, что они способны учиться лучше; с другой, стороны, более сильные ученики осваивают роль помощников-наставников. Наконец, все без исключения ученики подчеркивают важность взаимодействия, сотрудничества, поскольку считают эти навыки необходимыми в будущем.
Важно подчеркнуть, что никогда изучение какой-нибудь программной темы не опирается целиком на групповую работу: всегда присутствуют и другие методы. Частота применения группового метода обучения зависит от многих условий. В первую очередь, следует иметь в виду характер учебного материала.
Преимуществами группового метода обучения были определены следующие:
Результаты данного исследования, безусловно, не исчерпывают необходимость дальнейшего изучения этого вопроса. Сегодня в методической литературе и учебных пособиях еще достаточно мало материала, ориентированного на его использование в групповой работе на уроках английского языка. Разработкой таких материалов возможно заняться в дальнейших исследованиях по теме.
.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Более 20 источников.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1