Особенности речевого развития детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 12:16, контрольная работа

Описание работы

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других и регуляции собственного поведения человека, то есть в своих различных функциональных значениях представлена в разных формах внешней и внутренней. Внешняя представлена следующими видами: устная речь (монолог, диалог); письменная речь.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
1.Актуальность темы…………………………………………………………….6
2.Анализ психолого – педагогических исследований………………………….7
3. Особенности развития речи детей раннего возраста……………………….10 4.Анализ программно – методического обеспечения в ДОУ………………...15 5. Формы работы в ДОУ ………………………………………………………..15 5.1Занятия. ……………………………………………………………………….16 5.2 Развитие речи детей в повседневной жизни. ……………………………...22 6. Разработка рекомендаций по развитию речи детей третьего года жизни для родителей и воспитателей. …………………………………………………….24 Заключение. …………………………………………………………………… 27 Список используемой литературы……………………………………………...29

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 71.14 Кб (Скачать файл)

     5. Наиболее часто  используются сюжетные картинки. Занятия с ними проводятся  как с целью закрепления имеющихся  у детей представлений, знаний, так  и для получения новых. 

        В зависимости от этого занятия проводятся по-разному. В одном случае воспитатель сначала подробно рассказывает о том, что изображено на картинке, и  по ходу рассказа задает детям вопросы. «Смотрите, вот девочка Таня. Она кормит птичек. Что делает Таня? Птички большие и маленькие. Какие птички? Большие птички — голуби, маленькие—воробьи. Какие птички сидят на крыше? Большие. Это голуби. Какие птички сидят на дереве? Маленькие. Это воробьи». В другом случае изображение может служить опорой для привлечения детского опыта с последующим рассказом воспитателя. Детям предъявляется та же картина и предоставляется возможность отреагировать на нее. Потом воспитатель говорит: Посмотрите в окно. На улице снег. Сейчас зима. Вы ходили на прогулку? Видели птичек? Какие это были птички? Что они делали? (Летали, сидели.) Где сидели? Вы кормили их? А теперь посмотрите на картину. На этой картине тоже зима. Белый снег лежит на крыже, на ветках. Девочка Таня тепло одета: на ней шуба, шапка, валенки. Эти птички клюют зернышки, а эти сидят на дереве, на крыше».

     6.   Большое значение  имеет чтение книг с иллюстрациями. Взрослый привлекает внимание  детей к картинке и читает  текст или ведет рассказ своими  словами (при несложном тексте  и простых картинках можно  читать текст, сопровождая чтение  показом картинок). На последующих  занятиях воспитатель побуждает  детей не только рассмотреть  картинки, но и рассказать о  том, что написано в книге. Он  может также помочь детям вспомнить  свой рассказ по поводу той  или иной иллюстрации. При затруднениях  ребенок обращается к воспитателю, который организует рассматривание  и пересказ. В данном случае  имеет место совместная деятельность  взрослого и ребенка. Важно, чтобы  ребенок мог обращаться к воспитателю вне занятий. Книги способствуют установлению контактов как между взрослыми и детьми, так и между самими детьми. О содержании книг можно говорить и в их отсутствии. Это развивает память, заставляет ребенка размышлять.

      7.   Большое  место на третьем году отводится  слушанию и последующему воспроизведению  коротких рассказов, стихов, а также  потешек и других фольклорных форм.

      8.  Особенно важно  систематически проводить рассказывание. Только при этом условии малыш  приучается внимательно слушать, понимать, а затем и самостоятельно  пересказывать. Вначале один и  тот же рассказ надо повторять  несколько раз, как на одном  и том же занятии, так и через  небольшие интервалы — в два-три  дня. В следующем, сохраняя основное  содержание, рассказ следует усложнить. Усложнение может идти в разных  направлениях: увеличивается количество  действий, выполняемых персонажами; дается более подробное описание  отдельных персонажей: описывается  место действия, раскрываются взаимоотношения, складывающиеся между персонажами. Для того чтобы научить ребенка  понимать рассказ и выработать  умение пересказывать, нужно организовывать  совместное рассказывание. Сначала  следует побуждать ребенка повторять  за воспитателем слова и фразы, затем задавать вопросы и учить  отвечать на них, позднее просить  его рассказывать самостоятельно. В этом случае взрослому надо  самому вести рассказ вслед  за ребенком, повторяя то, что  он сказал, и обязательно добавляя  упущенное.

Рассказывание выполняет различные воспитательные функции, знакомит детей с новым, способствует всестороннему развитию речи.

    9.  Занятия с использованием сюжетных  игрушек (разных кукол, игрушечных животных) влияют на развитие детей во многих направлениях: обогащают нравственные представления, развивают способность к самостоятельной игре, речь как средство общения со взрослыми и сверстниками, активизируют разнообразный словарь. На таких занятиях как правило, разыгрываются какие-нибудь сюжеты (показывается ряд последовательных действий, взаимосвязанных между собой), знакомые детям из собственной жизни (кормление куклы, игрушечных животных, укладывание куклы, подъем после сна, купание, прогулка, лечение, приглашение в гости к кукле игрушечных животных и т. д.). При развертывании сюжетов дается много названий различных предметов (посуды, одежды), показываются действия с ними и раскрывается их назначение (из глубоких тарелок едят щи, суп, борщ, из мелких — кашу, котлеты, салат; из чашки, стакана, кружки пьют воду, чай, молоко, кофе, какао), а также закрепляются навыки, приобретаемые детьми в режимных процессах, нормы поведения. По ходу выполнения действий необходимо привлекать малышей к активному участию в происходящем (расставить посуду на столе для обеда кукол Нины и Вовы; снять с куклы Кати пальто, шапку, шарф; принести и поставить около кровати куклы Нины блюдечко для кошки).

10.    Большое влияние на  развитие речи  в игре оказывают  специальные занятия с игрушками. Во время занятий создается  возможность совместных действий  и сопереживания по поводу  происходящего. Это способствует  установлению соответствующего  контакта между детьми и воспитателями. Дети и вне занятий легко  обращаются к взрослым по разнообразным  поводам. Ценными обращениями, способствующими  развитию речи, являются те, которые  касаются способов действий с  игрушками и самого игрового  процесса («Как построить стол, чтобы  он не упал?»; «Сделайте мне  два стула»; «У меня есть стол  и стул, как построить диван?»).

       В случае отсутствия систематических занятий контакт между детьми и воспитателями практически не устанавливается. Дети общаются только между собой, но очень бедно по содержание. Резко меняют содержание общения занятия, проводимые по плану,общение становится регулярным, малыши стремятся прилечь к своей деятельности воспитателя, начинают задавать вопросы.

 

         Следует  обратить особое внимание на  то, что в этом возрасте дети  мало задают вопросы взрослым. Поэтому в ходе занятий надо  поставить больше вопросов, обращенных  и к самим детям и к игрушкам (персонажам каких-либо сказок, рассказов). Это создаст условия для подражания, дети сами начнут задавать  воспитателю разнообразные вопросы.

      Для развития речевого общения важное значение имеет организация совместной игры между детьми. Приучать к ней надо постепенно, без нажима. Сначала учат наблюдать за игрой другого, потом — осторожно включаться в нее, а затем становятся возможным переход к совместной игре. Если самостоятельной игре детей воспитатель уделял должное внимание то между ними устанавливается сложное по содержанию речевое общие дети призывают друг друга к развертыванию игрового процесса, («Сделаем два гаража. Ты будешь строить маленький, а я — большой»), помогают тому, кто не справляется («Вот так надо строить»), оценивают действия другого ребенка и свои («Ты не умеешь хорошо строить, а я умею»), запрещают выполнять какие-то действия («Не надо ломать. Нельзя трогать») и т. д.

           Общение  со взрослыми и с другими детьми способствует тому, что дети учатся более сложным формам общения: не только просят или помогают, но и соотносят свои действия с действиями других детей, привлекают их внимание к чему-либо интересному, необычному, договариваются о совместной деятельности, просят совета: «Что ли мне еще дом построить?» Самое главное состоит в том, что речь ребенка, являясь средством общения, в определенной степени начинает выполнять функцию саморегуляции поведения. Речевое общение способствует установлению между детьми положительных взаимоотношений.

          Любой  разговор с детьми должен быть  деловым, обстоятельным, а интерес  воспитателя к тому, что говорит  и делает ребёнок, должен быть  «интересен всерьёз». Дети безошибочно  реагируют на настроение педагога, его интонацию, жест. И если воспитатель  искренне, с удовольствием «дует  на горячие баранки», показывает, как бодается козлик, ребёнок не просто заряжается желанием сделать так же, а стремится сделать это очень хорошо, с настроением. В свою очередь удачный ответ, хорошо выполненное действие усиливают радость ребёнка и его стремление неоднократно воспроизвести увиденное, услышанное. Всё это наилучшим образом обеспечивает работоспособность детей и их контакт с воспитателем.

            

 

5.2Развитие речи детей в повседневной жизни.

         Развитие речи детей происходит не только на организованных занятиях, но и в повседневной жизни, в самостоятельной игре.

         В режимные моменты у детей закрепляются навыки, приобретенные ранее, и систематически формируются новые. Навыки связаны с процессами еды, раздевания, одевания и т. д. В ходе выполнения режимных процессов от ребенка требуется точность знания, как нужно выполнять то или иное действие (чисто вымыть руки, не облившись при этом водой), в какой последовательности выполнять действия (например, при одевании на прогулку). Разные процессы совершаются в разных условиях, поэтому дети овладевают самыми разнообразными словами: учатся называть предметы домашнего обихода (одежду, мебель, посуду), игрушки, уточнять детали знакомых предметов (у туфелек есть каблук, носок, туфли застегивают либо специальной застежкой, либо пуговкой, ботинки зашнуровывают шнурками). Наряду с называнием предметов, учат обозначать словами   одни и те же действия с разными предметами - налить (суп, компот, кофе), снять (пальто, шапку, шарф), надеть (платье, рубашку, колготки); разные действия с одним предметом - застегнуть, расстегнуть (пуговицу), снять, повесить (пальто на вешалку); называть признаки предметов (шапочка красная, мягкая, теплая, суп горячий, теплый, вкусный).

          В ходе выполнения режимных процессов детей приучают помогать друг другу, формируя положительные взаимоотношения между ними. В результате этого также усваивается разнообразный словарь («Не трогай эту кофту, она Танина»; «Помоги Вале снять пальто»; «Принеси Саше шарф»; «Подними варежку, спроси, чья эта варежка»). В каждом режимном процессе получает развитие определенный словарь, связанный с конкретными видами деятельности. Часто дети сами сообщают о том, что они сделали, какие действия выполнили: «У меня руки чистые, я их вытирала салфеткой»; «Я весь компот выпила»; «Я весь суп съел»,

              Следует заметить, что возможности  для развития речи не во  всех режимных процессах одинаковы. Меньшая степень возможностей  отмечается в ходе кормления, раздевания после прогулки, одевания  после сна. Для речевого общения  необходимо выбирать удобное  время и создавать специальные  ситуации.

         Рекомендуется давать детям речевые образцы, объясняя, что и как надо делать и почему именно так, а не иначе. Иногда необходимо задавать вопросы. Общение должно строиться таким образом, чтобы оно помогало ребенку при выполнении соответствующих действий и не мешало другим детям.

            Развитие речи успешно осуществляется в самостоятельной игре детей. На третьем году жизни ход игры и обогащение ее содержания еще во многом зависят от окружающих взрослых. Недостаточно выделить время в режиме дня, предоставить место, игровой, материал — необходимо также дать соответствующие знания об окружающем, научить способам действий с предметами, сформировать умение выбирать эти способы, воспитать интерес к действиям, и потребность воспроизводить их. В результате этого увеличивается продолжительность игры с определенными наборами игрушек, формируется устойчивость при воспроизведении целесообразных действий. Во время выполнения действий дети произносят много различных слов. Постепенно слово отдаляется от действия: сначала, следуя за ним, как бы подводит, итог и обобщает его, потом, предшествуя, планирует его осуществление в реальной предметной ситуации, наконец, замещает предмет или действие. В результате речь становится самостоятельной деятельностью, выступающей внутри игры. В конце третьего года жизни дети, играя, действуя в воображаемой ситуации, отражают ее в своей активной речи: «Поехал к бабушке... на поезде. Поезд едет-едет... Вдруг сломался... Ехать нельзя… И я сегодня не приеду к бабушке» и т. д.

 

 

6. Разработка  рекомендаций по развитию речи  детей третьего года жизни  для родителей и воспитателей. 

   

      В ДОУ были разработаны рекомендации для воспитателей и родителей, направленные на формирование речи детей третьего года жизни.

Рекомендации для воспитателей.

1. Обеспечить дальнейшее понимание  речи окружающих— умение понимать будущее, прошедшее, понимать смысл речи не только при наглядной ситуации, но и вне ее.

2. Совершенствовать активную речь  детей — обогащать словарь, учить говорить предложения, пользуясь всеми частями речи, совершенствовать грамматический строй речи, улучшать ее произношение и эмоциональную выразительность.

3. Расширять пользование речью  — уметь передать словами свои  впечатления, задавать вопросы и  отвечать на них, расширять поводы  речевого общения со взрослыми и детьми.

4. Расширять ориентировку в окружающем.

5. Развивать способность к обобщению, формировать у детей элементарные  представления и понятия о  явлениях природы, жизни животных, некоторых доступных пониманию детей явлениях общественной жизни, труде взрослых, времени, числе, пространственных отношениях, назначении предметов.

6. Улучшать восприятие речи и  слуховое внимание — умение  хорошо слушать, что говорит взрослый, прослушать небольшой рассказ, стихотворение, различать звуки.

7. Воспитывать навыки культурной  речи — говорить 
негромко, не спеша, совершенствовать произношение.

8. Развивать тонкую моторику  с помощью проведения пальчиковой  гимнастики. При её выполнении  главное - это согласование ритма  движений со стихотворным ритмом, а также нужно стараться вовлекать  все пальчики, для выполнения  упражнения как правой, так и  левой рукой.

Для реализации этих рекомендаций воспитателям, прежде всего, необходимо использовать естественные условия жизни и взаимоотношения с детьми во время игры, прогулки, кормления, укладывания спать. Необходимо обогащать чувственный опыт детей доступными впечатлениями и правильной организацией их самостоятельной деятельности. Наблюдая совместно с детьми за какими-либо явлениями или действиями взрослых на прогулке, рассматривая картинки, показывая им что-то, разговаривая по поводу их игры, необходимо не только называть отдельные предметы и действия, но объяснять их, устанавливать связь между отдельными фактами, определять свойства и назначение предметов.

   Для развития обобщенного значения слов, формирования на основе речи понятий необходимо, одни и те же слова употреблять в различных сочетаниях и ситуациях. Например, вместо шаблонного ежедневно повторяемого предложения «Сейчас будем заниматься» можно сказать: «Сегодня мы будем лепить» или «Несите стулья, надо заниматься», «Сегодня будем заниматься рисованием». Вместо «Ешьте аккуратно» можно сказать: «Надо аккуратно кушать, чтобы фартучек был чистым». Необходимо говорить о том, что они могут чувственно воспринять, то есть что они видят, что можно показать в натуре, на картинке или на игрушках. В то же время можно и даже нужно говорить с детьми, рассказывать им о таких событиях, которые никогда ранее в таком сочетании не воспринимались, по отдельные элементы которых знакомы детям. Эффективность, использования упражнений пальчиковой гимнастики необходимо проводить во время чтения детям стишков, сказок, рассказов, работы с ними над потешками, прибаутками, любым речевым материалом

Информация о работе Особенности речевого развития детей раннего возраста