Особенности речевого развития детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 12:16, контрольная работа

Описание работы

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других и регуляции собственного поведения человека, то есть в своих различных функциональных значениях представлена в разных формах внешней и внутренней. Внешняя представлена следующими видами: устная речь (монолог, диалог); письменная речь.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
1.Актуальность темы…………………………………………………………….6
2.Анализ психолого – педагогических исследований………………………….7
3. Особенности развития речи детей раннего возраста……………………….10 4.Анализ программно – методического обеспечения в ДОУ………………...15 5. Формы работы в ДОУ ………………………………………………………..15 5.1Занятия. ……………………………………………………………………….16 5.2 Развитие речи детей в повседневной жизни. ……………………………...22 6. Разработка рекомендаций по развитию речи детей третьего года жизни для родителей и воспитателей. …………………………………………………….24 Заключение. …………………………………………………………………… 27 Список используемой литературы……………………………………………...29

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 71.14 Кб (Скачать файл)

                                        Рекомендации для родителей.

1. Обращаясь к ребёнку следует говорить чётко и ясно, добиваться от него внятного произношения.

2. Необходимо больше разговаривать  в быту, включать активную речь  в предметные действия, сопровождать  показ предметов и игрушек  эмоционально насыщенным, увлекательным  для ребёнка рассказом.

3. Рассказывать сказки, читать стихи, совместно рассматривать яркие, красивые картинки, книжки.

4. Стимулировать стремление ребёнка  заговорить, для чего давать поручения.

5. Развивать тонкую моторику.

Для реализации этих рекомендаций родителям необходимо поощрять инициативные высказывания ребёнка (вопрос, просьбу показать, назвать, объяснить, дать любую понравившуюся игрушку), внимательно его выслушать, отвечать, выполнять просьбу. В разговоре с ребенком родители должны точно и правильно называет предметы и игрушки, находящиеся в доме. Родители должны внимательно следить за речью и произношением звуков, исправлять ошибки. Очень важно поддерживать инициативное речевое обращение и по возможности превратить в разговор. Надо давать ребёнку постепенно усложняющиеся словесные поручения, например: «Попроси папу, чтобы он тебе помог достать книжку с полки, скажи: папа, достань, пожалуйста, книжку».

  Для развития тонкой моторики необходимо использовать пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры и упражнения, которые оказывают благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. Например: фольклорные пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания.

Заключение.

   Разработкой теоретических и практических вопросов развития речи детей 3-го года жизни занимались такие учёные, как Н. И. Жинкин, М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Р.С. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев и другие.

     На третьем году жизни происходит развитие понимания речи ребенком, которое является важнейшим приобретением, так как создаёт возможность использования речи в роли основного средства познания окружающего мира. Для развития собственно активной речи должна возникнуть необходимость возникновения потребности в общении со взрослым и потребности в предмете, который нужно назвать. В основе развития активной речи лежит овладение звуковой стороны языка и формированием грамматического строя речи. На третьем году жизни происходит развитие способности к выполнению речевых инструкций, которые по-настоящему начинают регулировать поведение ребенка. При выполнении речевых указаний поведение ребенка на третьем году жизни определяется не воспринимаемой ситуацией а, словом взрослого.

         В дальнейшем, продолжая работу по развитию речи, хотелось бы больше уделить внимание связной речи, так как эта проблема известна многим педагогам. Как показывает опыт становясь старше дети при составлении рассказов по картине или серии сюжетных картинок затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах и почти всегда им требуется помощь.

        В перспективе в ДОУ ставим перед собой следующие задачи:

  - обучать детей новым речевым  формам;

  - способствовать формированию  эталонов, образцов, правил данной  деятельности;

        В результате  ребёнку будет легче излагать  свои мысли, и  в повседневной  жизни и при обучении в школе  он будет заниматься в интересной форме под руководством взрослого.   

       Дети с помощью языковых средств смогут подробно рассказать о событиях, увереннее подбирать и использовать слова, характеризующие эмоциональное настроение, внутреннее переживание.

      Так же намечена работа с родителями. В перспективе планируем наиболее эффективные формы работы, заочное консультирование куда  помимо общих рекомендаций по развитию речи детей входит «игротека» - подборка практических игр и упражнений на обогащение и развитие словаря в домашних условиях, а также записанные под диктовку детей рассказы по картинкам, творческие рассказы детей, которые позволят родителям увидеть успех и своего ребёнка и обговорить с воспитателем пути преодоления трудностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

       1.   Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. –М.: Академия, 2000. –400с.

2.  Выготский Л.С. «Мышление и речь»

3.  Гербова В.В. «Занятия по развитию речи детей в 1 младшей группе»

      4.  «Забавы для малышей» - М. Ю .Картушина., Москва «Творческий центр», 2007 г.

    5.  «Пальчиковые игры для детей» - С.О.Ермакова., 2009 г.

    6.  Розенгарт – Пупко Г.И. «Формирование речи у детей раннего возраста»

    7.  Тихеева Е.И  «Развитие речи детей»

     8.  Ушакова  О.С «Развитие речи детей

    9. Фомичёва М.Ф  «Воспитание у детей правильного произношения»

    10. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. –М.: Просвещение, 1977. –239с.

 

 

 

                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

        Конспекты занятий по развитию речи детей раннего возраста.

Игра "Кто у нас хороший, кто у нас пригожий"

Эту игру можно проводить как на прогулке, так и в помещении.

Цель. Вызвать у детей симпатию к сверстникам, помочь им запомнить имена товарищей (в том числе произнесенные взрослым по-разному (но без сюсюканья): саша - Сашенька - Сашуля), преодолеть застенчивость.

Ход игры

Воспитатель рассаживает детей на стульчики. Используя текст русской народной песенки, он приговаривает:

Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?

(Воспитатель выводит и обнимает  ребенка).

Ванечка хороший (Олечка хорошая), Ванечка пригожий (Олечка пригожая).

"Ванюша светловолосый, с темными  глазами, красивый, сильный и не  плакса", - говорит педагог. ("Оленька хорошенькая, веселая, свою куклу Машу любит, песенки ей поет.

А детям споешь? Я тебе, если потребуется, помогу…" "Дима хороший, Дима пригожий. Сильный, он не дерется. Умеет строить высокие башни…")

Расхвалив 5-6 детей, педагог приглашает всех малышей к себе. Просит взять себе в пару сверстника, который ребенку особенно нравится. Детям, составившим пару, воспитатель предлагает обняться.

Педагог по очереди обнимает детей, которые не сумели (не захотели) найти себе пару.

"Замечательные у меня дети, - завершает общение с малышами  педагог, - красивые, умные, добрые, веселые. Я вас всех люблю".

Эту игру неоднократно проводят в течение года.

Занятие "Чтение рассказа Л.  Н. Толстого "Был у Пети и Миши конь"

Цель. Совершенствовать умение детей слушать рассказ без наглядного сопровождения.

Ход занятия

Воспитатель рассказывает детям о двух братьях - Пете и Мише, которым мама купила игрушечного коня. "Как вы себе представляете этого коня?" - интересуется педагог и заслушивает ответы детей. "И вот однажды, - продолжает разговор воспитатель, - дети поссорились и стали вырывать коня друг у друга. Как вы думаете, чем закончилась эта история?"

Педагог читает рассказ 3 раза. Затем воспитатель спрашивает: "Мама поступила правильно, забрав у драчунов коня? Как можно играть одной игрушкой вдвоем?" Заслушивает и корректирует ответы детей.

Занятие "Рассматривание сюжетной картины "Возле Большого Пня"

Цель. Учить детей понимать, что изображено на картинке; осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечая на вопросы воспитателя; способствовать активизации речи.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям рассказать, что (кто) нарисовано (нарисован) на картине "Возле Большого Пня". Педагог одобряет реплики малышей, дополняет их. Затем он кратко, не спеша, рассказывает о картинке: "Каждый день Малыш ходит гулять к Большому Пню. Там Малыша ждут, ему рады. Он разговаривает со всеми, кто живет возле Большого Пня".

Воспитатель уточняет: "А кто же живет возле Большого Пня?" (Синички, белочка, лягушка, пчелка, улитка)

"Покажите, - продолжает беседу  педагог, - как Малыш поднял руку, приветствуя своих маленьких  друзей и Большой Пень.

Здравствуй, лягушечка, - кричит Малыш. А она в ответ… (ква-ква-ква).

Доброе утро, птички-синички! - А они: „Чив-чив, чив-чив! Ждем тебя, ждем тебя!"

Пчелка зажужжала... белочка зацокала... Большой Пень заулыбался. Видишь его добрые глаза?

Только улитка продолжает спать, ничего не видела, ничего не слышала. Потом, когда я приглашу вас поближе, чтобы рассмотреть картинку, советую вам разбудить ее. Как вы это сделаете? Что вы скажете улитке? А вдруг это не улитка, а спрятавший голову ежик? Тогда осторожнее, не уколитесь!"

Воспитатель, похвалив детей за то, что они помогли ему рассмотреть картину, предлагает послушать рассказ о Малыше и его друзьях, живущих вблизи Большого Пня: "Каждый день Малыш ходит гулять к доброму Большому Пню. Там его ждут маленькие друзья. „Идет, идет, чив-чив, идет! “ - радуются птички-синички. „Ква-ква-ква! Доброе утро, Малыш!" - приветствует его зеленая лягушка.

„Ж-ж-ж, - жужжит пчелка. - Сегодня чудесный день, Малыш".

„Доброе утро! Доброе утро, мой дорогой любимый Большой Пень! - кричит Малыш. - Доброе утро, мои замечательные маленькие друзья. Будем играть?

Педагог повторяет рассказ, предоставляя детям возможность договаривать выделенные слова.

Воспитатель приглашает детей подойти поближе к картине и рассмотреть ее. Он обращает внимание малышей на то, как красиво вокруг Большого Пня, как много здесь цветов, ягод; слушает реплики и рассуждения детей.

Занятие "Дидактическое упражнение "Чья мама? Чей малыш?"

Цель. Учить детей правильно называть домашних животных и их детенышей; угадывать животное по описанию.

Ход занятия

Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинки с изображением взрослого животного и детеныша.

Выяснив у детей, кто нарисован на картинках, педагог интересуется, кому какой детеныш нравится.

Воспитатель уточняет у детей, у кого из животных есть рога (грива, тоненький хвостик с кисточкой на конце, пушистый хвостик, у кого самый длинный хвост). Спрашивает, как жеребенок зовет лошадь, ягненок - овцу, щенок - собаку. Интересуется, у кого пушистая мягкая шерстка, а у кого шерстка гладкая.

Завершая занятие, педагог предлагает детям изобразить котенка (или щенка), который ловит свой собственный хвостик, радуется, мяукает (тявкает).

Занятие "Рассматривание иллюстраций к сказке "Три медведя". Дидактическая игра "Чья картинка"

Цель. Дать детям возможность убедиться в том, что рассматривать рисунки в книжках интересно и полезно (можно узнать много нового); продолжать учить согласовывать слова в предложениях.

Предварительная работа. За день до занятия педагог кладет в книжный уголок иллюстрированные издания сказки "Три медведя" (среди них обязательно должны быть книги с рисунками Ю. Васнецова). В течение дня воспитатель привлекает детей к самостоятельному рассматриванию рисунков, интересуется, кому какой рисунок особенно понравился.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям книжки (книжку) и кратко, но ярко и эмоционально рассказывает, кому какой рисунок понравился. Хвалит малышей за то, что они внимательно рассматривали картинки и заметили много интересного. Затем педагог описывает картинку, которая понравилась ему больше всех, или ту, которую дети обошли своим вниманием. Далее воспитатель предлагает детям поиграть.

На столе педагога - предметные картинки (или набор мелких предметов по числу детей). Среди предметов встречаются одинаковые по названию, но разные по цвету. Дети выбирают по одной картинке и называют их.

Малыши закрывают глаза, а педагог забирает у 4-5 детей картинки. Дети открывают глаза. Воспитатель показывает картинку и спрашивает, чей это предмет. Он отдает его лишь после того, как получит полный ответ. (Это мое красненькое ведерко. Это мои серебряные колокольчики)

Когда дети получат назад свои картинки, педагог предлагает им поменяться карточками и повторяет игру.

В конце занятия исходя из особенностей наглядного материала воспитатель просит малышей принести картинки на которых изображено "то, что растет"; нарисованы "животные в меховых шубках", "те, кто с клювом" и т.д.

  

Пальчиковая гимнастика.

1.Перед нами елочка:              сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают                                                                                                                                                                                                «елочку»

Шишечки,                              показывают кулачки

Иголочки,                            указательные пальцы

Шарики,                              пальцы сжимают в круг

Фонарики,                           показывают «фонарики»

Зайчики,                              показывают «ушки зайца»

И свечки,                            прижимают ладони и пальчики друг к другу

Звезды,                             прижимают ладони с раздвинутыми пальцами

Человечки»                   ставят средний и указательный пальцы на колени

 

 

2.«Кот на печи                   стучат кулачком о кулачок

Сухари толчет,

Кошка в окошке             показывают как шьют иголкой

Полотенце шьет.

Маленькие котята           поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз

На печке сидят,                и качают головой вправо-влево

На печке сидят

Да на котика глядят,        показывают руками «очки»

Все на котика глядят

И сухарики едет»             щелкают зубками

 

 

3.«Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки,                имитация мытья рук

Информация о работе Особенности речевого развития детей раннего возраста