Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 12:16, контрольная работа
Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других и регуляции собственного поведения человека, то есть в своих различных функциональных значениях представлена в разных формах внешней и внутренней. Внешняя представлена следующими видами: устная речь (монолог, диалог); письменная речь.
Введение …………………………………………………………………………..3
1.Актуальность темы…………………………………………………………….6
2.Анализ психолого – педагогических исследований………………………….7
3. Особенности развития речи детей раннего возраста……………………….10 4.Анализ программно – методического обеспечения в ДОУ………………...15 5. Формы работы в ДОУ ………………………………………………………..15 5.1Занятия. ……………………………………………………………………….16 5.2 Развитие речи детей в повседневной жизни. ……………………………...22 6. Разработка рекомендаций по развитию речи детей третьего года жизни для родителей и воспитателей. …………………………………………………….24 Заключение. …………………………………………………………………… 27 Список используемой литературы……………………………………………...29
В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю — в детском саду, родителям и близким — в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Необходимо, чтобы речь воспитателя соответствовала нормам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (произнесение звуков и слов, дикция, темп и т. д.), и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности, связности. Специальное внимание должно быть обращено на звуковую сторону речи, так как ее недостатки преодолеваются самим говорящим хуже, чем, например, недочеты словоупотребления.
3. Особенности развития речи детей раннего возраста.
Уровень современных научных знаний о ребенке раннего возраста позволяет судить о младенчестве с точки зрения уникальности этого периода. Не случайно в последние десятилетия во всем научном мире появился особый интерес к раннему периоду жизни ребенка. Особый интерес вызывает интеллектуальное и познавательное развитие. Вспомним, что дети овладевают речью за какие-нибудь 2-3 года. В год ребенок произносит примерно 10 слов, в 2 года- 300-400, а к 3 годам в его активном словаре уже 1500 и более слов. Он употребляет слова, обозначающие не только предметы и действия, но и признаки предметов, их количество и т.д. Чтобы ребенок развивался, необходимо общение со взрослым которое способствует формированию речи и мышления.
На первом году жизни у ребенка идет интенсивное развитие головного мозга, слуха, а также органов речи. Головной мозг является регулятором деятельности организма. Одновременно с развитием мозга у малыша развивается физический и фонематический слух. Слуху принадлежит ведущая роль в овладении речью, так как возможность ее возникновения и дальнейшее развитие зависят от состояния слуха. Если ребенок не слышит, то речь без специального обучения развиваться не может. Слыша речь окружающих, малыш начинает прислушиваться к звукам, отыскивать взглядом источник звучании, а затем и поворачивать голову к говорящему, сосредотачивая свое внимание на его лице, губах, пытаясь, таким образом, установить контакт со взрослым.
Одновременно с развитием слуха у младенца проявляются голосовые реакции, он издает разнообразные слоги, различные звукосочетания. В 2-3 мес. появляется гуление, а в 3-4 мес.- лепет. Первые взаимоотношения ребенка и взрослого строятся на основе эмоционального общения, когда на улыбку малыш отвечает улыбкой, на речь взрослого - произнесением звуков, слогов, звукосочетаний.
Активному произнесению слов предшествует развитие понимания речи: младенец поворачивает голову, когда ему называют знакомые предметы, игрушки, выполняет несложные движения (дает руку, делает «ладушки»), хотя еще и не может обозначить словом совершаемые действия.
Время появления слов на первом году жизни у разных детей различно: одни начинают говорить в 8-9 мес., другие - в 1г. 2 мес., а некоторые еще позднее.
В первые месяцы младенец произносит звуки непроизвольно. Звуки, произносимые ребенком в этот период, нечетки, порою они даже отсутствуют его родном языке, а некоторые из них невозможно даже воспроизвести.
Ребенок рано начинает улавливать интонацию взрослого. Малыш улыбается, произносит звуки, если взрослый говорит с ним доброжелательным тоном, и кричит, если взрослый сердится.
К концу года ребенок произносит в основном простые в артикуляционном отношении звуки: гласные а, у, и, некоторые согласные: м, п, б, н, т, д, к ,г, причем одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, другие- меньше и менее отчетливо. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать, поэтому роль лепета имеет огромное значение для его дальнейшего развития.
Итак, первый год жизни ребенка является как бы подготовительным этапом к овладению речью.
На втором году жизни резко возрастает способность ребенка к подражанию речи взрослых, интенсивно развиваются понимание речи, активная речь.
До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует. При наличии определенной ситуации эту функцию выполняет слово предложение (например, «Би-Би»).
Со второй половины второго года ребенок чаще начинает пользоваться двухсловными предложениями («Мама, би-би»), а 1г. 10 мес. употребляет двух, четырехсловные предложения.
Активный словарный запас ребенка играет решающее значение в овладении фразовой речью. Фразы возникают лишь тогда, когда активный словарь достигает определенного количества слов (40-60). Особенно быстро пополняется словарь в последние месяцы второго года жизни.
К двум годам некоторые дети осваивают некоторые грамматические категории: согласование существительного с глаголом, изменение существительных по падежам. Большинство фраз, произносимых ребенком, построены неправильно, не всегда доступны пониманию слушателя.
На втором году жизни дети начинают более четко произносить гласные звуки: а, у, и, о, но звуки ы, э заменяют звуками и, е. Ряд твердых согласных заменяют мягкими. В основном это относится к переднеязычным звукам т, д, с, з («дяй» вместо «дай», «сянки» вместо «санки»).
Для двухлетнего ребенка в полне закономерно несовершенство произносительной стороны речи неправильное произношение большинства звуков родного языка, смягчение отдельных согласных, нечеткое произношение слов.
Речь детей под направлением взрослого быстро совершенствуется. С ее развитием точнее и осмысленнее становится восприятие ребенком предметов и явлений. Малыши начинают делать первые самостоятельные выводы. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи. Однако способность к различению и обобщению в этот период постоянно совершенствуется. Независимо от цвета, формы величины дети узнают знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке, что часто вызывает затруднения у ребят второго года жизни. У детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный воспитателем. (Чашка- это посуда. Из чашки пьют.)
Малыши способны слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые словесные поручения.
Качественно меняются отношения между пониманием и активной речью. Если раньше о понимании речи взрослого приходилось судить по его двигательным ответам (выполнение просьбы, поручения), то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей деятельностью малыша (и выполняет функцию воспроизведения), об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.
На третьем году жизни дети начинают интенсивно использовать в своем словаре глаголы и местоимения. Ученые объясняют это возрастанием активности ребенка, расширением его контактов с окружающими.
Встречающиеся в речи детей прилагательные характеризуют в основном размер предмета (большой-маленький), его цвет. Вместе с тем дети начинают замечать и отражать в своей речи принадлежность предмета тому или иному лицу (мамин, папин); могут характеризовать состояние, которое испытывают (мокрый); передавать свои эстетические переживания (чистенький, красивый)
Говоря о характерном для детей этого возраста интенсивном количественном и качественном росте словаря, исследователи указывают на наличие трех уровней усвоения слов - название предметов, действий, качеств, отношений:
1-й уровень: ребенок понимает слово, но не использует его в речи;
2-й уровень: ребенок узнает и называет предмет (действие, качество и пр.) лишь в привычных сочетаниях, условиях;
3-й уровень: ребенок понимает
и правильно использует слово-
Проводя словарную работу, выбирая
те или иные приемы и методы, воспитатель
должен учитывать, что от того, насколько
хорошо ребенок знаком с объектом ( действием,
качеством), зависит понимание и использование
им в речи соответствующего слова, обозначающего
данные предмет ( действие, качество и
т.д.).
Наряду с фактом быстрого пополнения словаря речь детей данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка - овладение его грамматической структурой.
На третьем году жизни совершенствуется восприятие детьми речи окружающих. Дети начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка-кошка-мошка), ориентируясь при этом не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова.
Активное использование словарного запаса благоприятно отражается на усвоении и закреплении вновь появляющихся звуков. К концу третьего года многие дети правильно произносят все звуки. Некоторые дети к трем годам овладевают правильным произношением всех звуков.
Темпы овладения речью у детей неодинаковы. Одни, начиная говорить очень рано, четко произносят слова, активно используют их в речи. Другие, хорошо понимая речь окружающих, сами говорят мало. Такая задержка речевого развития (при отсутствии каких-либо отклонений в общем психическом развитии) не опасна. Однако если к концу третьего года жизни ребенок не заговорил, его необходимо показать специалисту.
4.Анализ программно –
Совершенствование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ требует совершенствования программно-методического обеспечения педагогического процесса. Правильный подбор учебно-методического сопровождения позволяет выстроить целостность работы в ДОУ, повышает уровень профессионального мастерства педагогов, оказывает теоретическую, информационную и практическую помощь в организации работы с детьми.
Для организации занятий по развитию речи мы опираемся на методику В. В. Гербовой. Она предлагает две основные формы работы над речью детей: обучение на занятиях и руководство развитием речи детей в повседневной жизни.
Как ведущая форма выступает обучение на занятиях. Это планомерный педагогический процесс, позволяющий с помощью специальных приёмов передать ребёнку необходимые сведения об окружающем и соответствующий словарь, сформировать важнейшие речевые умения и навыки. Однако речь ребёнка формируется и в разнообразной деятельности. Играя, общаясь со сверстниками, он активно пользуется речью. Но если в эти моменты взрослый не будет целенаправленно влиять на развитие речи ребёнка, усвоение языка будет затруднено.
5.Формы работы в ДОУ.
5.1Занятия
В первой младшей группе занятия по развитию речи проводят один раз в неделю. Оно планируется как на утро, так и на вечер. В первую половину дня целесообразно проводить занятия, на которых дети осваивают новый программный материал. Вечером, как правило, планируются занятия, в процессе которых закрепляются умения детей, уточняются имеющие представления (повторное чтение сказок, потешек, инсценировки, дидактические игры и т. п.)
Воспитатель определяет содержание (что делать) и способы (как делать) детской активности на занятиях; у детей формируется дидактическая направленная деятельность. Эта деятельность зависит от типа занятия: при ознакомлении с окружающим основным видом работы является наблюдение, на занятиях с картинками — рассматривание. Организованные наблюдения за окружающим на третьем году значительно расширяются и углубляются.
Рекомендуется не только наблюдать за различными транспортными средствами, но и учить детей различать их по внешнему виду (автомобили легковые и грузовые, автобусы, трамваи, троллейбусы, телеги, сани), показывать из каких частей они состоят (кабина, руль, колеса, двери).
В процессе наблюдения за живыми объектами уточняются уже имеющиеся представления о них: детей знакомят с особенностями их внешнего вида, с повадками, рассказывают, как и что они едят.
Структура проведения занятий с детьми младшего дошкольного возраста.
1.При встрече с живыми объектами на первых занятиях дети внимательно наблюдают, эмоционально реагируют, произносят разные слова.
2.Спустя некоторое время воспитатель начинает сам руководить наблюдением. Он предлагает детям смотреть и при этом рассказывает. Например, в ходе наблюдения за кошкой рассказывает, что у кошки шерсть, она мягкая и пушистая. Хвост большой и пушистый. Кошка ходит и бегает. У нее на лапах есть когти и мягкие подушечки. Когти острые, но она ступает лапами мягко, неслышно. Это потому, что на лапах подушечки. Кошка ест хлеб, мясо, молоко. Молоко лакает язычком.
При наблюдении за птичкой воспитатель рассказывает, что у птички перышки, клюв острый, на лапках коготки. Когда она ходит, коготки стучат. Птичка ходит редко. Чаще она прыгает. Много летает. Когда летает, крылышки расправляет. Птичке дают зернышки. Она их клюет.
3.На повторных занятиях целесообразно активизировать речь детей. В ходе наблюдения следует задавать вопросы: как мяукает кошка (поет птичка)? Какой хвост у птички (у кошки)? Что на лапках у кошки (у птички)? Как ходит кошка (летает птичка)? Что ест кошка (птичка)? Как кошка пьет молоко? Как птичка клюет зернышки? Так как представления детей не являются поясными, воспитатель все время дополняет ответы детей; а в случае затруднения сам ведет рассказ, призывая детей повторять за ним.
Наблюдения
проводятся в помещении и на
улице. В процессе наблюдений
следует не только
4. Для развития
речи широко используются
Информация о работе Особенности речевого развития детей раннего возраста