Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:39, курсовая работа
Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть эффективность социально-педагогической работы того времени по перевоспитанию и дальнейшей социализации детей и подростков-правонарушителей, а также возможность применения методики Макаренко в наши дни.
На основании поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
– рассмотреть особенности работы и обучения в данной коммуне на различных этапах её существования;
– изучить результативность воспитательных приёмов А. С. Макаренко, их педагогическое содержание;
– показать возможность применения технологий работы в коммуне им. Ф. Дзержинского в современных педагогических заведениях, а также, взвесив все «за» и «против», определить положительные и отрицательные стороны его воспитания.
Введение 2
Первая глава. Принципы работы Макаренко 2
1.1. Коммуна имени Феликса Дзержинского 2
1.2. Образовательная система в колонии 2
1.3. Организация коллективной трудовой деятельности 2
1.4. Воспитание Настоящего Гражданина 2
1.5. Зарплата 2
1.6. Походы 2
Вторая глава. Трудовая (практическая) деятельность колонии 2
2.1. Организация детского производительного труда в колонии
имени А.М. Горького (1920-1927) 2
2.2. Детский производительный труд в мастерских коммуны
имени Ф. Э. Дзержинского (1927-1929) 2
2.3. Колония-мануфактура 2
2.4. Колония-завод 2
2.5. Современное применение технологии коллективного воспитания
А.С. Макаренко 2
Заключение 2
Литература: 2
«Наши школьные занятия, – писал Макаренко, – очень много давали колонистам и сильно углубили их политическое образование».
Нельзя также не упомянуть о разнообразных секциях и кружках, которые существовали параллельно с основными учебными заведениями. Для девочек были открыты двери кружков по вышиванию, лозоплетению, лепки (поделки из глины) и рисования. Мальчики, в основном, посещали планерные и технические кружки, которые существовали в тех же заводах и мастерских, на которых днём работали колонисты. Занятия проводились в вечернее время, поэтому никто из кружковцев не мешал работе.
Были открыты также различные спортивные секции (борьба, бокс и плаванье). Особо выделялась кавалерийская секция, где обучали основам верховой езды (фот. 6 с прил. В).
В начале существования коммуны комсомолу пришлось затратить много энергии, чтобы поднять активность девочек, пробудить в них интерес к общественной жизни. В 1934 г. старшие девочки уже были комсомолками, все девочки работали в кружках, даже таких, как планерный.
В коммуне проводился точный учет внешкольных занятий, в конце месяца представлялись сводки о работе каждого кружка и каждого кружковца. Руководил кружками клубный совет – орган комсомольской общественности. Клубный совет издавал газету «Резец»; её критические выступления в духе требовательной самокритики немало содействовали общественно-идеологическому воспитанию коммунаров.
Главный аргумент Макаренко в пользу труда, как движителя воспитания, был тот, что нельзя построить правильные межличностные отношения без постоянной трудовой сплочённости и взаимной рабочей ответственности коллектива.
«Это правильное отношение состоит не только в том, что каждый человек отдает свои силы обществу, но и в том, что он и от других требует того же, что он не хочет рядом с собой переносить жизнь дармоеда. Только участие в коллективном труде позволяет человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям — родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда».
Первым шагом к организации коллективного труда в Горьковской колонии (откуда потом пришли колонисты в Дзержинскую коммуну) было создание отрядов по производственному принципу.
Сначала в колонии имени А.М. Горького существовали так называемые первичные отряды с командирами во главе. Все командиры отрядов, вместе взятые, составляли совет командиров, руководивший всей жизнью колонии. Отряды были распределены по мастерским и другим производственным единицам.
Командиры, избираемые на общем собрании сроком на 3 месяца, обладали огромным авторитетом и уважением со стороны остальных воспитанников и Макаренко. На эти должности Антон Семёнович лично подбирал кандидатуры самых ответственных и дисциплинированных ребят. Советы командиров – главный орган самоуправления, решали практически все первостепенные и большинство перспективных задач. Без участия совета ни рядовой колонист, ни, даже, А. С. Макаренко не принимал никаких ответственных решений; более того, если в каком-нибудь вопросе решение самого Макаренко шло вразрез с решением командиров, в некоторых случаях, он им уступал, мотивируя это важностью решения коллектива. Всё это показывает, какая огромная воспитательная работа была проведена в коммуне.
Небезынтересно отметить, что впервые Макаренко применил опыт коллективной организации детского производительного труда по отрядной системе еще в 1917-1919 гг. в Крюковском железнодорожном высшем начальном училище. Это был первый шаг, сделанный Макаренко по пути практического осуществления идеи советской трудовой школы. Училище, в котором преподавал Макаренко, имело свои сады и огороды. Все дети от 12 до 16 лет были распределены по отрядам – садоводов, огородников. Каждый из отрядов делился на подразделения в зависимости от трудового задания. Так были созданы подразделения свекольников, капустников, яблочников и др. Каждый из участников работы носил на рукаве отличительный знак с изображением плода (свеклы, моркови, груши и др.).
На работу ученики собирались у школы. В назначенный час по звуку горна рабочий коллектив выстраивался на площадке перед школой. Впереди стояли знаменщик, горнист и барабанщики. Выходу Макаренко предшествовала команда «смирно». Он торжественно принимал рапорт, вступал в командование рабочей колонной и вел ее на место работы походным маршем. После работы ученики возвращались в школу тем же походным маршем. У здания школы Макаренко произносил краткую речь об итогах дня, и дети расходились по домам.
В коммуне имени Дзержинского все дети были распределены по производственным отрядам, состав которых был точно определен количеством рабочих точек в той или иной мастерской. Отряд имел не только производственное, но и бытовое значение. Из производственных отрядов еженедельно выделялось для работ по самообслуживанию определенное количество коммунаров. Исключительно производственными ячейками являлись рабочие бригады, на которые подразделялся отряд. Воспитанники младшего возраста были сведены в 3 запасных отряда и в большинстве своем были заняты на работах по самообслуживанию.
В дальнейшем, в связи с развертыванием сельскохозяйственных работ, были организованы сводные отряды. Сводные отряды как временные организации, составлявшиеся из воспитанников первичных отрядов, должны были вывести колонистов из ограниченного круга ремесленных интересов и включить их в общий поток коллективного труда.
Говоря об усложнении организации коллективного труда путем создания сводных отрядов, Макаренко подчеркивал: «Это усложнение, собственно говоря, было самым важным изобретением нашего коллектива за все тринадцать лет нашей истории. Только оно позволило нашим отрядам слиться в настоящий, крепкий и единый коллектив, в котором была рабочая и организационная дифференциация, демократия общего собрания, приказ и подчинение товарища товарищу...».
Сводные отряды послужили прекрасным средством воспитания организационных навыков, так как они возглавлялись в большинстве случаев рядовыми колонистами, приобретавшими в роли командиров опыт руководящей работы.
Отрядная система способствовала укреплению дисциплины и выполнению учебно-производственных заданий. Благодаря отрядам успешно была проведена техническая реконструкция коммуны: кустарные мастерские были реорганизованы в цеха полукустарного производства, а впоследствии был организован совершеннейший в техническом отношении завод.
Отношения между рядовыми колонистами, командирами и воспитателями регламентировала, так называемая, «Конституция трудовой коммуны им. Ф. Э. Дзержинского». Это был своеобразный устав колонии, который был составлен, принят и торжественно записан ещё в самом начале существования коммуны при непосредственном участии А. С. Макаренко и совета командиров. Отрывок с этой Конституции я привёл в приложении Д.
Стоит особо отметить, что ещё в коммуне им. Горького, несмотря на ограниченность материальных ресурсов, хозяйство колонии было передовым. Елизавета Федоровна Григорович, выведенная в «Педагогической поэме» в образе Екатерины Григорьевны, в своем выступлении на одном заседании, посвященном памяти А. С. Макаренко, сказала: «Одних свиней у нас было 150 штук. Да какие это были прекрасные породистые свиньи! У нас была замечательная пшеница, селяне приходили смотреть ее, удивлялись!» Влияние коллективного сельского хозяйства на местное население, особенно на молодежь, было огромным.
Одним из наиболее ярких признаков социалистической организации труда колонии было соревнование, которое охватило всех воспитанников. Оно нашло свое выражение в отношении к труду как нравственной обязанности члена коллектива, в высокой производительности труда, товарищеском отношении к отстающим, в рациональной организации производственных процессов, в дружной работе воспитанников.
Благодаря сознательному отношению к поставленной цели, всякая работа выполнялась колонистами весело и бодро. Эту приподнятость духа в социалистическом труде Макаренко отметил словом «мажор», придав ему значение той высокой политической сознательности, которая служит источником жизнерадостности советского человека.
В подтверждение высокой эффективности организаторского труда Макаренко я привожу несколько фотоснимков из жизни колонии (прил. Б, фот.: 3, 4 и 5). Если внимательно их изучить то можно невольно провести параллель созвенённого организаторского искусства и труда коммуны с уставным порядком если не армии, то, по крайней мере, хорошего пионерского лагеря.
Для лучшей организации труда и эффективного распределения времени был введен четкий график работ с указанием рабочего времени и времени отдыха. Он в колонии был достаточно гибким: иногда приходилось жертвовать временем учебы, чтобы успеть убрать урожай или же выполнить текущие неотложные работы.
Первый шаг для результативной работы – установление жёсткого расписания – режима дня. Он также не был постоянным, однако, в общих чертах, расписание было таково:
утреннее вставание – 7 часов;
завтрак – 7.30;
начало занятий в классах – 8 часов;
конец занятий – 11 часов;
обед – 12 часов;
начало работы в мастерских – 13 часов;
конец работы в мастерских – 14 часов;
ужин – 17 часов;
спать – 21 час.
Приведенное расписание – зимнее. Летом вставали раньше и, иногда, рабочий день оканчивался только к вечеру. Для игр обыкновенно отводилось время после ужина.
Работа по уборке в том или другом пункте определялась числом очков, например:
убрать уборную 4 очка;
убрать пыль в классе 2 очка;
подмести «громкий» клуб 4 очка;
вытереть пыль в «тихом» клубе 4 очка;
вытереть пыль с поручней лестниц 3 очка;
вытереть пыль в кабинете 1 очко;
подмести кабинет 1 очко и т. д.
В общей сложности это составляло семьдесят пять очков, то есть на каждых двух коммунаров (в соответствующее время развития колонии) приходилось одно очко.
С особой торжественностью в колонии имени А.М. Горького отмечались итоги продолжительного и упорного труда. Во время уборки урожая, например, первое перевесло вручалось наиболее отличившейся в труде колонистке, лучшему косарю вручалась коса, перевязанная красным бантом. Всем хорошо известны волнующие страницы «Педагогической поэмы», где даются картины молотьбы и описание празднике первого снопа.
В романтике социалистического труда Макаренко нашел источник эмоционального воздействия на детский коллектив, средство идеологического воспитания детей по потребностям того времени. Детский производительный труд был внутренне связан со школой, со всей системой разнообразной культурно-воспитательной работы.
Таким образом, передовые творческие искания Макаренко в области организации производительного труда детей восходят к тому времени, когда только начинала создаваться советская трудовая школа.
Макаренко чрезвычайно строго относился к оценке состоянии коммуны, к оценке своей работы. Много он требовал и от воспитанников. Эта требовательность в высокой степени способствовала дисциплинированности учреждения.
Сочетание требовательности к людям с искренним доверием к человеку создавало атмосферу, к которой совместное воспитание юношей и девушек не являлось особой проблемой.
Макаренко писал: «В целом Союзе, а может быть и во всем мире, наша коммуна единственное учреждение, которое взялось за совместное воспитание юношей и девушек в условиях общего интерната, и даже больше, в условиях общего коридора спален». Естественно, колонисты иногда влюблялись, и порою дело доходило до внебрачных отношений,– были случаи неудавшихся абортов или рождения детей. Уместным будет напомнить и о самоубийстве Чоботя из «Педагогической поэмы» – одного из лучших колонистов на почве любви. После этого случая Макаренко, как правило, давал возможность влюблённой паре (если такова действительно существовала) сделать выбор: или остаться в колонии, но избегать любых бо́льших отношений, кроме дружеских, или же выходить из коммуны для создания полноценной семьи.
Вышедшим из колонии семьям или некоторым отдельным, не ужившимся в коллективе личностям, предоставлялась денежная помощь по инициативе Макаренко. Делалось это для того, чтобы дать понять оступившемуся колонисту, что его не забыли и всегда помнят и ждут. И были случаи, когда беглецы во взрослую жизнь сами приходили из-за тяжёлых жизненных ситуаций назад в коммуну. Коллектив радостно принимал всех вернувшихся, но больше всех радовался, конечно, сам Антон Семёнович, так как больше стало одним колонистом, одним человеком в обществе, который сделал правильный выбор.
По своему национальному составу колония была не очень разношерстная. Примерный национальный состав коммуны я привёл в приложении Г (график 1 за 1934 год). Но всё же существовали некоторые нюансы на этой почве. Так, например, в «Педагогической поэме» мы можем найти пример национального характера: маленький цыганёнок, который был найден на Харьковском вокзале и приведён в колонию никак не мог отучится воровать. Он воровал не потому, что был голоден или ему чего-то не хватало, а просто из-за любопытства «попадусь – не попадусь». Когда перед ним возникала какая-то ценная вещь он не мог удержится: «глаза видят, руки тянутся, ноги бегут»… Неудивительно, что воровал он порой совершенно не нужные ему вещи: ножовка по металлу, гвоздик или играющую на солнце пуговицу с пиджака у какого-нибудь колониста.