Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:39, курсовая работа
Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть эффективность социально-педагогической работы того времени по перевоспитанию и дальнейшей социализации детей и подростков-правонарушителей, а также возможность применения методики Макаренко в наши дни.
На основании поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
– рассмотреть особенности работы и обучения в данной коммуне на различных этапах её существования;
– изучить результативность воспитательных приёмов А. С. Макаренко, их педагогическое содержание;
– показать возможность применения технологий работы в коммуне им. Ф. Дзержинского в современных педагогических заведениях, а также, взвесив все «за» и «против», определить положительные и отрицательные стороны его воспитания.
Введение 2
Первая глава. Принципы работы Макаренко 2
1.1. Коммуна имени Феликса Дзержинского 2
1.2. Образовательная система в колонии 2
1.3. Организация коллективной трудовой деятельности 2
1.4. Воспитание Настоящего Гражданина 2
1.5. Зарплата 2
1.6. Походы 2
Вторая глава. Трудовая (практическая) деятельность колонии 2
2.1. Организация детского производительного труда в колонии
имени А.М. Горького (1920-1927) 2
2.2. Детский производительный труд в мастерских коммуны
имени Ф. Э. Дзержинского (1927-1929) 2
2.3. Колония-мануфактура 2
2.4. Колония-завод 2
2.5. Современное применение технологии коллективного воспитания
А.С. Макаренко 2
Заключение 2
Литература: 2
В швейной мастерской работали девочки. Они обучались шитью белья и простейшей верхней одежды (гимнастерки, брюки, блузки, юбки). 12 девочек, работая по три с половиной часа в день в течение января-марта 1928 г., обшили всех воспитанников коммуны, которых к этому времени насчитывалось более 80 человек. За этот срок они выпустили из мастерской 168 штук верхней одежды, 462 штуки крупных бельевых изделий, 188 штук мелких вещей, а всего 818 изделий. Кроме того, швейная мастерская принимала заказы. Учебно-производственное задание на время с 15 июня по 15 августа 1928 г. включало пошивку белья и костюмов для коммуны и трусов для спортивного общества «Динамо» на сумму 450 руб.
В сапожной мастерской обучались дети младшего возраста. Но уже спустя месяц после организации коммуны, Макаренко увидел, что сапожная мастерская оказывается слишком непривлекательной для воспитанников, слишком кустарной по сравнению с электрифицированными деревообделочными и слесарно-механической мастерскими; пришлось в скором времени мастерскую закрыть. В своем докладе в Правление коммуны Макаренко по этому поводу писал: «Коммунары 1-го отряда (сапожники) представляются поставленными в слишком узкие производственные условия: несложный сапожный инструмент, однообразная и простая работа составляют чересчур большой контраст с другими мастерскими. Этот контраст при этом не только кажущийся, и в действительности комплекс воспитывающих и организующих влияний в сапожной мастерской беден для других влияний коммуны».
Макаренко пришел к заключению, что наиболее целесообразным, с педагогической точки зрения, будет создание для детей младшего возраста универсальной свободной мастерской. Мысль эта возникла на основе наблюдений за деятельностью малышей в изокружке, где с помощью простейших инструментов изготовлялись из самого разнообразного материала модели аэропланов и машин, игры, бутафория для театральных постановок и другие вещи. Эта мысль была аргументирована Макаренко в том же докладе следующим образом:
1. Универсальная свободная мастерская назначается для регулярных занятий детей младшего возраста и свободных занятий всех коммунаров в клубные часы.
2. В мастерской сосредоточены материалы и первичные инструменты по всем видам работы: по дереву, металлу, коже, гипсу, картону, электричеству и пр.
3. Она имеет целью подойти к ребенку со стороны его вкусов и способностей и дать ему возможность проявить себя в свободном трудовом усилии.
4. Она не может иметь никакого производственного уклона, но из нее могут выходить интересные вещи, как-то: игрушки, модели, мелкие вещи комфорта, детали.
5. Она вначале может быть бедна, но с течением времени будет обогащаться новыми видами работы и инструмента.
6. Будучи свободной мастерской, она должна все же обязательно приучать воспитанников к серьезному отношению к работе, к ответственности.
Далее, в жизни колонии наступил очередной, более качественный для всех видов деятельности период. Дальнейшая механизация и улучшение условий труда превратила небольшие мастерские в мануфактуру – полукустарное производство, где открылись возможности к дальнейшей реализации воспитательной системы Макаренко. Об этом периоде жизни коммуны я напишу в следующей подглаве.
Здесь я опишу трудовые успехи коммуны им. Дзержинского в 1930 – 1931 гг. Это был период её перехода на полукустарное производство. По существу, эпоха простеньких мастерских и примитивного сельского хозяйства уже закончилась, однако, эра настоящей индустриализации колонии ещё не наступила.
В начале 1930 г. производственная база коммуны подверглась серьезной реконструкции. Начальником производства был назначен энергичный и деловой человек – С. Б. Коган. Антон Семёнович с теплотой и юмором упоминает о нем, описывая жизнь и деятельность коммуны.
Мастерские были реорганизованы в цехи объединенного предприятия полукустарного типа. Новое производство состояло из следующих цехов:
1. Механического (слесарно-токарный) цеха.
2. Машинного цеха деревообделочной мастерской.
3. Сборного цеха деревообделочной мастерской.
4. Литейного цеха.
5. Никелировочного цеха.
6. Пошивочного цеха.
Было приобретено новое оборудование для цехов, список которого дан Макаренко в романе “ФД-1”:
1. Токарных станков – 14 шт.
2. Шлифовальных станков – 4.
3. Эксгаустеров – 2.
4. Вагранок – 1.
5. Прессов – 3.
6. Револьверных станков – 1.
7. Опок – 30 пар.
Оборудование было изношенным и устаревшим.
Вместе с оборудованием, доставленным из Киева, прибыли квалифицированные мастера. Для размещения оборудования и наемных рабочих были построены новые помещения: жилой глинобитный дом и огромный деревянный сарай, прозванный коммунарами «стадионом». В двух комнатах подвального этажа главного корпуса разместился машинный цех деревообделочной мастерской; в «стадионе», расположенном неподалеку от главного дома,– сборный цех. Слесарно-токарный цех обосновался в новом каменном доме, к которому был пристроен небольшой деревянный сарайчик для литейного цеха. Подвальное помещение было отведено под никелировочно-шлифовальный цех. В жилом доме, кроме квартир для рабочих, были расположены пошивочный цех, столовая, бухгалтерия и красный уголок.
Производственный процесс в некоторых случаях ограничивался одним цехом; например, шитье трусиков – в пошивочном цехе; в иных случаях он объединял два цеха. Так было при производстве аудиторных и чертежных столов и стульев. Из машинного цеха деревообделочной мастерской выходили отдельные детали с шипами и пазами; в сборном цехе они приводились в более блестящий вид, а затем собирались в целую вещь. Несколько сложнее протекал технологический процесс при производстве кроватных углов; они отливались в литейной, их цилиндрические плечи очищались резцами на токарных станках, а после этого кроватные углы поступали в никелировочный цех.
Большое разнообразие цехов Макаренко мотивировал в «Марше 30 года» необходимостью удовлетворить разнообразные вкусы и наклонности коммунаров, дать возможность детям различных возрастных групп (от 13 до 17 лет) выбрать тот фабзауч, который им больше по душе или к которому у них есть определенные способности.
Что же конкретно представляло собой новое производство коммуны?
В механическом цехе в смену работало 14 мальчиков под руководством мастера, его помощника и 7 квалифицированных рабочих – токарей и слесарей. Здесь коммунары обтачивали медные углы для кроватей и медные масленки. Работа протекала при большой производственной активности, напряженно, и механический цех бесперебойно отправлял на склад готовлю продукцию.
В случае каких-либо неполадок коммунары работы не останавливали, но и не забывали о случившемся; неполадки обязательно обсуждались на ближайшем производственном совещании.
В машинном цехе деревообделочной мастерской работало по 8 коммунаров в смену. Целыми штабелями лежали под стенами и у машин ножки, царги, проножки, планки и прочие полуфабрикаты, предназначенные для сборного цеха. Коммунары работали у шипореза, у циркульной пилы и у фуговального станка.
Сборный цех построен был очень примитивно. Стены его были сделаны из двойного ряда горбылей и засыпаны внутри стружками. Двери были сделаны из дикта и скреплены обрезками деревообделочного производства. Крыша была покрыта толем. Пол был составлен из многочисленных отрезков разной длины, ширины и толщины. Кругом были нагромождены табуретки, стулья, части столов, козелки и разные детали. Около сборного цеха штабелями грузили на подводы театральные кресла, аудиторные столы и стулья, и другие изделия.
Техническую основу литейного цеха составляла медеплавильная печь примитивной конструкции. Она представляла собой горизонтально установленный цилиндр с боковым завалочным люком. Этот же люк служил для выпуска расплавленного металла. Процесс плавки осуществлялся с помощью нефтяной форсунки, приделанной к барабану, и питающейся нефтью от прикрепленного к стене бака. В первое время литейная всегда была полна дыму. Самое совершенное, что мог придумать мастер для устранения дыма, была железная труба, укрепленная при помощи проволочных растяжек на крыше литейной. У отдельных верстаков малыши были заняты изготовлением шишек из специальной шишельной массы.
На полу литейной были расположены опоки, в которых коммунарами старшего возраста производилась формовка деталей.
Ярким показателем высокой производительности труда коммунаров, работавших в литейном цехе, являются цифры, приведенные Макаренко в «Марше 30 года». Многие коммунары изготовляли за четырехчасовой рабочий день 200 шишек вместо установленных нормой 100. В связи с этим бригада шишельников сокращалась, а старшие коммунары этой бригады переводились в другие цехи.
Никелировочный цех состоял из двух отделений: шлифовального и никелировочного. В первом отделении медные части, вышедшие из слесарно-токарного цеха, шлифовались и полировались на станках. Во втором отделении они промывались и очищались бензином и известью, а затем опускались в никелировочные ванны.
В пошивочном цехе девочки, работая на швейных машинах, выпускали тысячами сатиновые трусики.
Все производство в целом носило еще примитивный характер, но по сравнению с первоначальными мастерскими оно представляло значительный шаг вперед. Мастерские не отвечали полностью тем педагогическим задачам, которые решал Макаренко. Он с самого начала существования коммуны стремился создать на основе производительного труда воспитанников такой трудовой коллектив, который позволил бы осуществить педагогическое воздействие не только прямым, но и параллельным путем, т. е. построить педагогический процесс «на фоне интересов не только узко педагогического процесса, а борьбы за лучшее учреждение, за его богатство, процветание и добрую славу, за культурный быт, за счастливую жизнь коллектива, за радость и разум этой жизни».
В коммуне существовали производственные комиссии, часто собирались производственные совещания, действовал штаб социалистического соревнования.
На заседаниях комиссий и совещаниях обсуждались вопросы технического, технологического и экономического характера, а также вопросы охраны труда.
В «Марше 30 года» Макаренко рассказывает, как коммунары по целым вечерам бились над тонкостями сортирования материалов, неправильностью проводки к никелировочной ванне, новыми приспособлениями у токарных зажимов, капризами расмусного станка, расхождениями отделов токарного цеха, недостатками вентиляции в литейном и т. п. Когда обнаружилось, что вследствие неравенства сил машинный цех деревообделочной мастерской не поспевает за сборным цехом, коммунары выдвинули на производственном совещании следующие требования, сформулировав их в форме вопросов:
Первое: почему до сих пор не поставлена вторая циркулярка?
Второе: почему до сих пор не налажена маятниковая пила?
Третье: почему не исправлен штурвал у фрезера?
Четвертое: почему задерживается точка ленточных пил?
Коллектив воспитанников коммуны очень быстро рос и развивался, приобретая знания и культуру. Существующая школа уже не могла удовлетворять запросов учащихся, как это и предвидел с самого начала ее организации Макаренко. Необходима была школа, дающая полное среднее образование. На заседании совета командиров совместно с бюро комсомола было принято решение об открытии рабфака.
Ссылаясь на отсутствие вакансий на первых курсах харьковских рабфаков, недостаток стипендий и общежитий, Антон Семёнович в недельный срок добился учреждения в коммуне рабфака Харьковского машиностроительного института.
Преподаватели и профессора для занятий были приглашены из высших учебных заведений Харькова. Были оборудованы физический и химический кабинеты, специальная библиотека; все было организовано по принципу – во всех начинаниях добиваться с самого начала высокого качества.
15 сентября 1930 г. коммуна торжественно отпраздновала открытие рабфака 1-го и 2-го курсов.
В дальнейшем (в 1934 г.) рабфак был заменен полной средней школой десятилеткой, так как желания и дарования всех коммунаров были шире и разнообразнее, и их не мог удовлетворить только Харьковский машиностроительный институт.
К осени 1930 г. коллектив воспитанников был уже четко дисциплинированной, крепко слаженной организацией. Культурный и нравственный уровень членов этого коллектива был достаточно высок, и 16 октября Макаренко упразднил должность штатных воспитателей коммуны. Партийное руководство, высокий авторитет комсомольской организации, воспитательная работа преподавателей школы, производство и четко организованная жизнь коллектива были уже достаточно мощными воспитывающими средствами.
Однако, А. С. Макаренко не останавливался на достигнутом. Он решил освоить важное и прибыльное производство – построить новый завод переносного электроинструмента – сверлилки (электродрели). Электрические сверлилки ввозились тогда из-за границы, и их освоение должно было дать государству значительную экономию в валюте.
Вскоре был утвержден проект строительства нового завода и корпуса спален на 300 человек, а 13 мая 1931 года состоялась торжественная закладка новых зданий.
В связи с капитальным строительством на территории коммуны произошли большие изменения. Для строительной площадки завода пришлось пожертвовать старым фруктовым садом. Перспектива своего завода настолько увлекла воспитанников, что они отнеслись к этому факту с должным хладнокровием. Правда, одновременно производилась посадка фруктового молодняка на новом участке.