Особенности зрительного гнозиса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 06:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: выявление особенностей зрительного гнозиса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровень).
Для реализации данной цели нами были сформулированы следующие задачи:
1. Анализ научно-теоретической методической литературы по проблеме зрительного гнозиса детей с ОНР (3 уровень).
2. На основе анализа теоретического материала выделить и описать особенности восприятия старших дошкольников.
3. Изучить особенности зрительного восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Файлы: 1 файл

Зрительный гнозис.doc

— 384.50 Кб (Скачать файл)

Титульный лист

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы данной работы обусловлена необходимостью знаний об особенностях психического развития детей с нарушениями  речи для эффективной коррекционно-педагогической и психокоррекционной работы с детьми.

Представление о зрительном восприятии как о сложном системном акте базируется на теории функциональных систем П.К. Анохина, теории психофизиологических основ психических процессов Б.М. Теплова и Е.Н. Соколова, теории развития высших психических функций Л.С. Выготского, теории единства обучения и психического развития ребенка П.П. Блонского и В.В. Давыдова, теории деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, теории системной организации психических процессов Б.Г. Ананьева и Б.Ф. Ломова. В соответствии с этими теориями зрительное восприятие рассматривается как процесс, включающий аттенционные (внимание), мнемонические (память), мыслительные, эмоциональные и другие компонент

Изучению особенностей восприятия посвящено немало работ  в психологии. Фундаментальными трудами являются труды Дж. Брунера, У. Найссера, Ж. Пиаже, Г. Фолькельта, З.М. Богуславской, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.А. Ганзена, А.В. Запорожца, С.Л. Рубинштейна и др.

Восприятие - это отражение  человеком предмета или явления  в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств, и ощущения, обобщенные с понятиями, простейшая из свойственных только человеку форм психического отражения объективного мира в виде целостного образа.

Целостность отличает восприятие от отдельных ощущений; в отличие от комплексов ощущений оно предметно. Предмет восприятия зависит от многих, преимущественно психических, факторов. При нормальном развитии ребенка восприятие в дошкольном возрасте становится более произвольным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. У детей с речевыми расстройствами часто возникают патологии восприятия. Известно, что восприятие активно развивается в первые годы жизни ребенка, подготавливая почву для формирования психических процессов более высокого порядка, в том числе речи.

Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.

Полноценное речевое  общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности.

Речь же, в свою очередь, перестраивает процесс восприятия, поднимая его на более высокий  уровень - обобщенности и категоризации. Это дало возможность предположить, что у детей дошкольного возраста несформированность речи может быть связана с дефектами зрительного восприятия и зрительных предметных образов, так как ведущим анализатором, сложной нервно-рецепторной системой, воспринимающей 80% всей поступающей информации, является зрение.

Объект данной работы - зрительный гнозис детей старшего дошкольного возраста.

Предмет данной работы –  состояние зрительного гнозиса  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровень).

Цель данной работы: выявление  особенностей зрительного гнозиса  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровень).

Для реализации данной цели нами были сформулированы следующие  задачи:

1. Анализ научно-теоретической  методической литературы по проблеме зрительного гнозиса детей с ОНР (3 уровень).

2. На основе анализа  теоретического материала выделить и описать особенности восприятия старших дошкольников.

3. Изучить особенности  зрительного восприятия у старших  дошкольников с общим недоразвитием  речи.

Практическая значимость исследования - анализ теоретического и практического материала по проблеме развития зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с ОНР (3 уровень) подбор методик для формирования зрительного восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (3 уровень).

Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов: теоретический анализ, сравнение, наблюдение, беседа, изучение документации, констатирующий эксперимент, анализ литературы.

Базой исследования: Центр  развития ребёнка детский сад  № 440 г. Челябинска, в исследовании приняли участие 20 детей, 10 детей с нормальным речевым развитием и 10 детей с ОНР (3 уровень).

 

Глава 1. Теоретические  вопросы изучения проблемы развития зрительного восприятия детей с  ОНР

1.1 Понятие и психология зрительного  гнозиса детей

 

Представление о зрительном восприятии как о сложном системном акте базируется на теории функциональных систем П.К. Анохина, теории психофизиологических основ психических процессов Б.М. Теплова и Е.Н. Соколова, теории развития высших психических функций Л.С. Выготского, теории единства обучения и психического развития ребенка П.П. Блонского и В.В. Давыдова, теории деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, теории системной организации психических процессов Б.Г. Ананьева и Б.Ф. Ломова. В соответствии с этими теориями зрительное восприятие рассматривается как процесс, включающий аттенционные (внимание), мнемонические (память), мыслительные, эмоциональные и другие компоненты.

В отечественной психологии зрительный гнозис рассматривается  как сложная система перцептивных и опознавательных действий.

Гнозис в буквальном смысле слова означает узнавание. Наша ориентировка в окружающем мире связана  с узнаванием формы, величины, пространственной соотнесенности предметов и, наконец, с пониманием их значения, которое  заключено в названии предмета. Этот запас сведений об окружающем мире складывается из анализа и синтеза потоков сенсорных импульсов и откладывается в системах памяти. Рецепторный аппарат и передача сенсорных импульсов при поражениях высших гностических механизмов сохраняются, но интерпретация этих импульсов, сличение получаемых данных с образами, хранящимися в памяти, нарушаются. В результате возникает расстройство гнозиса — агнозия, суть которой в том, что при сохранности восприятия предметов теряется ощущение их «знакомости» и окружающий мир, ранее такой знакомый в деталях, становится чуждым, непонятным, лишенным значения.

Но гнозис нельзя себе представить как простое сопоставление, распознавание образа. Гнозис —  это процесс непрерывного обновления, уточнения, конкретизации образа, хранимого в матрице памяти, под влиянием повторного сопоставления его с принимаемой информацией [11, c.158].

Тотальная агнозия, при  которой наблюдается полная дезориентировка, встречается нечасто. Значительно  чаще нарушается гнозис в какой- либо одной анализаторной системе, причем в зависимости от степени поражения выраженность агнозии различна.

Зрительные агнозии, возникают  при поражении затылочных отделов  коры. Ребенок видит предмет, но не узнает его. Здесь могут быть различные  варианты. В одних случаях ребенок правильно описывает внешние свойства предмета (цвет, форму, величину), однако узнать предмет не может. Например, яблоко ребенок описывает как «что-то круглое, розовое», не узнавая в яблоке яблоко. Но если дать ребенку этот предмет в руки, то он при ощупывании узнает его. Бывают случаи, когда ребенок не узнает знакомые лица. Некоторые дети с подобным расстройством вынуждены запоминать людей по каким-то другим признакам (одежда, родинка и т. д.). В других случаях агнозий ребенок узнает предмет, называет его свойства и функцию, но не может вспомнить, как он называется, эти случаи относятся к группе речевых расстройств.

При некоторых формах зрительных агнозий нарушаются пространственная ориентировка, зрительная память. Практически  уже при неузнавании предмета можно говорить о нарушениях механизмов памяти, поскольку воспринимаемый предмет не может быть сличен с его образом в гностической матрице. Но бывают и случаи, когда при повторном предъявлении предмета ребенок говорит, что уже видел его, хотя узнать по-прежнему не может. При нарушениях же пространственной ориентировки ребенок не только не узнает знакомых ему ранее лиц, домов и т. д., но и может много раз ходить по одному и тому же месту, не подозревая об этом.

Нередко при зрительных агнозиях страдает и узнавание букв, цифр, возникает потеря способности к чтению. Изолированный тип этого расстройства будет разобран при анализе речевой функции [16, c.127].

Для исследования зрительного  гнозиса используют набор предметов. Предъявляя их обследуемому, просят определить, описать их внешний вид, сравнить, какие предметы больше, какие меньше. Применяют также набор картинок, цветных, однотонных и контурных. Оценивают не только узнавание предметов, лиц, но и сюжетов [15, c.105].

Следует иметь в виду, что дети узнают контурные картинки хуже, чем цветные и однотонные. Понимание сюжета связано с возрастом ребенка и степенью умственного развития. В то же время агнозии в классическом виде у детей встречаются редко вследствие незавершенной дифференциации корковых центров.

Зрительная агнозия  — невозможность узнавать и определять информацию, поступающую через зрительный анализатор. В данной категории выделяют:

  • предметную агнозию — нарушение узнавания различных предметов при сохранности функции зрения. При этом больные могут описывать отдельные их признаки, но не могут сказать, что за предмет перед ними. Возникает при поражении конвекситальной поверхности левой затылочной области;
  • прозопагнозию (агнозию на лица) — нарушение узнавания знакомых лиц при сохранном предметном гнозисе. Больные хорошо различают части лица и лицо, как объект в целом, но не могут сообщить о его индивидуальной принадлежности. В наиболее тяжелых случаях не могут узнать себя в зеркале. Расстройство возникает при поражении нижне-затылочной области правого полушария;
  • агнозию на цвета — неспособность подбирать одинаковые цвета или оттенки, а также определять принадлежность того или иного цвета к определенному объекту. Развивается при поражении затылочной области левого доминантного полушария;
  • слабость оптических представлений — расстройство, связанное с невозможностью представить какой-либо объект и описать его характеристики — форму, цвет, фактуру, размер и т. п. Возникает в результате двухстороннего поражения затылочно-теменной области;
  • симультанную агнозию — расстройство, связанное с функциональным сужением зрительного поля и ограничения его только одним объектом. Больные могут одновременно воспринимать только одну смысловую единицу, то есть видит больной только один предмет независимо от его размера. Развивается при поражении передней части доминантной затылочной доли;
  • агнозию вследствие оптико-моторных нарушений (синдром Балинта) — расстройство, связанное с невозможностью направить взгляд в нужную сторону при общей сохранной функции движения глазных яблок. Это приводит к затруднению фиксации взора на заданном объекте; в особенности трудным является одновременное восприятие в поле зрения более, чем одного объекта. Больному трудно читать, так как он с трудом переключается от слова к слову. Развивается вследствие двухстороннего поражения затылочно-теменной области [10, c.178].

Оптико-пространственные агнозии

Оптико-пространственные агнозии — расстройство определения  различных параметров пространства. В данной категории различают:

  • агнозию глубины — нарушение способности правильно локализовать объекты в трех координатах пространства, особенно в глубину, то есть в сагиттальном (вперед) по отношению к больному направлению, определять параметры дальше-ближе. Развивается вследствие поражения теменно-затылочной области, преимущественно её средних отделов;
  • нарушение стереоскопического зрения — поражение левого полушария;
  • одностороннюю пространственную агнозию — расстройство, при котором выпадает одна из половин пространства, чаще левая. Развивается при поражении теменной доли, контрлатеральной стороне выпадения;
  • нарушение топографической ориентировки — нарушение, при котором больной не может ориентироваться в знакомых местах, не может найти дом, плутает в собственной квартире. При этом память остается сохранной. Развивается при поражении теменно-затылочной области [9, c.32].

Предметный зрительный гнозис имеет локализацию преимущественно  в височно-затылочных, теменно-затылочных и затылочных зонах обоих полушарий  мозга или одного из них (поля 18 и 19).

Поскольку существуют различные (описаны выше) виды гнозиса, зрительная кора является высоко функционально дифференцированной. Каждый из видов зрительного гнозиса имеет определенные в пределах зрительной зоны локализационные особенности.

Имея локализацию в  височно-затылочных отделах мозга обоих полушарий, предметный зрительный гнозис может осуществляться и за счет одного из полушарий, т.к. симметричные зоны полушарий специализированы в отношении этой ВПФ не асимметрично, а одинаково (эквипотенциально).

Зрительное узнавание стилизованных предметов (перечеркнутых, наложенных изображений) имеет локализацию в задневисочных отделах левого полушария. Эта область специализирована в отношении узнавания и называния предметов именно оптически.

Симультанный зрительный гнозис имеет мозговое представительство в правой затылочной области или двусторонних затылочных системах мозга.

Оптико-пространственной гнозис осуществляется за счет комплексного взаимодействия нескольких анализаторных  систем — зрительной, слуховой, тактильной, вестибулярной, кинетической. К локализации данной функции имеют близкое отношение и многие другие области мозга: лобная, теменная, височная и другие, т.е. она участвует в овладении такими видами деятельности, как двигательная, конструктивная, вербально-логическая, а также письмо и счет. Причем каждое полушарие мозга вносит в осуществление оптико-пространственного гнозиса свой специфический вклад [22, c.45].

Информация о работе Особенности зрительного гнозиса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи