Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 06:49, курсовая работа
Цель данной работы: выявление особенностей зрительного гнозиса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровень).
Для реализации данной цели нами были сформулированы следующие задачи:
1. Анализ научно-теоретической методической литературы по проблеме зрительного гнозиса детей с ОНР (3 уровень).
2. На основе анализа теоретического материала выделить и описать особенности восприятия старших дошкольников.
3. Изучить особенности зрительного восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Исследование проводилось на базе Центра развития ребёнка детского сад № 440 г. Челябинска, в исследовании приняли участие 20 детей, 10 детей с нормальным речевым развитием и 10 детей с ОНР (3 уровень):
Дети шли на контакт, доброжелательно относились к процедуре исследования. Добровольно выполняли задания, проявляли к ним интерес. Некоторые дети проявляли желание ещё раз «позаниматься».
Констатирующий эксперимент включал следующие методики (Катаева А.А., Стребелева Е. А.):
1). Методика «Цвета»;
2). Методика «Формы»;
3). Методика «Сложи полоски»;
4). Методика «Определи, у кого какой предмет».
Количественные данные, полученные при проведении методики «Цвета» представлены в таблицах 1 и 2 и на рисунке 1.
Таблица 1. Восприятие дошкольниками основных и дополнительных цветов (в % от общего числа испытуемых)
Категория детей |
Выбор основного цвета при назывании его взрослым |
Называние основного цвета |
Выбор дополнительного цвета при назывании его взрослым |
Называние дополнитель-ного цвета |
Дети с нормальным речевым развитием |
100 |
100 |
91,7 |
83,3 |
Дети с ОНР (3 уровень) |
91,7 |
83,3 |
50 |
33,3 |
Таблица 2. Восприятие дошкольниками с ОНР (3 уровень) основных и дополнительных цветов
Ф.И. ребенка с ОНР (3 уровень) |
Выбор основного цвета при назывании его взрослым |
Называние основного цвета |
Выбор дополнительного цвета при назывании его взрослым |
Называние дополнительного цвета |
Вова К. Костя В. Вика С. Сережа В. Вася Т. Тарас Б. Белла Р. Рита Б. Боря Д. Дина Н. |
+ + + + + + + + + + |
+ + + + + + + + + + |
+ + + + + + |
- + + + + |
%/кол-во правильно ответивших |
91,7/11 |
83,3/10 |
50/6 |
33,3/4 |
Рис.1. Восприятие дошкольниками с ОНР (3 уровень) основных и дополнительных цветов на констатирующем этапе эксперимента
Исходя из представленных данных, можно сделать вывод, что у детей с ОНР 3 степени представления о цвете менее сформированы, чем у детей с нормальным развитием. Наибольшие трудности у дошкольников возникли в назывании (у 66,7% детей) и узнавании (у 50% детей) дополнительных цветов, таких как оранжевый, голубой, фиолетовый, розовый и малиновый. Данные цвета дети либо не называют, либо называют соответствующим основным цветом (например, голубой цвет называют синим). Наиболее интересными оказались результаты ответов дошкольников с ОНР (3 уровень) о розовом цвете, так как четыре ребёнка правильно назвали цвет, четверо - не предложили ни одной версии, а оставшиеся четверо детей назвали его голубым и синим. Это может быть обусловлено, тем, что дошкольники не изучали данный оттенок на занятиях в детском саду, или недостатками зрительного восприятия.
91,7% детей с ОНР (3 уровень) и 100% детей с нормальным развитием не допускают ошибок при выборе необходимого основного цвета. Незначительная разница показателей позволяет сделать вывод о том, что у дошкольников с ОНР (3 уровень) есть представления об основных цветах.
Исходя из представленных в таблице данных, видно, что 83,3% дошкольников с ОНР (3 уровень) развития и 100% детей с нормальным развитием правильно называют предъявляемые им основные цвета. Высокие показатели говорят о том, что слова-названия цветов имеются в активном словаре дошкольников, и они их используют в своей речи.
50% детей с ОНР (3 уровень) и 91,7% детей с нормальным развитием правильно выбирают дополнительные цвета при назывании их экспериментатором. У детей с ОНР (3 уровень) представления о дополнительных цветах менее сформированы, чем у детей с нормальным речевым развитием.
Согласно таблице 1, 33,3% дошкольников с ОНР (3 уровень) и 83,3% нормально развивающихся сверстников самостоятельно называют дополнительные цвета. Низкий процент выполнения данного задания детьми с проблемами в развитии может быть обусловлен трудностями запоминания названий дополнительных цветов, недостатками зрительного восприятия этих цветов (дети путают данные цвета между собой, например, коричневый и оранжевый, малиновый и розовый). Как указывалось выше, дошкольники называют вместо дополнительных цветов соответствующие им основные цвета. А также, немало важным является, то, что дети и их близкие родственники недостаточно часто пользуются названиями дополнительных цветов в повседневной жизни.
Таким образом, можно говорить о том, что представления об основных цветах спектра у детей с ОНР (3 уровень) сформированы на высоком уровне и приближены к возрастной норме, в то время как узнавание и называние дополнительных цветов дошкольниками с проблемами в развитии вызывают наибольшие трудности.
Вторая методика проводилась с целью определения знаний детей о геометрических фигурах и их названиях.
Таблица 3. Восприятие дошкольниками геометрических фигур (в % от общего числа испытуемых)
Категория детей |
Выбор геометрической фигуры при назывании её взрослым |
Называние геометрической фигуры детьми |
Дети с нормальным речевым развитием |
91,7 |
83,3 |
Дети с ОНР (3 уровень) |
75 |
75 |
91,7% детей с нормальным речевым развитием и 75% детей с ОНР (3 уровень) правильно показывают геометрические фигуры по её названию (таблица 3). Низкий процент верных ответов дошкольников с проблемами в развитии может быть связан с недостаточным знанием фигур и их названий детьми с проблемами в развитии, что обусловлено особенностями памяти (процессов запоминания).
Исходя из представленных в таблице 3 данных, 83,3% детей с нормальным развитием и 75% детей с ОНР (3 уровень) не допускают ошибок при назывании геометрических фигур.
Таблица 4. Восприятие дошкольниками с ОНР (3 уровень) геометрических фигур
Дети с ОНР (3 уровень) |
Выбор геометрической фигуры при назывании её взрослым |
Называние геометрической фигуры детьми | ||||||||
Δ |
□ |
○ |
◊ |
балл |
Δ |
□ |
○ |
◊ |
балл | |
Вова К. Костя В. Вика С. Сережа В. Вася Т. Тарас Б. Белла Р. Рита Б. Боря Д. Дина Н. |
+ + - + + - + + + + |
+ + - + + - - - - + |
- - + + + + + + + + |
+ - + + + + - - - - |
3 2 2 4 4 2 2 2 2 3 |
+ + + - + - + - + + |
- + + + + + - + + + |
+ + + + + + + + + + |
- + - - - + + - + - |
1 4 3 2 3 3 3 2 4 3 |
Таблица 5. Общие показатели у дошкольников с ОНР (3 уровень) «Формы»
Дети с ОНР (3 уровень) |
Выбор геометрической фигуры при назывании её взрослым |
Называние геометрической фигуры детьми | ||
количество детей |
% |
количество детей |
% | |
Высокий (4) |
2 |
16,67% |
2 |
16,67% |
Средний (2-3) |
7 |
75% |
7 |
75% |
Низкий (1-0) |
1 |
8,33% |
1 |
8,33% |
Называние геометрической фигуры детьми
Рис.2. Общие показатели у дошкольников с ОНР (3 уровень) по методике «Формы»
В результате анализ ответов
детей можно говорить, что основные
трудности у всех детей вызвало
определение такой
Дети с ОНР (3 уровень) часто сначала называли треугольник - угольником, возможно, это связано со сложной структурой слова и медленным вспоминанием названия фигуры. Как правило, дети самостоятельно исправлялись (без указания на ошибку) и называли верное слово. Дошкольникам с проблемами в развитии свойственно называть овал - кругом, а прямоугольник - квадратом, что обусловлено недостаточным развитием зрительного восприятия.
Неспецифической причиной ошибочных ответов может служить недостаток методики обучения.
Таким образом, можно сделать вывод, что представления о геометрических фигурах у детей с ОНР (3 уровень) легкой степени недостаточно сформированы. Дошкольники допускают ошибки и при показе фигуры по названию, и при назывании её.
Следующая методика была направлена на выявление способности ребёнка определять величину.
Таблица 6. Определение величины дошкольниками (в % от общего числа испытуемых)
Дети с ОНР (3 уровень) |
Количество детей |
% |
Справился сам |
2 |
16,67% |
Справился с подсказкой |
2 |
33,33% |
Не справился |
6 |
50% |
Рис.3. Общие показатели дошкольников с ОНР (3 уровень) по методике «Сложи полоски»
В итоге, результаты методики «Сложи полоски», показали, что с предложенным заданием не справились 16,7% детей с нормальным речевым развитием и 50% детей с ОНР (3 уровень). Часто дети просто «соединяли» полоски, не меняя их расположения. Возможно, причиной этому послужило то, что детям давалась инструкция (сложи полоски так, чтобы получилась лесенка) без каких-либо дополнительных пояснений. На это указывает и то, что при оказании помощи дошкольники успешно справлялись с заданием. Данную особенность можно объяснить непониманием инструкции, а также недостаточной целенаправленностью и объёмом внимания.
Таким образом, дети с ОНР (3 уровень) затрудняются распределить предметы от большего по величине к меньшему или наоборот.
В таблице 9 представлены количественные данные, полученные при проведении методики «Определи, у кого какой предмет».
Таблица 9. Восприятие дошкольниками величин предметов (в % от общего числа испытуемых)
Ф.И. ребенка с ОНР (3 уровень) |
Показ предмета определённой величины по называнию её взрослым |
Называние величин предмета | ||||
сам |
с подсказкой |
не справился |
сам |
с подсказкой |
не справился | |
Вова К. Костя В. Вика С. Сережа В. Вася Т. Тарас Б. Белла Р. Рита Б. Боря Д. Дина Н. |
+ - - + - - + - + - |
- - + - + + - + - + |
- + - - - - - - - - |
+ - - - - - - - + - |
- - - + - - + - + - |
- + + - + + - + - + |
Таблица 11. Общие показатели дошкольников с ОНР (3 уровень) по методике «Определи, у кого какой предмет»
Дети с ОНР (3 уровень) |
Показ предмета определённой величины по называнию её взрослым |
Называние величин предмета | ||
количество детей |
% |
количество детей |
% | |
Справился сам |
2 |
33,33% |
1 |
16,67% |
Справился с подсказкой |
7 |
58,33% |
2 |
25% |
Не справился |
1 |
8,33% |
7 |
58,33% |
Таблица 11. Общие показатели дошкольников с ОНР (3 уровень) по методике «Определи, у кого какой предмет»
Показ предмета определённой величины по называнию её взрослым |
Называние величин предмета |
Рис.4. Общие показатели дошкольников с ОНР (3 уровень) по методике «Определи, у кого какой предмет»
Исходя из представленных данных, видно, что 100% детей с нормальным речевым развитием и 91,7% детей с проблемами в развитии правильно показывают предмет, требуемой величины. Высокий процент верных ответов свидетельствует о том, что дети знают названия величин.
Однако только 41,7% детей с ОНР (3 уровень) правильно употребляют слова, обозначающие отношения по величине. Это свидетельствует о том, что у детей недостаточны и фрагментарны знания об окружающем мире, а также, что они редко пользуются данными понятиями в повседневной жизни.
В основном ошибки, допускаемые дошкольниками, характеризуются подменой понятий (например, вместо «низкий» дети говорят «маленький»). Это может быть обусловлено тем, что в повседневной жизни дети не используют специальные характеристики предметов.
Наиболее сложными понятиями для дошкольников с нормальным речевым развитием являются - широкий и узкий, в отличие от детей с ОНР (3 уровень), для которых все данные понятия вызывают трудности.
У старших дошкольников есть в пассивном словаре слова - названия величин, однако дети не используют их в своей речи.
Ни один ребёнок не назвал большой предмет маленьким или наоборот. Это может свидетельствовать о том, что у детей есть представления об отношениях по величине, но не усвоены соответствующие им понятия.
Таким образом, наиболее сложными для понимания детей с ОНР (3 уровень) являются отношения по величине.