Особенности зрительного гнозиса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 06:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: выявление особенностей зрительного гнозиса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровень).
Для реализации данной цели нами были сформулированы следующие задачи:
1. Анализ научно-теоретической методической литературы по проблеме зрительного гнозиса детей с ОНР (3 уровень).
2. На основе анализа теоретического материала выделить и описать особенности восприятия старших дошкольников.
3. Изучить особенности зрительного восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Файлы: 1 файл

Зрительный гнозис.doc

— 384.50 Кб (Скачать файл)

Исследование проводилось  на базе Центра развития ребёнка детского сад № 440 г. Челябинска, в исследовании приняли участие 20 детей, 10 детей с нормальным речевым развитием и 10 детей с ОНР (3 уровень):

Дети шли на контакт, доброжелательно относились к процедуре  исследования. Добровольно выполняли  задания, проявляли к ним интерес. Некоторые дети проявляли желание ещё раз «позаниматься».

Констатирующий эксперимент  включал следующие методики (Катаева  А.А., Стребелева Е. А.):

1). Методика «Цвета»;

2). Методика «Формы»;

3). Методика «Сложи полоски»;

4). Методика «Определи, у кого какой предмет».

Количественные данные, полученные при проведении методики «Цвета» представлены в таблицах 1 и 2 и на рисунке 1.

Таблица 1. Восприятие дошкольниками основных и дополнительных цветов (в % от общего числа испытуемых)

 

Категория детей

Выбор основного цвета при назывании его взрослым

Называние основного цвета

Выбор дополнительного цвета при  назывании его взрослым

Называние дополнитель-ного цвета

Дети с нормальным речевым развитием

100

100

91,7

83,3

Дети с ОНР (3 уровень)

91,7

83,3

50

33,3


 

Таблица 2. Восприятие дошкольниками с ОНР (3 уровень) основных и дополнительных цветов

 

Ф.И. ребенка с ОНР (3 уровень)

Выбор основного цвета при назывании  его взрослым

Называние основного цвета

Выбор дополнительного цвета при  назывании его взрослым

Называние дополнительного цвета

Вова К.

Костя В.

Вика С.

Сережа В.

Вася Т.

Тарас Б.

Белла Р.

Рита Б.

Боря Д.

Дина Н.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

%/кол-во правильно ответивших

91,7/11

83,3/10

50/6

33,3/4


 

Рис.1. Восприятие дошкольниками с ОНР (3 уровень) основных и дополнительных цветов на констатирующем этапе эксперимента

 

Исходя из представленных данных, можно сделать вывод, что  у детей с ОНР 3 степени представления о цвете менее сформированы, чем у детей с нормальным развитием. Наибольшие трудности у дошкольников возникли в назывании (у 66,7% детей) и узнавании (у 50% детей) дополнительных цветов, таких как оранжевый, голубой, фиолетовый, розовый и малиновый. Данные цвета дети либо не называют, либо называют соответствующим основным цветом (например, голубой цвет называют синим). Наиболее интересными оказались результаты ответов дошкольников с ОНР (3 уровень) о розовом цвете, так как четыре ребёнка правильно назвали цвет, четверо - не предложили ни одной версии, а оставшиеся четверо детей назвали его голубым и синим. Это может быть обусловлено, тем, что дошкольники не изучали данный оттенок на занятиях в детском саду, или недостатками зрительного восприятия.

91,7% детей с ОНР (3 уровень) и 100% детей с нормальным развитием не допускают ошибок при выборе необходимого основного цвета. Незначительная разница показателей позволяет сделать вывод о том, что у дошкольников с ОНР (3 уровень) есть представления об основных цветах.

Исходя из представленных в таблице данных, видно, что 83,3% дошкольников с ОНР (3 уровень) развития и 100% детей с нормальным развитием правильно называют предъявляемые им основные цвета. Высокие показатели говорят о том, что слова-названия цветов имеются в активном словаре дошкольников, и они их используют в своей речи.

50% детей с ОНР (3 уровень) и 91,7% детей с нормальным развитием правильно выбирают дополнительные цвета при назывании их экспериментатором. У детей с ОНР (3 уровень) представления о дополнительных цветах менее сформированы, чем у детей с нормальным речевым развитием.

Согласно таблице 1, 33,3% дошкольников с ОНР (3 уровень) и 83,3% нормально развивающихся сверстников самостоятельно называют дополнительные цвета. Низкий процент выполнения данного задания детьми с проблемами в развитии может быть обусловлен трудностями запоминания названий дополнительных цветов, недостатками зрительного восприятия этих цветов (дети путают данные цвета между собой, например, коричневый и оранжевый, малиновый и розовый). Как указывалось выше, дошкольники называют вместо дополнительных цветов соответствующие им основные цвета. А также, немало важным является, то, что дети и их близкие родственники недостаточно часто пользуются названиями дополнительных цветов в повседневной жизни.

Таким образом, можно  говорить о том, что представления об основных цветах спектра у детей с ОНР (3 уровень) сформированы на высоком уровне и приближены к возрастной норме, в то время как узнавание и называние дополнительных цветов дошкольниками с проблемами в развитии вызывают наибольшие трудности.

Вторая методика проводилась  с целью определения знаний детей  о геометрических фигурах и их названиях.

Таблица 3. Восприятие дошкольниками геометрических фигур (в % от общего числа испытуемых)

Категория детей

Выбор геометрической фигуры при назывании  её взрослым

Называние геометрической фигуры детьми

Дети с нормальным речевым развитием

91,7

83,3

Дети с ОНР (3 уровень)

75

75


 

91,7% детей с нормальным речевым развитием и 75% детей с ОНР (3 уровень) правильно показывают геометрические фигуры по её названию (таблица 3). Низкий процент верных ответов дошкольников с проблемами в развитии может быть связан с недостаточным знанием фигур и их названий детьми с проблемами в развитии, что обусловлено особенностями памяти (процессов запоминания).

Исходя из представленных в таблице 3 данных, 83,3% детей с нормальным развитием и 75% детей с ОНР (3 уровень) не допускают ошибок при назывании геометрических фигур.

Таблица 4. Восприятие дошкольниками с ОНР (3 уровень) геометрических фигур

 

Дети с ОНР (3 уровень)

Выбор геометрической фигуры при назывании её взрослым

Называние геометрической фигуры детьми

Δ

балл

Δ

балл

Вова К.

Костя В.

Вика С.

Сережа В.

Вася Т.

Тарас Б.

Белла Р.

Рита Б.

Боря Д.

Дина Н.

+

+

-

+

+

-

+

+

+

+

+

+

-

+

+

-

-

-

-

+

-

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

-

-

-

-

3

2

2

4

4

2

2

2

2

3

+

+

+

-

+

-

+

-

+

+

-

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

-

-

-

+

+

-

+

-

1

4

3

2

3

3

3

2

4

3


 

Таблица 5. Общие показатели у дошкольников с ОНР (3 уровень) «Формы»

Дети с ОНР (3 уровень)

Выбор геометрической фигуры при назывании её взрослым

Называние геометрической фигуры детьми

количество детей

%

количество детей

%

Высокий (4)

2

16,67%

2

16,67%

Средний (2-3)

7

75%

7

75%

Низкий (1-0)

1

8,33%

1

8,33%


 

Называние геометрической фигуры детьми

Рис.2. Общие показатели у дошкольников с ОНР (3 уровень) по методике «Формы»

 

В результате анализ ответов  детей можно говорить, что основные трудности у всех детей вызвало  определение такой геометрической фигуры, как ромб. Это можно объяснить тем, что данная фигура ещё не изучалась на занятиях в детском саду.

Дети с ОНР (3 уровень) часто сначала называли треугольник - угольником, возможно, это связано со сложной структурой слова и медленным вспоминанием названия фигуры. Как правило, дети самостоятельно исправлялись (без указания на ошибку) и называли верное слово. Дошкольникам с проблемами в развитии свойственно называть овал - кругом, а прямоугольник - квадратом, что обусловлено недостаточным развитием зрительного восприятия.

Неспецифической причиной ошибочных ответов может служить недостаток методики обучения.

Таким образом, можно  сделать вывод, что представления  о геометрических фигурах у детей  с ОНР (3 уровень) легкой степени недостаточно сформированы. Дошкольники допускают ошибки и при показе фигуры по названию, и при назывании её.

Следующая методика была направлена на выявление способности  ребёнка определять величину.

Таблица 6. Определение величины дошкольниками (в % от общего числа испытуемых)

Дети с ОНР (3 уровень)

Количество детей

%

Справился сам

2

16,67%

Справился с подсказкой

2

33,33%

Не справился

6

50%


 

Рис.3. Общие показатели дошкольников с ОНР (3 уровень) по методике «Сложи полоски»

 

В итоге, результаты методики «Сложи полоски», показали, что с предложенным заданием не справились 16,7% детей с нормальным речевым развитием и 50% детей с ОНР (3 уровень). Часто дети просто «соединяли» полоски, не меняя их расположения. Возможно, причиной этому послужило то, что детям давалась инструкция (сложи полоски так, чтобы получилась лесенка) без каких-либо дополнительных пояснений. На это указывает и то, что при оказании помощи дошкольники успешно справлялись с заданием. Данную особенность можно объяснить непониманием инструкции, а также недостаточной целенаправленностью и объёмом внимания.

Таким образом, дети с ОНР (3 уровень) затрудняются распределить предметы от большего по величине к меньшему или наоборот.

В таблице 9 представлены количественные данные, полученные при  проведении методики «Определи, у кого какой предмет».

 

Таблица 9. Восприятие дошкольниками величин предметов (в % от общего числа испытуемых)

 

Ф.И. ребенка с ОНР (3 уровень)

Показ предмета определённой величины по называнию её взрослым

Называние величин предмета

 

сам

с подсказкой

не справился

сам

с подсказкой

не справился

Вова К.

Костя В.

Вика С.

Сережа В.

Вася Т.

Тарас Б.

Белла Р.

Рита Б.

Боря Д.

Дина Н.

+

-

-

+

-

-

+

-

+

-

-

-

+

-

+

+

-

+

-

+

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

+

-

-

+

-

+

-

-

+

+

-

+

+

-

+

-

+


 

Таблица 11. Общие показатели дошкольников с ОНР (3 уровень) по методике «Определи, у кого какой предмет»

 

Дети с ОНР (3 уровень)

Показ предмета определённой величины по называнию её взрослым

Называние величин предмета

количество детей

%

количество детей

%

Справился сам

2

33,33%

1

16,67%

Справился с подсказкой

7

58,33%

2

25%

Не справился

1

8,33%

7

58,33%


 

Таблица 11. Общие показатели дошкольников с ОНР (3 уровень) по методике «Определи, у кого какой предмет»

 

Показ предмета определённой величины по называнию её взрослым

Называние величин предмета


 

Рис.4. Общие показатели дошкольников с ОНР (3 уровень) по методике «Определи, у кого какой предмет»

 

Исходя из представленных данных, видно, что 100% детей с нормальным речевым развитием и 91,7% детей с проблемами в развитии правильно показывают предмет, требуемой величины. Высокий процент верных ответов свидетельствует о том, что дети знают названия величин.

Однако только 41,7% детей  с ОНР (3 уровень) правильно употребляют слова, обозначающие отношения по величине. Это свидетельствует о том, что у детей недостаточны и фрагментарны знания об окружающем мире, а также, что они редко пользуются данными понятиями в повседневной жизни.

В основном ошибки, допускаемые  дошкольниками, характеризуются подменой понятий (например, вместо «низкий» дети говорят «маленький»). Это может быть обусловлено тем, что в повседневной жизни дети не используют специальные характеристики предметов.

Наиболее сложными понятиями  для дошкольников с нормальным речевым развитием являются - широкий и узкий, в отличие от детей с ОНР (3 уровень), для которых все данные понятия вызывают трудности.

У старших дошкольников есть в пассивном словаре слова - названия величин, однако дети не используют их в своей речи.

Ни один ребёнок не назвал большой предмет маленьким  или наоборот. Это может свидетельствовать  о том, что у детей есть представления  об отношениях по величине, но не усвоены  соответствующие им понятия.

Таким образом, наиболее сложными для понимания детей с ОНР (3 уровень) являются отношения по величине.

Информация о работе Особенности зрительного гнозиса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи