Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 06:49, курсовая работа
Цель данной работы: выявление особенностей зрительного гнозиса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровень).
Для реализации данной цели нами были сформулированы следующие задачи:
1. Анализ научно-теоретической методической литературы по проблеме зрительного гнозиса детей с ОНР (3 уровень).
2. На основе анализа теоретического материала выделить и описать особенности восприятия старших дошкольников.
3. Изучить особенности зрительного восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Усвоение зрительных образов детьми с ОНР (3 уровень) имеет свои особенности, которые были подтверждены экспериментом. Усвоение детьми образов происходит медленнее, чем у нормально развивающихся сверстников. Дошкольники с ОНР (3 уровень) меньше пользуются данными знаниями в повседневной жизни. Дети не анализируют предметы, не выделяют признаки предметов, что необходимо для успешной учебной деятельности.
Вторая глава работы посвящена методам диагностики зрительного восприятия у детей дошкольного возраста.
Зрительное восприятие состоит из большого числа функций, поэтому так важно оценить различные его стороны. Были рассмотрены различные методики диагностики. Одним из тестов для детей 3-5 лет, наиболее широко применяемых во всем мире, является комплексный тест М. Frostig.
Для подтверждения особенностей зрительного восприятия у детей с ОНР (3 уровень) был проведён констатирующий эксперимент, задачами которого являлись: изучение особенностей усвоения эталонов цвета; изучение особенностей усвоения эталонов формы; изучение особенностей усвоения эталонов величины дошкольниками с нарушением интеллекта.
В итоге получили следующие результаты:
Выявленные трудности зрительного восприятия необходимо корректировать еще до начала школьного обучения.
Совершенствование зрительного восприятия неотрывно от общего умственного развития ребенка.
В восприятии ребенком предмета
решающая роль принадлежит форме (контуру),
вне которой не может существовать
предмет. Наиболее рано ребенок воспринимает
предмет при следующих
- при его подвижности на фоне неподвижных вещей;
- при действиях ребенка с предметом (манипулятивные, предметные действия, ощупывание предмета, затем лепка, моделирование, конструирование, изображение);
- при выработке специального условного дифференцировочного рефлекса на форму, величину, местоположение в пространстве;
- при обозначении предмета (чайник, мяч) или геометрической формы словами;
Цвет становится акцентированным
компонентом воспринимаемого
- стал сигналом в
результате выработанного
- является характерным признаком предмета;
- обозначается словом
при восприятии незнакомого
- конкурирует с незнакомой детям абстрактной для них формой (геометрической).
Восприятие любого предмета и его изображения есть отражение целого во взаимоотношении составляющих его частей. Эти отношения целого и части изменчивы и подвижны. Любой процесс восприятия предмета как целого требует вычленения его признаков, сторон, частей (анализ) и установления связей между ними (синтез). Так мыслительная деятельность наиболее отчетливо выступает в восприятии сложного содержания: картины, текста, восприятие которых требует понимания, т.е. является формой сложной умственной деятельности.
Процесс развития восприятия сюжетной картины проходит три уровня: перечисления, описания и истолкования. Эти уровни свидетельствуют о различной степени понимания ребенком данного ему содержания и зависят:
- от структуры картины;
- от степени близости ее сюжета опыту ребенка;
- от формы поставленного вопроса;
- от общей культуры ребенка, умения наблюдать;
- от развития его речи.
Поэтому ребенок может показать одновременно разные уровни восприятия картин. Иначе говоря, уровни могут сосуществовать.
Процесс развития зрительного восприятия у детей с общим недоразвитием речи должен рассматриваться как целостный процесс, который предполагает использование специальной системы коррекционной работы, направленной на формирование речевых предпосылок к развитию восприятия, операций осознанного языкового анализа и синтеза, сукцессивных и симультанных процессов, сенсомоторных функций, ведущих компонентов деятельности.
При выполнении данной работы, были решены следующие задачи:
1. Изучить психологию зрительного гнозиса
2. Рассмотреть характеристику детей с ОНР и особенности развития у них зрительного восприятия
3. Выделить примеры диагностики уровня развития зрительного восприятия у детей с ОНР
Следовательно, достигнута цель данной работы: изучен процесс формирования зрительного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровень).
1. Адрущенко, Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психологического развития младших школьников на начальных этапах обучения [Текст] // Вопросы психологии - 2010. - № 1. – С.14-15.
2. Бабина, Г.В., Грассе Н.А. Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи [Текст] // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. - М. - Воронеж: МОДЭК, 2011. - №12. - С. 174-192.
3. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] // Хрестоматия по возрастной психологии. М. Педагогика. 2010. - №6. - С. 254.
4. Бондаренко, А.А. Работа над дикцией в начальных классах [Текст] // Начальная школа.-2010.-№1. – С. 190.
5. Брунер, Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации [Текст]/ Дж. Брунер. - М.: Прогресс, 2010. - 413с.
6. Веккер, Л.М. Психические процессы [Текст] / Л.М.Веккер. Т. 1. - Л., 2011. – 271с.
7. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов [Текст]/ Т.Г. Визель. - М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2010.- 384,(16)с.
8. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст]/ Л.С. Волкова. - М., 2009. – 128 с.
9. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст]/ Л.С. Выготский. Т 2. М. Педагогика. 2010 - 540 с.
10. Ганзен, В.А. Восприятие целостных объектов [Текст]/ В.А. Ганзен. - Л., 2011. – 217 с.
11. Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст]/ Ю.Ф. Гаркуша. - М: Институт общегуманитарных исследований. 2009. - 128 с.
12. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]/ А.Н. Гвоздев. - М., 2011. – 359 с.
13. Гуревич, К.М. Индивидуально-психологические особенности дошкольников [Текст]/ К.М. Гуревич. - М., Высшая школа, 2010. – 227 с.
14. Носково, Л.П. Дошкольное воспитание аномальных детей [Текст]/ Под ред. Л.П. Носковой. -М.: Просвещение, 2009. – 197 с.
15. Дубов, И.Г. Эффекты индивидуально-специфического влияния личности педагога на учащихся [Текст]// Вопросы психологии. – 2010. - № 5. – С.197.
16. Дьяченко, О.М., Лаврентьева Г.В. Психическое развитие дошкольников [Текст]/ О.М. Дьяченко. - М.: Педагогика, 2011. - 128 с.
17. Ждан, А.Н. История психологии: от античности к современности [Текст]/ А.Н. Ждан. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 512 с.
18. Жинкин, Н.И. Психологические основы развития речи [Текст]// В защиту живого слова. - 2009. № 9. – С.108.
19. Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста [Текст]/ А.В. Запорожец. - М.: Знание, 2010. - 430 с.
20. Запорожец, А.В., Усова А.П. Сенсорное воспитание дошкольников [Текст]/ А.В. Запорожец. - М.: Академия педагогических наук. 2010. – 239 с.
21. 3авгородняя, А.С., Никулина Е.А. Некоторые вопросы обучения детей дошкольного возраста с ОНР [Текст]// Недоразвитие и утрата речи. - М., -2009. №3. – С.531.
22. Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А. «Детская психология» [Текст]/ под ред. Л.Я. Коломинский, Минск., 2010. – 309 с.
23. Коррекционное обучение детей с нарушением речевой деятельности. [Текст]/ Под ред. Селиверстова В.И. - М., 2012 – 284 с.
24. Левина, Р.Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями. [Текст]// Развитие психики в условиях сенсорных дефектов. - М.: XVIII Междунар.психол. кангресс, - 2010. - №6. - С. 302-308.
25. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст]/ А.Н.Леонтьев. - М.: Знание. 2009. -700 с.
26. Люблинская, А.А. Детская психология [Текст]/ А.А. Люблинская. - М: Педагогика, 2010. - 316 с.
27. Люблинская, А.А. Роль речи в развитии восприятия детей [Текст]/ А.А. Люблинская. - М: Педагогика, 2010. - 170 с.
28. Лопатина, Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников [Текст]/ под ред. Л.В. Лапатина. - СПб, 2011. – 238 с.
29. Левяш, С.Ф., Хабарова С.П. Дифференцированный подход к развитию восприятия детей с общим недоразвитием речи [Текст]/ Развитие субъективности личности в процессе ее социализации: Коллективная монография / Под ред. Я.Л. Коломинского, С.И. Коптевой, А.П. Лобанова. - Минск: БГПУ, 2010.
30. Максаков, А.И., Тумакова, Г.А. Учите, играя [Текст]/ А.И. Максаков. - М., 2011. – 256 с.
31. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. [Текст]// Учебник для студентов высших учебных заведений. Изд. 6-е стереотипное. - М., Академия, 2010. - 456 с.
32. Миронова, С.А. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи. [Текст]/ Под ред. С.А.Мироновой. - М., 2010. – 249 с.
33. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логозанятиях [Текст]/ С.А. Миронова. - М., 2011. – 307 с.
34. Основы теории и практики логопедии. [Текст]/ Под.ред. Левиной Р.Е. - М., 2010.
35. Основы теории и практики логопедии. [Текст]// Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 2009. - 367 с.
36. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи. [Текст]/ Под ред. С.А.Мироновой. - М., 2010.
37. Правдина, О.В. Логопедия [Текст]/ О.В. Правдина. - М., 2009. – 379 с.
38. Психология детства. [Текст]:Учебник. Под редакцией А.А. Реана - СПб., 2010. - 368 с.
39. Психология. [Текст]: Словарь/ Под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошенко. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ВЕЧЕ, 2010. – 271 с.
40. Раевский, К.М. Психологические тесты для практических психологов [Текст]/ К.М. Раевский. - М.: Высшая школа, 2011.
41. Смирнов, А.А. Избранные психологические труды [Текст]: В 2 т./ А.А. Смирнов. - М., ДРОФА Д, 2012.-Т. 1.
42. Симонова, Т.Ю. Изучение развития восприятия изображений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (тезисы доклада) [Текст]// Молодые ученые - московскому образованию. Материалы IV городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. – М., 2010.
43. Тегагов, Б.М. Психология способностей [Текст]/ Б.М. Тегагов. - М.: ВЕЧЕ, 2010.
44. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.-336 с.
45. Филичева, Т.Б. Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада [Текст]/ Т.Б. Филичева. - М., 2010.
46. Филичева, Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии [Текст]/ под ред.Т.Б. Филичева. - М., 2009.
47. Филичева, Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада) [Текст]/ под ред. Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 2010. - 98 с.
48. Хватцев, М.Е. Логопедия [Текст]/ М.Е. Хватцев. - М., 2009.
49. Чаусова, Т.А. Мир знаний [Текст]/ Т.А. Чаусова. - М.: ACADEMA, 2009.
50. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст]/ Г.С. Швайко. - М., 2010.