Особенности зрительного гнозиса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 06:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: выявление особенностей зрительного гнозиса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровень).
Для реализации данной цели нами были сформулированы следующие задачи:
1. Анализ научно-теоретической методической литературы по проблеме зрительного гнозиса детей с ОНР (3 уровень).
2. На основе анализа теоретического материала выделить и описать особенности восприятия старших дошкольников.
3. Изучить особенности зрительного восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Файлы: 1 файл

Зрительный гнозис.doc

— 384.50 Кб (Скачать файл)

Цветовой гнозис также  развивается постепенно. Вначале  осваиваются яркие цвета спектра (красный, синий, зеленый), затем — менее яркие — белый, черный, коричневый, оранжевый. При этом дети, рисуя, могут изобразить траву красной, небо — зеленым и др. Чтобы отнесенность цвета к предмету устоялась, необходимо более зрелое видение, а оно формируется не сразу. Кроме того, индивидуальное восприятие цвета может долго оставаться нестандартным и для взрослых людей, что находит свое выражение в художественном творчестве [10, c.52]. Несоблюдение пропорций, подчеркнутая геометризация рисунка детей до 5 лет — явление вполне нормативное. Взрослые не должны мешать детям выражать свое отношение к действительности, т.е. учить их рисовать по канонам. Роль педагога, обучающего детей рисунку, должна сводиться лишь к усилению того, что изобразил сам ребенок, к расстановке акцентов соответственно собственному замыслу ребенка.

Буквенный гнозис имеет  височно-затылочную локализацию в  левом, доминантном по речи полушарии. У некоторых людей буквенный  гнозис имеет представительство  в правом полушарии.

Лицевой гнозис локализован  в височно-теменно-затылочных отделах правого, субдоминантного, полушария. Это место мозгового представительства лицевого гнозиса является стабильным у всех людей. В связи с этим нарушение лицевого гнозиса — высоко достоверный диагностический симптом, однозначно свидетельствующий о заинтересованности правого полушария мозга.

Лицевой гнозис — особый вид зрительного гнозиса. Он формируется  относительно изолированно от остальных  видов зрительно-гностической деятельности. Первым, что усваивает ребенок  зрительно — это лицо матери или близкого ему человека. Затем приобретается способность различать и запоминать другие лица. Излишне говорить, что память на лица необходима для общения с окружающими людьми в течение всей жизни [15, c.163].

Симультанный гнозис — это способность видеть сложные изображения целиком, укладывать детали в единое целое, выделяя существенные и второстепенные признаки. Таким способом воспринимается, в частности, сюжетная картина. Если не охватить ее взором целиком, то сюжет, например, известной картины Федотова «Сватовство майора» и многих других картин, может быть совсем не понят или понят превратно. Симультанный гнозис наиболее тесно связан с развитием мышления и поэтому является одним из его важных показателей [12, c.79].

Тактильный гнозис —  это способность распознавать на ощупь поверхность, текстуру материала; узнавать форму предмета; а также принимать тепловые и болевые сигналы.

Познавательные психические  процессы играют значительную роль в  жизнедеятельности человека. В их структуре можно выделить [1, с. 341]:

Ощущение - отражение  свойств реальности, возникающее  в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных  центров головного мозга. Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т. д. Качественная особенность тех или иных ощущений называется их модальностью.

Восприятие - осмысленный (включающий принятие решений) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных  ощущений, получаемый от целостных  предметов и явлений, который  выступает в виде образа данного предмета или явления и складывается в ходе активного их отражения.

Речь совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих  тот же смысл, и то же значение, что  и соответствующая им система  письменных знаков [12, c.149].

Речь - один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был  детально исследован Л.А. Венгером и  описан следующим образом. Во время  перехода от раннего к дошкольному  возрасту, т.е. в период времени от 3 до 7 лет, под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности, в частности способность мысленно расчленять видимый предмет на части и за тем объединять их в единое целое, прежде чем подобного рода операции будут выполнены в практическом плане. Новое содержание приобретает и перцептивные образы, относящихся к форме предметов. Помимо контура выделяются и структура предметов, пространственные особенности и соотношения его частей.

На втором этапе перцептивными действиями становятся сами сенсорные процессы, перестроившиеся под влиянием практической деятельности. Эти действия осуществляются теперь при помощи соответствующих движений рецепторных аппаратов и предвосхищают выполнение практических действий с воспринимаемыми предметами. На данном этапе, пишет Л.А. Венгер, дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью развернутых ориентировочно-исследовательских движений руки и глаза.

На третьем этапе  перцептивные действия становятся еще  более скрытыми, свернутыми, сокращенными, их внешние, эффекторные звенья исчезают, а восприятие извне начинает казаться пассивным процессом. На самом деле этот процесс по-прежнему активен, но протекает внутренне, в основном только в сознании и на подсознательном уровне у ребенка. Дети получают возможность довольно быстро узнавать интересующие их свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения. В результате всего этого внешнее перцептивное действие превращается в умственное [2, c.198].

По Л.А. Венгеру, основу способностей, связанных с восприятием, составляют перцептивные действия. Их качество зависит от усвоения ребенком специальных систем перцептивных эталонов. Такими эталонами при восприятии, например, формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета - спектральная гамма, при восприятии размеров - принятые для их оценки физические величины. Совершенствование перцептивных действий и овладение новыми типами таких действий обеспечивает прогрессивное изменение восприятия с возрастом, т.е. приобретение им большей точности, расчлененности и других важных качеств. Усвоение перцептивных действий ведет за собой развитие других способностей. Среди разнообразных перцептивных действий есть такие, от которых зависит совершенствование общих познавательных способностей детей, а также такие, формирования и усвоения которых помогает развитию детских художественно-творческих способностей.

Восприятие человека предметно и осмысленно. Оно не сводится к одной лишь чувственной основе. Мы воспринимаем не пучки ощущений и не структуры, а предметы, которые имеют определенное значение [8, c.207].

Чувственное и смысловое  содержание восприятия при этом не рядоположны; одно не надстраивается внешним  образом над другим; они взаимообусловливают и взаимопроникают друг в друга. Прежде всего, смысловое содержание, осмысливание предметного значения опирается на чувственное содержание, исходит из него и является не чем иным, как осмысливанием предметного значения данного чувственного содержания.

Сама структура восприятия, которую гештальтпсихология хотела превратить в нечто самодовлеющее, неизбежно оказывается зависимой  от предметного содержания восприятия. Это предметное содержание восприятия может сказаться на всех его чувственных  качествах, на константности и трансформации цветов [5, с. 63].

Особенно показательно значение этого единства и взаимопроникновения  чувственного и смыслового содержания для нормального восприятия выступает  в патологических случаях. При так  агнозии ребенок воспринимает чувственные свойства вещей и их форму или структуру, но они утрачивают для него значение. Он не узнает и не понимает того, что видит или слышит, он не знает названия воспринимаемых предметов и не в состоянии ими пользоваться.

Формирование зрительного гнозиса начинается с узнавания реальных предметов и реалистических изображений. Маленькому ребенку (до 2 лет) понятны и интересны игрушки и картинки, которые как можно более приближены к оригиналу. Стилизованные (сложные, вычурные) игрушки и картинки, которые так часто предлагаются маленьким детям, им не показаны. Вначале необходимо усвоить простые зрительные объекты, выделить в них существенные признаки, сопоставить предметы между собой и т.д. Имея игрушки — копии посуды, мебели, животных, овощей, фруктов и пр., дети быстрее осваивают столь необходимый им мир предметов. Начиная с 2-летнего возраста, их зрительный гнозис усложняется, и они проявляют интерес к простым стилизациям типа «мультиков». Такие изображения более символичны по своей сути, а следовательно, требуют более зрелого восприятия. Со временем детям становятся доступными рисунки, стилизованные в значительной степени: штриховые, теневые, наложенные, перечеркнутые картинки.

Таким образом, можно сделать вывод, что зрительный гнозис — наиболее важный для ориентации в окружающей действительности. Благодаря нему человек различает предметы [5, c.34].

1.2 Онтогенез зрительного восприятия  ребенка

 

В соответствии с концепцией Л.С. Выготского онтогенез зрительного  восприятия – системный процесс, который осуществляется только на основе сочетания органического созревания и обучения. На низшей генетической ступени онтогенеза складываются межфункциональные отношения между восприятием и памятью (перцептивно-мнемические системы), что позволяет вносить коррективы в процесс формирования образов на основе прошлого опыта. На высшей генетической ступени, в подростковом возрасте, происходит соединение восприятия с понятийным мышлением, обеспечивающее его осмысленность и категориальность. Новые качественные особенности восприятия возникают только при его взаимодействии с другими психическими функциями.

В онтогенезе формируется  сенсорно-перцептивная организация  ребенка, связывающая в единую функциональную систему разные органы чувств. Ведущую  роль в этой системе играет зрительный анализатор.

У ребенка при воздействии  на глаз разнообразных зрительных стимулов происходит созревание нейрональных структур зрительной системы. Развитие восприятия как сложного системного акта идет длительное время – от рождения до 15–18 лет. Это обусловлено прогрессивными морфофункциональными изменениями коры мозга в период от рождения до 18–20 лет. Постоянная модификация мозговой ткани на нейронном уровне под влиянием внешней среды рассматривается как пластичность. Сетчатка глаза, подкорковые зрительные центры и первичная (проекционная) зрительная кора обладают наибольшей пластичностью в ранние периоды жизни. На основе пластичности нейронных ансамблей под влиянием раннего сенсорного опыта вырабатывается тонкая настройка нейронных связей, обеспечивающая восприятие формы, движения, глубины пространства и т.д. [15, c.135].

Как уже упоминалось, формирование иерархической ансамблевой  организации церебральной коры зависит  от структурно-функционального созревания аппарата межнейронных связей. В соответствии с морфологическими данными этот процесс занимает в онтогенезе длительное время до 18–20 лет. Поэтому, неокортикальная ансамблевая организация достигает зрелого уровня в возрасте 18–20 лет [22, c.20]. Таким образом, в отличие от нейронных связей в первичной зрительной коре, которые формируются в раннем возрасте, связи проекционной и ассоциативных областей коры созревают значительно позднее. На основе этих данных можно предполагать, что пластичность межцентральных корковых взаимодействий в школьном возрасте является высокой.

Психофизиологическое  изучение онтогенеза зрительного восприятия у детей выявило расширяющееся  с возрастом гетерохронное вовлечение в анализ визуальной информации ассоциативных  областей коры и усиление их влияний  на проекционную зрительную кору. В указанных работах представлены экспериментальные данные, характеризующие периоды онтогенетического развития зрительного восприятия. У человека наиболее интенсивное морфофункциональное созревание межнейронных связей, корково-подкорковых отношений в проекционной системе (сетчатка, подкорковые центры, зрительная кора) происходит в возрасте 2–3 месяцев и не заканчивается к 6 годам. В этот период становление проекционной системы обеспечивает формирование механизмов, реализующих выделение простых и сложных признаков объектов [20, c.261]. С 6-летнего возраста система внутрикорковых связей становится более пластичной и происходит широкое и специализированное вовлечение в перцептивную деятельность задних и передних отделов ассоциативных областей мозга. Это определяет формирование сложных перцептивных действий, механизма соотнесения образа с эталоном; создаются предпосылки для построения адекватных образов любых объектов. От 6–7 до 9–10 лет осуществляется интенсивное созревание межцентральных связей корковых областей головного мозга. Этот возраст рассматривается как критический, или сензитивный, для развития целостного восприятия сложных изображений и ситуаций. Дальнейшее совершенствование межнейронных связей в проекционной системе, взаимодействие проекционной и ассоциативных областей коры, межцентральных корковых отношений продолжаются до 18 лет. Формируется системное взаимодействие различных корковых областей правого и левого полушарий, участвующих в когнитивной деятельности. Усиливается внутри кортикальная интеграция зрительной проекционной и ассоциативных областей.

Таким образом, онтогенетическое развитие зрительного восприятия связано не только с созреванием анатомо-физиологической организации зрительного анализатора, но также с содержанием деятельности, в процессе которой оно реализуется. Велико значение активности ребенка в процессе деятельности для формирования перцептивных действий при сенсорном обучении. Восприятие рассматривается как активная прогнозирующая деятельность мозга, связанная с предметной деятельностью. Форменное (предметное) зрение обеспечивается механизмом переработки информации в зрительном анализаторе только в тесной взаимосвязи с конкретной предметной деятельностью. Развитие зрительного восприятия обусловлено активной деятельностью ребенка, общением его со взрослыми, социальным окружением.

Информация о работе Особенности зрительного гнозиса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи