Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 18:13, курсовая работа
В каждом возрасте, на каждом этапе взросления происходит осознание принадлежности к своей нации, расе. В наше время это ярко выраженное явление можно наблюдать в период переходного возраста, у подростков.
У детей в период младшего школьного возраста осознание принадлежности к определённой нации происходит менее выражено, менее ярко, хотя можно встретить и таких детей, которые очень «громко» кричат о принадлежности к той или иной нации, народу. Прежде всего это идёт из семьи, определённой атмосферы, которую создают родители, так как у каждого народа свой сложившийся и устоявшийся менталитет.
1. Введение.
1.1Осознание своей этнической и национальной принадлежности как психолого- педагогической проблемы.
2. Способы организации осознания национальной принадлежности.
3.Методика диагностики типов этнической идентичности (Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова).
4. Список используемой литературы.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. В.П. АСТАФЬЕВА»
(ГОУ ВПО КГПУ ИМ.В.П. АСТАФЬЕВА)
Факультет начальных классов
Кафедра педагогики и психологии начального образования
Курсовая работа
Тема: Осознание национальной и этнической принадлежности.
Выполнил:
Студент MZV (4,5г), III курса
факультета начальных классов
Грязнова Надежда Олеговна
Проверил:
Садовская Ирина Львовна
Красноярск, 2013
Содержание.
1. Введение.
1.1Осознание своей этнической и национальной принадлежности как психолого- педагогической проблемы.
2. Способы организации осознания национальной принадлежности.
3.Методика диагностики типов этнической идентичности (Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова).
4. Список используемой литературы.
Введение.
В каждом возрасте, на каждом этапе взросления происходит осознание принадлежности к своей нации, расе. В наше время это ярко выраженное явление можно наблюдать в период переходного возраста, у подростков.
У детей в период младшего школьного возраста осознание принадлежности к определённой нации происходит менее выражено, менее ярко, хотя можно встретить и таких детей, которые очень «громко» кричат о принадлежности к той или иной нации, народу. Прежде всего это идёт из семьи, определённой атмосферы, которую создают родители, так как у каждого народа свой сложившийся и устоявшийся менталитет.
В рамках поставленной курсовой работы, я решила рассмотреть именно эту тему, потому что считаю очень важным вопрос осознания этнической принадлежности у детей в школе. И именно осознания, а не утверждения, которое чаще всего озвучивают разные народности, проживающие в великой стране- России, « Я принадлежу к своей нации, и неважно, приехал я в Россию недавно, или родился здесь, я буду жить только по своим законам и чтить свою настоящую Родину».
У любого народа есть своя устоявшаяся и сложившаяся национальная и этническая культура. Рассмотрим эти термины подробнее.
Важным для построения
культурной типологии является определение
понятий "этническая" и "
Этническая (народная) культура - это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью. Она меняется от одной местности к другой. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве - одна из основных черт этой культуры. Этническая культура охватывает в основном сферу быта, обычаи, особенности одежды, народных промыслов, фольклора. У каждого народа есть свои этнические символы: кимоно - у японцев, клетчатая юбка - у шотландцев, рушник - у украинцев.
В этнической культуре господствует
сила традиции, привычки, обычаев, передающихся
от поколения к поколению на семейном
или соседском уровне. Определяющим
механизмом культурной коммуникации здесь
является непосредственное общение
между поколениями живущих
Культура этноса, с одной стороны, обеспечивает его единство и стабильность как системы, его выживание, т.е. выполняет интегративную функцию. Но с другой стороны элементы этой культуры имеют и "вторую жизнь", так как выполняют дифференцирующую функцию, противопоставляют один коллектив другому, становятся основой для различения "мы" и "они". Потребности дифференциации приводят к тому, что один из компонентов (язык, религия, художественная культура) выделяется в качестве основного этнического признака. Нередко такую роль выполняет язык. Однако иногда статус главного этнического признака приписывают религии. Например сербы и хорваты говорят на одном языке и вся специфика их культурного развития и этнических различий выражена в принадлежности их к разным
конфессиям: сербы - православные, хорваты - католики. Отсюда различия в бытовой культуре и обрядах.
От этнической следует отличать национальную культуру.
Национальная культура объединя
Национальная культура лишена, как правило, культового характера и является продуктом преимущественно индивидуального творчества. Национальная культура создается не этносом в целом, а образованной частью общества - писателями, художниками, философами, учеными. Внутренняя организация и структура национальной культуры гораздо сложнее, чем у этнической культуры. Национальная культура включает в себя наряду с традиционно-бытовой и профессиональную культуру, наряду с обыденными имеет и специализированные области культуры ( литература, философия, наука, право и др.).
Кроме того, современные национальные
общества состоят из множества классовых,
профессиональных, демографических
групп. Многие нации неоднородны
и по этническому признаку, включают
в себя различающиеся по генезису
и формам существования этнические
группы. Особенно неоднородны "молодые
нации" Нового Света - американская,
аргентинская, бразильская. Американская
национальная культура включает ирландскую,
итальянскую, немецкую, китайскую, японскую,
мексиканскую, русскую, еврейскую и
другие этнические культуры. В Великобритании
до сих пор существуют различия между
собственно англичанами, уэльсцами
и шотландцами, во Франции - между
бретонцами и эльзасцами. Таким образом,
большинство современных
Более углубленно рассмотрим понятие термина нация.
Россия достаточно многонациональная страна. Помимо русских детей в школах можно наблюдать очень большое количество детей других национальностей.
Нация - образование более высокого порядка, чем этнос. В ней достигается гораздо более высокая плотность коммуникаций. Именно усиление интенсивности коммуникаций приводит к формированию общего национального языка, распространяемого как художественной литературой, так и периодикой, школами и академиями, словарями и энциклопедиями. Это способствует преодолению разнородности населения, внутренних границ, различий между хозяйственными регионами, коренным населением и мигрантами. Напротив, возникает общий рынок и общее государство, а значит - и постоянное общение, всеобщая заинтересованность в понимании друг друга. Для этого и нужен общий язык, достаточно разнообразный по словарю и средствам выражения, но вместе с тем единый для всей нации.
Разница между национальной и этнической культурой в первую очередь преодолевается путем образования и просвещения народа, его всеобщей грамотности. Наряду с образованием огромную роль в приобщении к национальной культуре играют сегодня средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение), а также различные учреждения культуры (музеи, библиотеки, театры).
В России в настоящее время происходит резкое социально-классовое расслоение общества, и ожидать, что этот процесс будет происходить бесконфликтно, было бы наивно. Но нужно иметь в виду, что в остальных государствах нашей планеты начиная с середины XX в. вплоть до сегодняшнего времени наблюдается снижение значимости классового фактора, классового начала. Соответственно и в жизни общества в целом, и в жизни отдельного человека повышается роль других общественных связей, других элементов социальной структуры общества. В первую очередь это можно сказать о таком явлении, как этносы. Этнос- одна из немаловажных частей, составляющих понятия этническая и национальная культура.
Этнос - это любая историческая, национальная, родовая общность, имеющая свое начало и конец. Этнос, подобно человеку, рождается, мужает, стареет и умирает. Продолжительность этногенеза составляет примерно 1,5 тысячи лет.
В мировой науке существует
несколько объяснительных концепций
этнического возрождения второй
половины ХХ века. Разные социологические
школы объясняют рост этнической
идентичности: а) реакцией отставших
в развитии народов на порождающую
этнокультурное разделение труда экономическую
и технологическую экспансию
народов более развитых; б) мировой
социальной конкуренцией, в результате
которой интенсифицируется
Психологов этнос интересует прежде всего как психологическая общность, способная успешно выполнять важные для каждого человека функции:
1) ориентировать в окружающем
мире, поставляя относительно
2) задавать общие жизненные ценности;
3) защищать, отвечая не только за социальное, но и за физическое самочувствие.
Человеку всегда необходимо ощущать себя частью «мы», и этнос — не единственная группа, в осознании принадлежности к которой человек ищет опору в жизни. Среди таких групп можно назвать партии, церковные организации, профессиональные объединения, неформальные объединения молодежи и т.д. и т.п. Многие люди целиком «погружаются» в одну из подобных групп, но с их помощью стремление к психологической стабильности не всегда может быть реализовано. Опора оказывается не слишком устойчивой, ведь состав групп постоянно обновляется, сроки их существования ограничены во времени, самого человека могут за какой-то проступок из группы исключить.
Всех этих недостатков лишена этническая общность. Это межпоколенная группа, она устойчива во времени, для нее характерна стабильность состава, а каждый человек обладает устойчивым этническим статусом, его невозможно «исключить» из этноса. Именно благодаря этим качествам этнос является для человека надежной группой поддержки.
В современном мире наблюдается психологический сдвиг в настроениях людей — больший интерес к корням, к традициям и обычаям предшествующих поколений. Это умонастроение есть последствие международных конфликтов, опасности ядерной войны, экологической угрозы. Человек ощущает нестабильность окружающего мира, уменьшается его оптимизм и желание смотреть вперед. Все больше людей — даже молодых — склонны смотреть назад и вглубь, искать поддержку и защиту в стабильных ценностях предков. Поэтому именно межпоколенные стабильные общности, прежде всего этносы, и действительно наметившиеся тенденции к их разрушению, приобретают столь существенное значение в жизни современного человека.
В итоге можно выделить одну из психологических причин роста этнической идентичности во второй половине XX века — поиск ориентиров и стабильности в перенасыщенном информацией и нестабильном мире.
Вторая психологическая причина лежит на поверхности и ее наличие не требует особых доказательств. Это интенсивность межэтнических контактов, как непосредственных (трудовая миграция, студенческие обмены, перемещение миллионов эмигрантов и беженцев, туризм), так и опосредованных современными средствами массовой коммуникации от спутникового телевидения до сети «Интернет».
Информация о работе Осознание национальной и этнической принадлежности