Осознание национальной и этнической принадлежности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

В каждом возрасте, на каждом этапе взросления происходит осознание принадлежности к своей нации, расе. В наше время это ярко выраженное явление можно наблюдать в период переходного возраста, у подростков.
У детей в период младшего школьного возраста осознание принадлежности к определённой нации происходит менее выражено, менее ярко, хотя можно встретить и таких детей, которые очень «громко» кричат о принадлежности к той или иной нации, народу. Прежде всего это идёт из семьи, определённой атмосферы, которую создают родители, так как у каждого народа свой сложившийся и устоявшийся менталитет.

Содержание работы

1. Введение.
1.1Осознание своей этнической и национальной принадлежности как психолого- педагогической проблемы.
2. Способы организации осознания национальной принадлежности.
3.Методика диагностики типов этнической идентичности (Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова).
4. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая кгпу.docx

— 63.42 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. В.П. АСТАФЬЕВА»

(ГОУ ВПО КГПУ ИМ.В.П.  АСТАФЬЕВА)

 

Факультет начальных классов

Кафедра педагогики и психологии начального образования

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Тема: Осознание национальной и этнической принадлежности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент MZV (4,5г), III курса

факультета начальных  классов

Грязнова Надежда Олеговна

Проверил:

Садовская Ирина Львовна

 

Красноярск, 2013

 

Содержание.

1. Введение.

1.1Осознание своей этнической и национальной принадлежности как психолого- педагогической проблемы.

2. Способы организации  осознания национальной  принадлежности.

3.Методика диагностики типов этнической идентичности (Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова).

4. Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В каждом возрасте, на каждом этапе взросления происходит осознание  принадлежности к своей нации, расе. В наше время это ярко выраженное явление можно наблюдать в  период переходного возраста, у подростков.

У детей в период младшего  школьного возраста осознание принадлежности к определённой нации происходит менее выражено, менее ярко, хотя можно встретить и таких детей, которые  очень «громко» кричат о  принадлежности к той или иной нации, народу. Прежде всего это идёт из семьи, определённой атмосферы, которую создают родители, так как у каждого народа свой сложившийся и устоявшийся менталитет.

В рамках поставленной курсовой работы, я решила рассмотреть именно эту тему, потому что считаю очень  важным вопрос осознания этнической принадлежности у детей в школе. И именно осознания, а не утверждения,  которое чаще всего озвучивают разные народности, проживающие в великой  стране- России, « Я принадлежу к  своей нации, и неважно, приехал  я в Россию недавно, или родился  здесь, я буду жить только по своим  законам и чтить свою настоящую  Родину».

У любого народа есть своя устоявшаяся  и сложившаяся национальная и  этническая культура. Рассмотрим эти  термины подробнее.

 

Важным для построения культурной типологии является определение  понятий "этническая" и "национальная" культура. Эти понятия нередко употребляются как синонимы. Однако в культурологии они имеют разное содержание.

 Этническая (народная) культура - это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью. Она меняется от одной местности к другой. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве - одна из основных черт этой культуры. Этническая культура охватывает в основном сферу быта, обычаи, особенности одежды, народных промыслов, фольклора. У каждого народа есть свои этнические символы: кимоно - у японцев, клетчатая юбка - у шотландцев, рушник - у украинцев.

В этнической культуре господствует сила традиции, привычки, обычаев, передающихся от поколения к поколению на семейном или соседском уровне. Определяющим механизмом культурной коммуникации здесь  является непосредственное общение  между поколениями живущих рядом  людей. Элементы народной культуры - обряды, обычаи, мифы, поверья, легенды, фольклор - сохраняются и передаются в границах данной культуры посредством естественных способностей каждого человека - его  памяти, устной речи и живого языка, природного музыкального уха, органической пластики. Это не требует никакой  специальной подготовки и особых технических средств хранения и записи. Такая культура не нуждается в своей трансляции и в письменности и являются в значительной мере дописьменной культурой. Этническую культуру можно уподобить в какой-то мере натуральному (но только духовному) хозяйству, имеющему непосредственно коллективный, общинно-групповой характер. Она самодостаточна, находится на полном обеспечении. Этническая культура лишена авторства, она безымянна, анонимна. Никто не знает, кому принадлежит авторство дошедших до нас древних мифов и произведений устного народного творчества.

Культура этноса, с одной стороны, обеспечивает его единство и стабильность как системы, его выживание, т.е. выполняет интегративную функцию. Но с другой стороны элементы этой культуры имеют и "вторую жизнь", так как выполняют дифференцирующую функцию, противопоставляют один коллектив другому, становятся основой для различения "мы" и "они". Потребности дифференциации приводят к тому, что один из компонентов (язык, религия, художественная культура) выделяется в качестве основного этнического признака. Нередко такую роль выполняет язык. Однако иногда статус главного этнического признака приписывают религии. Например сербы и хорваты говорят на одном языке и вся специфика их культурного развития и этнических различий выражена в принадлежности их к разным

конфессиям: сербы - православные, хорваты - католики. Отсюда различия в бытовой культуре и обрядах.

От этнической следует отличать национальную культуру. 

Национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных друг с другом кровно-родственными отношениями. Условием существования национальной культуры является возникновение письменности. Именно посредством письменности идеи и символы, необходимые для национального объединения людей, получают возможность широкого распространения среди грамотной части населения. Письменная культура как бы противостоит стихии живого разговорного языка с его местными диалектами и семантическими различиями. О возникновении национальной культуры мы судим прежде всего по факту рождения письменного языка и национальной литературы.

Национальная культура лишена, как правило, культового характера и является продуктом преимущественно индивидуального творчества. Национальная культура создается не этносом в целом, а образованной частью общества - писателями, художниками, философами, учеными. Внутренняя организация и структура национальной культуры гораздо сложнее, чем у этнической культуры. Национальная культура включает в себя наряду с традиционно-бытовой и профессиональную культуру, наряду с обыденными имеет и специализированные области культуры ( литература, философия, наука, право и др.).

Кроме того, современные национальные общества состоят из множества классовых, профессиональных, демографических  групп. Многие нации неоднородны  и по этническому признаку, включают в себя различающиеся по генезису и формам существования этнические группы. Особенно неоднородны "молодые  нации" Нового Света - американская, аргентинская, бразильская. Американская национальная культура включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую, еврейскую и  другие этнические культуры. В Великобритании до сих пор существуют различия между  собственно англичанами, уэльсцами  и шотландцами, во Франции - между  бретонцами и эльзасцами. Таким образом, большинство современных национальных культур полиэтничны. Однако национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. Она имеет нечто сверх того. У нее есть собственно национальные черты культуры, возникшие тогда, когда представители всех этносов осознали свою принадлежность к новой нации.

Более углубленно рассмотрим понятие  термина нация.

Россия достаточно многонациональная  страна. Помимо русских детей в  школах можно наблюдать очень  большое количество детей других национальностей.

 

Нация - образование более высокого порядка, чем этнос. В ней достигается гораздо более высокая плотность коммуникаций. Именно усиление интенсивности коммуникаций приводит к формированию общего национального языка, распространяемого как художественной литературой, так и периодикой, школами и академиями, словарями и энциклопедиями. Это способствует преодолению разнородности населения, внутренних границ, различий между хозяйственными регионами, коренным населением и мигрантами. Напротив, возникает общий рынок и общее государство, а значит - и постоянное общение, всеобщая заинтересованность в понимании друг друга. Для этого и нужен общий язык, достаточно разнообразный по словарю и средствам выражения, но вместе с тем единый для всей нации. 

Разница между национальной и этнической культурой в первую очередь преодолевается путем образования и просвещения народа, его всеобщей грамотности. Наряду с образованием огромную роль в приобщении к национальной культуре играют сегодня средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение), а также различные учреждения культуры (музеи, библиотеки, театры).

В России в настоящее время  происходит резкое социально-классовое  расслоение общества, и ожидать, что  этот процесс будет происходить  бесконфликтно, было бы наивно. Но нужно иметь в виду, что в остальных государствах нашей планеты начиная с середины XX в. вплоть до сегодняшнего времени наблюдается снижение значимости классового фактора, классового начала. Соответственно и в жизни общества в целом, и в жизни отдельного человека повышается роль других общественных связей, других элементов социальной структуры общества. В первую очередь это можно сказать о таком явлении, как этносы. Этнос- одна из немаловажных  частей, составляющих понятия этническая и национальная культура.

Этнос - это любая историческая, национальная, родовая общность, имеющая свое начало и конец. Этнос, подобно человеку, рождается, мужает, стареет и умирает. Продолжительность этногенеза составляет примерно 1,5 тысячи лет.

В мировой науке существует несколько объяснительных концепций  этнического возрождения второй половины ХХ века. Разные социологические  школы объясняют рост этнической идентичности: а) реакцией отставших  в развитии народов на порождающую  этнокультурное разделение труда экономическую  и технологическую экспансию  народов более развитых; б) мировой  социальной конкуренцией, в результате которой интенсифицируется внутриэтническое взаимодействие несмотря на унификацию материальной и духовной культуры; в) повышением влияния больших социальных групп в экономике и политике и облегчением процессов их сплочения благодаря средствам массовой коммуникации. При этом утверждается, что именно этнические общности оказываются в более выгодном положении, чем другие большие группы, например классы.

Психологов этнос интересует прежде всего как психологическая общность, способная успешно выполнять важные для каждого человека функции:

1) ориентировать в окружающем  мире, поставляя относительно упорядоченную  информацию;

2) задавать общие жизненные  ценности;

3) защищать, отвечая не  только за социальное, но и  за физическое самочувствие.

Человеку всегда необходимо ощущать себя частью «мы», и этнос — не единственная группа, в осознании принадлежности к которой человек ищет опору в жизни. Среди таких групп можно назвать партии, церковные организации, профессиональные объединения, неформальные объединения молодежи и т.д. и т.п. Многие люди целиком «погружаются» в одну из подобных групп, но с их помощью стремление к психологической стабильности не всегда может быть реализовано. Опора оказывается не слишком устойчивой, ведь состав групп постоянно обновляется, сроки их существования ограничены во времени, самого человека могут за какой-то проступок из группы исключить.

Всех этих недостатков  лишена этническая общность. Это межпоколенная группа, она устойчива во времени, для нее характерна стабильность состава, а каждый человек обладает устойчивым этническим статусом, его невозможно «исключить» из этноса. Именно благодаря этим качествам этнос является для человека надежной группой поддержки.

В современном мире наблюдается психологический сдвиг в настроениях людей — больший интерес к корням, к традициям и обычаям предшествующих поколений. Это умонастроение есть последствие международных конфликтов, опасности ядерной войны, экологической угрозы. Человек ощущает нестабильность окружающего мира, уменьшается его оптимизм и желание смотреть вперед. Все больше людей — даже молодых — склонны смотреть назад и вглубь, искать поддержку и защиту в стабильных ценностях предков. Поэтому именно межпоколенные стабильные общности, прежде всего этносы,  и действительно наметившиеся тенденции к их разрушению, приобретают столь существенное значение в жизни современного человека.

В итоге можно выделить одну из психологических причин роста этнической идентичности во второй половине XX века — поиск ориентиров и стабильности в перенасыщенном информацией и нестабильном мире.

Вторая психологическая  причина лежит на поверхности  и ее наличие не требует особых доказательств. Это интенсивность межэтнических контактов, как непосредственных (трудовая миграция, студенческие обмены, перемещение миллионов эмигрантов и беженцев, туризм), так и опосредованных современными средствами массовой коммуникации от спутникового телевидения до сети «Интернет».

Информация о работе Осознание национальной и этнической принадлежности