Осознание национальной и этнической принадлежности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

В каждом возрасте, на каждом этапе взросления происходит осознание принадлежности к своей нации, расе. В наше время это ярко выраженное явление можно наблюдать в период переходного возраста, у подростков.
У детей в период младшего школьного возраста осознание принадлежности к определённой нации происходит менее выражено, менее ярко, хотя можно встретить и таких детей, которые очень «громко» кричат о принадлежности к той или иной нации, народу. Прежде всего это идёт из семьи, определённой атмосферы, которую создают родители, так как у каждого народа свой сложившийся и устоявшийся менталитет.

Содержание работы

1. Введение.
1.1Осознание своей этнической и национальной принадлежности как психолого- педагогической проблемы.
2. Способы организации осознания национальной принадлежности.
3.Методика диагностики типов этнической идентичности (Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова).
4. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая кгпу.docx

— 63.42 Кб (Скачать файл)

 Объективной основой  жизни нации является потребность  во взаимодействии и общении  между людьми в ходе ее экономического, политического развития, обмена  культурными достижениями, продуктами  и результатами труда. Существует  тенденция: чем выше внутринациональная  и внутригрупповая интеграция, тем  заметнее достижения в экономике  и культуре, тем более интенсивны  социально-политические и внутригрупповые  контакты и коммуникативные связи  между людьми.

 Одним из главных  признаков существования нации  является историческая память, представляющая  собой заветы старины, предания  отцов, чувство единородства, т. е. приобщенности к духовной миссии своего рода, народа, нации, Родины. Человек, обладающий исторической памятью, осознает свое место в духовной эстафете поколений. От варвара его отличает «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Эта любовь — не просто поэтические грезы, а реальная основа целеполагания. Представитель той или иной нации может понять, кем он является, только вспомнив, кем были его предки. Историческая память материализуется в преданиях и укладе: культурном, религиозном, хозяйственном, государственном.

 Возможность длительного  существования нации обусловливается  функционированием и постоянным  совершенствованием ее внутреннего  содержания, находящего выражение  в национальном сознании и  самосознании, национальных ценностях,  интересах, вкусах и самооценках,  национальной культуре и языке.  Проявление всех этих компонентов  составляет жизнь нации.

 Каждая нация имеет  свое национальное сознание, выражающееся  в сложной совокупности социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных  и других взглядов и убеждений,  характеризующих определенный уровень  ее духовного развития. Национальное  сознание является продуктом  длительного исторического развития, а его центральным компонентом  выступает национальное самосознание. В структуру национального сознания, помимо последнего, входят и другие  элементы, например осознание нацией  необходимости своего единства, целостности и сплоченности во  имя реализации своих интересов,  понимание важности обеспечения  добрососедских отношений с другими  этническими общностями, бережливое  отношение нации к своим материальным и духовным ценностям и т.д.

 Национальное сознание  существует на теоретическом  и обыденном уровнях. Если теоретический уровень национального сознания представляет собой научно оформленную, систематизированную конструкцию, состоящую из идеологических взглядов, идей, программ, норм, ценностей и т.д., выработанных нацией за длительное время ее существования и определяющих стратегию ее развития, то обыденный уровень национального сознания включает в себя потребности, интересы, ценностные ориентации, установки, стереотипы, чувства, настроения, обычаи и традиции членов этой общности, проявляющиеся в повседневной жизни и деятельности. Все эти компоненты находятся в тесном единстве, они неразрывно связаны друг с другом. Следует отметить, что обыденное национальное сознание является главной психологической основой различного рода межнациональных трений и конфликтов, поскольку именно в нем формируются национальные предрассудки, негативные установки, нетерпимость к другим общностям.

Сознание общества, группы (общественное сознание) состоит из двух взаимосвязанных частей: теоретического уровня и уровня обыденного сознания.

Теоретический уровень включает в себя идеологию: обобщенные людьми взгляды на жизнь и общество.

Уровень обыденного сознания включает в себя общественную психологию: непосредственные реакции людей  на воздействия объективной реальности и жизни в обществе.

Формами общественного сознания являются наука, философия, мораль, право, религия, культура.

 В целом национальному  сознанию присущи следующие характеристики:

наличие целостной этнической картины мира, представляющей собой  совокупность устойчивых, связных представлений  и суждений об общественном бытии, жизни  и деятельности, присущих членам конкретной этнической общности;

его «правильная» передача из поколения в поколение в  процессе нормально выработанной данной этнической общностью социализации;

детерминирование им всего целостного и многосложного восприятия жизни этнической общностью: общественных институтов; системы личностных и групповых (в том числе и профессиональных) отношений, обрядов и ритуалов, идеологии, искусства и фольклора; автостереотипов (т. е. образа представителей своей нации), обусловливающих внутреннюю политику этноса; гетеростереотипов (т.е. образа соседей); системы межэтнических (в частности, и межгосударственных) отношений, т.е. парадигм «внешней политики» этнической общности (правил поведения с представителями «чужих» этнических общностей) и т.д.;

его корреляция с поведенческими стереотипами, свойственными членам данного этноса;

его соответствие социальным условиям жизни этнической общности, стадии ее общественного развития, структуре жизнеобеспечения (материальной базе), а также соотношение этнической картины мира с нормами и ценностями, доминирующими у других народов, что может выражаться как включение  себя в некоторое межэтническое  культурное единство или как обособление, противопоставление себя другим народам .

 

Национальное самосознание, являясь ядром национального  сознания, представляет собой результат  осмысления людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и положения последней в системе  общественных отношений. Национальное самосознание может выражать интересы как отдельной группы этноса (западные и восточные буряты, северные и  южные удмурты), так и нации  в целом (русские, французы). В основе проявления национального самосознания лежит феномен этнической идентификации (этничности), т.е. формирования устойчивых представлений человека о себе как  о члене конкретной этнической группы.

 Историческими и культурными детерминантами национального самосознания выступают историческое прошлое и традиции народа, его сложившиеся обычаи и нормы поведения, а также предания, зафиксированные в устной (фольклор) и письменной форме, памятники культуры и искусства. Национальное самосознание практически невозможно без функционирования национального языка, поскольку язык служит средством его выражения и формирования.

 Национальное самосознание  проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях  и выражает содержание, уровень  и особенности представлений  членов нации:

о своей определенной идентичности и отличиях от представителей других общностей;

национальных ценностях и интересах;

истории нации, ее нынешнем состоянии и перспективах развития;

месте своей социально-этнической общности во внутригосударственных, межгосударственных и межнациональных отношениях .

 

Интенсивность проявления национального  самосознания у отдельных представителей этнической общности далеко не одинакова. Частично или полностью им не обладают дети. У взрослых членов этноса, как  правило, оно ослаблено в тех  случаях, когда они не имеют контактов  с представителями других народов. В таком положении чаще всего  оказываются сельские жители, у которых  может преобладать локальное  или региональное самосознание.

 Национальное самосознание  может играть двоякую роль. Оно,  с одной стороны, может носить  прогрессивный характер, если не  абсолютизирует свою общность, не  считает ее «сверхценностью», обеспечивает нормальное отношение к другим народам. И, наоборот, национальное самосознание регрессивно, если оно сводится к узким рамкам клановых, религиозно-националистических, идейно-политических взглядов. Вспышки последней тенденции имеют место в различных регионах и республиках бывшего СССР. Конфликты и вооруженная борьба в Нагорном Карабахе, Южной Осетии, Грузии, Таджикистане, война в Чечне – подтверждение той же тенденции.

 Попытка ущемить интересы  нации всегда рассматривается  ее членами как покушение на  их свободу и жизненные права.  Обладая развитым национальным  сознанием, представители различных  этнических общностей стремятся  к единству, не поступаются своими  национальными интересами, защищая  их всеми возможными средствами, не только политическими, но и правовыми, а также вооруженным путем. Национальные интересы русского народа, например, всегда выражались в стремлении его представителей жить в мире с другими нациями, желании оказывать им помощь и поддержку и, таким образом, сохранять атмосферу дружбы и взаимопомощи в многонациональном российском обществе, обеспечивая тем самым его сплоченность.

Национальная гордость —  это патриотические чувства любви  к своей родине и народу, осознание  своей принадлежности к определенной нации, выражающееся в понимании  общности интересов, национальной культуры, языка и религии.

 Национальная гордость  выражается:

 в стремлении нации  способствовать всемерному развитию  своих традиций, языка, материальной  и духовной культуры;

 готовности давать  отпор тем, кто посягает на  свободу и независимость нации,  неуважительно относится к ее  культуре и ее представителям.

 Понятие национальной  гордости близко по значению  понятиям патриотизма и любви  к Родине. Патриотизм (от греч. patria -родина, отечество) — сложное явление общественного сознания, связанное с любовью к Родине, Отечеству, своему народу. Оно проявляется в виде социальных чувств, нравственных и политических принципов. Содержанием патриотизма являются любовь к Отечеству, преданность Родине, гордость за ее прошлое и настоящее, готовность служить интересам Родины и защищать ее от врагов.

 Отдельные элементы  патриотизма в виде привязанности  к родной земле, языку, традициям  и обычаям своего народа начали  формироваться еще в глубокой  древности. С возникновением классов  и государственности содержание  патриотизма становится качественно  иным, поскольку выражает уже  отношение к Родине, Отечеству  через присущие классу и государству  специфические интересы. В условиях  формирования наций, образования  национальных государств патриотизм  становится неотъемлемой частью  сознания всего общества. Каждый  человек имеет представление  о чувствах национальной гордости  и патриотизма, поскольку в  любой культуре, у любого народа  их формирование занимает важное  место в воспитании всех поколений.

  Если  внимательно  вчитаться в произведения лучших сынов нашего Отечества, то видно, как по-разному понимают они эти чувства! Вспомним знакомое каждому стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина». «Люблю Отчизну я, но странною любовью», — восклицает поэт...

 Совпадают ли национальная  гордость и патриотизм? Всегда  ли любить Родину означает  гордиться ею? Наверняка в истории  любого народа, будь то малый  или великий народ, есть такие  страницы, которыми можно гордиться.  Но наверняка есть и такие, о которых предпочитают не вспоминать. Как же быть с той, другой стороной жизни, без которой не было бы самой истории?

 Разумеется, патриотизм  предполагает гордость за свою  Родину. Однако одного этого чувства  слишком мало, чтобы быть патриотом.  Чувство патриотизма настолько  личностно, настолько человечно,  что его невозможно ни разложить  на более простые составляющие  элементы, ни зачастую объяснить.

 

Ни слава, купленная кровью,

 Ни полный гордого  доверия покой, 

 Ни темной старины  заветные преданья 

 Не шевелят во мне  отрадного мечтанья.

 

Патриотизм поэта очень  личностей и многогранен. Он не совпадает  с официальными оценками величия  и славы России. Лермонтов любит  Родину такой, какая она есть. Это  негромкая, но проникновенная любовь.

 Патриотизм включает  в себя и другие сильные  чувства, о которых нередко  забывают те, кто именует себя  патриотами. Для этого достаточно  вслушаться в строки Н. А.  Некрасова:

 

Кто живет без печали и  гнева,

 Тот не любит отчизны  своей.

 

Своеобразно охарактеризовал  патриотизм русского народа историк  М. Левитинский. «Русский народ в его отношениях к Родине можно разделить на три группы, — писал он. — Первая, самая распространенная, это так называемые "квасные патриоты", они хвалят все русское, осуждая все иностранное, причем международные конфликты решают довольно просто: "шапками закидаем". Вторая группа — это всевозможные утописты левого толка, которые всячески стараются доказать, что чувство патриотизма, любви к Родине не должно быть, которые говорят, что интеллигент "должен в равной мере любить все человечество". Третья и последняя группа (самая маленькая) – это люди, обладающие нормальным, здоровым патриотизмом, люди, которые, искренне любя Родину, не закрывают глаз на недостатки и не превозносят все русское, осуждая иностранное» .

 

 

Можно сделать вывод, что  национальная культура — это совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых ею основных способов взаимодействия с природой и представителями других этнических общностей. Культура цементирует жизнь нации, обеспечивая функционирование ее социальных институтов, наполняя их полноценным, значимым для всех людей содержанием, проявляясь в специфических интересах, складе ума и образе жизни, традициях и моральных нормах, образцах межличностного и межгруппового поведения и самовыражения.

 

Итак, этническая идентичность более четко осознается, а знания о различиях между группами раньше приобретаются, «если социализация ребенка проходит в широкой полиэтнической среде. Но временные границы формирования этнической идентичности и точность знаний о своей принадлежности к определенной этнической общности во многом зависят и от того, к какой группе ребенок принадлежит — группе большинства или группе меньшинства. Исследования показали, что члены этнического большинства могут даже не задумываться о «своей этнической принадлежности, тогда как для членов этнических меньшинств идентификация оказывается как минимум вынужденной, а связанные с ней проблемы попадают в разряд жизненно важных.

Информация о работе Осознание национальной и этнической принадлежности