Осознание национальной и этнической принадлежности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

В каждом возрасте, на каждом этапе взросления происходит осознание принадлежности к своей нации, расе. В наше время это ярко выраженное явление можно наблюдать в период переходного возраста, у подростков.
У детей в период младшего школьного возраста осознание принадлежности к определённой нации происходит менее выражено, менее ярко, хотя можно встретить и таких детей, которые очень «громко» кричат о принадлежности к той или иной нации, народу. Прежде всего это идёт из семьи, определённой атмосферы, которую создают родители, так как у каждого народа свой сложившийся и устоявшийся менталитет.

Содержание работы

1. Введение.
1.1Осознание своей этнической и национальной принадлежности как психолого- педагогической проблемы.
2. Способы организации осознания национальной принадлежности.
3.Методика диагностики типов этнической идентичности (Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова).
4. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая кгпу.docx

— 63.42 Кб (Скачать файл)

 

Иными словами, на определение  собственной этничности оказывает  влияние осознание статуса этнической группы в социальной структуре общества. Например в условиях США для тех, кто отличен физически (цветом кожи, чертами внешности) или чья культура явно отличается от культуры доминантной группы, вопрос часто заключается не в том, использовать ли этническое название или нет, а в том — какой термин принять. Например, потомки иммигрантов из Мексики могут называть себя мексиканскими американцами, латиноамериканцами, испанцами или никакое и таким образом демонстрировать свой желаемый облик в глазах большинства, так как перечисленные ярлыки имеют разные оттенки и несут в себе большой эмоциональный заряд.

 

 

2. Способы организации  осознания национальной  принадлежности.

Нация - одно из наиболее сложных  понятий в общественных науках.

Одно из основных понятий  звучит следующим образом.

На́ция (от лат. natio — племя, народ) — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи[1]. Существует два основных подхода к пониманию нации: как политической общности граждан определенного государства и как этнической общности с единым языком и самосознанием.

 

Несмотря на различия в  понимании сущности и происхождения  нации, выделяют два типа нации - этнокультурный и гражданский. Пример первого типа - немцы и итальянцы, чьи нации  сложились до образования национальных государств на основе общности языка, культуры и исторического наследия, т.е. чтобы быть немцем надо иметь  немецкое происхождение и немецкий язык в качестве родного. Пример второго  типа - французы и англичане, чьи  нации образовались в пределах уже  существующих государств в результате общей политической истории и  конституции, т.е. чтобы быть французом, надо пр.всего быть гражданином Франции.

Рассмотрим понятие еще  одного определения- национализм.

Национализм - это проявление уважения, любви и преданности, преданности  до самопожертвования в настоящем, почтения и преклонения перед  прошлым и желание благоденствия, славы и успеха в будущем той  нации, тому народу, к которому данный человек принадлежит.

Рассмотрим понятие этнического  национализма.

Этнический национализм

Согласно этническому  национализму, нация является фазой  развития этноса. Он утверждает, что  любая нация имеет этническое ядро и отчасти противопоставляет  себя гражданскому национализму. В  настоящее время «националистическими»  называют как правило те движения, которые делают акцент на этнонационализме.

 После рассмотрения  вышеперечисленных терминов непосредственно  перейдём к организации осознания  этнической принадлежности.

Нередко проблемы с этнической идентичностью возникают у индивида уже в детстве, в процессе ее формирования. И чаще всего с ними сталкиваются члены этнических меньшинств.

 

Чтобы попытаться ответить на вопрос, принадлежащими к какому этносу могут воспринимать себя дети разных этносов и наций, и к какой группе их приписывают окружающие, необходимо проанализировать общие закономерности формирования этнической идентичности.

К настоящему времени во всем мире проведено большое количество исследований, в которых уточняются возрастные границы и содержание этапов развития этнической идентичности.

 

Этническая осведомленность  возрастает с опытом, получением новой  информации и развитием когнитивных  способностей. Первоначально она  основывается на очевидных показателях  — внешности, языке, элементах материальной культуры (еде, одежде), обычаях. Постепенно повышается способность ребенка  воспринимать, описывать, интерпретировать этнические признаки. Он включает в  их комплекс все новые элементы —  общность предков, общность исторической судьбы, религию. В исследовании развития этнической идентичности, проведенном  О.Л. Романовой в Беларуси, высказывания дошкольников о различиях между  этническими группами были достаточно аморфны: «Люди там живут по-другому, не так, как мы». Разные понятия —  житель города, гражданин республики, член этнической общности — оказались  для них равнозначными. И только в младшем школьном возрасте наблюдался значительный рост этнических знаний, не простое повторение, а систематизация информации, полученной от взрослых. А  подростки делали еще более четкие и конкретные замечания о существующих между народами различиях культуры, исторических судеб, политического  устройства и т.п. (Романова, 1994).

Споры о том, в каком  возрасте дети начинают осознавать те или иные конкретные черты своего сходства с членами одной из этнических групп и своего отличия от других групп, не имеют смысла, так как  на этот процесс большое влияние  оказывает социальный контекст. Общей  закономерностью можно считать  лишь то, что развитие представлений  об этнической принадлежности идет от осознания внешнего, лежащего на поверхности  сходства членов этнической общности, к осознанию более глубинного единства.

В последние годы особое внимание исследователей привлек еще  один аспект формирования этнической идентичности — появление у индивида чувства неизменности и устойчивости этнических характеристик — этническая константность. Как свидетельствуют полученные данные, формирование этнической идентичности протекает аналогично процессам усвоения постоянства половых и расовых признаков: сознательное отнесение себя к определенному этносу и использование этнических ярлыков происходит раньше, чем ребенок начинает осознавать константность этнических характеристик. Более того, К. Окампо, М. Бернал и П. Найт — сторонники теории когнитивного развития Пиаже — подчеркивают, что этнические константы, утверждаясь в сознании индивида в подростковом возрасте, завершают собой как формирование этнической идентичности, так и процесс поэтапного осознания неизменности основных психосоциальных характеристик. Иными словами, наблюдается четкая временная последовательность формирования трех основных констант. Осознание неизменности половых характеристик наступает в 2—2,5 года, расовых — в 8—9 лет, а этнических, в процессе которого необходимо использование сложных механизмов социокультурной идентификации и межпоколенной передачи информации, — не ранее 12—13 лет.

 

Когнитивный компонент этнической идентичности отвечает за способность  ребенка структурировать информацию об этнических характеристиках. Но дети пытаются давать этническим группам  оценки, хотя и достаточно примитивные.

 

Среди современных исследователей нет единства в вопросе о последовательности возникновения когнитивного и аффективного компонентов идентичности. Одни авторы, вслед за Пиаже, считают, что этнические предпочтения формируются только на основе достаточно значительных этнических знаний в подростковом возрасте. Но в других исследованиях было обнаружено, что детские предпочтения этнических групп не всегда коррелируют с информированностью о них, предубеждения могут предшествовать какому-либо знанию, хотя и в этом случае они становятся более дифференцированными и интегрированными с возрастом. Так, британские социальные психологи обнаружили, что предпочтение детьми 6—7 лет чужих этнических общностей не связывается с имеющейся у них информацией об этих группах.

 

 

 

 

3.Методика диагностики типов этнической идентичности (Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова)

 

 Данная методическая  разработка позволяет диагностировать  этническое самосознание и его  трансформации в условиях межэтнической  напряженности. Один из показателей  трансформации этнической идентичности  – это рост этнической нетерпимости (интолерантности).

 

    

 

 Типы идентичности  с различным качеством и степенью  выраженности этнической толерантности  выделены на основе широкого  диапазона шкалы этноцентризма, начиная от "отрицания" идентичности, когда фиксируется негативизм и нетерпимость по отношению к собственной этнической группе, и заканчивая национальным фанатизмом – апофеозом нетерпимости и высшей степенью негативизма по отношению к другим этническим группам.

 

 Опросник содержит шесть шкал, которые соответствуют следующим типам этнической идентичности.

 

1. Этнонигилизм – одна из форм гипоидентичности, представляющая собой отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию.

 

2. Этническая индифферентность  – размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности  этнической принадлежности, неактуальности  этничности.

 

3. Норма (позитивная этническая  идентичность) – сочетание позитивного  отношения к собственному народу  с позитивным отношением к  другим народам. В полиэтническом обществе позитивная этническая идентичность имеет характер нормы и свойственна подавляющему большинству. Она задает такой оптимальный баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как условие самостоятельности и стабильного существования этнической группы, с другой – как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире.

 

 Усиление деструктивности в межэтнических отношениях обусловлено трансформациями этнического самосознания по типу гиперидентичности, которая соответствует в опроснике трем шкалам:

 

4. Этноэгоизм – данный тип идентичностиможет выражаться в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта "мой народ", но может предполагать, например, напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы за "чужой" счет.

 

5. Этноизоляционизм – убежденность в превосходстве своего народа, признание необходимости "очищения" национальной культуры, негативное отношение к межэтническим брачным союзам, ксенофобия.

 

6. Этнофанатизм – готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов, вплоть до этнических "чисток", отказа другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями, признание приоритета этнических прав народа над правами человека, оправдание любых жертв в борьбе за благополучие своего народа.

 

 Инструкция: Ниже приводятся  высказывания различных людей  по вопросам национальных отношений,  национальной культуры. Подумайте,  насколько Ваше  совпадает с мнением этих людей. Определите свое согласие или несогласие с данными высказываниями.

 

 Я – человек, который…

 

1) предпочитает образ  жизни своего народа, но с большим  интересом относится к другим  народам.

 

2) считает, что межнациональные  браки разрушают народ .

 

3) часто ощущает превосходство  людей другой национальности.

 

4) считает, что права  нации всегда выше прав человека .

 

5) считает, что в повседневном  общении национальность не имеет  значения.

 

6) предпочитает образ  жизни только своего народа .

 

7) обычно не скрывает  своей национальности .

 

8) считает, что настоящая  дружба может быть только между  людьми одной национальности .

 

9) часто испытывает стыд  за людей своей национальности .

 

10) считает, что любые  средства хороши для защиты  интересов своего народа .

 

11) не отдает предпочтения  какой-либо национальной культуре, включая и свою собственную .

 

12) нередко чувствует  превосходство своего народа  над другими .

 

13) любит свой народ,  но уважает язык и культуру  других народов .

 

14) считает строго необходимым  сохранять чистоту нации .

 

15) трудно уживается с  людьми своей национальности .

 

16) считает, что взаимодействие  с людьми других национальностей  часто бывает источником неприятностей.

 

17) безразлично относится  к своей национальной принадлежности .

 

18) испытывает напряжение, когда слышит вокруг себя чужую  речь .

 

19) готов иметь дело  с представителем любого народа, несмотря на национальные различия .

 

20) считает, что его  народ имеет право решать свои  проблемы за счет других народов .

 

21) часто чувствует неполноценность  из-за своей национальной принадлежности.

 

22) считает свой народ  более одаренным и развитым  по сравнению с другими народами.

 

23) считает, что люди  других национальностей должны  быть ограничены в праве проживания  на его национальной территории.

 

24) раздражается при близком  общении с людьми других национальностей.

 

25) всегда находит возможность  мирно договориться в межнациональном  споре.

 

26) считает необходимым  "очищение" культуры своего  народа от влияния других культур .

 

27) не уважает свой  народ.

 

28) считает, что на его  земле все права пользования  природными и социальными ресурсами  должны принадлежать только его  народу.

 

29) никогда серьезно не  относился к межнациональным  проблемам.

 

30) считает, что его  народ не лучше и не хуже  других народов

 

 

 

Обработка результатов

 

 Ответы испытуемых  переводятся в баллы в соответствии  со шкалой:

 

"согласен" –  4 балла;

 

"скорее согласен" – 3 балла;

 

"в чем-то согласен, в чем-то нет" – 2 балла;

 

"скорее не согласен" – 1 балл;

 

"не согласен" – 0 баллов.

 

 Затем подсчитывается  количество баллов по каждому  из типов этнической идентичности (в скобках указаны пункты, работающие  на данный тип):

 

1. Этнонигилизм (пункты: 3, 9, 15, 21, 27).

 

2. Этническая индифферентность (5, 11, 17, 29, 30).

 

3. Норма (позитивная этническая  идентичность) (1, 7, 13, 19, 25).

Информация о работе Осознание национальной и этнической принадлежности