Осознание национальной и этнической принадлежности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

В каждом возрасте, на каждом этапе взросления происходит осознание принадлежности к своей нации, расе. В наше время это ярко выраженное явление можно наблюдать в период переходного возраста, у подростков.
У детей в период младшего школьного возраста осознание принадлежности к определённой нации происходит менее выражено, менее ярко, хотя можно встретить и таких детей, которые очень «громко» кричат о принадлежности к той или иной нации, народу. Прежде всего это идёт из семьи, определённой атмосферы, которую создают родители, так как у каждого народа свой сложившийся и устоявшийся менталитет.

Содержание работы

1. Введение.
1.1Осознание своей этнической и национальной принадлежности как психолого- педагогической проблемы.
2. Способы организации осознания национальной принадлежности.
3.Методика диагностики типов этнической идентичности (Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова).
4. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая кгпу.docx

— 63.42 Кб (Скачать файл)

 

4. Этноэгоизм (6, 12, 16, 18, 24).

 

5. Этноизоляционизм (2, 8, 20, 22, 26).

 

6. Этнофанатизм (4, 10, 14, 23, 28).

 

В зависимости от суммы  баллов, набранных испытуемым по той  или иной шкале (возможный диапазон – от 0 до 20 баллов), можно судить о выраженности соответствующего типа этнической идентичности, а сравнение  результатов по всем шкалам между  собой позволяет выделить один или  несколько доминирующих типов.

 

Вывод

 В процессе написания  данной курсовой работы, я поняла  насколько  важно осознавать  свою идентичность – социальную, этническую, личную. Действительно  как важно знать для себя - кто  я? С кем я? 

 По сути, социальная  идентичность в этом смысле - это  форма самоописания,  тот самый ярлычок, который человек навешивает на себя, оценивая свою отнесенность к внешнему миру.

 Она выступает, наряду  с «общечеловеческой» и «личностной»  идентичностью, в качестве когнитивной  структуры, в которой причудливо  соединены те связи, отношения,  оценки, которые структурируют место  данного конкретного индивида  в социуме. И среди видов  социальной идентичности неизбежно  представлены те социальные группы, принадлежность к которым имеет  ту или иную ценность для  социума - половая (гендерная) идентичность, этническая, профессиональная… для этих частных идентичностей в литературе подробно расписаны не только виды, но и уровни генерализации, этапы сформированности.

 В зависимости от  того, какая у человека идентичность, можно с той или иной степенью  достоверности прогнозировать его  поведение, принимаемые и отвергаемые  ценности и нормы, интересы  и принципы, стереотипы и установки.  Поскольку социальная идентичность - это осознание своей принадлежности  к социальной группе, то, следовательно  - это и принятие значимых в  данной группе ценностей, установок,  стереотипов и норм.

 Далее, можно предположить, что для конкретного индивида  в каждый момент времени разные  виды идентичности актуальны  в разной степени, - то есть  в данный конкретный момент  наиболее выпуклой, главной, «ведущей»  является одна какая-то идентичность.

 Значит, в этот момент  индивид актуализирует, вместе  с осознанием своей принадлежности, всю систему норм, ценностей и  т. п. То есть иерархия ценностей  не является константной, она  перестраивается во времени в  зависимости от актуальной на  данный момент идентичности, так  же, как и реализуемые поведенческие  модели.

 При таком ракурсе  рассмотрения актуальная социальная  идентичность является одним  из механизмов, генерализующим, переструктурирующим поведение и внутренние схемы, критерии оценки и категоризации, механизмом, тесно связанным с объективными социальными связями и отношениями.

          Индивид, выбирая себе то или  иное место в социальном пространстве, тем самым выбирает для себя  вполне определенную идентичность. Однако в подобном непостоянном  мире, где постоянно меняются  положения в социуме, где сегодня  наиболее «популярным, престижным, актуальным» является одно положение  на социальной лестнице, а завтра  совсем другое, индивид не может  поручиться в том, что  положение,  которое он занимает сегодня,  завтра будет таким же по  престижности и прибыльности. В  подобных условиях существования  индивид выбирает для себя  наиболее устойчивую принадлежность, а именно - этническую.

 Таким образом, проблема  понимания, функционирования, развития  этнического становится одной  из наиактуальнейших на сегодняшний  день, не только в России, но и во всем мире.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

1. Арутюнян Ю.В. Дробижева Л.М. Сусоколов А.А. Этносоциология. Учебное пособие для вузов. М., 1998.

2.Кадыков С.А. Формирование этнической идентичности.-  М. – 1998.

3.Саракуев Э.А. Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию. М. - 1996. – 318 с.

4.Современная этнопсихология: Хрестоматия. М. -  2002.

5. http ://www. moytext.ru›docs/index-86472.html

6.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.,1996.

7.Этнос. Идентичность. Образование. М., 1998.

8.Идентичность и конфликт в постсоветских государствах Сб. статей / Под ред. М. Б. Олкотт, В. Тишкова и А. Малашенко; Моск. Центр Карнеги. - М., апрель 1997. - 488 с.


Информация о работе Осознание национальной и этнической принадлежности