Отчет по педагогической практике в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 08:19, отчет по практике

Описание работы

Необходимо сделать задания по следующим дисциплинам:
1. «ИКТ в образовании»
Проведите анализ взаимосвязей в информационно - образовательной среде аудиторной деятельности, через установление траекторий управления образовательной деятельностью и роль субъектов (педагога и обучающихся). Для представления результатов примените технологии визуализации.
2. «Современные проблемы науки и образования с практикумом»
Изучить и проанализировать документацию образовательного учреждения с целью выявления инновационных (внедряемых) и новационных (разрабатываемых) проектов, а также выявления критериев оценки их эффективности. Выделить основные этапы разработки и реализации инновационных и новационных проектов.
Изучить опыт инновационной деятельности педагога (на выбор) или всего учебного заведения на основе составленного плана (схемы).
Собрать и проанализировать информацию об участии педагогов в конкурсах, конференциях и т.п.
3. «Методология и методы научно-педагогического исследования»
Определить научные проблемы на основе педагогических наблюдений, бесед и интервью в области применения информационных технологий в образовательном процессе. Представить формулировки проблем и их обоснование.
4. «Теоретические основы формирования информационной компетентности»

Содержание работы

Введение 3
1. Нормативно-провавые документы образовательного учреждения 5
2. Индивидуальный план магистранта по педагогической практике 14
3. Структурно функциональная модель педагогической деятельности 16
4. Индивидуальные задания на педагогическую практику 18
5. Разработка и проведение занятий по теме 29
6. Отчет магистранта по педагогической практике 43
7. Индивидуальная карта самодиагностики профессиональной компетенции 47
8. Карта экспертной оценки занятия (Пронякина Д.А.) 51

Файлы: 1 файл

Дневник пед.docx

— 92.68 Кб (Скачать файл)

 

Что общего в этих понятиях?

Раз мы затронули понятие «информатизация», дадим понятие «информатизации  общества»

 

Информатизация  общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена. 

 

Развитие  техники и компьютеров, а в  дальнейшем и ИТ привело нас к «Информационному обществу»

Давайте попробуем дать определение ИО! Как  вы его понимаете, ведь вы все сейчас в нем живете!

 

Общество  с высоким уровнем развития и  использования информационных технологий, развитыми инфраструктурами, обеспечивающими производство информационных ресурсов и возможность доступа к информации, называют информационным (ИО)

 

Отличительными  особенностями  ИО являются: открытость, технологичность (особенность информатизации), интеллектуальность, доступ к мировым информационным ресурсам, высокая степень обеспечения безопасности, гибкость и самоорганизация выше указанных систем. В таком обществе наблюдается ускоренная автоматизация и роботизация всех отраслей производства и управления, происходят радикаль ные изменения социальных структур. Эти изменения приводят к расширению сферы информационной деятельности и вызывают необходимость подготовки специалистов в области разработки и сопровождения информационных технологий, требуют повышения информационной культуры граждан.

 

На  прошлом занятии вы рассказывали о положительной стороне ИТ в жизни современных школьников. Кто напомнит что в итоге у нас получилось! Назовите хотя бы по одному плюсу в младшем школьном возрасте, средней школе и старшей школе!

 

 

Сейчас  вы получите материал о плюсах и  минусах ИТ. Потом обсудим!

 

Плюсы и минусы

информационного общества


Интерес к проблемам информационного  общества достаточно стабилен уже в  течение последних 15 лет. 22 июля 2000 г. лидерами стран Большой Восьмерки  была принята Акинавская Хартия глобального информационного общества, в которой отмечено, что информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества в XXI веке. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества…

В декабре 2003 г. впервые в истории  человечества лидеры 150 стран мира собрались  в Женеве на Всемирный саммит по информационному обществу для обсуждения глобальной задачи нового тысячелетия  – построения информационного общества. Были приняты два документа, подписанных в том числе и Россией, – «Декларация принципов» и «План действий». В «Декларации принципов», в частности, заявлено об общем стремлении и решимости построить ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие человечества информационное общество. В таком обществе каждый человек имеет возможность создавать информацию и знания, пользоваться и обмениваться ими с тем, чтобы обеспечить отдельным лицам, общинам и народам условия для максимально полной реализации своего потенциала. Это должно содействовать их устойчивому развитию и повышению качества жизни на основе целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций, при соблюдении в полном объеме принципов Всеобщей декларации прав человека.

Очевидно, что технологии познания истины и поиска информации за последние  годы серьезно изменились. Сегодня  одним из наиболее мощных инструментов, созданных обществом, являются современные  информационно-коммуникационные технологии. В соответствии с материалами  Всемирного саммита по информационному  обществу, их использование дает преимущество во всех сферах жизни.

В специально посвященном этим проблемам  разделе «Плана действий» отмечаются следующие аспекты, которые можно  спроецировать на библиотечную практику.

Первый – электронное государственное управление, направленное на обеспечение прозрачности государственных учреждений и демократических процессов, повышение их эффективности и укрепление связи с гражданами. Библиотеки участвуют в данных процессах, предоставляя печатные и виртуальные материалы о деятельности властных органов, общественных организаций, обслуживая публичные центры правовой информации.

Второй  аспект – электронная коммерческая деятельность как мощный стимулятор оживления экономики и повышения доступности товаров и услуг вне зависимости от места проживания. Библиотеки уже участвуют в данном направлении, обслуживая удаленных пользователей путем электронной доставки документов.

Третий  аспект – электронное обучение, которое обеспечивает повсеместную доступность образования вне зависимости от места проживания, а порой и материальной обеспеченности обучаемого.

Четвертый аспект – электронное здравоохранение как комплекс мер, содействующих распространению медицинских знаний, всемирный мониторинг отслеживания инфекционных заболеваний.

Пятый аспект – электронная занятость – использование электронного надомничества, содействие всеобщей занятости населения, рациональное распределение трудовых ресурсов.

В настоящее время все более  распространяется осознание того, что  право на информацию – одно из естественных, фундаментальных прав личности. В  статье 19 Всеобщей декларации прав человека утверждено право каждого человека на свободу убеждений, их свободное  выражение, что предполагает свободу  беспрепятственно придерживаться своих  убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию.Если в прошлых столетиях проблемы науки интересовали лишь узкий слой причастных к ней интеллектуалов, а отношение к технике было сугубо прикладным, то наше время выдвинуло оба эти явления в центр общественного внимания.

Стратегия развития информационного  общества в Российской Федерации утверждена Распоряжением Президента Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212. В общих положениях стратегии указано следующее: «Динамика показателей развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и высоких технологий в России не позволяет рассчитывать на существенные изменения в ближайшем будущем без совместных целенаправленных усилий органов государственной власти, бизнеса и гражданского общества. Необходимо уже в среднесрочной перспективе реализовать имеющийся культурный, образовательный и научно-технологический потенциал страны и обеспечить Российской Федерации достойное место среди лидеров глобального информационного общества».

Целью формирования и развития информационного  общества в Российской Федерации  является повышение качества жизни  граждан, обеспечение конкурентоспособности  России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни  общества, совершенствование системы  государственного управления на основе использования информационных и  телекоммуникационных технологий.

К числу основных задач, требующих  решения для достижения поставленной цели, отнесены:

    • формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
    • повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;
    • совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;
    • развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;
    • повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;
    • развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
    • сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;
    • противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России.

В списке основных задач «Стратегии развития информационного общества»  почему-то не нашла отражения не менее важная задача – правовая защита информации в системе информационных отношений. Существующий пробел при установлении правовых режимов доступа к информации приводит к негативным явлениям – от противоправных действий по разжиганию межнациональной розни до преступлений, связанных с нарушением авторских прав.

Одним из примеров такого плана является проблема незаконного распространения  авторской продукции. По сообщениям масс-медиа, количество используемых в России пиратских компьютерных игровых программ доходит до 91%. Наибольшее количество информационных правонарушений относится к сфере гражданско-правовых отношений, связанных с защитой авторских прав. В правовом понимании авторские права – это авторская информация, особым образом защищаемая законом. На сегодняшний день подавляющее большинство лиц, нарушающих авторские права, не привлекаются к ответственности. Существуют определенные сложности в выявлении «места утечки информации», установлении субъекта-правонарушителя, а также в определении размера убытков, причиненных автору. Пиратский рынок будет существовать, пока есть спрос на продукцию, которая продается гораздо дешевле лицензионных копий и пока отсутствует четкий механизм привлечения к ответственности нарушителей авторских прав.

Возвращаясь к «Стратегии развития информационного общества», отметим, что в результате реализации основных направлений и мероприятий к 2015 году должны быть достигнуты следующие  контрольные значения показателей:

  • место Российской Федерации в международных рейтингах в области развития информационного общества – в числе двадцати ведущих стран мира;
  • место Российской Федерации в международных рейтингах по уровню доступности национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для субъектов информационной сферы – не ниже десятого;
  • уровень доступности для населения базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий – 100%;
  • доля отечественных товаров и услуг в объеме внутреннего рынка информационных и телекоммуникационных технологий – более 50%;
  • рост объема инвестиций в использование информационных и телекоммуникационных технологий в национальной экономике по сравнению с 2007 годом – не менее чем в 2,5 раза;
  • сокращение различий между субъектами Российской Федерации по интегральным показателям информационного развития – до 2 раз;
  • уровень использования линий широкополосного доступа на 100 человек населения за счет всех технологий: к 2010 году - 15 линий и к 2015 году - 35 линий;
  • наличие персональных компьютеров, в том числе подключенных к сети Интернет, - не менее чем в 75% домашних хозяйств;
  • доля исследований и разработок в сфере информационных и телекоммуникационных технологий в общем объеме научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых за счет всех источников финансирования: к 2010 году – не менее 15% и к 2015 году – 30%;
  • рост доли патентов, выданных в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, в общем числе патентов: к 2010 году – не менее чем в 1,5 раза и к 2015 году – в 2 раза;
  • доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, в общем объеме государственных услуг в Российской Федерации –100%;
  • доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота – 70%;
  • доля размещенных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд самоуправления с использованием электронных торговых площадок в общем объеме размещаемых заказов – 100%;
  • доля архивных фондов, включая фонды аудио- и видеоархивов, переведенных в электронную форму, – не менее 20%;
  • доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек – не менее 50%, в том числе библиотечных каталогов – 100%;
  • доля электронных каталогов в общем объеме каталогов Музейного фонда Российской Федерации – 100%.

Преимущества информационных технологий и достижения «Электронной России»  на сегодняшний день бесспорны. Человек, который не пользуется «благами»  информационного  общества, отстает, находится «за бортом», отдаляется от развивающегося быстрыми темпами информационного общества. Сегодня труд большинства людей связан с компьютерами, так как их использование позволяет гораздо более оперативно решать текущие задачи. Современной тенденцией является вытеснение печатной книги электронной. По мнению Владимира Семеновича Балабанова, ректора Российской академии предпринимательства – это минус: «молодые люди перестали получать информацию из бумажных носителей. Все стремятся к компьютеру, в результате отвыкают от логического мышления, потому что способны только принимать информацию». Такое мнение не лишено, на наш взгляд, достаточного критического потенциала. Так, наличие огромного количества информации, например в Интернете, есть одновременно и плюс, и минус. Во-первых, сегодня во всемирной паутине можно найти большое количество книг, которые можно скачать бесплатно вместо приобретения их в книжном магазине. Информация одна и та же, разница только в том, что одна книга – на бумаге, другая – электронная. Вопрос о наличии или отсутствии логического мышления в данном случае вообще не возникает. То, что можно, вместо похода в библиотеку или магазин, скачать необходимую книгу, находясь у себя дома, – это, конечно же, плюс. В чем же минус? В Интернете информация может быть выложена кем угодно. Причем достоверность такой информации далеко не всегда составляет 100%. Ведь кто-то, размещая, например, на форуме, свои предположения, основанные на субъективном умозаключении, может выдавать их за единственно верные. Чтобы обернуть этот минус в плюс, нужно просто уметь фильтровать информацию, полученную посредством всемирной паутины, с недоверием и критикой относиться к информации, размещенной на общих форумах, и свободно пользоваться информацией, размещенной на официальных сайтах, например, государственных структур. Часто встречаешь в Интернете обсуждения на самые различные темы правового, экономического, политического характера. Чтобы принять активное участие в таких обсуждениях логическое мышление просто необходимо. Наталья Владимировна Тихомирова, ректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) заключает: «Современные студенты активно пользуются электронными и информационно-коммуникационными технологиями. Сегодня важна скорость передачи и усвоения знаний. А это невозможно без технологий электронного обучения».

Совершенно немыслима жизнь, например, практикующего юриста, без использования  информационных правовых систем (Гарант, Консультатнт, Кодекс и др.), давно и прочно вошедших в деятельность специалистов различных отраслей. По меньшей мере, нелепо выглядит сельский судья, который вынужден откладывать процесс в связи с тем, что он не смог найти необходимой нормы в груде напечатанных законов, а проверить утверждения стороны он не может, так как не успел обновить свой кодекс с учетом недавно внесенных поправок. Здесь, конечно, есть и другая проблема, психологического характера. Для того чтобы вписаться в современное информационное общество, кому-то необходимо сломать сложившиеся стереотипы, кому-то – избавиться от фобий перед компьютерами, кому-то, возможно, изменить систему ценностей, а кому-то – просто стать гибче, чтобы адаптироваться к современным условиям жизни.

Информация о работе Отчет по педагогической практике в школе