Отчет по педагогической практике в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 08:19, отчет по практике

Описание работы

Необходимо сделать задания по следующим дисциплинам:
1. «ИКТ в образовании»
Проведите анализ взаимосвязей в информационно - образовательной среде аудиторной деятельности, через установление траекторий управления образовательной деятельностью и роль субъектов (педагога и обучающихся). Для представления результатов примените технологии визуализации.
2. «Современные проблемы науки и образования с практикумом»
Изучить и проанализировать документацию образовательного учреждения с целью выявления инновационных (внедряемых) и новационных (разрабатываемых) проектов, а также выявления критериев оценки их эффективности. Выделить основные этапы разработки и реализации инновационных и новационных проектов.
Изучить опыт инновационной деятельности педагога (на выбор) или всего учебного заведения на основе составленного плана (схемы).
Собрать и проанализировать информацию об участии педагогов в конкурсах, конференциях и т.п.
3. «Методология и методы научно-педагогического исследования»
Определить научные проблемы на основе педагогических наблюдений, бесед и интервью в области применения информационных технологий в образовательном процессе. Представить формулировки проблем и их обоснование.
4. «Теоретические основы формирования информационной компетентности»

Содержание работы

Введение 3
1. Нормативно-провавые документы образовательного учреждения 5
2. Индивидуальный план магистранта по педагогической практике 14
3. Структурно функциональная модель педагогической деятельности 16
4. Индивидуальные задания на педагогическую практику 18
5. Разработка и проведение занятий по теме 29
6. Отчет магистранта по педагогической практике 43
7. Индивидуальная карта самодиагностики профессиональной компетенции 47
8. Карта экспертной оценки занятия (Пронякина Д.А.) 51

Файлы: 1 файл

Дневник пед.docx

— 92.68 Кб (Скачать файл)

Андрей  Коротков, первый заместитель министра РФ по связи и информатизации, выявил следующие минусы «Электронной России»:

Во-первых, «информация имеет лишь некоторые общие свойства со "знанием". Процесс обработки информации совсем не означает ее разумное использование. И мы пока еще далеки от разумного использования информации, мы далеки от "общества знаний"».

Во-вторых, «когда мы дойдем до уровня, при котором все процессы в  обществе смогут функционировать с  помощью "цифровой системы", мы станем другим обществом. И поскольку мы говорим о процессах создания электронного государства или электронного бизнеса, существуют законные опасения о неполной вовлеченности, о цифровом неравенстве. Если электронное государственное  управление взаимодействует с гражданами в электронном виде, и при этом часть общества не подготовлена к  этому технически или не имеет  доступа к технологиям, мы являемся государственной властью только для этой части общества». 

В заключение хотелось бы отдельно отметить проблему здоровья человека в эпоху  «информационного общества». Вне всякого  сомнения, длительная работа за компьютером, сидячий образ жизни, дефицит  сна не самым лучшим образом сказываются  на здоровье человека XXI века. И это – минус информационного общества. В каком бы ритме нам не приходилось жить, не нужно забывать о прогулках на свежем воздухе, полноценном здоровом сне и т.д. Прогресс не должен наносить вреда здоровью человека.

Так все же какие плюсы ИО вы выделили из этого текста. И есть ли на них свои минусы? Как вам информационные технологии помогают в жизни?

  1. Домашнее задание!

За основу взять текст, который  был роздан. Также в вашем распоряжении ресурсы интернет.

Составить таблицу:

 

Плюсы современного ИО для студентов

Минусы современного ИО для студентов

   

 

6. Отчет магистранта по педагогической  практике 

 

1. Проделанная работа

В процессе практики выполнены следующие  работы:

  • Составлен индивидуальный план магистранта по прохождению педагогической практики;
  • Изучены документы нормативного обеспечения образовательной деятельности БФУ им. И. Канта;
  • Подготовлены материалы для проведения занятия по теме «Место и роль информационных технологий в жизни современного общества» для студентов 2 курса направления «физико-математическое образование» профиль «информатика»;
  • Самостоятельно проведены учебные занятия по дисциплине «Информационно коммуникационные технологии в образовании» по теме «Место и роль информационных технологий в жизни современного общества»;
  • Посещены занятия, проводимые другими практикантами (Пронякина Д.А.);
  • Заполнены карты экспертной оценки занятий, проводимых другими практикантами (Пронякина Д.А.);
  • проведена самодиагностика в начале и в конце прохождения педагогической практики;
  • выполнены индивидуальные задания на педагогическую практику по дисциплинам «ИКТ в образовании», «Современные проблемы науки и образования с практикумом», «Методология и методы научно-педагогического исследования», «Теоретические основы формирования информационной компетентности»;
  • участие в заключительной конференции.

 

2.Соответствие  индивидуальному плану

Задания на педагогическую практику выполнялись  в соответствии с индивидуальным планом работы.

 

3.Самооценка  по проделанной работе 

В процессе прохождения педагогической практики возникали некоторые трудности. В проведении занятий, определение  целей и задач. Затруднения при  заполнении карт экспертной оценки для  других практикантов.

 

4.Предложения  по проведению практики.

Увеличить количество занятий.

 

Оценка уровней развития психолого-педагогических умений

 

3-й уровень (продуктивный) — магистрант проявляет самостоятельность в выборе и осуществлении профессиональных действий на основе теоретических знаний и практических образцов, успешно справляется с основными профессиональными действиями.

 

Обработка данных:

 

Количественная  обработка данных первичной диагностики

Если условно обозначить уровни развития профессиональных компетенций  и знаний в соответствии с данной шкалой как «низкий» (1), «ниже среднего» (2-3), «средний» (4), «выше среднего» (5-6) и «высокий» (7), то полученные данные могут быть представлены следующим  образом.

 

 

 

 

Дисциплина

Кол-во пунктов

Уровни

«ИКТ  в образовании»

7

 «средний»

«Современные  проблемы науки и образования  с практикумом»

7

 «средний»

«Теоретические  основы формирования информационной компетентности»

7

 «средний», «выше  среднего»

«Методология и методы научно-педагогического  исследования»

17

 «средний»


 

Качественный  анализ данных первичной диагностики

Анализ полученных данных позволяет  выявить проблемные моменты в  формировании профессиональных компетентностей  в процессе обучения по  следующим дисциплинам: «ИКТ в образовании», «Современные проблемы науки и образования с практикумом», «Теоретические основы формирования информационной компетентности» и «Методология и методы научно-педагогического исследования».

Вывод: обработка данных показала, что самые низкие результаты прослеживаются по следующим дисциплинам: «ИКТ в образовании», «Современные проблемы науки и образования с практикумом» и «Методология и методы научно-педагогического исследования». Это позволяет определить задачи саморазвития,  наметить индивидуальную траекторию совершенствования своей профессиональной компетентности на период практики.

Количественная обработка данных вторичной диагностики

 

Дисциплина

Кол-во пунктов

Уровни

«ИКТ  в образовании»

7

 «выше среднего»  

«Современные  проблемы науки и образования  с практикумом»

7

 «средний», выше среднего»

«Теоретические  основы формирования информационной компетентности»

7

«средний», «выше среднего»

«Методология и методы научно-педагогического  исследования»

17

«средний», «выше среднего» 


 

Качественный анализ данных вторичной  диагностики

Анализ полученных данных позволяет  определить, насколько результативной оказалась работа по развитию профессиональных компетенций в процессе прохождения  практики. Сравнение результатов  самодиагностики до и после практики показывает незначительную динамику в  развитии профессиональных компетенций  и качеств.

 

Выводы:

 

По результатам количественного  и качественного анализа сформированных профессиональных компетенций, было выявлено, что в большинстве разделов карты  самодиагностики наблюдается переход  на более высокий уровень, однако этот переход не является значительным, скорее, говорит о предпринятой попытке  развить ту или иную компетенцию.

С целью развития определенных профессиональных компетенций по результатам индивидуальной самодиагностики был составлен  индивидуальный план прохождения педагогической практики, который содержал, в частности, описание заданий для саморазвития магистранта как педагога и исследователя. Все пункты намеченного плана в процессе прохождения практики были выполнены.

 

Подпись руководителя магистерской программы_____________________

 

Подпись магистранта________________________

 

7.  Индивидуальная карта самодиагностики  профессиональной компетентности

магистранта 1 курса 

направления 050100.68 М Педагогическое образование «ИКТ в науке и образовании»

ФИО   Маляренко Ирина Геннадьевна

Сроки проведения практики  6.02.2012-1.04.2012

База  практики  БФУ им.И.Канта, Институт современных образовательных технологий

 

Профессиональные компетенции

Уровень развития

 
 

до  практики

после практики

 

1 2 3 4 5 6 7

1 2 3 4 5 6 7

По курсу «ИКТ в образовании»

 

  • умение детально и всестороннее изучить, оценить качества, свойства новых стратегий накопления знаний с применением информационных технологий;
  • умение на основе рассмотрения стратегий накопления знаний с применением информационных технологий - электронизация ресурсов, знания из глобальной сети Интернет, компьютерные интеллектуальные системы, технологии извлечения знаний – обнаружить и описать их характерные стороны и особенности;
  • умение самостоятельно предполагать, какая информация необходима для анализа стратегий накопления знаний с применением информационных технологий.
  • умение провести анализ взаимосвязей в информационно – образовательной среде;
  • умение организовать аудиторную деятельность в информационно-образовательной среде.
  • владение понятиями: «информатизация образования»; «академическая мобильность»; «непрерывное образование»; «индивидуальный образовательный маршрут»;
  • знание информационных технологий используемых студентами в выбранной ими учебной дисциплине.

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

4

 

 

 

4

 

5

 

4

 

 

 

5

 

 

6

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

5

 

 

6

 

6

 

 

5

 

 

 

5

 

По курсу «Социальные  сервисы Интернет»

 

  • умения оценить сервисы по их возможностям и ограничениям, по дидактическим свойствам;
  • готовность к применению своих знаний и умений относительно сервисов интернет, в дискуссии;
  • знание социальных сервисов и их информационной ценности;
  • умение организовать эффективный поиск информации;
  • способность анализировать и структурировать имеющуюся информацию;
  • умение структурировано представлять информацию;
  • умение наглядно представить информацию, используя компьютерные технологии;
  • способность выявлять дидактические возможности информационно-технологических инструментов;
  • умение представлять информацию, используя средства ИКТ.
   

По курсу  «Современные проблемы науки и

образования с практикумом»

 

  • знание современных концепций, теорий, направлений развития педагогической науки;
  • умение выявлять концепции, теории, научные идеи, на базе которых выстраивается деятельность образовательного учреждения;
  • умение анализировать документацию учебного заведения;
  • изучение опыта международного сотрудничества в области ИКТ
  • способность к изучению и анализу опыта интеграции в образовательном учреждении;
  • знание педагогических проблем,  близких международному сообществу;
  • умение выявлять направления научно-исследовательской деятельности, осуществляемой данным образовательным учреждением.

 

 

 

5

 

 

5

 

 

5

 

4

 

4

 

4

 

4

 

 

 

5

 

 

6

 

 

6

 

4

 

5

 

4

 

 

5

«Теоретические  основы формирования

информационной компетентности»

 

  • знание содержания понятия «информационная  компетентность»;
  • умение выявлять в ходе анализа документации учебного заведения положения, указывающие на применение мер по формированию информационной компетентности учащихся и педагогов;
  • представление о возможностях использования ИТ в учебном процессе;

 

  • способность к изучению опыта педагога (педагогического коллектива) по формированию ИК у обучающихся;
  • умение составить анкету для студентов с целью выяснения их отношения к использованию ИТ в учебном процессе;
  • умение сделать выводы из полученной информации;
  • знание теоретического аспекта формирования информационной компетентности студентов.

 

 

 

5

 

 

5

 

 

 

6

 

5

 

 

5

 

 

5

 

4

 

 

 

5

 

 

 

5

 

 

6

 

5

 

 

 

5

 

5

 

4

«Методология  и методы научно-педагогического  исследования»

 

  • знание методов научно-педагогического  исследования;
  • умение применять методы научно-педагогического исследования - наблюдение, беседа, опрос -  с целью получения конкретного фактического материала или  данных по проблемам в области применения информационных технологий в образовательном процессе;
  • умение провести анализ научных проблем в области применения информационных технологий.
  • умение грамотно составить вопросы анкеты, интервью.
  • знание методов, с помощью которых определяется научная проблема;
  • знание понятия «Научная проблема»;
  • владение методами наблюдения, беседы, интервью и другими;
  • владение навыком анализа и формулировки проблемы в области ИТ;
  • умение обосновывать научные проблемы;
  • готовность к исследованию проблем в области ИТ в образовательном процессе;
  • способность к разработке замысла научно-педагогического исследования;
  • знание методов количественного и качественного анализа;
  • умение сделать выводы из полученной информации;
  • умение применять на практике различные методы научно-педагогического исследования .
  • умение систематизировать и анализировать результаты наблюдения за сложившейся ситуацией в рассматриваемой проблемной области;
  • умение выявлять противоречия и проблемы в области применения информационных технологий в образовательном процессе учебного заведения;
  • умение определять цели и задачи исследования.

 

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

 

5

 

5

 

4

4

 

5

 

4

4

 

6

 

5

 

5

 

6

 

 

5

 

5

 

 

4

 

 

4

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

5

 

5

 

4

4

 

5

 

5

 

              4

6

 

               5

 

5

 

6

 

 

5

 

5

 

 

5

 

 

5


 

8. Карта экспертной оценки занятия  (Пронякина Д.А)

1. СОДЕРЖАНИЕ (5 баллов)

   
  1. Соответствие содержания материала программе дисциплины

5 4 3 2 1

Содержание  материала не соответствует программе  дисциплины

  1. Совпадение формулировки цели занятия его содержательной реализации

5 4 3 2 1

Несовпадение  формулировки цели занятия с его  содержательной реализацией

  1. Оптимальный объем материала для достижения целей занятия

5 4 3 2 1

Неоптимальный объем материала для достижения целей занятия

2. МЕТОДИКА (15 баллов)

   
  1. Хорошая мотивировка студентов

5 4 3 2 1

Мотивационный этап занятия практически не обеспечен

  1. Широкий спектр заданий

5 4 3 2 1

Задания практически отсутствуют

  1. Адекватность дидактического материала

5 4 3 2 1

Неадекватность  дидактического материала

  1. Адекватность когнитивной визуализации

5 4 3 2 1

Наглядность занятия не учитывает специфики  восприятия обучающихся

  1. Хорошо используется самостоятельная работа для инициации творчества

5 4 3 2 1

Работы, инициирующие творчество, в учебной  деятельности не представлены

  1. Частое использование эвристических приемов

5 4 3 2 1

Работа  исключительно по образцам и алгоритмам

  1. Педагог постоянно отслеживает этапы усвоения студентами материала

5 4 3 2 1

Педагог не отслеживает этапы усвоения студентами материала

  1. Частое использование моментов рефлексивного анализа

5 4 3 2 1

Рефлексия на занятие отсутствует

  1. Четкая логика построения занятия, обоснованное соотношение частей занятия

5 4 3 2 1

Логика  построения занятия расплывчата, соотношение  частей занятия не продумано

  1. Часто используются ситуации диалога, обмена мнениями

5 4 3 2 1

На занятие  присутствует диалог типа вопрос –  ответ

  1. На занятие ведется тонкий и квалифицированный учет индивидуальных особенностей студентов

5 4 3 2 1

Работа  строится в расчете на «среднего» студента

  1. Постоянно создается ситуация успеха, обеспечивается сохранение самооценки студента

5 4 3 2 1

Отсутствие таковых ситуаций

3. СТУДЕНТ  НА ЗАНЯТИИ (5 баллов)

   
  1. Уровень активности высокий

5 4 3 2 1

Уровень активности низкий

  1. Наличие вопросов на уточнение понимания материала

5 4 3 2 1

Отсутствие  вопросов на уточнение понимания  материала

  1. Адекватность ответов

5 4 3 2 1

Ответы  студентов свидетельствую о плохом усвоении материала

4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ПЕДАГОГА (5 баллов)

   
  1. Хорошее учебное сотрудничество с студентами

5 4 3 2 1

Полное  отсутствие сотрудничества с студентами

  1. Умение слушать и слышать студента

5 4 3 2 1

Неумение  слушать и слышать студента

  1. Гибкость педагога, способность корректировать свои действия не основе оперативной оценки результативности своих действий

5 4 3 2 1

Негибкость  педагога, неспособность корректировать свои действия не основе оперативной  оценки результативности своих действий


 

Экспертное заключение: Маляренко И. Г. хорошо продумала материал занятия, задания для самостоятельной и групповой работы учащихся. Педагога отличает хорошее учебное сотрудничество со студентами. Не было замечено, чтобы педагог отслеживал этапы усвоения студентами материала (не говоря уже о постоянном контроле); на занятии не велся учет индивидуальных особенностей студентов, а также не создавались ситуации успеха, обеспечивающие сохранение самооценки студентов. Итак, Маляренко И. Г. проработала дидактический материал занятия, но, ввиду отсутствия педагогического опыта, не проявила себя как гибкий педагог, способный корректировать действия не основе оперативной оценки результативности своих действий. Рекомендации Маляренко И. Г.: развиваться в области методики преподавания.

 


Информация о работе Отчет по педагогической практике в школе