Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 17:47, отчет по практике
Составление лекции - тема «Психология и структура педагогического общения»
Проведение лекции - тема «Психология и структура педагогического общения»
Составление лекции - тема «Личность учителя в структуре педагогического образования»
Проведение лекции по дисциплине «Психология образования» - тема «Личность учителя в структуре педагогического образования»
Составление лекции по дисциплине «Психология образования» - тема «Педагогический стиль учителя как характеристика педагогического образования»
Проведение лекции по дисциплине «Психология образования» - тема «Педагогический стиль учителя как характеристика педагогического образования»
Посещение занятий, проводимых руководителем практики, студентами практикантами.
Составление семинар по дисциплине «Психология образования» - тема «Соцально –перцептивная сторона общения»
Проведение семинара по дисциплине «Психология образования» - тема «Соцально –перцептивная сторона общения»
Посещение занятий, проводимых руководителем практики, студентами практикантами.
Составление семинаров по дисциплине «Психология образования» - тема «Интеррактивная сторона общения», «Невербальные средства общения»
Проведение семинара по дисциплине «Психология образования» - тема «Интеррактивная сторона общения»
Проведение занятия по дисциплине «Психология образования» - тема «Невербальные средства общения»
Составление внеучебного мероприятия на развитие толерантности
Посещение занятий, проводимых руководителем практики, студентами практикантами.
Проведение внеучебного мероприятия на развитие толерантности, анализ собственной деятельности на практике
1. Аттестационный лист…….………………………….……..…………………
2. Характеристика студента…………………………………..………………..
3. Оценочный лист………………………..………………………..……….……
4. Дневник практики….……………….…….…………………..………….……
5. Самоанализ мероприятий ….……………….…….…………………….……
6. Рефлексивный анализ….……………….…….……………..………….……
Приложения
1. Лекция «Психология и структура педагогического общения»………..…
2. Лекция «Личность учителя в структуре педагогического образования» …
3. Лекция «Педагогический стиль учителя как характеристика педагогического общения»…………………………………………….…….
4. Семинар «Соцально –перцептивная сторона общения»………….…….
5. Семинар «Интеррактивная сторона общения»…………………….……..
6. Семинар «Общение как коммуникация»………………………….………
7. Практическое занятие «Невербальные средства общения»…...…...………
8. Внеучебное мероприятие на развитие толерантности………….……….
9. Внеучебное мероприятие «Менеджер своей жизни»………………………
Педагогическое общение – это, конечно же, творчество. Оно проявляется в 4-х аспектах:
Творчество, проявляясь в этих 4-х аспектах деятельности учителя, позволяет достичь более продуктивного уровня педагогического труда.
Важную роль в организации взаимодействия с детьми играет стиль педагогического общения. Это категория социально и нравственно насыщенная, она воплощает в себе социально - этические установки общества и учителя как его представителя.
Общая характеристика специфики педагогического общения
Педагогическое взаимодействие складывается из двух компонентов - деятельности и общения. Различные школы (зарубежные, отечественные) придают каждому из них свой статус, выделяют как приоритеты.
Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский рассматривают понятие «общение» как производное от категории «деятельность». Б.Ф. Ломов, В.В. Знаков рассматривают общение как самостоятельное явление, не сводимое к деятельности.
А.Н. Леонтьев определяет педагогическое общение как профессиональное общение, направленное на создание благоприятного психологического климата и оптимизацию учебной деятельности внутри ученического коллектива. М.К. Тутушкина определяет педагогическое общение как «взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых образований партнеров».
Остановимся поподробнее на понимании педагогического общения с точки зрения теории деятельности. Данная теория широко раскрывается в работе известного советского психолога А.А. Леонтьева. Педагогическое общение может быть рассмотрено как деятельность и как процесс. В качестве деятельности общение выполняет интегративную функцию. Через общение реализуются другие виды деятельности.
Коммуникативная природа деятельности
учителя означает то, что общение реализует
все другие деятельности, входящие в структуру
педагогической деятельности. Поэтому
общение, включенное в структуру педагогической
деятельности, получает название по типам
деятельности — познавательно-информационное,
Понимание общения с точки зрения процесса означает раскрытие его динамических аспектов как деятельности. Общение как деятельность включает такие компоненты: цель, мотив — отношение, действие — способы, контроль и результат. Эти структуры могут быть прослежены как на уровне группового, так и индивидуального субъекта.
Процесс деятельности общения можно показать на основе системно-структурного подхода. Деятельность общения — это система взаимодействующих внутри ее элементов (структур). Однако это объединение элементов внутри деятельности происходит по-разному.
Выделены ряды функциональных блоков, в которых происходит интеграция различных структур деятельности. Это личностный и результирующие блоки, блок действий, пространственно-временной блок.
В современном понимании, педагогическое общение представляет собой обмен информацией и эмоциями участников образовательного процесса. Оно может быть ролевым или личностным.
Функции педагогического общения:
1) инструментальная - передача информации;
2) синдикативная - укрепление общности;
3) самовыражения - самопрезентация;
4) трансляционная - передача опыта с целью научить.
Эффективность педагогического общения будет зависеть от степени удовлетворенности, которую испытывает каждый из участников, при условии реализации его актуальных потребностей. М.Е. Литвак к сфере таких потребностей относит: потребности в стимуляции (инициация активности субъекта); в событиях (необходимость новых впечатлений); в узнавании (подтверждение своей самоидентификации); в достижениях и признании (необходимость чувствовать себя уважаемым, достойным человеком); в структурировании времени (как вид потребности в безопасности).
К.К. Платонов и Г.Г. Голубев выделили пять видов речевого общения, которые необходимо использовать в педагогической деятельности: интеллектуальное (вводить учащихся в дискурсное, понятийное поле изучаемых наук); эмоциональное (делиться чувствами и переживаниями); образное (использование практического опыта школьников для сопоставления с научными истинами); ассоциативное (использование широкой палитры причинно-следственных связей различных явлений); волюнтаристическое общение (частое использование побуждающей, повелевающей лексики).
Современная педагогическая психология обращает пристальное внимание на диалогический характер эффективного общения. Оно возможно только в том случае, когда партнер по общению независимо от возраста, статуса и других характеристик рассматривается как равноправный участник взаимоотношений. В типологии А.Б. Добровича это возможно только, если учитель находится на 4 – 7 м уровнях.
В.А. Кан-Калик, изучая структуру педагогического процесса, выделил стадии его развития: 1) моделирование (на основе апперцепции, установок учитель мобилизует свои педагогические стратегии, т.е. планирует возможные условия протекания педагогического взаимодействия); 2) организационная, когда задается начало совместного действия, важен старт, он определяет дальнейшую скорость, уровень включенности учащихся); 3) управленческая (общение становится контекстом, рамкой для учебной деятельности); 4) аналитическая (учитель анализирует и при необходимости корректирует свои действия в зависимости от исходных целей и наличной ситуации).
Традиционно принято выделять три компонента общения:
А.А. Реан, Я.Л. Коломенский используют четырехэлементную модель, в которой выделяет: когнитивно-информационный компонент, регулятив-но-поведенческий, аффективно-эмпатийный и социально-перцептивный).
Коммуникативный аспект педагогического общения
Коммуникативную сторону общения изучали Л.С. Выготский (знаковые системы), А.Н. Леонтьев (смысловые детерминанты), А.А. Леонтьев (психолингвистика), В.Ф. Петренко (психосемантика) и другие. Понятие «коммуникация» имеет узкий и широкий смысл. В широком смысле понятия «коммуникация» и «общение» отождествляются. И тогда имеются в виду вся сфера взаимоотношений людей друг с другом, умение налаживать контакты, грамотно поддерживать их, корректно их завершать и т. д. В узком смысле под термином «коммуникация» подразумевается аспект передачи и принятия информации. В этом смысле в данной сфере рассматриваются вербальные (речевой) и невербальный (неречевой) аспекты общения. Задачи вербальной коммуникации в педагогическом общении включают:
Грамотная, богатая, правильная речь - это залог успешной коммуникации, поскольку хороший оратор обладает способностью влиять на людей. К сожалению, существует мало людей, являющихся «прирожденными» ораторами, этому искусству необходимо учиться.
Невербальная коммуникация изучалась П.М. Ершовой (технология актерского искусства), И.Н. Гореловым, В.Ф. Енгалычевым (жестовая речь), Е.А. Петровой (жесты в педагогическом процессе). А. Пиз (язык тела) и другими. К данным средствам общения относятся перечисленные ниже:
1. Паралингвистические (качество голоса, тембр, громкость, высота). Современные исследователи языка и речи обращают внимание на данный параметр как на ключевой, а не вспомогательный аспект передачи информации. Именно фонацией вкладывается смысл в общезначимые выражения. Важный параметр речи - скорость. Распространенное знание о различии в наших жизненных ритмах и о замедленном темпоритме восприятия ребенка остается невостребованным в реальном процессе общения. Оптимальная скорость восприятия обращенной речи для младших школьников 40 - 60, для подростков 60-100, для старшеклассников 80- 120 слов в минуту. Красота голосовых данных возникает за счет окраски, тембра. Он зависит не только от врожденных качеств голоса, но и от самочувствия и настроения. Низкие голоса обычно воспринимаются как более приятные, мягкие. Глухой голос может быть вызван дискомфортным состоянием человека, высокий - восприниматься как звонкий или режущий. Чрезвычайно важный аспект речи - дикция. Любые дефекты речи усложняют ее восприятие.
2. Экстралингвистические (паузы, смех, плач, вздохи, кашель). Паузы - многозначные медиаторы нашей речи. Они могут сигнализировать как о полном взаимопонимании, так и о потере контакта, о согласии или несогласии, привлекать внимание и наоборот. Такие характеристики, как отдышка, смешки, покашливание, всхлипывания, будут сигнализировать об эмоциональном, интеллектуальном, соматическом состоянии собеседника.
3. Ольфакторные (приятные и неприятные, естественные и искусственные запахи); XXI в. называют веком запахов. Влияние их на нашу жизнь огромно, но пока подлежит изучению. Проведенные исследования показали влияние запахов на ошибочные действия программистов. На 20 % снижались ошибки при вдыхании лаванды, на 33 % от запаха жасмина, на 54 % - от запаха лимона. В целом установлено, что запахи лаванды и розмарина расслабляют, а лимона и эвкалипта возбуждают.
4. Визуальные (направление, долгота взгляда, мимика). Через зрительный канал приходит от 70 до 90 % информации. Существуют статусные и культуральные различия в использовании визуального канала для общения. В европейской ментальности выделяют три вида взгляда: деловой, социальный, интимный. Считается, что для ощущения комфорта при общении люди должны смотреть в глаза собеседника 2/3 времени разговора. В животном мире, как, впрочем, и в ряде человеческих культур, прямой взгляд рассматривается как вызов и используется нечасто, для определенных задач.
5. Кинетика (движения рук, ног, туловища, походка). Телесные проявления несут значительно больше сигналов, чем вербальные, поскольку они в большей степени бессознательны, а значит, и более информативны. В самих телесных проявлениях тело до пояса более контролируемо, чем ниже пояса. Например, закрученные за ножки стула ноги выдадут волнение, даже при будто бы расправленных плечах. В пантомимике выделяют закрытые и открытые позиции, позы уверенности, превосходства, неуверенности, интереса, напряженности, недоверие и вообще всю гамму человеческих проявлений. Важный параметр эффективного общения - конгруэнтность (совпадение вербального и невербального послания).
6. Проксемика (пространственная
и временная организация
Важным аспектом хорошего общения является отсутствие коммуникативных барьеров (герменевтический, артикуляционный, сленговый, стилистический).
Информация о работе Отчет по практика в педагогическом колледже