Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 17:47, отчет по практике
Составление лекции - тема «Психология и структура педагогического общения»
Проведение лекции - тема «Психология и структура педагогического общения»
Составление лекции - тема «Личность учителя в структуре педагогического образования»
Проведение лекции по дисциплине «Психология образования» - тема «Личность учителя в структуре педагогического образования»
Составление лекции по дисциплине «Психология образования» - тема «Педагогический стиль учителя как характеристика педагогического образования»
Проведение лекции по дисциплине «Психология образования» - тема «Педагогический стиль учителя как характеристика педагогического образования»
Посещение занятий, проводимых руководителем практики, студентами практикантами.
Составление семинар по дисциплине «Психология образования» - тема «Соцально –перцептивная сторона общения»
Проведение семинара по дисциплине «Психология образования» - тема «Соцально –перцептивная сторона общения»
Посещение занятий, проводимых руководителем практики, студентами практикантами.
Составление семинаров по дисциплине «Психология образования» - тема «Интеррактивная сторона общения», «Невербальные средства общения»
Проведение семинара по дисциплине «Психология образования» - тема «Интеррактивная сторона общения»
Проведение занятия по дисциплине «Психология образования» - тема «Невербальные средства общения»
Составление внеучебного мероприятия на развитие толерантности
Посещение занятий, проводимых руководителем практики, студентами практикантами.
Проведение внеучебного мероприятия на развитие толерантности, анализ собственной деятельности на практике
1. Аттестационный лист…….………………………….……..…………………
2. Характеристика студента…………………………………..………………..
3. Оценочный лист………………………..………………………..……….……
4. Дневник практики….……………….…….…………………..………….……
5. Самоанализ мероприятий ….……………….…….…………………….……
6. Рефлексивный анализ….……………….…….……………..………….……
Приложения
1. Лекция «Психология и структура педагогического общения»………..…
2. Лекция «Личность учителя в структуре педагогического образования» …
3. Лекция «Педагогический стиль учителя как характеристика педагогического общения»…………………………………………….…….
4. Семинар «Соцально –перцептивная сторона общения»………….…….
5. Семинар «Интеррактивная сторона общения»…………………….……..
6. Семинар «Общение как коммуникация»………………………….………
7. Практическое занятие «Невербальные средства общения»…...…...………
8. Внеучебное мероприятие на развитие толерантности………….……….
9. Внеучебное мероприятие «Менеджер своей жизни»………………………
д) уровень изоляции в коллективе равен нулю.
3. Профессиональные черты личности преподавателя:
а) широкая эрудиция и свободное изложение материала;
б) умение учитывать психологические возможности учащихся;
в) темп речи — 120—130 слов в минуту, чёткая дикция, общая и специальная грамотность;
г) элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты;
д) обращение к учащимся по именам;
е) мгновенная реакция на ситуацию, находчивость;
ж) умение чётко сформулировать конкретные цели;
з) умение организовать всех учащихся сразу;
и) проверяет степень понимания учебного материала.
Любая совокупность ПЗЛК требует ранжирования их по степени значимости. Юзефавичус Т.А. предложила разделить ПЗЛК на 4 ступени по данному критерию: доминантные, периферийные, негативные и профессионально недопустимые качества.
Доминантными являются качества, отсутствие любого из которых влечёт невозможность эффективного осуществления педагогического общения. Под периферийными понимаются качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, однако способствующие её успешности. Негативными являются качества, влекущие снижение эффективности педагогического труда, а профессионально недопустимые ведут к профессиональной непригодности учителя. Рассмотрим эти качества подробнее.
Доминантные качества
Периферийные качества: доброжелательность, приветливость, чувство юмора, артистичность, мудрость (наличие жизненного опыта), внешняя привлекательность.
Негативные качества
Профессиональные противопоказания
Индивидуальный стиль деятельности учителя определяют не сами по себе профессионально-значимые качества, а неповторимое многообразие их комбинаций. Можно выделить следующие типы комбинаций профессионально-значимых качеств личности учителя во взаимосвязи с уровнем продуктивности (эффективности) его деятельности:
Первый тип комбинаций («положительный, без предосудительного») соответствует высокому уровню работы учителя.
Второй тип («положительный с предосудительным, но извинительным») характеризуется преобладанием положительных качеств над негативными. Продуктивность работы оказывается достаточной. Негативное, по мнению коллег и учеников, признается несущественным и извинительным.
Третий тип («позитив, нейтрализуемый негативом») соответствует малопродуктивному уровню педагогической деятельности. Для учителей этого типа главное в работе — направленность на себя, самовыражение, карьерный рост. В силу наличия у них ряда развитых педагогических способностей и позитивных личностных качеств они могут в отдельные периоды работать успешно. Однако искаженность мотивов их профессиональной активности, как правило, приводит к низкому конечному результату.
Таким образом, знание профессионально-значимых личностных качеств современного педагога, их роли в профессиональной деятельности способствует стремлению каждого учителя к совершенствованию этих качеств, что в конечном итоге ведет к качественным изменениям в учебно-воспитательной работе с детьми.
Приложение 3
лекция
Педагогический стиль учителя как характеристика педагогического образования
Дисциплина: «Психология образования»
Преподаватель Цвелюх Ирина Петровна
Студент Самсонова Виктория Олеговна
Тема занятия: «Педагогический стиль учителя как характеристика педагогического образования»
Цель: изучить особенности педагогический стиль учителя
Задачи:
Структура лекции приветствие, введение в тему, теоретическая работа, закрепление материала, рефлексия, окончание.
Используемое оборудование (экран, компьютер, проектор, презентация ).
Использованная литература.
Ход занятия. Вступительное слово.
Общая характеристика стиля педагогического общения
Педагогическая деятельность учителя, как и любая другая деятельность, характеризуется определенным стилем. Стиль деятельности (например, управленческой, производственной, педагогической) в самом широком смысле слова – устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее существования. Он обусловливается спецификой самой деятельности, индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта.
По Е.А. Климову, индивидуальный стиль деятельности в узком смысле – « это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности… Индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно приходит человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности».
Стиль деятельности включает ее операциональный состав, умения и навыки, выявляя способности самого субъекта и обусловливаясь его индивидуально-психологическими и личностными особенностями.
Стиль деятельности связан со стилем саморегуляции. Оба они рассматриваются как две взаимосвязанные стороны целостного индивидуального стиля активности деятельности человека. В последнее десятилетие в это образование включается понятие когнитивного стиля, определяющего особенности познавательной деятельности и характеризующегося поленезависимостью, дифференциацией, аналитичностью. В настоящее время понятие «стиль» трактуется в очень широком контексте, как стиль поведения, стиль деятельности, стиль руководства (лидерства), стиль общения, когнитивный стиль и т.д.
Исследователи выделяют различные функции стилевых проявлений: инструментальную, компенсаторную и интегративную (Е.А. Климов, В.С. Мерлин и др.) Так же выделяется структурная организация стиля. Индивидуальный стиль деятельности, по Е.А. Климову, имеет определенную структуру, в ядро которой входят индивидуально-психологические особенности, которые либо содействуют, либо противодействуют успешности деятельности.
Определяя особенности стиля поведения, исследователи отмечают, что в ситуациях затруднения, конфликта люди выделяют 10 индивидуальных стилей поведения: конфликтный, конфронтационный, сглаживающий, сотруднический, компромиссный, приспособленческий, стиль избегания, подавления, соперничества и защиты (Г.Б. Морозова). Существенно, что эти стили поведения всегда сопутствуют тому или иному индивидуальному стилю деятельности, составляя его фон и придавая ему соответствующую эмоциональную окраску. Они определяют и общий эмоциональны фон стиля педагогической деятельности, педагогического общения. Как уже говорилось выше, стиль педагогической деятельности, отражая ее специфику, включает и стиль управления, и стиль саморегуляции, и стиль общения, и когнитивный стиль ее субъекта – учителя. Стиль педагогической деятельности выявляет воздействие по меньшей мере трех факторов:
а) индивидуально-психологических особенностей субъекта этой деятельности – учителя, включающих индивидуально-типологические, личностные, поведенческие особенности
б) особенности самой деятельности
в) особенности обучающихся (возраст, пол, статус, уровень знаний и т. д.)
В педагогической деятельности, характеризующейся тем, что она осуществляется в субъектно-субъектном взаимодействии в конкретных учебных ситуациях организации и управления учебной деятельностью обучающегося, эти особенности соотносятся также:
а) с характером взаимодействия
б) с характером организации деятельности
в) с предметно-профессиональной компетентностью учителя
г) с характером общения
В педагогической энциклопедии под педагогическим стилем понимаются характерные черты педагогического мастерства, традиционно складывающаяся в опыте учителей. Считается, что педагогический стиль представляет собой своеобразный «почерк», определенную манеру педагогических действий и присущ каждому учителю. Следует различать общие и индивидуальные признаки педагогического стиля. Общие признаки отражают характерные черты педагогического мастерства группы учителей, индивидуальные – характеризуют личное мастерство отдельных педагогов и более связаны с их конкретными склонностями и способностями.
Поведенческие различия стилей педагогического общения
Классификации стилей педагогического общения
Специфика педагогического общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов. В процессе педагогического общения учитель прямо или косвенно осуществляет свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. Стиль общения и руководства в существенной мере определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе. Первое экспериментальное исследование стилей руководства было проведено в 1938г. немецким психологом К. Левином. Здесь же была введена распространенные в наши дни классификация основных стилей руководства: авторитарный, демократический и попустительский. Нередко приходится слышать в лекциях, читать в литературе, что названные типы могут быть с легкостью перенесены и на область педагогического общения. Но это представляется излишним добавлением, если припомнить то обстоятельство, что свое знаменитое исследование К. Левин провел, изучая особенности руководства группы школьников взрослым наставником.
Существует множество оснований для классификации стилей педагогического общения. Я перечислю основные варианты классификации.
В.А. Кан-Калик выделял 5 педагогических стилей:
Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом; Общение на основе дружеского расположения; Общение-дистанция; Общение-устрашение; Общение-заигрывание.
Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом. Автор специально указывает на основание, заложенное в типологизацию: выбор роли педагогом, исходя из собственных потребностей, а не потребностей учащихся. Он выделяет следующие модели поведения учителя: Сократ; Руководитель групповой дискуссии; Мастер; Генерал; Менеджер; Тренер; Гид
Информация о работе Отчет по практика в педагогическом колледже