Отчет по практике в ШГН ДВФУ на историческом факультете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 10:21, отчет по практике

Описание работы

Цель практики: возможность проверить основательность своей теоретической подготовки, усвоение педагогических дисциплин и практически испытать свои силы в труде преподавателя.
Задачи практики:
1. Углубление и закрепление теоретических знаний, полученных в вузе, и практическое применение этих знаний в процессе решения педагогических задач
2. Формирование и развитие:
• умений и навыков организации учебного процессами руководства познавательной деятельности студентов;
• умения ставить и решать образовательные, развивающие и воспитательные задачи обучения при всех видах учебных занятий: лекциях, семинарах и т.д.;
• умения осуществлять выбор методов, методических приемов и средств обучения в соответствии с целями и задачами занятия, с учетом его содержания, уровня подготовленности студентов, их возрастных и индивидуальных особенностей;
• умения составить конспект лекции или семинарского занятия, реализовать его, а в случае необходимости осуществить его перестройку в ходе занятия для более эффективного решения поставленных задач;
• умения объективно оценивать знания студентов;
• умения устанавливать контакт с группой и отдельными студентами;
• умения в процессе практики совершенствовать свои знания по истории и этнологии, а так же по методике преподавания истории и вырабатывать педагогическое мастерство.

Файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Word.docx

— 141.85 Кб (Скачать файл)

2. Особенности построения культовых сооружений

Религии, оставившие свой след в архитектуре Китая, следовали  хронологически в таком порядке. В первобытную эпоху существовала религия, вероятно, родственная астрономическим  культам Месопотамии.

Религия Лао Цзы (даосизм) появляется в VI в. до н. э. одновременно с учением Конфуция. Буддизм проникает в Китай в I в. христианской эры. Перенесенный из Индии, он угасает в VII в. на родной почве с тем, чтобы проникнуть приблизительно в то же время в Японию и до наших дней утвердиться у народов желтой расы.

От своего первобытного культа Китай сохранил традицию жертвоприношений, совершаемых во время солнцестояний  в святилищах, имеющих форму террасы  и напоминающих месопотамские жертвенники. Быть может, следует усматривать  реминисценции, связанные с Месопотамией, также и в многоэтажных башнях, изображения которых встречаются на старинных китайских рисунках, и в пагодах в виде башен, из которых наибольшей известностью пользуется башня в Кантоне.

Что касается архитектуры, связанной  с религиями Лао Цзы и Конфуция, то она настолько слилась с буддийским искусством, что памятники обоих культов можно различить лишь по деталям символических изображений.

В Японии памятники древнего синтоистского культа отличаются от буддийских строгостью стиля. В общем же история религиозной архитектуры как в Японии, так и в Китае сводится к описанию буддийских храмов.

Рисунки 2, А и 3, А дают представление об этих храмах, почти  всегда имеющих форму двухэтажных  павильонов: нижний этаж, с окнами преимущественно  со стороны главного фасада, окружен  верандой с широким крыльцом. Второй этаж перекрыт пышно сконструированной  крышей.

Это святилище окружено оградой  с портиками, напоминающей монастырскую, за которой расположены странноприимные учреждения и кельи бонз. Повсюду, где процветает буддизм, развивается монашеская жизнь, и ограда храмов почти всегда заключает в себе монастырь. Вход в ограду ведет через портик, впереди которого расположены ворота без створов (рисунок 2, В). На площади вокруг святилища находятся водоемы для омовения, колокола, курильницы; тут же встречаются пяти- и даже семиэтажные башни с балконами и навесами причудливых и смелых контуров.

Как и у индусов, священные  ограды иногда окружены, в свою очередь, другими оградами, и первоначальный храм образует как бы ядро группы зданий, которое постепенно разрастается в  результате последующих пристроек.

На равнинах Китая эти  здания расположены согласно требованиям  симметрии. На гористой поверхности  Японии монастырские дворы поднимаются  террасами, что придает им особую живописность. Вековая растительность гармонирует здесь с архитектурой; огражденное пространство представляет собой холмистый парк, где храмы  вырисовываются своими полными изящества  силуэтами. Иератизм здесь не так узок: китайский храм носит официальный характер, японский храм — живое индивидуальное произведение искусства.

Китайская гробница обычно состоит из склепа, скрытого в могильном  холме, обсаженном деревьями и окруженном оградой. Близ курганов царских гробниц  воздвигаются храмы, к которым ведут  аллеи, окаймленные колоссальными  статуями. При входе в аллею  возвышаются триумфальные ворота, типа изображенных на рисунке 2.

3. Основные исторические  этапы развития китайской культовой архитектуры

Своего наивысшего подъема  китайская культура достигает при  правлении династии Чжоу, длившемся  около 8 веков (вплоть до III в. до н.э.).

После падения династии Хань единство империи оказывается нарушенным на несколько веков. Только в VI в. до н. э. происходит ее новое объединение. В этот период, ведя захватнические войны, китайцы проникают далеко за границы своей империи, оказывают воздействие на культуру других народов, испытывая одновременно и их влияние. Примером тому является проникновение из Индии буддизма, который привлек людей того времени обращенностью к внутреннему духовному миру человека, мыслью о внутреннем родстве всего живого.. Вместе с ним появляются и новые типы культовых сооружений.

В Китае строятся первые пагоды и скальные монастыри, состоящие  из сотен больших и малых гротов в толще скалы. Посетитель передвигался по шатким настилам и заглядывал внутрь гротов, откуда на него смотрели статуи Будды. Некоторых гигантов, достигающих 15—17-метровой высоты, можно видеть и теперь из-за обвалов передних стенок гротов. Росписи храмов того времени поражают вдохновенностью  мастеров при изображении буддийских сюжетов. В эпоху Тан (VII—X вв.) в росписях появляются пейзажные мотивы. Природа становится не только фоном, но и объектом поклонения.

В произведениях искусства  отображаются славные моменты прошлой  истории, превозносятся добродетели, осуждаются пороки. Одновременно создатели  произведений искусств часто черпают  свое вдохновение у природы.

Эпоха Хань (III в. до н. э. — III в. н. э.) знаменита своими погребальными комплексами, к которым вели «дороги духов», обрамленные статуями мифологических животных. Подземные погребения, оформленные рельефами и росписями, отмечались также наземными постройками, которые внутри были украшены плоскими рельефами. Если в целом для развития искусства характерна тенденция к абстрагированию от реальности, то в период Хань особое внимание сосредоточивается на изображении окружающей действительности.

В результате проникновения  из Индии буддизма, в Китае появляются и новые типы культовых сооружений. Это прежде всего пагоды, представляющие собой башни из кирпича или камня, имеющие несколько ярусов с выступающими крышами, а кроме того, пещерные храмы, подобные индийским.

Так же как и в Индии, в Китае, под влиянием сооружений из бамбука некоторые архитектурные  формы принимали своеобразный характер, например углы крыши были приподняты, а сама кровля оказывалась слегка прогнутой.

В начале нашего летоисчисления возникают новые большие города, и важной задачей опять становится строительство дворцов, которые  представляли собой целые комплексы  построек с павильонами, воротами и  бассейнами посреди архитектурно проработанных  парков. Для китайцев характерна особая любовь к природе, проявляющаяся  в чутком к ней отношении и  восприятии ее как важной составной  части жизненной среды. Это выражается в сооружении храмов, объединяемых в симметричные комплексы, окруженные благоустроенными садами, в которых  стоят отдельные пагоды.

Древнейшим памятником китайской  архитектуры, целиком дошедшим до нас  и точно датированным (523), является пагода Сунъюэсы в Суншане, в провинции Хэнань. Она построена на двенадцатигранном основании и имеет пятнадцать этажей; оканчивается небольшой ступа. В этом последнем обстоятельстве и в применении арочек над нишами заостренной подковообразной формы видно воздействие индийского искусства, занесенного вместе с буддизмом, воспринятым верхушкой аристократии.

Архитектура эпохи Тан (618—906), когда в Китае наблюдалось большое развитие литературы и искусства, также представлена главным образом пагодами. Пагоды этого периода характеризуются величаво-монументальными формами, своеобразием своего вертикализма, смягченного рядом горизонтальных выступов. Материалом для строительства пагод в эту эпоху служат камень и кирпич.

Примером каменных пагод  является построенная в 681 г. трехэтажная  пагода в Сян-джи-сы, близ Сианфу. Эта пагода отличается простотой и строгостью форм, лишенных украшений, если не считать зубчиков по карнизам. Одна из наиболее замечательных кирпичных пагод — «Большая пагода диких гусей», построенная в 652 г. Пагода эта стоит на высокой террасе и имеет до 60 м высоты. Общий вид ее напоминает вытянутую ввысь пирамиду с усеченной верхушкой. Эффект впечатления от «Башня диких гусей» достигается хорошо уравновешенными пропорциями, массивной формой, усиленной положением пагоды на естественном возвышении.

Архитектура периода Сун (960—1280) представлена также исключительно пагодами. Другие виды зодчества сунской эпохи до нас не дошли. Характерной особенностью сунского периода являются железные и бронзовые пагоды, представляющие своеобразную особенность китайского зодчества. Относящаяся к X в. железная тринадцатиэтажная пагода в Тан-ян-сяне на Ян-цзы дает ряд новых особенностей мало изученного южнокитайского стиля. В частности можно отметить в ней ранее не наблюдавшийся мотив крыши, гнутой частями, над отдельными этажами, и более детальную орнаментальную разделку граней.

Об архитектуре эпохи  Мин (XIV — XVII вв.) мы имеем значительно  лучшее представление, так как от этой эпохи, особенно от второй ее половины, дошло до нас уже довольно значительное количество не только пагод, но и других культовых и гражданских сооружений. Архитектура минского периода до второй половины XVI в. носит еще строгий монументальный характер и в значительной мере повторяет более ранние образцы, но с конца XVI в. вступает в новую фазу, которая длится XVII — XIX вв. и обычно характеризуется, как “связанная с буржуазной идеологией”, а начиная с XVIII в. и с влияниями европейского искусства.

Храм Неба был построен при династии Мин в 1420 г., когда  император Юн Лэ перенес столицу Китая из Нанкина в Пекин. В последующие пять веков здесь в день зимнего солнцестояния проходили императорские молебны с жертвоприношениями во славу Неба с просьбой ниспослать хороший урожай.

Особенно характерным  для данного периода является широкое развитие архитектурного ансамбля; жилая усадьба, храм, дворец и т. д. представляют собой стройно организованный архитектурный комплекс, распланированный по определенной системе. Важное значение как при возведении отдельных построек, так и при планировке архитектурных ансамблей имели установленные религиозной традицией правила «геомантики». На геомантике основывается так называемый «фэн-шуй» (ветер и вода).

Так называлась псевдонаучная  система, которая учит, как следует  располагать храмы, кладбища и сооружения для жилья, чтобы поставить их под защиту благоприятных условий  и предохранить от вредных. По правилам геомантики установилась принятая с древности ориентация построек по северо-южной оси с обращением важнейших частей на юг — в сторону наибольшего благоприятствования.

«Фэн-шуй» не потерял своего значения даже после введения буддизма и играл роль при возведении построек в течение всего феодального  периода. Медленность изменения  архитектурного типа построек обусловливалась  также строгою государственной  регламентацией строительства.

Разбирая архитектурные  ансамбли раннеминской эпохи, остановимся сначала на рассмотрении плана Пекина (Бейпина), организованного по тому же основному принципу, что и жилой, дворцовый и храмовый комплексы. Пекин является типичным примером большого китайского города, в основных чертах сложившегося к началу XV в. Пекин представляет собой комплекс трех городов, обнесенных общей стеной до 12 м высоты и до 20—24 м ширины.

Города эти следующие: манчжурский, или татарский город, длина стен которого достигает 23 км, внутри него находится обнесенный особой стеной так называемый запрещенный город, со всей массой построек бывшего императорского дворца; и, наконец, третий — китайский город, длина стен которого около 16 км; по середине его, по североюжной оси, проходит главная улица; в южной его части расположены среди тенистых парков обширные храмовые ансамбли: храм Неба и храм Земледелия. Мощные стены Пекина имеют многочисленные бастионы, грандиозные башни с воротами простого и величавого стиля.

Переходя к рассмотрению дворцовых ансамблей, возьмем для  примера такой сложнейший комплекс, как бывший императорский дворец в Пекине, которому подражали в  дальнейшем при планировке других архитектурных  ансамблей. Здесь соблюдена планировка по североюжной оси в соответствии с правилами геомантики; по сторонам этой оси расположен ряд построек, а между ними — дворцы, арки и пр. Постройки представляют собой здания с окружающими их галереями на колоннах; двойные выгнутые крыши этих построек покрыты цветной черепицей. Архитектурный ансамбль здесь тесно связан с ландшафтом; здесь все утопает в зелени садов, так что структура архитектурного комплекса может быть воспринята зрителем только при прохождении им насквозь всего ансамбля.

Та же архитектурная композиция и тот же тип построек повторяются  в меньшем масштабе и в других дворцовых и храмовых ансамблях. Относительно храмовых зданий надо заметить, что по одному и тому же типу строились  как конфуцианские, так даосские и буддийские храмы.

В конце минского периода, приблизительно с эпохи Ван-Ли (1573—1619), в китайской архитектуре начинают слагаться элементы нового стиля. На примере основанного в начале XV в. и позднее неоднократно перестраивавшегося (XVII — XIX вв.) ансамбля бывшего императорского дворца можно наблюдать, как архитектура входит в новую фазу, как здания при перестройке начинают обрастать сложными деталями, вычурным орнаментом, в результате чего теряют свой первоначальный монументальный характер.

Весьма ярким проявлением  нового стиля могут служить постройки  на священной горе буддистов Ву-тай-шань, в провинции Шаньси. Терраса с пятью бронзовыми пагодами представляет картину победы новых веяний в китайском искусстве; мы видим здесь пышно изукрашенные крыши, сложные, причудливой формы ступа; всюду кружево обильного и сложного орнамента — элемента своего рода «китайского барокко».

Заключение

На пятитысячелетнюю историю китайской цивилизации сохранилось немало архитектурных сооружений, многие из которых по праву считаются шедеврами мирового масштаба. Их разнообразие и оригинальность воплощают в себе традиции старины и лучшие достижения китайского зодчества. Традиционная китайская архитектура имеет ряд особенностей, которые присущи только ей. Структура культовых, жилых и дворцовых построек в Китае довольно близка. На протяжении столетий сложились такие устойчивые виды строений, как одноэтажный (обычно трехнефный) павильон – «дянь», имеющий портик со стороны главного фасада; многоэтажное здание с обходными галереями на каждом этаже – «лоу» или «гэ»; небольшая деревянная беседка на каменном цоколе – «тай»; галерея – «лан» и беседка, служившая для украшения сада, «тин». Общим в этих пяти видах построек является сама система их формообразования. В основе каждого вида лежала ячейка каркаса из четырех деревянных столбов и балок перекрытия. При соединении этих ячеек в различные композиционные системы формировались соответствующие типы зданий: дворцы, храмы, беседки, галереи, жилые дома. Стены, в том числе и внешние, не были несущими. Большой вынос изогнутых кровель (так называемая «летящая кровля») достигался при помощи выступающих друг над другом подбалок-кронштейнов – «доу-гунов», накладываемых подобно капителям на столбы. По правилам, доу-гуны могли применяться только во дворцах и в храмах.

Информация о работе Отчет по практике в ШГН ДВФУ на историческом факультете