Овладение младшими школьниками логическим действием классификации в условиях коррекционного обучения математике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 17:42, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение процесса овладения младшими школьниками с ОВЗ логическим действием классификации в условиях коррекционного обучения математике.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Рассмотреть специфику мышления детей младшего школьного возраста, обучающихся в коррекционных классах
2. Выявить специфику классификации как одного из логических дейст-вий, определить основное назначение классификации, как способа системати-зации и упорядочении предметов (понятий), установления закономерных связей между ними.
3. Изучить специфику развития логического действия классификации у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения математике.
4. Проанализировать развитие операции классификации у детей с ограниченными возможностями здоровья в программе по математике.
5. Показать возможность положительного влияния дидактических игр на развитие логического действия классификации младших школьников в условиях коррекционного обучения.
6. Подобрать методики диагностики уровня развития классификации у детей.
7. Разработать материалы, направленные на развитие классификации у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики.
8. Эмпирически проверить и обосновать эффективность материалов, направленных на развитие классификации у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование использования уроков математики как средства овладения младшими школьниками логическим действием классификации (в условиях коррекционного обучения) 8
1.1. Классификация как одно из логических действий 8
1.2. Специфика развития логического действия классификации у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения математике 12
1.3. Особенности мышления детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья 14
1.4. Анализ развития операции классификации у детей с ограниченными возможностями здоровья в программе по математике 17
1.5. Организация дидактической игры на уроке математики в классах КРО 20
Выводы главе 1 24
Глава 2. Констатирующий этап эксперимента. Диагностика 26
2.1. Организация исследования 26
2.2. Результаты исследования 27
2.3. Анализ результатов 33
Выводы по главе 2 35
Глава 3. Проект развития 37
3.1. Методика развития логического действия классификации у младших школьников в условиях коррекционного обучения математике 37
Выводы по главе 3 39
Заключение 41
Список литературы 43
Приложения 46

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 237.39 Кб (Скачать файл)

Чтобы классификация как  логическая операция могла реализовать свои задачи, следует в качестве основания классификационного деления предметов избирать наиболее существенные и важные признаки14.

Рассмотрим, каков операционный состав действия классификации.

1) Необходимо определение набора предметов (объектов, явлений, процессов и т.д.), которые нужно классифицировать.

2) Классификации следует выявить основу для анализа и сравнения, а затем установить, что общего и что различного у тех предметов (явлений), которые предстоит классифицировать.

3) Выбирается основание, по которому будет осуществляться классификация. Это может быть один или несколько существенных признаков, учет которыхпозволит данные предметы (явления) классифицировать.

4) Осуществляется деление  по выбранному основанию предметы на классы и подклассы. Необходимо объединить нужные предметы, отделив их от других, тех, в характеристику которых не входит признак-основание классификации.

5) Нужно проверить получившееся разбиение на классы. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

- проверить, сохранено  ли от начала до конца выбранное  основание классификации (на уровне класса и подклассов);

- определить, не содержат  ли классы одних и тех же  элементов. При этом нужно помнить,  что каждый предмет может быть  отнесен только к одному классу  и не присутствовать в других;

- проверить, составляют ли все классы, объединенные вместе, исходное множество. При ошибочной классификации может остаться один или несколько предметов, не вошедших в классы; может один и тот же предмет быть отнесен  в различные классы. В таком случае при суммировании предметов всех классов их количество не будут соответствовать количеству предметов в исходном множестве.

6) Классификации остается назвать каждый класс предметов15.

Таким образом, процесс классификации  представляет собой ряд последовательных этапов, соблюдение которых приведет к решению поставленной задачи - классифицировать множество предметов (явлений).

При осуществлении операции классификации важно соблюдать определенные правила деления предметов на классы. Кратко рассмотрим каждое из них.

1. Один предмет может входить только в один класс.

2. Деление на классы должно осуществляться на одном основании16.

Стоит отметить, что различные  предметы или объекты могут быть классифицированы по разным основаниям. При этом в каждом отдельном случае деления предметов должен выдерживаться один признак в качестве основания деления.

Выбор того или  иного основания в каждом делении  определяется целями, которые ставятся в процессе изучения предметов.

3. Деление на классы должно быть соразмерным, т.е. сумма предметов, входящих во все классы, должна равняться исходному множеству предметов.

Различают эмпирическую и теоретическую классификацию. Фундаментом эмпирической классификации является опыт, то есть самостоятельная практическая деятельность людей. В основе теоретической классификации лежит понятийный подход к реальности.

Таким образом, классификация, являясь одной из операций логического мышления, заключается в систематизации, упорядочении предметов или понятий, установлении закономерных связей между ними.

1.2. Специфика развития логического действия классификации у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения математике

Развития логического  действия классификации начинается ещё в дошкольный период.

При поступлении в первый класс каждый ребенок выполняет самостоятельно действия с определенным (отработанным) набором предметов17.

В начальной школе предстоит овладеть такими умениями как:

  • умение выделять основание, по которому можно формировать группы;
  • умение выделять признаки или свойства, позволяющие относить предметы к определенной группе;
  • безошибочно распределять объекты по группам;
  • умение выделять разные основания для классификации одних и тех же объектов18.

С первых занятий математикой  учитель, рассматривая с детьми предметы, отмечает их цвет, учит детей различать предметы по цвету: «Какого цвета карандаш лежит на парте? «Поднимите красный карандаш», «Эти мячи одинаковые по цвету?» и т. д. Дети, выполняя задания, учатся дифференцировать предметы по цвету, ориентироваться в задании, а также выполнять словесную инструкцию учителя19.

Размеры предметов это  их внешние свойства, с которыми дети должны знакомиться на основе чувственного восприятия, поэтому обучение классификации может проходить только на основе предметно-практических действий с реальными предметами, моделями.

Для овладения логическими  приемами мышления младшим школьникам важно дать основы логических знаний (например, ученик должен знать и  понимать, что сравнить два предмета, значит определить, чем они похожи и чем они отличаются, упорядочить объекты – знать и понимать, что значит классифицировать предметы по определенному признаку и т.д.).

Учитывая возрастные особенности  младших школьников, каждое действие, совершаемое с объектами, следует отрабатывать в материальном и материализованном плане с обязательным проговариванием каждой операции. В материальном плане отработки нового действия дети должны быть включены в практическую деятельность с предметами. Эта деятельность обеспечивается многообразием демонстрационного и раздаточного материала. В материализованном плане действия отрабатываются не с предметами, а с их заместителями – моделями. Для этого дети должны познакомиться с деятельностью моделирования20.

Показателями овладения операциями классификации являются такие характеристики как: самостоятельность, многовариантность, порождение собственных вариантов классификации, умение переносить способ с одного материала на другой.

Первый этап в овладении  действиями классификации младшими школьниками может быть назван следующим образом: знакомство с признаками понятий.

На втором этапе нужно  сформировать умение оперировать существенными признаками понятий, опуская признаки несущественные, то есть речь идёт о формировании такой операции логического мышления, как абстрагирование.

На третьем этапе необходимо самое серьёзное внимание обратить на формирование логической операции сравнения с опорой на существенные и несущественные признаки предметов и явлений. При формировании этой операции логического мышления следует особое внимание обратить на поиск общих и отличительных признаков понятий, предметов и явлений.

На четвёртом этапе  младшие школьники должны научиться  выстраивать иерархию понятий, вычленять  более широкие и более узкие  понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями. К этому  этапу развития логического мышления можно отнести и формирование умение давать определение понятиям на основе умения находить более общее родовое понятие и видовые отличительные признаки.

Пятый этап предполагает развитие аналитической деятельности, которая  вначале заключается в анализе  отдельного предмета (поиск признаков), а позже – в умении анализировать связи между предметами и явлениями (часть и целое, рядоположенность, противоположность, причина и следствие, наличие тех или иных функциональных отношений и другое)21.

К окончанию начальной школы у ребенка должна быть сформирована такая операция логического мышления, как классификация. Об овладении ребенком операцией классификации можно говорить лишь в том случае, если он способен не только свободно манипулировать с объектами во всем объеме понятия, но и определить логические классы по содержанию через род и видовое отличие.

Организуя обучение математике детей в коррекционных классах  и школах, следует ориентироваться на специально разработанные программы, учитывающие особенности контингента учащихся.

1.3. Особенности мышления детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память.

Мышление младшего школьника  в своём развитии идёт от способности  анализировать связи и отношения  между предметами и явлениями. К  концу 3 класса учащиеся должны научиться  таким элементам анализа, как  выявление отношений между понятиями  и явлениями: противоположность, наличие  функциональных связей, часть и целое.

В зависимости от уровня и  характера используемых средств, степени  активности мыслящего субъекта, выделяют следующие виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

При наглядно-действенном  мышлении решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуаций наблюдаемого двигательного  акта.

Функционирование наглядно-образного  мышления связано с представлением ситуаций и изменений в них, которые  человек хочет получить в результате преобразующей деятельности.

Словесно-логическое мышление характеризуется использованием логических конструкций, функционирующих на основе средств языка.

У детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) все виды мышления развиваются с некоторой задержкой. Степень отклонения в развитии мышления предопределяется формой нарушения здоровья.

Система работы в классах коррекции направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего образования, преодоление негативных особенностей эмоционально-волевой сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение работоспособности, активизацию познавательной деятельности.

Объем, содержание и система  изучения математического материала  в  коррекционных классах имеют  значительное своеобразие. Это объясняется  особенностями усвоения, сохранения и применения знаний учащимися с  проблемами интеллектуального развития, а именно:

1. Учащиеся с проблемами  интеллектуального развития усваивают  новые знания медленно, с большим  трудом, затрачивая при этом много  усилий и времени, поэтому программный материал каждого класса дается в сравнительно небольшом объеме.

2. Учитывая, что учащиеся  с проблемами интеллектуального  развития склонны к медленному  запоминанию и быстрому забыванию,  программа предусматривает наряду  с изучением нового материала  постоянное закрепление и повторение изученного небольшими порциями. Программа каждого класса начинается с повторения основного материала предыдущих лет обучения. Причем повторение предполагает расширение и углубление ранее изученных знаний .

3. Учитывая неоднородность состава учащихся коррекционных классов и разные возможности учащихся в усвоении математических знаний, программа указывает на необходимость дифференциации учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математике22.

4. Чтобы сформировать у младшего школьника с ОВЗ умение классифицировать, необходимо научить его дифференцированно подходить к признакам предметов. Для этого используются различные средства, среди которых и дидактическая игра. Учитывая замедление процессов развития у детей с ОВЗ, при обучении необходимо делать особый акцент на игровых методах, поскольку игра остается важным видом деятельности в младшем школьном возрасте даже у детей без отклонений. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать23.

Таким образом, мышление детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья имеет ряд особенностей. В частности, такие дети склонны к медленному запоминанию и быстрому забыванию; они с трудом овладевают логическими операциями. Так как у детей учебная деятельность в младшем школьном возрасте находится в процессе становления и ведущей остается игровая деятельность, основным средством развития логической операции классификации является дидактическая игра. Дидактические игры дают возможность детям оперировать самими предметами, сравнивать их, что приводит к развитию умений классифицировать.

1.4. Анализ развития операции классификации у детей с ограниченными возможностями здоровья в программе по математике

Рассмотрим рабочую программу, составленную на основе Федеральных  государственных образовательных  стандартов второго поколения и  программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, в которой предусмотрен раздел коррекционной работы для детей с ОВЗ24.

В задачи программы входит:

  • формирование представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений;
  • ознакомление с величинами и их измерением;
  • формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами;
  • формирование общеучебных умений (постановка учебной задачи; выполнение действий в соответствии с планом; проверка и оценка работы; умение работать с учебной книгой, справочным материалом и др.).

Программа по математике включает в себя задачи развития логических операций и в частности операции классификации. Так, при изучении множеств предметов, детей учат сравнивать предметы с целью выделения в них сходства и различия. При изучении числа и счета учат различать число и цифру, знаки арифметических действий, шар и куб, круг и квадрат; многоугольники: треугольник, квадрат, пятиугольник. При изучении операций с числами детей учат выделять из множества один или несколько предметов, сравнивать множества предметов.

Например, на уроке математики даются задания типа: распредели геометрические фигуры по их главным значимым признакам (количеству углов, сторон); эти же фигуры предлагается распределить и по цвету, размеру.

От класса к классу уровень  сложности заданий должен возрастать. Усложнение содержания заданий должно идти по двум направлениям:

Информация о работе Овладение младшими школьниками логическим действием классификации в условиях коррекционного обучения математике