Овладение младшими школьниками логическим действием классификации в условиях коррекционного обучения математике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 17:42, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение процесса овладения младшими школьниками с ОВЗ логическим действием классификации в условиях коррекционного обучения математике.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Рассмотреть специфику мышления детей младшего школьного возраста, обучающихся в коррекционных классах
2. Выявить специфику классификации как одного из логических дейст-вий, определить основное назначение классификации, как способа системати-зации и упорядочении предметов (понятий), установления закономерных связей между ними.
3. Изучить специфику развития логического действия классификации у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения математике.
4. Проанализировать развитие операции классификации у детей с ограниченными возможностями здоровья в программе по математике.
5. Показать возможность положительного влияния дидактических игр на развитие логического действия классификации младших школьников в условиях коррекционного обучения.
6. Подобрать методики диагностики уровня развития классификации у детей.
7. Разработать материалы, направленные на развитие классификации у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики.
8. Эмпирически проверить и обосновать эффективность материалов, направленных на развитие классификации у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование использования уроков математики как средства овладения младшими школьниками логическим действием классификации (в условиях коррекционного обучения) 8
1.1. Классификация как одно из логических действий 8
1.2. Специфика развития логического действия классификации у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения математике 12
1.3. Особенности мышления детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья 14
1.4. Анализ развития операции классификации у детей с ограниченными возможностями здоровья в программе по математике 17
1.5. Организация дидактической игры на уроке математики в классах КРО 20
Выводы главе 1 24
Глава 2. Констатирующий этап эксперимента. Диагностика 26
2.1. Организация исследования 26
2.2. Результаты исследования 27
2.3. Анализ результатов 33
Выводы по главе 2 35
Глава 3. Проект развития 37
3.1. Методика развития логического действия классификации у младших школьников в условиях коррекционного обучения математике 37
Выводы по главе 3 39
Заключение 41
Список литературы 43
Приложения 46

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 237.39 Кб (Скачать файл)

Результаты по методике «Четвертый лишний» (по Е.Л. Агаевой) представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты по методике «Четвертый лишний» (по Е.Л. Агаевой)

Имя

Баллы

Уровень

1.

Виктор Н.

7

Низкий 

2.

Лилия А.

6

Низкий

3.

Миша О.

10

Средний

4.

Юлия Т.

5

Низкий

5.

Павел Р.

11

Средний

6.

Денис Д.

9

Средний

7.

Роман Ш.

10

Средний

8.

Яна В.

7

Низкий

9.

Дима Г.

5

Низкий

10.

Саша П.

9

Средний

11.

Нина В.

13

Высокий

12.

Слава К.

11

Средний

13.

Ира Д.

8

Средний

14.

Леня К.

6

Низкий

15.

Анна Б.

11

Средний

16.

Валера С.

7

Низкий

17.

Костя И.

5

Низкий

18.

Кирилл О.

9

Средний

19.

Настя К.

7

Низкий

20.

Тимур В.

10

Средний

21.

Инна П.

13

Высокий

22.

Игорь Т.

8

Средний

23.

Андрей К.

6

Низкий

24.

Юрий Я.

9

Средний

Хср.

8,45

Средний


 

В среднем у детей средний  уровень развития операции классификации, однако этот уровень ближе к низкому. Дети, в основном правильно выбирают лишний предмет на картинках, но им трудно вербализовать свое решение, дети не могут найти обобщающее слово. Часто дети объясняли свой выбор несущественными признаками (в портфель можно что-то положить, телевизор показывает кино т.п.).

Соотношение детей с разным уровнем развития операции классификации  представлено на рисунке 1.

Рис. 1. Соотношение детей с разным уровнем развития операции классификации по методике «Четвертый лишний».

 

По соотносительным результатам выяснилось, что у большинства детей младшего школьного возраста с ОВЗ мыслительная операция классификации развита на среднем уровне, у довольно большой части детей (42%) операция классификация развита на низком уровне, дети не могут разделить и объединить объекты по какому-либо признаку либо не могут назвать этот признак. Только двое детей оказались способными правильно исключить лишнее и обобщить объекты по существенному признаку.

Результаты по методике «Классификация по заданному принципу» представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

Результаты по методике «Классификация по заданному принципу»

Имя

Баллы

Уровень

1.

Виктор Н.

1

Низкий 

2.

Лилия А.

2

Средний

3.

Миша О.

1

Низкий

4.

Юлия Т.

1

Низкий

5.

Павел Р.

2

Средний

6.

Денис Д.

1

Низкий

7.

Роман Ш.

2

Средний

8.

Яна В.

1

Низкий

9.

Дима Г.

1

Низкий

10.

Саша П.

2

Средний

11.

Нина В.

3

Высокий

12.

Слава К.

2

Средний

13.

Ира Д.

2

Средний

14.

Леня К.

2

Средний

15.

Анна Б.

2

Средний

16.

Валера С.

2

Средний

17.

Костя И.

1

Низкий

18.

Кирилл О.

1

Низкий

19.

Настя К.

1

Низкий

20.

Тимур В.

2

Средний

21.

Инна П.

3

Высокий

22.

Игорь Т.

1

Низкий

23.

Андрей К.

1

Низкий

24.

Юрий Я.

2

Средний

Хср.

1,65

Средний


 

По результатам методики диагностики классификации по заданному  принципу можно сказать, что дети недостаточно владеют данной операцией. В среднем, из пяти групп дети делают ошибки более чем в двух группах: стол, тарелку – относят к игрушкам, пирамиду, машинку – к мебели.

Соотношение детей с разным уровнем развития операции классификации  по заданному признаку представлено на рисунке 2.

 

Рис. 2. Соотношение детей с разным уровнем развития операции классификации по заданному признаку.

 

По соотносительным результатам  выяснилось, что у большинства  детей младшего школьного возраста с ОВЗ мыслительная операция классификации по заданному признаку развита на низком или среднем уровне, то есть дети делают ошибки в двух и более группах при классификации, не могут назвать обобщающего слова. Только двое детей правильно разложили группы.

Результаты по тесту «Невербальная  классификация» представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты по методике «Невербальная классификация»

Имя

Кол-во ошибок

Уровень

1.

Виктор Н.

8

Низкий 

2.

Лилия А.

5

Средний

3.

Миша О.

7

Низкий

4.

Юлия Т.

6

Низкий

5.

Павел Р.

4

Средний

6.

Денис Д.

6

Низкий

7.

Роман Ш.

3

Высокий

8.

Яна В.

5

Средний

9.

Дима Г.

7

Низкий

10.

Саша П.

4

Средний

11.

Нина В.

2

Высокий

12.

Слава К.

5

Средний

13.

Ира Д.

6

Низкий 

14.

Леня К.

5

Средний

15.

Анна Б.

7

Низкий 

16.

Валера С.

4

Средний

17.

Костя И.

7

Низкий

18.

Кирилл О.

6

Низкий

19.

Настя К.

6

Низкий

20.

Тимур В.

4

Средний

21.

Инна П.

1

Высокий

22.

Игорь Т.

5

Средний

23.

Андрей К.

7

Низкий

24.

Юрий Я.

3

Средний

Хср.

5,2

Средний


 

По результатам диагностики можно сказать, что невербальная классификация у детей развита недостаточно. В среднем дети делают по 5 ошибок, причем количество ошибок у них не снижается в процессе выполнения задания. Часто дети хаотично раскладывают картинки, не могут объяснить принцип, по которому разделяют картинки.

Соотношение детей с разным уровнем развития невербальной классификации представлено на рисунке 3.

Рис. 3. Соотношение детей с разным уровнем развития невербальной классификации.

По соотносительным результатам  выяснилось, что у большинства  детей младшего школьного возраста с ОВЗ невербальная классификация  развита на низком уровне, детям  трудно уловить принцип и основание  классификации. Только трое ребят сумели найти принцип классификации и выполнить задание правильно.

Результаты по методике «Исключение  слов» на вербальном материале представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты по методике «Исключение слов»

Имя

Средний балл

Уровень

1.

Виктор Н.

0,7

Низкий 

2.

Лилия А.

1,6

Низкий 

3.

Миша О.

1,1

Низкий

4.

Юлия Т.

1,3

Низкий

5.

Павел Р.

2,6

Средний

6.

Денис Д.

1,1

Низкий

7.

Роман Ш.

2,7

Средний

8.

Яна В.

2,1

Низкий 

9.

Дима Г.

0,8

Низкий

10.

Саша П.

2,4

Низкий 

11.

Нина В.

3,1

Средний 

12.

Слава К.

2,1

Низкий 

13.

Ира Д.

1,7

Низкий 

14.

Леня К.

1,9

Низкий 

15.

Анна Б.

0,8

Низкий 

16.

Валера С.

2,8

Средний

17.

Костя И.

1,2

Низкий

18.

Кирилл О.

1,1

Низкий

19.

Настя К.

0,9

Низкий

20.

Тимур В.

2,7

Средний

21.

Инна П.

3,3

Средний

22.

Игорь Т.

2,4

Низкий 

23.

Андрей К.

1,1

Низкий

24.

Юрий Я.

2,8

Средний

Хср.

1,9

Низкий 


 

По результатам исследования выяснилось, что дети в среднем  могут дать только описательную характеристику родового понятия для обозначения объединяемых в одну группу слов и для лишнего слова и чаще всего только с помощью исследователя, с наводящими вопросами.

Соотношение детей с разным уровнем развития операции классификации по методике «Исключение слов» на вербальном материале представлено на рисунке 4.

Рис. 4. Соотношение детей с разным уровнем развития операции классификации на вербальном материале.

 

По соотносительным результатам  выяснилось, что у большинства  детей младшего школьного возраста с ОВЗ операция классификации на вербальном материале развита на низком уровне, дети часто не могут определить родовое понятие, или дают его описательную характеристику. Классификация по вербальному материалу дается детям труднее, чем по предметному, это может быть связано с тем, что у детей доминирует наглядно-образный тип мышления над словесно – логическим.

2.3. Анализ результатов

Диагностика логической операции классификации у младших школьников с ОВЗ показала, что она недостаточно развита. Детям трудно найти признак классификации, вербализовать его, дети часто делают ошибки даже при классификации по двум группам, не могут объяснить принцип, по которому разделяют картинки, особенно трудно детям дается классификация по вербальному материалу, что может быть связано с тем, что у детей доминирует наглядно-образный тип мышления над словесно – логическим.

Для выявления противоречивых данных по четырем методикам проведен сравнительный анализ уровневых  значений по методикам (таблица 5), при  этом: I - высокий уровень; II – средний  уровень; III – низкий уровень.

Таблица 5

Уровневые значения по всем методикам и общий результат  уровня развития операции классификации

Имя

Четвертый лишний

Классификация по заданному принципу

Невербальная классификация

Вербальная классификация

Общий уровень

1.

Виктор Н.

III

III

III

III

III

2.

Лилия А.

III

II

II

III

II

3.

Миша О.

II

III

III

III

III

4.

Юлия Т.

III

III

III

III

III

5.

Павел Р.

II

II

II

II

II

6.

Денис Д.

II

III

III

III

III

7.

Роман Ш.

II

II

I

II

II

8.

Яна В.

III

III

II

III

III

9.

Дима Г.

III

III

III

III

III

10.

Саша П.

II

II

II

III

II

11.

Нина В.

I

I

I

II

I

12.

Слава К.

II

II

II

III

II

13.

Ира Д.

II

II

III

III

II

14.

Леня К.

III

II

II

III

II

15.

Анна Б.

II

II

III

III

III

16.

Валера С.

III

II

II

II

II

17.

Костя И.

III

III

III

III

III

18.

Кирилл О.

II

III

III

III

III

19.

Настя К.

III

III

III

III

III

20.

Тимур В.

II

II

II

II

II

21.

Инна П.

I

I

I

II

I

22.

Игорь Т.

II

III

II

III

II

23.

Андрей К.

III

III

III

III

III

24.

Юрий Я.

II

II

II

II

II

Информация о работе Овладение младшими школьниками логическим действием классификации в условиях коррекционного обучения математике