Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 17:42, дипломная работа
Цель исследования: изучение процесса овладения младшими школьниками с ОВЗ логическим действием классификации в условиях коррекционного обучения математике.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Рассмотреть специфику мышления детей младшего школьного возраста, обучающихся в коррекционных классах
2. Выявить специфику классификации как одного из логических дейст-вий, определить основное назначение классификации, как способа системати-зации и упорядочении предметов (понятий), установления закономерных связей между ними.
3. Изучить специфику развития логического действия классификации у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения математике.
4. Проанализировать развитие операции классификации у детей с ограниченными возможностями здоровья в программе по математике.
5. Показать возможность положительного влияния дидактических игр на развитие логического действия классификации младших школьников в условиях коррекционного обучения.
6. Подобрать методики диагностики уровня развития классификации у детей.
7. Разработать материалы, направленные на развитие классификации у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики.
8. Эмпирически проверить и обосновать эффективность материалов, направленных на развитие классификации у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование использования уроков математики как средства овладения младшими школьниками логическим действием классификации (в условиях коррекционного обучения) 8
1.1. Классификация как одно из логических действий 8
1.2. Специфика развития логического действия классификации у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения математике 12
1.3. Особенности мышления детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья 14
1.4. Анализ развития операции классификации у детей с ограниченными возможностями здоровья в программе по математике 17
1.5. Организация дидактической игры на уроке математики в классах КРО 20
Выводы главе 1 24
Глава 2. Констатирующий этап эксперимента. Диагностика 26
2.1. Организация исследования 26
2.2. Результаты исследования 27
2.3. Анализ результатов 33
Выводы по главе 2 35
Глава 3. Проект развития 37
3.1. Методика развития логического действия классификации у младших школьников в условиях коррекционного обучения математике 37
Выводы по главе 3 39
Заключение 41
Список литературы 43
Приложения 46
Результаты сравнения показали, что методики не противоречат друг другу.
Для выяснения уравнености выборок сравним результаты по каждой методике в двух классах с помощью методики U-критерий Манна – Уитни. Результаты представлены в таблице 5.
Таблица 5
Результаты статистического сравнения групп
Показатель |
U-критерий |
Уровень значимости (р) |
Четвертый лишний |
2,0 |
0,99 |
Классификация по заданному принципу |
7,0 |
0,17 |
Невербальная классификация |
2,0 |
0,78 |
Исключение слов на вербальном материале |
0,0 |
0,99 |
В результате статистического сравнения выяснилось, что классы по уровню развития мыслительной операции классификации не отличаются друг от друга. Таким образом, выборки уравнены.
По результатам исследования
можно сделать следующие
Исследование предпринято с целью изучения процесса овладения младшими школьниками с ОВЗ логическим действием классификации в условиях коррекционного обучения математике.
В качестве испытуемых выступили 2 класса (эксперимаентальная и контрольная выборка) со школьниками с ОВЗ.
В качестве методик диагностики мыслительной операции классификации использовались: методика «Четвертый лишний», методика «Классификация по заданному принципу», методика «Невербальная классификация», методика «Исключение слов».
Диагностика логической операции
классификации у младших
Статистическое сравнение результатов двух классов показало в, что классы по уровню развития мыслительной операции классификации не отличаются друг от друга.
Цель методики – разработать, отобрать дидактические игры математического содержания.
Принципы построения проекта
Основной метод формирования операции классификации – дидактическая игра, поскольку в младшем школьном возрасте игра еще является основным видом деятельности детей при переходе к основной ведущей учебной деятельности.
Дидактические игры направлены на формирование конкретных умений, входящих в операционный состав классификации:
Подбор игрового материала произведен с соблюдением поэтапного принципа развития действия классификации:
Материал дидактических игр варьируется в зависимости от содержательных линий начального курса математики, в рамках которых осуществляется развитие действия классификации.
Вначале подается материал для классификации с опорой на практические действия (кубики), на наглядность: картинки образы, затем слова и числа. Постепенно материал подается словесно.
Содержание проекта
Игры для детей подбирались в соответствии с выделенными принципами.
Формирование конкретных умений, входящих в операционный состав классификации происходило поэтапно.
На первом этапе детям предлагались игры на определение набора предметов, которые нужно классифицировать, для этого использовались кубики.
На втором этапе дети учились выявлять основы для анализа и сравнения, для чего также использовались кубики и картинки.
На третьем этапе дети учились делать выбор основания, по которому осуществляется классификация: форма, величина, толщина, цвет и т.п.
На четвертом этапе дети проводили деление по выбранному основанию на классы и подклассы.
На пятом этапе дети учились делать проверку получившегося разбиения на классы, исключение лишнего.
На шестом этапе дети учились назвать каждый класс полученный при классификации.
В соответствии с принципом варьирования содержательных линий вначале предъявлялись игры на кубиках, мозаике, на картинках, затем на вербальном материале – записанных словах и числах и в заключении – на вербальном материале без опоры на наглядность.
Подбор игрового материала осуществлялся также с соблюдением поэтапного принципа развития действия классификации.
Вначале дети знакомились с признаками понятий, учились выделять форму, размер, цвет и т.п. Затем учились оперировать существенными признаками понятий, опуская признаки несущественные. Для этого детям предлагались игры – путаницы, классификации по картинкам, разбиение предметов по заданному признаку.
Далее у детей формируется логическая операция сравнения с опорой на существенные и несущественные признаки предметов и явлений. Подбирались игры на поиск общих и отличительных признаков понятий, предметов и явлений (Сравни понятия, Раздели на группы, Дорисуй).
Далее учащиеся учились давать определение понятиям на основе умения находить более общее родовое понятие и видовые отличительные признаки (Найди лишнее, Найди обобщающее слово).
Дидактические игры представлены в Приложении 3.
Занятия проводятся с группой первоклассников в течение трех месяцев. Оценка эффективности дидактических игр с целью формирования логической операции классификации проводится с помощью тех же методик, что и на констатирующем этапе исследования.
Для сравнения диагностика уровня развития операции классификации также проводится и в контрольной группе учащихся.
По результатам исследования
можно сделать следующие
На основе выявленного низкого уровня развития мыслительной операции классификации у младших школьников с ОВЗ была разработана методика формирования логической операции классификации.
Основной метод формирования операции классификации – дидактическая игра. Дидактические игры были направлены на формирование конкретных умений, входящих в операционный состав классификации. Подбор игрового материала произведен с соблюдением поэтапного принципа развития действия классификации.
Материал дидактических игр варьировался в зависимости от содержательных линий начального курса математики, в рамках которых осуществляется развитие действия классификации. Вначале подавался материал для классификации с опорой на практические действия (кубики), на наглядность: картинки образы, затем слова и числа, затем вербальный материал без опоры на наглядность.
Занятия проводятся с экспериментальной
группой первоклассников в
Настоящее исследование предпринято с целью изучения процесса овладения младшими школьниками с ОВЗ логическим действием классификации в условиях коррекционного обучения математике.
В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
В ходе анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме данного исследования выяснилось, что одним из приемов логического мышления, которым должен овладеть учащийся начальной школы является классификация. Для овладения данным приемом школьникам необходимы предварительные знания и умения. Они должны уметь находить для нескольких видовых понятий родовое; находить видовые понятия для данного родового; определять, принадлежит видовое понятие данному родовому или нет; определять родовой и видовой признаки понятия. Мышление детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья имеет ряд особенностей. В частности, такие дети склонны к медленному запоминанию и быстрому забыванию; они с трудом овладевают логическими операциями.
Организуя обучение математике детей в коррекционных классах и школах, следует ориентироваться на специально разработанные программы, учитывающие особенности контингента учащихся. Развитие логического действия классификации у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения математике происходит поэтапно. При этом на каждом этапе любое действие, совершаемое с объектами, следует отрабатывать в материальном и материализованном плане.
Дидактическая игра является одним из средств, с помощью которых на уроках математики в условиях коррекционного обучения возможно привить ребенку с проблемами развития интерес к учебному предмету, воспитать любовь к занятиям и получить положительный обучающий эффект. У детей с ОВЗ в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью еще остается игра и с помощью дидактических игр возможно формирование учебной деятельности в процессе игры. Кроме того, игра затрагивает эмоциональную сферу ребенка. Поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством формирования умений и навыков.
При исследовании процесса овладения
младшими школьниками с ОВЗ логическим
действием классификации в
На основе выявленного низкого уровня развития мыслительной операции классификации у младших школьников с ОВЗ была разработана методика формирования логической операции классификации. Основной метод формирования операции классификации – дидактическая игра. Дидактические игры были направлены на формирование конкретных умений, входящих в операционный состав классификации. Подбор игрового материала произведен с соблюдением поэтапного принципа развития действия классификации. Материал дидактических игр варьировался в зависимости от содержательных линий начального курса математики, в рамках которых осуществляется развитие действия классификации. Вначале подавался материал для классификации с опорой на практические действия (кубики), на наглядность: картинки образы, затем слова и числа и словесно. Занятия проводятся с экспериментальной группой первоклассников в течение трех месяцев.
Приложение 1
Примеры игр на развитие операции классификации
В.Н. Косова
Игра «Добавь следующее». Ученик называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д.
Игра «Откроем замочек ключиком». У каждого учащегося ключик, на котором изображены геометрические фигуры (различные по цвету и по расположению). У учителя несколько замочков с геометрическими фигурами. Дети подбирают к этим замочкам определенный ключик, который должен подойти правильным расположением геометрических фигур.
Е.В. Калмыкова
«Наряжаем елку». Наша елочка пока стоит «грустная», я не успела ее нарядить и в этом вы мне сегодня поможете. В этой коробке много новогодних игрушек, но каждая из них со своим заданием. Правильно выполнив его, вы сможете повесить игрушку на елку. Все зависит от вас, насколько елочка станет красивой: будет ли много их или одна.
Разгадай правило, по которому записаны числа и продолжи последовательность.
940 841 742
209 218 227
Выбери выражение, в котором действия выполняются в том же порядке, как они записаны:
24+ 48: ( 15-7)
35 : 5 + 6 * 2
68 + 2 – 50 + 43
Найдите значения этих выражений.
Барташникова И.А. и Барташников А.А.
«Необычные примеры». Дети решают примеры, которые записаны необычным способом.
Что посеешь + пока горячо = ?
Семь раз отмерь: не все то золото = ?
Куй железо х что посеешь = ?
: цыплят по осени = ?
Куй железо, пока горячо - Не все то золото, что блестит = ?
Семь раз отмерь, один отрежь - Цыплят по осени считают = ?
Ключ: 0 - один раз отрежь... 1 - что посеешь... 2 - считают... 3 - не все золото... 4 - куй железо.. 5 - цыплят по осени... 6 - пока горячо... 7 - то и пожнешь... 8 - что блестит... 9 - семь раз отмерь.
В.Г. Коваленко
«Смекалка»
Числа от 1 до 12 размещаются (по одному числу в каждой фигуре) так, что составляют одну и ту же сумму в следующих направлениях: в каждой из двух средних центральных колонок, в 4треугольниках вместе, в 4 квадратах вместе.
Приложение 2
Характеристика методик исследования
1. Методика «Четвертый лишний». Предложена Е.Л. Агаевой для определение уровня развития операции классификации у старших дошкольников и младших школьников.
В методику входят наборы картинок по классификациям, где один из предметов не может быть обобщен с другими по общему с ним существенному признаку, то есть “лишний”: