Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 17:42, дипломная работа
Цель исследования: изучение процесса овладения младшими школьниками с ОВЗ логическим действием классификации в условиях коррекционного обучения математике.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Рассмотреть специфику мышления детей младшего школьного возраста, обучающихся в коррекционных классах
2. Выявить специфику классификации как одного из логических дейст-вий, определить основное назначение классификации, как способа системати-зации и упорядочении предметов (понятий), установления закономерных связей между ними.
3. Изучить специфику развития логического действия классификации у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения математике.
4. Проанализировать развитие операции классификации у детей с ограниченными возможностями здоровья в программе по математике.
5. Показать возможность положительного влияния дидактических игр на развитие логического действия классификации младших школьников в условиях коррекционного обучения.
6. Подобрать методики диагностики уровня развития классификации у детей.
7. Разработать материалы, направленные на развитие классификации у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики.
8. Эмпирически проверить и обосновать эффективность материалов, направленных на развитие классификации у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование использования уроков математики как средства овладения младшими школьниками логическим действием классификации (в условиях коррекционного обучения) 8
1.1. Классификация как одно из логических действий 8
1.2. Специфика развития логического действия классификации у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения математике 12
1.3. Особенности мышления детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья 14
1.4. Анализ развития операции классификации у детей с ограниченными возможностями здоровья в программе по математике 17
1.5. Организация дидактической игры на уроке математики в классах КРО 20
Выводы главе 1 24
Глава 2. Констатирующий этап эксперимента. Диагностика 26
2.1. Организация исследования 26
2.2. Результаты исследования 27
2.3. Анализ результатов 33
Выводы по главе 2 35
Глава 3. Проект развития 37
3.1. Методика развития логического действия классификации у младших школьников в условиях коррекционного обучения математике 37
Выводы по главе 3 39
Заключение 41
Список литературы 43
Приложения 46
Инструкция ребенку. Рассмотри внимательно картинку. Какой предмет здесь лишний? Как называются одним словом все остальные предметы?
При обработке оценивается правильность обобщения и наличие или отсутствие операции классификации (обобщающее слово):
Максимальное число баллов – 15.
Уровни развития операции классификации:
Низкий – 0 – 7 баллов;
Средний – 8 – 12 баллов;
Высокий – 13 – 15 баллов.
2. Методика «Классификация по заданному принципу». Методика имеет целью определение уровня развития операции классификации у младших школьников.
Методика представляет собой разрезанные наборы картинок по классификациям: «Посуда», «Мебель», «Обувь», «Игрушки», «Птицы». Карточки: тарелка, синица, туфли, кастрюля, пирамида, чашка, сапоги, стул, машинка, шкаф, валенки, ворона, кукла, соловей, стол.
Ребенку предлагаются карточки с картинками, которые можно классифицировать в пять групп по разной тематике.
Инструкция ребенку. Картинки рассыпались. Внимательно рассмотри их и разложи так, чтобы вместе оказались картинки, предметы на которых чем-то похожи, которые можно назвать одним словом.
В процессе обработки оценивается правильность обобщения и наличие или отсутствие операции классификации (обобщающее слово):
Уровни развития операции классификации:
3. Методика «Невербальная классификация» направлена на изучение словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Тест состоит из 20 картинок, на которых изображены предметы, относящихся к двум классам близких по смыслу понятий, например, диких и домашних животных, овощей и фруктов, одежды и обуви и т.п.
Инструкция ребенку. Посмотри внимательно, что я буду делать (исследователь начинает распределять картинки на две группы, не объясняя принципа этой систематизации. После того как взрослый выложил три картинки, он передает их ребенку со словами: А теперь раскладывай карточки дальше, делая так же, как и я.
В процессе анализа результатов обращается внимание на характер работы и количество ошибок, которые допускает ребенок. В норме ребенок допускает 2—3 ошибки, преимущественно в самом начале работы, пока понятия им еще не выделены окончательно. Бывают и случайные ошибки в процессе классификации, особенно у импульсивных детей, которые торопятся разложить картинки побыстрее. Если ребенок допускает больше пяти ошибок, можно говорить о непонимании им принципа классификации.
Уровни развития операции классификации:
4. Методика «Исключение слов». Методика проводится с целью диагностики уровня развития операции классификации на вербальном материале.
Предъявляемый материал:
1. Книга, портфель, чемодан, кошелек.
2. Печка, свеча, электроплитка, газовая плита.
3. Часы, очки, весы, термометр.
4. Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед.
5. Самолет, гвоздь, пчела, вентилятор.
6. Бабочка, циркуль, весы, ножницы.
7. Дерево, этажерка, метла, вилка.
8. Дедушка, учитель, папа, мама.
9. Иней, пыль, дождь, роса.
10. Вода, ветер, уголь, трава.
11. Яблоко, книга, шуба, роза.
12. Молоко, сливки, сыр, хлеб.
13. Береза, сосна, ягода, дуб.
14. Минута, секунда, час, вечер.
15. Василий, Федор, Семен, Иванов.
Инструкция ребенку. Я назову тебе четыре слова, три из них похожи, а одно отличается. Назови лишнее слово, а как можно назвать группу слов.
При затруднении предъявляются карточки с написанными словами с инструкцией: Здесь в каждой строке написано по четыре слова, из которых три можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить.
При обработке результатов учитывается объединение слов в одну группу, обозначение существенного признака, называние лишнего слова:
Определяется средний балл по предъявленному вербальному материалу.
Уровни развития операции классификации:
Приложение 3
Игры на развитие операции классификации
На этапе усвоения значений слов, относящихся к предметам и действиям закрепляются знания свойств предметов. Используются игры с кубиками (например, блоки Дьениша): разложи по цвету; размеру; форме; величине; толщине, деление фигур каждого цвета на большие и маленькие, толстые и тонкие.
В дальнейшем вводится дидактическая игра на характеристику фигуры (формирование умения оперировать существенными признаками понятий, опуская признаки несущественные): ребенок, видя перед собой какую-либо геометрическую фигуру, должен перечислить четыре ее признака: форму, величину, толщину и цвет, например:
Остальные дети внимательно следят, правильно или неправильно называли признаки геометрических фигур их товарищи.
Дидактическая игра «Мозаика». Детям предлагается из имеющегося набора карточек трех видов (белые, красные, красно-белые) составить различные двухцветные картинки по приведенному образцу. При рассмотрении образцов мозаики с детьми обсуждаются ассоциации, которые вызывают у них те или иные картинки, что способствует развитию фантазии и навыков пространственного анализа и синтеза.
Учащимся можно предложить также зарисовать составленную из карточек мозаику в тетрадь. При этом дети не только мысленно анализируют (разбивают на элементы) предложенную для работы картинку, а затем практически синтезируют ее (собирают из элементов-карточек) на своем столе, но и, проанализировав и сравнив с образцом предложенный результат, переносят его в свою тетрадь.
При развитии сравнения с опорой на существенные и несущественные признаки предметов и явлений можно предложить следующие дидактические игры.
«Что перепутал художник» Учащимся предъявляется изображение той или иной степени сложности, на котором они должны выявить все специально допущенные ошибки. Для слабых учеников используются картинки с явными несуразностями (например, кошка на цепи у собачьей будки, белый медведь, загорающий под пальмой, и т.п.). Для более сильных школьников задание может быть усложнено необходимостью поиска логических ошибок (например, ветер несет дым от костра в одну сторону, а ветви деревьев наклонены в другую), диспропорций в изображениях тех или иных предметов или масштабных несоответствий.
Классификация предметов по картинкам.
Детям предлагаются картинки и дается задание разложить их на две группы. Критерий классификации вначале задает учитель. Затем критерий классификации не называется:
а) Овощи и фрукты.
б) Домашние и дикие животные.
в) Домашние и дикие птицы.
г) Посуда и мебель.
д) Одежда и обувь.
е) Птицы и насекомые.
Игра «Найди лишний предмет».
Детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы, изображенные на картинках. Дети должны показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она лишняя.
При этом во всех играх соблюдается алгоритм:
Дидактическая игра «Отгадай по описанию признаков»
Например: Что это?
Дидактическая игра «Загадки по картинкам с использованием эпитетов»
Предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужную.
— Стройный, с тонкими ногами и ветвистыми рогами Он на севере живет, вместо сена мох жует.
— Разлинованы лошадки, будто школьные тетрадки, Разрисованы лошадки от копыт до головы.
— Маленькие зверьки, серенькие шубки, длинные хвосты, черненькие глазки, остренькие зубки.
— Хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.
— Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам.
— Он большой, серый и злой.
При успешности выполнения задания, его можно усложнить только вербальным предъявлением, без опоры на картинки.
На этапе формирования умений вычленять более широкие и более узкие понятия используются следующие дидактические игры.
Игра «Назови лишнее слово» (на вербальном материале)
Детям необходимо выбрать и объяснить, почему это слово «липшее».
а) «Лишнее» слово среди имен существительных:
кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь, корова, олень, баран, свинья;
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;
автобус, комбайн, трамвай, велосипед, мотоцикл;
зима, апрель, весна, осень, лето;
мама, подруга, папа, сын, бабушка;
море, озеро, река, мост, пруд;
круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник;
Николай, Саша, Иванов, Миша, Петр;
Москва, Новгород, площадь, Петербург, Псков;
молоток, топор, ложка, пила, клещи;
Илья, Федор, Петров, Андрей, Женя;
сыр, будка, мороженое, масло, творог;
бутылка, банка, сковородка, кувшин, стакан;
молоко, сливки, сыр, сало, сметана;
дом, сарай, изба, хижина, здание;
береза, сосна, дерево, дуб, ель;
книга, альбом, блокнот, краски, тетрадь;
кисточка, карандаш, лист, краски, картина;
торт, портфель, сумка, рюкзак, чемодан;
месяц, день, год, небо, час;
гнездо, кора, муравейник, курятник, берлога;
молоток, гвоздь, топор, клещи, долото;
минута, секунда, час, вечер, сутки;
грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
б) «Лишнее» слово среди имен прилагательных.
грустный, печальный, унылый, глубокий;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
желтый, красный, сильный, зеленый;
слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
крепкий, далекий, прочный, надежный;
дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий;
смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;
глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.
в) «Лишнее» слово среди глаголов:
думать, ехать, размышлять, соображать;
бросился, слушал, ринулся, помчался;
ненавидеть, презирать, наказывать;
приехал, прибыл, убежал, прискакал;
пришел, явился, смотрел;
выбежал, вошел, вылетел, выскочил;
налил, насорил, вылил;
подбежал, вошел, подошел.
Ребенок называет обобщающее слово по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например:
Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).