Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 17:27, курсовая работа
В последнее время все чаще наблюдаются тревожные обстоятельства, делающие проблему социально-педагогической помощи детям весьма актуальной: усиливающееся расслоение общества как результат перехода к рыночным отношениям, резкое снижение уровня жизни малообеспеченных семей; развитие теневых, рыночных отношений среди подростков, появление подросткового и рыночного рэкета, рост имущественных преступлений; расширение безнадзорности и появление беспризорности как социального явления; рост подростковой преступности, вовлечение детей и подростков во взрослые преступные группировки; приобщение молодежи к наркотикам и токсикомании; падение авторитета родителей и педагогов.
1) Введение.
2) Глава 1. Теоретическое обоснование педагогической поддержки младших школьников группы риска в условиях детского дома:
1.1 Понятие и сущность педагогической поддержки.
1.2 Характеристика младших школьников группы риска, воспитывающихся в детском доме.
1.3 Способы реализации педагогической поддержки младших школьников группы риска, воспитывающихся в детском доме.
3) Выводы по главе 1.
4) Глава 2. Эмпирическое исследование педагогической поддержки младших школьников группы риска в условиях детского дома:
2.1 Методы исследования.
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных.
5) Выводы по главе 2.
6) Заключение.
7) Список литературы.
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогики и психологии детства
Курсовая работа № 1
Тема:
Педагогическая поддержка младших школьников группы риска в условиях детского дома
Студентки дневного отделения
Факультета ПиПД, 3 курса
Руководитель:
Омск – 2008
Содержание:
1) Введение.
2) Глава 1. Теоретическое
обоснование педагогической
1.1 Понятие и сущность педагогической поддержки.
1.2 Характеристика младших
школьников группы риска,
1.3 Способы реализации
педагогической поддержки
3) Выводы по главе 1.
4) Глава 2. Эмпирическое
исследование педагогической
2.1 Методы исследования.
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных.
5) Выводы по главе 2.
6) Заключение.
7) Список литературы.
Введение.
В последнее время все чаще наблюдаются тревожные обстоятельства, делающие проблему социально-педагогической помощи детям весьма актуальной: усиливающееся расслоение общества как результат перехода к рыночным отношениям, резкое снижение уровня жизни малообеспеченных семей; развитие теневых, рыночных отношений среди подростков, появление подросткового и рыночного рэкета, рост имущественных преступлений; расширение безнадзорности и появление беспризорности как социального явления; рост подростковой преступности, вовлечение детей и подростков во взрослые преступные группировки; приобщение молодежи к наркотикам и токсикомании; падение авторитета родителей и педагогов.
В современных условиях встали остро вопросы незащищенности детей, проблема организации работы с учащимися, необходимость создать им благоприятные условия для нормального развития и жизни.
Глава 1. Теоретическое обоснование педагогической поддержки младших школьников группы риска в условиях детского дома:
Анализ опыта развития социальной помощи детям показывает, что такая помощь принципиально отличается от социальной работы с любыми категориями взрослого населения. Важнейшей частью социальной помощи детям является педагогическая составляющая, связанная с воспитанием и образованием ребенка, содействием в его развитии и успешной социализации. То есть деятельность, направленная на оказание социальной помощи детям, - это всегда социально-педагогическая деятельность, которая представляет собой разновидность педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность – деятельность специфическая и обладает рядом особенностей. Основная ее особенность состоит в том, что она выступает как одно из звеньев массовой деятельности школы и общества в целом, где педагог, с одной стороны, пользуется всеми достижениями педагогической теории и практики, а с другой – как личность, индивидуальность вносит свой вклад в это дело.
Выявлению сущности педагогической деятельности посвящено много исследований. Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин и другие исследователи понимают под педагогической деятельностью вид социальной деятельности по передаче от старших поколений к младших накопленных человечеством культуры и опыта.
Ю.Н. Кулюткин видит своеобразие педагогической деятельности в том, что она является «метадеятельностью», т.е. деятельностью по организации другой деятельности. Деятельность педагога надстраивается над деятельностью ученика: цели, которые ставит перед собой учитель, формируются как потенциальные эффекты продвижения этих целей также реализуется через организацию деятельности ученика; оценка успешности действий педагога производится на основе того, насколько успешным оказывается запланированное продвижение ученика.
Следующая особенность педагогической деятельности заключается в присущей педагогу позиции, существенное противоречие которой заключается в том, что человек рождается явным объектом воспитания (в широком смысле этого понятия), а ему предстоит стать субъектом полноценного, нравственного гражданского поведения. Из этого можно сделать вывод, что сущность педагогической деятельности заключается в объектно-субъектном преобразовании личности.
Отсюда возникает
Раскрывая специфику педагогической деятельности, некоторые исследователи подчеркивают ее когнитивный характер. Так, С.Г. Вершловский и Л.Н. Лесохина включают в нее прежде всего элементы мыслительной деятельности. В предложенной ими структуре выделяются: во-первых, педагогическое предвидение, прогнозирование, что связано с педагогической интерпретацией социальных явлений, своеобразным переводом общественных целей и задач на педагогический язык; во-вторых, методическое осмысление, инструментовка учебно-воспитательных воздействий. Как третью особенность педагогической деятельности эти исследователи называют то, что она связана с организацией воздействий, использованием в качестве учебно-воспитательных средств и возможностей учебной, внеклассной и внешкольной деятельности, различных информационных и воспитательных влияний. Четвертая особенность обусловлена необходимостью анализа достигнутого результата, соотнесения его с выдвинутыми целями и задачами.
Н.В. Кузьмина выделяют уровни педагогической деятельности в соотношении с уровнями профессиональных знаний педагога. Ею выделены:
1) репродуктивный уровень
деятельности, характеризующийся тем,
что человек может сообщить
другим знания, которыми владеет
сам. Однако даже самые
2) адаптивный уровень,
который включает в себя
3) уровень, локально моделирующий знания, который характеризуется тем, что педагог умеет не только передавать знания, но и соотносить их с ранее изученным материалом, предвидеть, какие трудности встретятся при восприятии нового материала и что нужно сделать, чтобы преодолеть эти трудности;
4) уровень, системно моделирующий знания, который предполагает, что педагог, давая какое-то новое знание, учитывает всю систему знаний учащихся;
5) уровень, системно
моделирующий поведение
Однако уровень формирования знаний не охватывает всего многообразия проявлений собственно педагогической деятельности и еще не предопределяет конечный результат.
По мнению Л.А. Беляевой, генезис педагогической деятельности обусловлен одной из фундаментальных потребностей общества в воспроизводстве человека, а поэтому ее необходимо рассматривать, с одной стороны, как способ социокультурного воспроизводства человека, а с другой – как способ бытия особой социально-педагогической сферы общества, в рамках которой и осуществляется целенаправленное социокультурное воспроизводство человека. Иными словами, педагогическая деятельность – это вид духовно-практической деятельности, осуществление которой обусловлено потребностями общества и воспроизводством человека как субъекта общественных отношений.
Педагогическая деятельность имеет профессиональный и непрофессиональный уровни. Непрофессиональной педагогической деятельностью занимаются, как правило, родители и старшие родственники по отношению к младшим. Профессиональной педагогической деятельностью занимаются люди, имеющие для этого специальное образование.
В целом любая педагогическая деятельность – это не просто деятельность специалиста определенного профиля, педагога, но прежде всего связка между обществом и ребенком, обеспечивающая успешное включение каждого отдельного человека в общество, или, по выражению Л.С. Выготского, его «врастание в человеческую культуру». Поэтому педагогическая деятельность носит всеобщий характер, она направлена на всех детей.
Социально-педагогическая деятельность как разновидность педагогической деятельности имеет как общие черты, так и отличительные особенности. Следует отметить, что в российской педагогике понятие «социально-педагогическая деятельность» появилось совсем недавно и только еще начинает исследоваться учеными. Тем не менее, это понятие уже прочно заняло свое место в понятийном аппарате социальной педагогики, а также педагогики в целом.
Большинство исследователей сходятся в том, что общим, связывающим эти два понятия, родовидовыми отношениями является тождество основной функции, которую и педагогическая, и социально-педагогическая деятельность выполняют в обществе, - функции социального наследования, социокультурного воспроизводства и развития человека. В целом совпадают и мнения разных ученых относительно специфических особенностей социально-педагогической деятельности по сравнению с педагогической.
Основной отличительной особенностью социально-педагогической деятельности является то, что потребность в ней возникает тогда, когда у индивида, личности, группы складывается проблемная ситуация во взаимоотношениях со средой. Это главное отличие определяет и все другие.
Так, по мнению М.А. Галагузовой, если педагогическая деятельность носит нормативно-программный характер, то социально-педагогическая «всегда является «адресной», направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем посредством изучения личности ребенка и окружающего его социума, поиска адекватных ситуации способов общения с ребенком, выявления средств, помогающих ребенку самостоятельно решить свою проблему. Если педагогическая деятельность имеет непрерывный характер, то социально-педагогическая скорее локальна, ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема». Профессиональная деятельность педагога, как правило, осуществляется в учреждениях системы образования, тогда как социально-педагогическая деятельность имеет намного более широкую сферу применимости.
Л.А. Беляева и М.А. Беляева, выделяя те же основные отличия, рассматривают социально-педагогическую деятельность как «способ гармонизации отношений человека, группы и среды на основе удовлетворения потребности в социокультурной адаптации и самореализации, осуществляемой на основе развития личности, с одной стороны, и педагогической среды – с другой». Ключевым в данном определении является понятие «адаптация», поскольку, как справедливо отмечают исследователи далее, «в современных условиях человеку на протяжении своей жизни неоднократно приходится сталкиваться с изменениями социальной среды. Это приводит к тому, что прошлый опыт субъекта становится недостаточным и непригодным для жизни в новых условиях, и человек оказывается в ситуации, выражающей необходимость изменять себя, либо среду, либо то и другое вместе», т.е. человек оказывается перед необходимостью адаптироваться к изменившимся условиям.
Есть люди, которые способны самостоятельно приспособиться к новым условиям, разрешив любую проблемную ситуацию. Такой процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией. Если же человек не может приспособиться к новым условиям и при этом утрачивает какие-то социально значимые качества, необходимые для его успешной адаптации, происходит социальная дезадаптация индивида. Такой индивид нуждается в социальной реабилитации, которая предусматривает осуществление системы мер, направленных на восстановление социального статуса личности, разрушенных или утраченных общественных связей и отношений и в конечном счете на обеспечение его социальной адаптации в обществе. Такой человек становится объектом профессиональной помощи.
Дети как особая категория людей (согласно Конвенции ООН о правах ребенка – от рождения до достижения 18-летнего возраста) с точки зрения социальных отношений отличаются тем, что именно на период детства приходится основной, определяющий этап процесса социализации человека. Социализация – процесс приобщения к социальной жизни, который заключается в усвоении человеком системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе. Именно в процессе социализации индивид становится личностью, способной функционировать в данном обществе. Но это же означает, что ребенок – это индивид, процесс социализации которого не завершился, т.е. у него еще не сформировались устойчивые социальные установки и система ценностей, он не приобрел достаточного социального опыта и других качеств, важных для успешного включения в жизнь общества. И эта социальная незрелость, несформированность личности существенно осложняют процесс социальной адаптации ребенка в каждой конкретной проблемной ситуации. Поэтому дети, в отличие от многих других категорий людей, как правило, не могут самостоятельно находить выход из сложных жизненных ситуаций и нуждаются в чьей-то помощи и поддержке. Причем эта помощь должна быть направлена не просто на социальную адаптацию ребенка, а в целом не его успешную социализацию.