Педагогическая поддержка младших школьников группы риска в условиях детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

В последнее время все чаще наблюдаются тревожные обстоятельства, делающие проблему социально-педагогической помощи детям весьма актуальной: усиливающееся расслоение общества как результат перехода к рыночным отношениям, резкое снижение уровня жизни малообеспеченных семей; развитие теневых, рыночных отношений среди подростков, появление подросткового и рыночного рэкета, рост имущественных преступлений; расширение безнадзорности и появление беспризорности как социального явления; рост подростковой преступности, вовлечение детей и подростков во взрослые преступные группировки; приобщение молодежи к наркотикам и токсикомании; падение авторитета родителей и педагогов.

Содержание работы

1) Введение.
2) Глава 1. Теоретическое обоснование педагогической поддержки младших школьников группы риска в условиях детского дома:
1.1 Понятие и сущность педагогической поддержки.
1.2 Характеристика младших школьников группы риска, воспитывающихся в детском доме.
1.3 Способы реализации педагогической поддержки младших школьников группы риска, воспитывающихся в детском доме.
3) Выводы по главе 1.
4) Глава 2. Эмпирическое исследование педагогической поддержки младших школьников группы риска в условиях детского дома:
2.1 Методы исследования.
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных.
5) Выводы по главе 2.
6) Заключение.
7) Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 1 по педагогике.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

Понятие социализации, которое появилось в социологии, активно включается в понятийный аппарат педагогики, и многие ученые (А.В. Мудрик, В.А. Никитин и др.) начинают рассматривать его как одну из центральных категорий социальной педагогики. Социализация определяется как развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества (А.В. Мудрик).

Выделяют три сферы, в которых осуществляется социализация: деятельность, общение, самосознание. Эти сферы создают для человека «расширяющую действительность» (Г.М. Андреева), в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только микросреду, но и всю систему социальных отношений. Вхождение в систему социальных отношений осуществляется за счет усвоения и реализации социальных ролей. Социальная роль – это модель ожидаемого поведения, обусловленного статусом или социальной позицией человека. Процесс усвоения социальной роли – условие и результат вхождения индивида в систему социальных связей, занятия в ней определенной позиции, есть составная часть процесса социализации.

На всех этапах социализации человека общество оказывает на него определенное воздействие. Конкретные группы людей, в которых личность приобщается к системе норм и  ценностей общества, называются институтами социализации. Институты социализации: семья, детские учреждения, школа, группа сверстников, коллектив – на разных этапах жизненного пути оказывают разное влияние.

Социальные  нормы – это установленные модели, эталоны должного, с точки зрения общества, групп и их членов, поведения человека. Через усвоение групповых норм и ценностей человек усваивает социальные роли. Общество регулирует процесс принятия усвоенной роли, обеспечивает правильное поведение в рамках усвоенной роли.

Таким образом, главным  отличием социально-педагогической деятельности от педагогической является то, что предметом последней является каждый ребенок, тогда как потребность в социально-педагогической деятельности возникает тогда, когда индивид или группа оказываются в сложной, проблемной ситуации во взаимоотношениях со средой и нуждаются в специальной, профессиональной помощи в процессе социализации.

Нам также представляется важной еще одна особенность социально-педагогической деятельности, а именно ее исключительно  профессиональный характер, т.е. она является разновидностью именно профессиональной педагогической деятельности.

Выделенные особенности  сближают социально-педагогическую деятельность с другим видом профессиональной деятельности – социальной работой.

Понятие социальной работы появилось в России в 1991 г., когда в стране был введен институт социальной работы. Его введение было обусловлено осознанием необходимости кардинального пересмотра подходов в организации социальной помощи населению.

Сам феномен помощи столь  же древний, как и человечество, а может быть, и древнее. То, что помощь не является прерогативой только человеческого общества и известно достаточно много примеров взаимопомощи среди животных, позволяет предполагать, что помощь – явление биосоциальное. Во всяком случае, проявления взаимопомощи в тех или иных формах отмечаются на всех этапах развития человечества.

Между социально-педагогической деятельностью и социальной работой  много общего: и та и другая осуществляются профессионально подготовленными  специалистами, обе направлены на оказание помощи лицам, оказавшимся в трудной, проблемной жизненной ситуации. И в то же время между ними существует различие, не позволяющее смешивать эти два понятия. Оно заключается в том, что объектом социальной работы являются люди разных возрастных категорий, тогда как социально-педагогическая деятельность направлена на детей.

Как отмечают Л.А. и М.А. Беляевы, «поводом для социальной работы служит социальное неблагополучие отдельных  людей или групп», поэтому ее цель состоит в том, чтобы «способствовать повышению качества жизни людей, большей социальной справедливости в распределении социальных благ, реализации прав человека», а «средствами этой деятельности являются разнообразные виды помощи, поддержки, защиты интересов и потребностей людей в необходимых условиях жизни, выражающихся в определенном уровне благосостояния, образования и культуры».

Так как социально-педагогическая деятельность направлена на разрешение проблемной ситуации ребенка, одним  из оснований классификации ее разновидностей могут выступать категории детей с определенными проблемами.

В соответствии с этим можно выделить следующие основные категории детей, являющихся объектом социально-педагогической деятельности:

- дети-инвалиды;

- дети-сироты;

- дети-правонарушители;

- дети группы риска.

Дети-инвалиды (в последнее время наметилась общегуманистическая тенденция называть эту категорию детей «дети с ограниченными возможностями») – это дети, имеющие столь значительные заболевания или отклонения в физическом, психическом, интеллектуальном развитии, что они становятся субъектами специального законодательства, принятого на федеральном уровне. Отнесение детей к этой категории осуществляется на основе медицинских показаний специальными медико-педагогическими комиссиями. В зависимости от болезни или характера отклонения в развитии выделяются различные категории детей с ограниченными возможностями: слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, умственно отсталые, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата и ряд других.

Традиционно большое внимание всегда уделялось такой категории, как дети-сироты. В полном смысле слова сиротами являются дети, родители которых умерли или не установлены. К этой категории относятся также дети, оставшиеся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания в установленном порядке родителей нетрудоспособными, безвестно отсутствующими и т.д. В последнее время значительно увеличилось в нашей стране число детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях, в результате чего последние тоже оказываются в этой категории.

Дети, оказавшиеся по тем или иным причинам вне семьи, - явление противоестественное. Одним  из основных прав ребенка, закрепленных ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка, является право знать своих родителей и право на их заботу. Если же ребенок временно или постоянно лишен своего семейного окружения или в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, то согласно ст. 20, он имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В нашей стране обязанности  по выявлению детей этой категории  возложены на специальные органы – органы опеки и попечительства. Статус детей закрепляется документально  в установленном порядке. Существует целая система законодательных актов, государственных мер и учреждений (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и др.), направленных на материальное обеспечение, содержание и создание условий для развития, воспитания и образования детей.

В то же время и в этой сфере накопилось множество проблем. Традиционные подходы к организации жизни, воспитанию и обучению детей-сирот в существующих образовательно-воспитательных учреждениях сегодня не удовлетворяют изменившееся общество. Социологические исследования показывают крайне неутешительную картину результатов воспитания детей в таких учреждениях. Только по выпускникам детских домов и интернатов статистика приводит следующие данные:

40% - зарегистрированные  правонарушители;

30% - алкоголики и наркоманы;

10% - суициденты.

Но даже те, кто не входит в эти статистические показатели, как правило, с трудом могут, покинув  стены сиротских учреждений, самостоятельно адаптироваться к жизни в обществе, найти в ней свое место, устроить быт, создать семью.

Во многом это объясняется тем, что дети, лишенные постоянного контакта с родителями, развиваются неблагополучно. Как показывают исследования педагогов и психологов, по общему физическому и психическому развитию такие дети значительно отличаются от своих сверстников, растущих в семьях. У них, как правило, замедлен темп психического развития, ниже интеллектуальный уровень, беднее эмоциональная сфера, позднее и хуже формируются навыки саморегуляции и правильного поведения. Эти негативные явления возникают как результат сенсорной, эмоциональной, психической депривации, которая характерна для детей, воспитывающихся вне семьи. К депривации же приводят недостаток ухода, заботы и ласки, отсутствие привязанности самого ребенка к родителям, той эмоциональной, теплой атмосферы, которую дает ребенку благополучная семья. Психическая депривация деформирует личность ребенка и создает многовариантные препятствия для таких детей на пути их социализации, интеграции в общество.

Кроме того, детские дома и интернаты, в которые поступают  дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, чаще всего находятся далеко от места их первичного проживания, в результате чего многие утрачивают родственные и дружеские связи, которые являются обязательным условием успешной социальной адаптации человека.

Это свидетельствует  о том, что вся система помощи данной категории детей требует  качественных изменений, совершенствования  и форм, и методов, и технологий работы с детьми, оказавшимися вне  семьи. Важное значение при этом приобретает  также социально-педагогическая помощь.

К категории детей-правонарушителей относятся дети, т.е. лица до достижения 18-летнего возраста, совершившие уголовно наказуемые деяния. Однако к уголовной ответственности в судебном порядке привлекаются только те несовершеннолетние, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет. Если же ребенок, совершивший правонарушение, не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, т.е. ему не исполнилось 14 лет, его судьбу решает комиссия по делам несовершеннолетних.

Существует сеть специальных воспитательных учреждений для этой категории детей, которая включает воспитательные колонии, а также специальные учебно-воспитательные учреждения, в которых дети не только содержатся, но и обучаются. Последние могут быть открытого и закрытого типа. Находятся эти учреждения в ведении органов исполнения наказания (воспитательные колонии) и внутренних дел.

Таким образом, эти три  категории детей характеризуются  тем, что их положение законодательно и нормативно регулируется государством, существуют специальные органы и ведомства (сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел и т.д.), которые выявляют таких детей и устанавливают их статус, а также специальные учреждения для таких детей. Что же касается последней выделенной нами категории – дети группы риска, к которой обычно относят детей из неблагополучных семей, плохо успевающих в школе, характеризующихся различными проявлениями девиантного (отклоняющегося) поведения и т.д., то эта категория является «неофициальной». Внимание к ней значительно возросло только в последнее время.

Понятие дети группы риска может считаться сегодня общепринятым, однако существуют различные его трактовки, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии.

Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Фактически речь идет о двух сторонах риска.

С одной стороны, это  риск для общества, который создают  дети данной категории. Следует отметить, что понятие «группа риска» появилось  еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам.

Однако в последнее  время эта категория детей рассматривается специалистами прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д.

Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Е.И. Казаковой, можно назвать три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных).

Близок к этому подход В.Е. Летуновой, которая выделяет следующие  группы факторов риска:

• медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);

• социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе: бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.);

• психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);

• педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для продолжительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).

Мы под понятием «дети  группы риска» подразумеваем следующие  категории детей:

    1. дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
    2. дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
    3. дети из неблагополучных, асоциальных семей;
    4. дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
    5. дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.

Информация о работе Педагогическая поддержка младших школьников группы риска в условиях детского дома