Педагогическая поддержка младших школьников группы риска в условиях детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

В последнее время все чаще наблюдаются тревожные обстоятельства, делающие проблему социально-педагогической помощи детям весьма актуальной: усиливающееся расслоение общества как результат перехода к рыночным отношениям, резкое снижение уровня жизни малообеспеченных семей; развитие теневых, рыночных отношений среди подростков, появление подросткового и рыночного рэкета, рост имущественных преступлений; расширение безнадзорности и появление беспризорности как социального явления; рост подростковой преступности, вовлечение детей и подростков во взрослые преступные группировки; приобщение молодежи к наркотикам и токсикомании; падение авторитета родителей и педагогов.

Содержание работы

1) Введение.
2) Глава 1. Теоретическое обоснование педагогической поддержки младших школьников группы риска в условиях детского дома:
1.1 Понятие и сущность педагогической поддержки.
1.2 Характеристика младших школьников группы риска, воспитывающихся в детском доме.
1.3 Способы реализации педагогической поддержки младших школьников группы риска, воспитывающихся в детском доме.
3) Выводы по главе 1.
4) Глава 2. Эмпирическое исследование педагогической поддержки младших школьников группы риска в условиях детского дома:
2.1 Методы исследования.
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных.
5) Выводы по главе 2.
6) Заключение.
7) Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 1 по педагогике.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

Поскольку ребенок, имеющий  риск в поведении, обучении, отношениях, часто называется трудным, исследователь  А.Л. Лихтарников провел опрос 200 учителей образовательных учреждений с целью  выяснить, что они подразумевают  под словом трудный. Оказалось, что чаще всего речь идет о ребенке, с которым трудно взаимодействовать на уроке, так как он постоянно самоутверждается, спорит, ведет борьбу с педагогом, бунтует, настаивает на своей правоте, но при этом не осознает своей ответственности ни за слова, ни за поступки и действия. Получается, что «трудными» дети становятся в ситуации, когда взрослые не могут найти к ним подход.

Часть педагогов в  своих ответах выделили такой  ряд трудностей: неудобные, неуправляемые, агрессивные, не понимают учителей и сверстников. На них необходимо затрачивать многократно больше труда, чем на других детей, а еще больший труд приходится направлять на преодоление наследственности, влияния семьи. Им трудно объяснить, почему плохо употреблять наркотики, пить, у них нет доверия к взрослым, они отвергают всякое вмешательство, живут в своем мире. Эти трудности педагоги описывают, опираясь на свои реакции по отношению к таким детям, и чаще всего демонстрируют невыраженное внутреннее отторжение таких детей, их категорическое неприятие.

Трудный ребенок чаще, чем другие, испытывает разного рода неудачи, которые раздражают или  пугают родителей и педагогов, в  результате за ним закрепляется «ярлык»  неудачника, который становится установкой и для самого ребенка. Риск – ожидаемое  неблагополучие при неуспехе в деятельности – приводит к осложнениям, препятствует адаптации ребенка к нормальной жизни в обществе.

Таким образом, основная отличительная особенность детей  группы риска заключается в том, что формально, юридически они могут  считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычное образовательное учреждение), но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере или вообще попираются их базовые права, закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка и другими законодательными актами, - право на уровень жизни, необходимый для их полноценного развития, и право на образование. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Они или не могут их осознать, или не видят выхода из трудной ситуации, в которой оказались. При этом дети группы риска не только испытывают воздействие крайне негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, тогда как оказанная в нужный момент помощь могла бы поддержать ребенка, помочь ему преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать нормальным гражданином, человеком, личностью.

Однако необходимо признать, что оказание такого рода помощи – очень сложный и длительный процесс. Изменить ребенка любого возраста, который имеет отрицательный жизненный опыт, негативную оценку себя и своих возможностей, перенес различные травмы (психические, физические, сексуальные), испытывал недостаток любви и заботы со стороны родителей, имеет последствия разного вида деприваций, почувствовал на себе отчужденность общества и равнодушие государства, - чрезвычайно трудно. Это требует особых знаний, владения специфическими методами и приемами, требует особой организации, объединяющей многих специалистов разного профиля и позволяющей выявлять, определять и разрешать проблемы таких детей.

Поэтому данная категория  детей нуждается не просто в помощи окружающих, а в специально организованной, профессиональной социально-педагогической помощи, заключающейся в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование. Особый вид социально-педагогической деятельности, направленной на оказание такого рода социально-педагогической помощи детям, мы называем социально-педагогической поддержкой детства.

Понятие «поддержка»  введено в педагогику относительно недавно Н.Б. Крыловой и получило развитие в работах О.С. Газмана  и других исследователей, которые рассматривают ее как профессиональную деятельность педагогов в общеобразовательных учреждениях, направленную на оказание помощи детям в решении их проблем.

Практически одновременно появились понятия «социальная  поддержка», «педагогическая поддержка», «психолого-педагогическая поддержка», «медико-психолого-педагогическая поддержка» и, наконец, «социально-педагогическая поддержка», которые встречаются в работах многих ученых и практиков, занимающихся проблемами детства. Однако, хотя сегодня эти понятия широко используются в научном обороте, работ, посвященных их специальному рассмотрению и анализу, мы не встретили.

Коджаспирова Г.М. и  Коджаспиров А.Ю. рассматривают педагогическую поддержку как деятельность профессиональных педагогов и психологов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям (подросткам) в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, деловой и межличностной коммуникацией, с успешным продвижением в обучении, с жизненным и профессиональным самоопределением.

Поскольку слово поддержка часто употребляется в сочетании «помощь и поддержка», представляется необходимым уточнить соотношение этих терминов. Поддержка означает «оказание помощи»; поэтому если помощь – это определенная система мер, реализация которых имеет целью принести кому-либо облегчение в чем-то, то поддержка есть собственно реализация этой системы мер, этой помощи, т.е. деятельность по оказанию помощи. В случае социально-педагогической поддержки оказываемая детям помощь заключается в том, что профессионально подготовленные люди выявляют, определяют и разрешают проблемы ребенка, оказавшегося в ситуации, когда нарушаются его базовые права.

Необходимо отметить, что права детей, закрепленные Конвенцией ООН и другими законодательными актами, могут нарушаться и в специальных учреждениях для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В ходе проверки интернатных учреждений выявляются, например, такие факты нарушения прав детей, оставшихся без попечения родителей. Практически повсеместно нарушаются установленные законом правила направления детей в приюты; частичное финансирование таких учреждений приводит к тому, что дети в них оказываются лишены самого необходимого; выявляются случаи жестокого обращения и эксплуатации детей и т.д. В таких случаях дети также нуждаются в социально-педагогической помощи, направленной на защиту их прав, т.е. в социально-педагогической поддержке.

Поскольку категория  детей группы риска до недавнего  времени официально не признавалась как объект социальной и педагогической помощи, а рассматривалась только как объект наказания или перевоспитания, не существовало и учреждений, в которых оказывалась бы какая-либо помощь таким детям. В результате, как справедливо отмечают А.А. Северный и Б.Л. Альтшулер, образовался «противоестественный разрыв между учреждениями, работающими с «нормальными» детьми, и различными структурами, осуществляющими коррекцию их отклоняющегося развития, поведения (специальные школы, интернаты, ПТУ, лечебные и инвалидные заведения, приюты, колонии и т.п.). Если первые «поставляют» контингенты дезадаптированных детей и подростков, не делая ничего, чтобы уменьшить этот все нарастающий поток, то вторые все более и более расширяются, чтобы поглотить несовершеннолетних, выпавших из естественного бытия, не будучи ни организационно, ни методически обеспеченными для полноценной реабилитации несовершеннолетних адекватного возвращения их в естественную среду».

Этот разрыв и начали заполнять учреждения нового типа, которые в 90-х годах стали создаваться во многих регионах и городах страны: центры социального здоровья семьи и детей; центры социальной реабилитации трудных подростков, вынужденных убегать из семьи из-за жестокого обращения и пьянства родителей; центры психолого-педагогической помощи; «телефоны доверия» и т.п. Каждое из этих социально-педагогических учреждений вносит свой определенный вклад в лечение некоторых социальных болезней общества. Однако практика показывает, что отдельные учреждения социально-педагогической поддержки детей не решают всего комплекса проблем.

Можно выделить несколько  причин этого явления, характерных  для самых разных регионов. Например, те же авторы выделяют такие причины  малой эффективности многообразных  ведомств и учреждений по решению  проблем детства, как ведомственная ограниченность и межведомственная разобщенность в организации деятельности; отсутствие организационно-методических системных подходов в реализации межпрофессионального взаимодействия как в деятельности учреждений, так и в подготовке кадров; отсутствие профилактической направленности в работе с детским населением и семьей; нередкая декларативность реабилитационной направленности той или иной службы, реально не выполняющей этой задачи, и ряд других.

Однако, на наш взгляд, главной причиной, которая обусловливает и все остальные, является отсутствие системных подходов в организации деятельности всей совокупности этих учреждений и объединяемых ими специалистов, а также в подготовке кадров. Поэтому мы рассматриваем проблему эффективной организации социально-педагогической поддержки детства как проблему построения системы взаимосвязанных и взаимообусловленных учреждений и служб разного профиля, объединяющих различных специалистов: социальных педагогов, психологов, медиков, социальных работников и других, а также соответствующих органов управления, которые в совокупности решали бы проблему социально-педагогической поддержки.

Оптимальным с административной точки зрения уровнем организации  социально-педагогической поддержки  детства как системы представляется муниципальный, поскольку сравнительно ограниченная территория муниципального образования обеспечивает однородность социальных, экономических, национальных условий и проблем в его пределах. И в то же время именно на этом уровне в России осуществляется местное самоуправление, т.е. имеются необходимые полномочия в распоряжении имуществом и финансами, создании и реорганизации учреждений и т.д.

Организация социально-педагогической поддержки детства в целом  должна быть направлена на устранение или ослабление воздействия причин, выступающих факторами риска для детей. Причем эти проблемы должны решаться в комплексе.

С учетом вышесказанного организация системы социально-педагогической поддержки детства на муниципальном  уровне предусматривает решение  трех важнейших проблем, обусловливающих три основные направления организационной деятельности:

• совершенствование образовательной системы в интересах развития каждого ребенка, что включает обеспечение многовариантности образовательных программ, возможности выбора образовательной программы в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка, современной диагностики проблем детей;

• организация социальной и медико-психолого-педагогической помощи и поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

• обеспечение реальных мер по защите прав и законных интересов детей на уровне исполнительной власти и управления образованием.

 

1.2 Характеристика младших  школьников группы риска, воспитывающихся  в детском доме.

Дети группы риска  – это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Основными причинами  попадания детей в группу риска являются следующие обстоятельства жизни этих детей: пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и пр.); устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов; сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими; убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем; отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиения с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.); оставление малолетних детей одних без пищи и воды; отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства; побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.

Анализ условий жизни  таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную  причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще всего фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни.

Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий  жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям.

У детей возникают  значительные отклонения как в поведении, так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта – нарушение социализации в широком смысле слова: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя за столом, неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, гиперсексуальность, нарушения половой ориентации, воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень, отсутствие ценностных ориентаций, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность, утрата интереса к знаниям, дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань и т.д.).

Причины попадания детей  в учреждения социально-педагогической помощи и поддержки разные, но следует  отметить, что решение проблем  этих детей мало зависит от сложившейся традиционной системы образования, которая предполагает нормальные условия жизни детей в семье. При семейном неблагополучии решить проблемы детей, не имея учреждений социально-педагогической поддержки, весьма проблематично.

Информация о работе Педагогическая поддержка младших школьников группы риска в условиях детского дома