Педагогическая поддержка младших школьников группы риска в условиях детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

В последнее время все чаще наблюдаются тревожные обстоятельства, делающие проблему социально-педагогической помощи детям весьма актуальной: усиливающееся расслоение общества как результат перехода к рыночным отношениям, резкое снижение уровня жизни малообеспеченных семей; развитие теневых, рыночных отношений среди подростков, появление подросткового и рыночного рэкета, рост имущественных преступлений; расширение безнадзорности и появление беспризорности как социального явления; рост подростковой преступности, вовлечение детей и подростков во взрослые преступные группировки; приобщение молодежи к наркотикам и токсикомании; падение авторитета родителей и педагогов.

Содержание работы

1) Введение.
2) Глава 1. Теоретическое обоснование педагогической поддержки младших школьников группы риска в условиях детского дома:
1.1 Понятие и сущность педагогической поддержки.
1.2 Характеристика младших школьников группы риска, воспитывающихся в детском доме.
1.3 Способы реализации педагогической поддержки младших школьников группы риска, воспитывающихся в детском доме.
3) Выводы по главе 1.
4) Глава 2. Эмпирическое исследование педагогической поддержки младших школьников группы риска в условиях детского дома:
2.1 Методы исследования.
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных.
5) Выводы по главе 2.
6) Заключение.
7) Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 1 по педагогике.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

В последнее десятилетие  во многих средних и высших учебных  заведениях нашей страны появились  специальные факультеты: психологии и социологии, социальной педагогики и социальной работы, психологического консультирования, выпускники которых получили право на оказание психологической и практической помощи человеку. Деятельность специалистов такого профиля направлена на решение социально-психологических и личностных проблем граждан, превентивных мер, направленных на предотвращение социальных отклонений. Институализация психологической помощи вызвала два принципиально новых вида услуг и профессий – социальная помощь – содействие решению проблем человека, психологическая помощь – консультирование по проблемам человека.

Анализ многочисленной зарубежной и отечественной литературы по данной проблематике позволяет выделить главные направления оказания социально-психологической и психологической помощи и поддержки.

1. Проблемы психического  развития ребенка. Специальные  проблемы: психологическая помощь ребенку в преодолении комплексов, удовлетворении эмоциональных запросов, обретении личностной идентичности, самоопределении, избегании эмоциональных травм, осознании неизбежности смерти, переживании потери родителей и близких родственников, содействие выработке устойчивых ценностей и моральных норм, поддержка в кризисный период развития и т.д.

2. Личностные проблемы  ребенка-подростка. Помощь в преодолении  кризиса психологического отделения  от родителей, идентификации с  другими значимыми лицами, преодолении чувства неполноценности, осознании своих ограниченных возможностей в семье, сексуальных проблемах, борьбе за личный и социальный статус и т.д.

3. Проблемы брака и  семьи. Супружеские и родительские  конфликты, семейные кризисы,  помощь разведенным семьям, семьям в повторном браке, матерям-одиночкам, опекунским и попечительским семьям, приемным семьям и семьям усыновителей.

4. Проблемы психического  и личностного здоровья. Профилактическая (превентивная) помощь при психических  и соматических заболеваниях, душевных страданиях, расстройствах, связанных с алкоголизмом, наркоманией, житейскими стрессами, конфликтами, пограничными состояниями и др.

5. Проблемы пожилого  возраста.

6. Помощь при решении  личностных проблем, общения,  психических состояний в местах заключения, больницах, казармах, студенческих городках.

7. Психологическая помощь  и поддержка в кризисных ситуациях:  смерть близких, попытка суицида,  изнасилование, измена и потеря  любви, работы и т.д.

8. Школьное консультирование: проблемы взаимоотношений учителей и детей, воспитателей и детей, учащихся между собой, вопросы взаимоотношений с родителями, школьной успешности, развития способностей, отклонений в поведении, поддержки ребенка в неблагополучной семье, помощь детям группы риска, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

9. Профессиональное консультирование, ориентировка в выборе профессии,  нахождении работы по своим  возможностям.

10. Психологическая помощь  по преодолению этнических предрассудков,  стереотипов у эмигрантов, беженцев, переселенцев.

11. Психологическая помощь  и поддержка при переживании  экстремальных ситуаций: «горячие  точки», военные и этнические  конфликты, землетрясения, техногенные  катастрофы и т.д.

Социально-педагогическая и психологическая помощь детям  группы риска предполагает выявление причин деформаций в развитии детей, поиск средств и способов их устранения, изменения среды в интересах ребенка и на основании этого построение процесса, способствующего развитию и социализации нормальной личности.

Социально-педагогическая поддержка направлена на главное – социализацию личности. Под социализацией мы понимаем овладение нормами и правилами жизни в обществе, знаниями и умениями строить отношения в обществе, позволяющими личности обрести такие характеристики:

• отношение к другому человеку как к самоценности;

• способность к самоотдаче как условию или способу реализации такого отношения к другим людям;

• творческий характер жизнедеятельности, способность к свободному волеизъявлению;

• возможность самому проектировать будущее;

• внутренняя ответственность перед собой, другими людьми, прошлым и будущим;

 

• стремление к обретению смысла жизни.

Социализация личности ребенка в обществе возможна только при взаимодействии всех институтов, обеспечивающих ее. Это требует координации помощи детям всех ведомств и построения единой системы социально-педагогической помощи и поддержки. Необходимость создания такой системы определяется требованиями международно-правовых норм по защите подрастающего поколения, зафиксированных в Конвенции ООН о правах ребенка. Необходимо преодолеть разобщенность социальных, педагогических, психологических, медицинских и правовых мер помощи детям.

Невозможно оказание помощи и поддержки детям, если отсутствует  единая служба. Служба помощи и поддержки  должна строиться на многих принципах; одним из главных среди них является гуманизация отношения общества к детям, переход от запаздывающего карательного реагирования на отклонения в поведении к оказанию всесторонней и своевременной помощи, восстановление приоритета развития перед наказанием.

Гуманизация должна охватывать:

- сферу законодательства;

- сферу воспитания  и обучения, основанную на психологической  диагностике интересов, потребностей, мотивов, задержек и деформаций  развития психики и поведения  детей;

- сферу наказания детей, совершивших правонарушение.

Гуманизация отношения  к детям должна воплотиться:

- в законах, определяющих  правовой статус и юридический  механизм защиты детей;

- в организации помощи  детям, основанной на диагностике  их социального, психологического и медицинского статуса;

- в гарантированности  помощи детям, оказавшимся в  трудной жизненной ситуации (детям  группы риска).

Все это возможно только при наличии единой социально-педагогической и психологической службы, способной  оказывать помощь и поддержку детям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п

Название главы

Исследовательская задача

Вывод

1

 

 

 

 

 

 

1.1

Теоретическое обоснование  педагогической поддержки младших  школьников группы риска в условиях детского дома:

- понятие и сущность  педагогической поддержки;

 

 

 

 

 

 

 

Определить понятие и сущность педагогической поддержки.

 

 

 

 

 

 

 

Педагогическая поддержка – это специально организованная, профессиональная социально-педагогическая помощь, заключающаяся в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование.

1.2

- характеристика младших  школьников группы риска, воспитывающихся  в детском доме;

Выявить характеристику младших школьников группы риска, воспитывающихся  в детском доме.

Дети дошкольного возраста отличаются пониженной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения, конфликтами во взаимоотношениях со сверстниками. У детей, воспитывающихся вне семьи, отсутствуют интерес к оценке взрослого, переживание неуспеха в деятельности, потребность в положительной оценке, они не умеют дифференцировать успешные и неуспешные действия, одобряемое и неодобряемое поведение. Интеллектуальное развитие детей, воспитывающихся вне семьи, характеризуется дисгармоничностью, резко выраженной неравномерностью и несбалансированностью видов мышления. Предметное, наглядно-образное мышление остается главным. Дети группы риска младшего школьного возраста имеют отклонения в развитии интеллектуальной сферы, часто не посещают школу, с трудом усваивают учебный материал, у них наблюдается задержка в развитии мышления, неразвитость саморегуляции, умения управлять собой. Все эти особенности младших школьников приводят к отставанию в овладении учебными навыками и умениями и низкому качеству учения.

1.3

- способы реализации  педагогической поддержки младших  школьников группы риска, воспитывающихся  в детском доме.

Определить способы  реализации педагогической поддержки  младших школьников группы риска, воспитывающихся в детском доме.

Главные направления  оказания социально-психологической  и психологической помощи и поддержки: 1. проблемы психического развития ребенка; 2. личностные проблемы ребенка-подростка; 3. проблемы брака и семьи;  4. проблемы психического и личностного здоровья; 5. проблемы пожилого возраста; 6. помощь при решении личностных проблем, общения, психических состояний в местах заключения, больницах, казармах, студенческих городках; 7. психологическая помощь и поддержка в кризисных ситуациях; 8. школьное консультирование; 9. профессиональное консультирование, ориентировка в выборе профессии, нахождении работы по своим возможностям; 10. психологическая помощь по преодолению этнических предрассудков, стереотипов у эмигрантов, беженцев, переселенцев; 11. психологическая помощь и поддержка при переживании экстремальных ситуаций.

2

 

 

 

 

 

 

2.1

Эмпирическое исследование педагогической поддержки младших  школьников группы риска в условиях детского дома:

- методы исследования;

 

 

 

 

 

 

 

Определить методы исследования.

 

2.2

- анализ и интерпретация  полученных данных.

Проанализировать и  интерпретировать полученные данные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М., 2002. – 254 с.
  2. Тентюрина Н. Ваш ребёнок в межнациональном коллективе. //Дошкольное образование: приложение к газете «Первое сентября» - 2001, май (№ 10) – с. 3-4.
  3. Дегтяренко Н.М. А вы знаете, что такое счастье? (традиционный день рождения) // Классный руководитель. – 2002 – № 8 – с. 132-138.
  4. Методика и технологии работы социального педагога. – М., 2002.
  5. Педагогическое руководство воспитательным процессом в детских домах. – М., 1979.
  6. Чередниченко И.Н. Социально-педагогическая поддержка детства. – Омск, 2003.
  7. Маро Беспризорные дети: социология, быт, практика работы. – М., 1925.
  8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 2005.
  9. Дети: настоящее и будущее: материалы научно-практической конференции, Омск, 15 февраля 2007г. – Омск, 2007.
  10. Дети группы риска, прогноз, диспансеризация. Под ред. Н.В. Дмитриева. – Рязань, 1988.
  11. Дети группы риска: материалы международного материала. – СПб, 1998.
  12. Дети «группы риска»: социальная, психолого-педагогическая помощь: материалы международной научно-практической конференции. – М., 1998.
  13. Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. – М., 1992.
  14. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1980.
  15. Беляева Л.А., Беляева М.А. Категории «социальная работа» и «социально-педагогическая деятельность» в их взаимосвязи. // Понятийный аппарат педагогики и образования / под ред. М.А. Галагузова. – Екатеринбург, 1998 – Выпуск 3.
  16. Галагузова М.А. Категориально-понятийные проблемы социальной педагогики. – Екатеринбург, 1998.
  17. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. – М., 1991.
  18. Бабанский Ю.К. Комплексный подход к воспитанию учащихся. – Киев, 1985.
  19. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. – М., 1997.
  20. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. – М., 1990.
  21. Северный А.А., Альтшулер Б.Л. О системе защиты детства и семьи. – М., 1998.
  22. Сластёнин В.А. Педагогика. – М., 2003.
  23. Никитин А.Ф. Что такое правовая культура? – М., 1988.
  24. Педагогика под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2004.
  25. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). – М., 2005.
  26. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу – с игрой. – М., 1991.
  27. Газман О.С., Матвеев В.Ф. Педагогика в пионерском лагере. – М., 1982.
  28. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. – М., 1984.
  29. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. – М., 1988.
  30. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец: у истоков общения. – М., 1991.
  31. Авдеева Н.Н. Психологический словарь. – М., 1999.
  32. Вершловский С.Г. Воспитание активной позиции личности. – Л., 1981.
  33. Вершловский С.Г., Лесохина Л.Н. Воспитание словом. – Л., 1971.
  34. Вершловский С.Г., Лесохина Л.Н. Молодёжь в пути. – М., 1971.
  35. Кузьмина Н.В. Родителям педагогические знания. – Л., 1969.
  36. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. – Л., 1970.
  37. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Развитие творческого мышления школьников. – Л., 1967.
  38. Кулюткин Ю.Н. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы: Самоорганизация познавательной активности личности как основа готовности к самообразованию. – М., 1977.
  39. Крылова Н.Б. Эстетические отношения: содержание и функции. – М., 1980.
  40. Крылова Н.Б., Печко Л.П. Формирование эстетической культуры личности: школа, трудовой коллектив, вуз. – М., 1986.
  41. Казакова Е.И., Михайлов Ф.И. Школа – взгляд в мир. – М., 1989.
  42. Резван В. Абсолютная устойчивость автоматических систем с запаздыванием./ Резван В.; с доп. Лихтарникова А.Л., Якубовича В.А.; под ред. Якубовича В.А. – М., 1983.

Информация о работе Педагогическая поддержка младших школьников группы риска в условиях детского дома