Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 17:27, курсовая работа
В последнее время все чаще наблюдаются тревожные обстоятельства, делающие проблему социально-педагогической помощи детям весьма актуальной: усиливающееся расслоение общества как результат перехода к рыночным отношениям, резкое снижение уровня жизни малообеспеченных семей; развитие теневых, рыночных отношений среди подростков, появление подросткового и рыночного рэкета, рост имущественных преступлений; расширение безнадзорности и появление беспризорности как социального явления; рост подростковой преступности, вовлечение детей и подростков во взрослые преступные группировки; приобщение молодежи к наркотикам и токсикомании; падение авторитета родителей и педагогов.
1) Введение.
2) Глава 1. Теоретическое обоснование педагогической поддержки младших школьников группы риска в условиях детского дома:
1.1 Понятие и сущность педагогической поддержки.
1.2 Характеристика младших школьников группы риска, воспитывающихся в детском доме.
1.3 Способы реализации педагогической поддержки младших школьников группы риска, воспитывающихся в детском доме.
3) Выводы по главе 1.
4) Глава 2. Эмпирическое исследование педагогической поддержки младших школьников группы риска в условиях детского дома:
2.1 Методы исследования.
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных.
5) Выводы по главе 2.
6) Заключение.
7) Список литературы.
В последнее десятилетие во многих средних и высших учебных заведениях нашей страны появились специальные факультеты: психологии и социологии, социальной педагогики и социальной работы, психологического консультирования, выпускники которых получили право на оказание психологической и практической помощи человеку. Деятельность специалистов такого профиля направлена на решение социально-психологических и личностных проблем граждан, превентивных мер, направленных на предотвращение социальных отклонений. Институализация психологической помощи вызвала два принципиально новых вида услуг и профессий – социальная помощь – содействие решению проблем человека, психологическая помощь – консультирование по проблемам человека.
Анализ многочисленной зарубежной и отечественной литературы по данной проблематике позволяет выделить главные направления оказания социально-психологической и психологической помощи и поддержки.
1. Проблемы психического развития ребенка. Специальные проблемы: психологическая помощь ребенку в преодолении комплексов, удовлетворении эмоциональных запросов, обретении личностной идентичности, самоопределении, избегании эмоциональных травм, осознании неизбежности смерти, переживании потери родителей и близких родственников, содействие выработке устойчивых ценностей и моральных норм, поддержка в кризисный период развития и т.д.
2. Личностные проблемы
ребенка-подростка. Помощь в
3. Проблемы брака и
семьи. Супружеские и
4. Проблемы психического и личностного здоровья. Профилактическая (превентивная) помощь при психических и соматических заболеваниях, душевных страданиях, расстройствах, связанных с алкоголизмом, наркоманией, житейскими стрессами, конфликтами, пограничными состояниями и др.
5. Проблемы пожилого возраста.
6. Помощь при решении личностных проблем, общения, психических состояний в местах заключения, больницах, казармах, студенческих городках.
7. Психологическая помощь
и поддержка в кризисных
8. Школьное консультирование: проблемы взаимоотношений учителей и детей, воспитателей и детей, учащихся между собой, вопросы взаимоотношений с родителями, школьной успешности, развития способностей, отклонений в поведении, поддержки ребенка в неблагополучной семье, помощь детям группы риска, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
9. Профессиональное
10. Психологическая помощь
по преодолению этнических
11. Психологическая помощь
и поддержка при переживании
экстремальных ситуаций: «горячие
точки», военные и этнические
конфликты, землетрясения,
Социально-педагогическая и психологическая помощь детям группы риска предполагает выявление причин деформаций в развитии детей, поиск средств и способов их устранения, изменения среды в интересах ребенка и на основании этого построение процесса, способствующего развитию и социализации нормальной личности.
Социально-педагогическая поддержка направлена на главное – социализацию личности. Под социализацией мы понимаем овладение нормами и правилами жизни в обществе, знаниями и умениями строить отношения в обществе, позволяющими личности обрести такие характеристики:
• отношение к другому человеку как к самоценности;
• способность к самоотдаче как условию или способу реализации такого отношения к другим людям;
• творческий характер жизнедеятельности, способность к свободному волеизъявлению;
• возможность самому проектировать будущее;
• внутренняя ответственность перед собой, другими людьми, прошлым и будущим;
• стремление к обретению смысла жизни.
Социализация личности ребенка в обществе возможна только при взаимодействии всех институтов, обеспечивающих ее. Это требует координации помощи детям всех ведомств и построения единой системы социально-педагогической помощи и поддержки. Необходимость создания такой системы определяется требованиями международно-правовых норм по защите подрастающего поколения, зафиксированных в Конвенции ООН о правах ребенка. Необходимо преодолеть разобщенность социальных, педагогических, психологических, медицинских и правовых мер помощи детям.
Невозможно оказание помощи и поддержки детям, если отсутствует единая служба. Служба помощи и поддержки должна строиться на многих принципах; одним из главных среди них является гуманизация отношения общества к детям, переход от запаздывающего карательного реагирования на отклонения в поведении к оказанию всесторонней и своевременной помощи, восстановление приоритета развития перед наказанием.
Гуманизация должна охватывать:
- сферу законодательства;
- сферу воспитания
и обучения, основанную на психологической
диагностике интересов,
- сферу наказания детей, совершивших правонарушение.
Гуманизация отношения к детям должна воплотиться:
- в законах, определяющих правовой статус и юридический механизм защиты детей;
- в организации помощи
детям, основанной на
- в гарантированности помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (детям группы риска).
Все это возможно только при наличии единой социально-педагогической и психологической службы, способной оказывать помощь и поддержку детям.
№ п/п |
Название главы |
Исследовательская задача |
Вывод |
1
1.1 |
Теоретическое обоснование педагогической поддержки младших школьников группы риска в условиях детского дома: - понятие и сущность педагогической поддержки; |
Определить понятие и сущность педагогической поддержки. |
Педагогическая поддержка – это специально организованная, профессиональная социально-педагогическая помощь, заключающаяся в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование. |
1.2 |
- характеристика младших
школьников группы риска, |
Выявить характеристику младших школьников группы риска, воспитывающихся в детском доме. |
Дети дошкольного возраста отличаются пониженной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения, конфликтами во взаимоотношениях со сверстниками. У детей, воспитывающихся вне семьи, отсутствуют интерес к оценке взрослого, переживание неуспеха в деятельности, потребность в положительной оценке, они не умеют дифференцировать успешные и неуспешные действия, одобряемое и неодобряемое поведение. Интеллектуальное развитие детей, воспитывающихся вне семьи, характеризуется дисгармоничностью, резко выраженной неравномерностью и несбалансированностью видов мышления. Предметное, наглядно-образное мышление остается главным. Дети группы риска младшего школьного возраста имеют отклонения в развитии интеллектуальной сферы, часто не посещают школу, с трудом усваивают учебный материал, у них наблюдается задержка в развитии мышления, неразвитость саморегуляции, умения управлять собой. Все эти особенности младших школьников приводят к отставанию в овладении учебными навыками и умениями и низкому качеству учения. |
1.3 |
- способы реализации
педагогической поддержки |
Определить способы реализации педагогической поддержки младших школьников группы риска, воспитывающихся в детском доме. |
Главные направления оказания социально-психологической и психологической помощи и поддержки: 1. проблемы психического развития ребенка; 2. личностные проблемы ребенка-подростка; 3. проблемы брака и семьи; 4. проблемы психического и личностного здоровья; 5. проблемы пожилого возраста; 6. помощь при решении личностных проблем, общения, психических состояний в местах заключения, больницах, казармах, студенческих городках; 7. психологическая помощь и поддержка в кризисных ситуациях; 8. школьное консультирование; 9. профессиональное консультирование, ориентировка в выборе профессии, нахождении работы по своим возможностям; 10. психологическая помощь по преодолению этнических предрассудков, стереотипов у эмигрантов, беженцев, переселенцев; 11. психологическая помощь и поддержка при переживании экстремальных ситуаций. |
2
2.1 |
Эмпирическое исследование педагогической поддержки младших школьников группы риска в условиях детского дома: - методы исследования; |
Определить методы исследования. |
|
2.2 |
- анализ и интерпретация полученных данных. |
Проанализировать и интерпретировать полученные данные. |
Список литературы: