Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:13, контрольная работа
Целью речевого воздействия является:
1) ввести новую информацию в систему взглядов, установок человека;
2) изменить структурные отношения в системе установок, т. е.
вводить такую информацию, которая вскрывает объективные связи между объектами,
изменяет или устанавливает новые связи между установками, взглядами человека;
3) изменить отношение человека, т. е. произвести сдвиг мотивов.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Санкт-Петербургский
государственный университет
Институт социологии и управления
социальными процессами
Педагогические методы социальной работы, их применение в работе с специальными группами клиентов
Педагогические методы
социальной работы, их применение в работе с специальными группами клиентов
Социальную работу вполне
можно назвать психолого-
социальной сфере c теми, у кого возникли проблемы. Они связаны и с внешней
стороной жизни индивида (бродяжничество, алкоголизм, инвалидность) и
внутренней (например, комплекс неполноценности либо завышенная самооценка,
лень, жестокость, агрессивность и т. п.). Методы педагогической
коррекции и воспитания в своем многообразии могут охватывать всю жизнь
человека, они представляют собой научно обоснованные способы
педагогически целесообразного взаимодействия с воспитуемым,
организации и самоорганизации его жизни, педагогического воздействия
на его сознание и поведение, стимулирование его деятельности и
самовоспитания.
Методами воспитания являются беседы, дискуссии, ролевые игры, обсуждение
ситуаций, анализ и разрешение конфликтов.
Чем выше уровень культурного,
интеллектуального и
клиента социальной службы, тем целесообразнее придерживаться принципов
гуманистической психологии и педагогики. И лишь в ситуациях, когда
возможности клиента по осознанию своих проблем и поведения ограничены, будет
оправданно применять более авторитарные методы педагогического
воздействия и воспитания.
Педагогическое воздействие реализуется преимущественно как
речевое, с целью изменить или сформировать установки (определенный взгляд на
вещи), произвести сдвиг в системе ценностей слушателя.
Целью речевого воздействия является:
1) ввести новую информацию в систему взглядов, установок человека;
2) изменить структурные отношения в системе установок, т. е.
вводить такую информацию, которая вскрывает объективные связи между объектами,
изменяет или устанавливает новые связи между установками, взглядами человека;
3) изменить отношение человека, т. е. произвести сдвиг мотивов.
Эффект воздействия на человека зависит от того, какие механизмы воздействия
использовались: убеждение, внушение или заражение.
Самый древний механизм воздействия — это заражение, он представляет
собой передачу определенного эмоционально-психического настроя от одного
человека к другому, основан на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере
человека (заражение паникой, раздражением, смехом, уверенностью в успехе и т.
п.). Эффект зависит от степени интенсивности эмоционального состояния
воздействующего человека (условно будем называть его оратором) и количества
слушателей. Чем выше эмоциональный настрой оратора, тем сильнее эффект.
Внушение также основано на апелляции к бессознательному, к эмоциям
человека, но уже вербальными, словесными средствами, причем оратор не должен
находиться в эмоциональном трансе, а должен быть в рассудочном состоянии,
уверенный и авторитетный. Внушение основано главным образом на авторитетности
источника информации, если внушающий не авторитетен, то внушение обречено на
провал.
Выделяют три основные формы внушения:
1) гипнотическое (в состоянии гипноза); 2) в состоянии релаксации — мышечной
и психической расслабленности; 3) при активном состоянии бодрствования
человека.
Приемы внушения направлены на снижение критичности человека при приеме
информации и использовании эмоционального переноса. Так, прием переноса
предполагает, что при передаче сообщения новый факт связывают с хорошо
знакомыми фактами, явлениями, людьми, к которым человек эмоционально
положительно относится, для того, чтобы произошел перенос этого
эмоционального состояния на новую информацию (возможен перенос и
отрицательного отношения, в этом случае поступающая информация
отторгается). Приемы свидетельств (цитирование известного лица, ученого,
мыслителя) и «апелляция ко всем» («большинство людей считает, что...»)
снижают критичность и повышают податливость человека получаемой информации.
Убеждение апеллирует к логике, разуму человека, предполагает достаточно
высокий уровень развития логического мышления. На людей, которые малоразвиты,
порой невозможно логически воздействовать. Содержание и форма убеждения
должны соответствовать уровню развития личности, его мышления. Требования
к источнику и содержанию убеждающего воздействия:
1) убеждающая речь должна
строиться с учетом
слушателей; 2) должна быть последовательной, логичной, максимально
доказательной, содержать как обобщающие положения, так и конкретные примеры;
3) необходимо анализировать факты, известные слушателям; 4) убеждающий и сам
должен быть глубоко убежден в том, что доказывает. Малейшая неточность,
логическое несоответствие могут резко снизить эффект убеждения.
Процесс убеждения начинается с восприятия и оценки источника информации:
1) слушатель сравнивает получаемую информацию с имеющейся у него, и в
результате создается представление о том, как оратор преподносит
информацию, откуда он ее черпает, — если человеку кажется, что оратор не
правдив, скрывает факты, допускает ошибки, то доверие к нему резко падает; 2)
создается общее представление об авторитетности убеждающего, но, если оратор
допускает логические ошибки, никакой официальный статус и авторитет ему не
Информация о работе Педагогические методы в социальной работе