Педагогические методы в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:13, контрольная работа

Описание работы

Целью речевого воздействия является:
1) ввести новую информацию в систему взглядов, установок человека;
2) изменить структурные отношения в системе установок, т. е.
вводить такую информацию, которая вскрывает объективные связи между объектами,
изменяет или устанавливает новые связи между установками, взглядами человека;
3) изменить отношение человека, т. е. произвести сдвиг мотивов.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 44.01 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Санкт-Петербургский  государственный университет сервиса  и экономики

Институт социологии и управления социальными процессами 

 

 

 

Контрольная работа по предмету прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе

на тему «Педагогические методы в социальной работе» 
 

Выполнил  
Студент заочного отделения 
Отделение ИСиУСП  
социальная работа 2 курса 
 
Проверил:

 
 

Санкт-Петербург

2012г.

Педагогические методы социальной работы, их применение в работе с специальными группами клиентов

Педагогические методы

социальной работы, их применение в работе с специальными группами клиентов

Социальную работу вполне можно назвать психолого-педагогической деятельностью в

социальной сфере c теми, у кого возникли проблемы. Они связаны и с внешней

стороной жизни индивида (бродяжничество, алкоголизм, инвалидность) и

внутренней (например, комплекс неполноценности либо завышенная самооценка,

лень, жестокость, агрессивность и т. п.). Методы педагогической

коррекции и воспитания в  своем многообразии могут охватывать всю жизнь

человека, они представляют собой научно обоснованные способы

педагогически целесообразного взаимодействия с воспитуемым,

организации и  самоорганизации его жизни, педагогического воздействия

на его сознание и поведение, стимулирование его деятельности и

самовоспитания.

Методами воспитания являются беседы, дискуссии, ролевые игры, обсуждение

ситуаций, анализ и разрешение конфликтов.

Чем выше уровень культурного, интеллектуального и личностного  развития

клиента социальной службы, тем целесообразнее придерживаться принципов

гуманистической психологии и педагогики. И лишь в ситуациях, когда

возможности клиента по осознанию  своих проблем и поведения  ограничены, будет

оправданно применять  более авторитарные методы педагогического

воздействия и воспитания.

Педагогическое воздействие реализуется преимущественно как

речевое, с целью изменить или сформировать установки (определенный взгляд на

вещи), произвести сдвиг в системе ценностей слушателя.

     Целью речевого воздействия является:

     1)      ввести новую информацию в  систему взглядов, установок человека;

     2)      изменить структурные отношения в системе установок, т. е.

вводить такую информацию, которая вскрывает объективные связи между объектами,

изменяет или устанавливает  новые связи между установками, взглядами человека;

     3)      изменить отношение человека, т. е. произвести сдвиг мотивов.

Эффект воздействия на человека зависит от того, какие  механизмы воздействия

использовались: убеждение, внушение или заражение.

Самый древний механизм воздействия  — это заражение, он представляет

собой передачу определенного  эмоционально-психического настроя от одного

человека к другому, основан на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере

человека (заражение паникой, раздражением, смехом, уверенностью в  успехе и т.

п.). Эффект зависит от степени  интенсивности эмоционального состояния

воздействующего человека (условно будем называть его оратором) и количества

слушателей. Чем выше эмоциональный  настрой оратора, тем сильнее эффект.

     Внушение также основано на апелляции к бессознательному, к эмоциям

человека, но уже вербальными, словесными средствами, причем оратор не должен

находиться в эмоциональном  трансе, а должен быть в рассудочном  состоянии,

уверенный и авторитетный. Внушение основано главным образом  на авторитетности

источника информации, если внушающий не авторитетен, то внушение обречено на

провал.

Выделяют три основные формы внушения:

1) гипнотическое (в состоянии гипноза); 2) в состоянии релаксации — мышечной

и психической расслабленности; 3) при активном состоянии бодрствования

человека.

Приемы внушения направлены на снижение критичности человека при приеме

информации и использовании  эмоционального переноса. Так, прием  переноса

предполагает, что при передаче сообщения новый факт связывают с хорошо

знакомыми фактами, явлениями, людьми, к которым человек эмоционально

положительно относится, для того, чтобы произошел перенос  этого

эмоционального состояния на новую информацию (возможен перенос и

отрицательного отношения, в этом случае поступающая информация

отторгается). Приемы свидетельств (цитирование известного лица, ученого,

мыслителя) и «апелляция ко всем» («большинство людей считает, что...»)

снижают критичность и  повышают податливость человека получаемой информации.

     Убеждение апеллирует к логике, разуму человека, предполагает достаточно

высокий уровень развития логического мышления. На людей, которые  малоразвиты,

порой невозможно логически воздействовать. Содержание и форма убеждения

должны соответствовать  уровню развития личности, его мышления. Требования

к источнику и  содержанию убеждающего воздействия:

1) убеждающая речь должна  строиться с учетом индивидуальных  особенностей

слушателей; 2) должна быть последовательной, логичной, максимально

доказательной, содержать как обобщающие положения, так и конкретные примеры;

3) необходимо анализировать факты, известные слушателям; 4) убеждающий и сам

должен быть глубоко убежден  в том, что доказывает. Малейшая неточность,

логическое несоответствие могут резко снизить эффект убеждения.

     Процесс убеждения начинается с восприятия и оценки источника информации:

1) слушатель сравнивает  получаемую информацию с имеющейся у него, и в

результате создается представление о том, как оратор преподносит

информацию, откуда он ее черпает, — если человеку кажется, что оратор не

правдив, скрывает факты, допускает ошибки, то доверие к нему резко падает; 2)

создается общее представление об авторитетности убеждающего, но, если оратор

допускает логические ошибки, никакой официальный статус и авторитет ему не

Информация о работе Педагогические методы в социальной работе