Педагогические методы в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:13, контрольная работа

Описание работы

Целью речевого воздействия является:
1) ввести новую информацию в систему взглядов, установок человека;
2) изменить структурные отношения в системе установок, т. е.
вводить такую информацию, которая вскрывает объективные связи между объектами,
изменяет или устанавливает новые связи между установками, взглядами человека;
3) изменить отношение человека, т. е. произвести сдвиг мотивов.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 44.01 Кб (Скачать файл)

взаимопомощи. Подобные группы включают в себя 5—7 человек, живущих поблизости

и имеющих достаточно постоянные контакты. Члены группы имеют общие проблемы,

потребности и сообща решают их, помогая друг другу, опираясь на следующие

принципы: коллективизм; «давать  и получать»; опора на собственный опыт;

отсутствие иерархии в  группе; отсутствие ограничений во времени общения.

Ответственность за все действия лежит на членах группы. Взаимопомощь,

взаимопросвещение усиливают воспитательные возможности, как отдельного

индивида, так и коллектива.

Важным социально-психологическим  феноменом является подражание

воспроизведение деятельности, поступков, качеств другого человека, на которого

хочется походить.

Условия подражания: 1) наличие  положительного эмоционального отношения,

восхищения или уважения к этому человеку — объекту  подражания; 2) меньшая

опытность человека по сравнению  с объектом подражания в каком-то отношении;

3) ясность, выразительность,  привлекательность образца; 4) доступность

образца, хотя бы в некоторых  качествах; 5) сознательная направленность

желаний и воли человека на объект подражания (хочется быть таким же).

Подражание — важнейший  фактор в развитии личности ребенка, но присуще в

определенной степени  и взрослым. Молодежь подражает, прежде всего, тому, что

социально ново, и предпочтение часто отдается не только образцам социально

значимым, но и внешне динамичным, ярким (кино, моды), хотя социально

незначимым или даже социально негативным по своей сути.

Методы воздействия  — это совокупность приемов, реализующих воздействие:

     1) на  потребности, интересы, склонности, т. е. источники мотивации

активности, поведения  человека; 2) на установки, групповые нормы, самооценки

людей, т. е. на те факторы, которые регулируют активность; 3) на состояния, в

которых человек  находится (тревога, возбужденность или депрессивность и т.

п.) и которые изменяют его поведение. Посмотрим это несколько подробнее.

     Методы воздействия на источники активности направлены на

формирование  новых потребностей или изменение побудительной силы имеющихся

мотивов поведения. Чтобы сформировать новые потребности у человека,

например, вовлекают его в новую деятельность, используя желание

человека взаимодействовать  с каким-то определенным лицом («Все равно куда,

лишь бы быть с тобой»), либо вовлекая всю группу в эту  новую деятельность и

используя мотив следования дисциплинарным нормам («Я должен, как и все в

группе, делать то-то»), либо используя желание человека к  повышению престижа.

При этом, вовлекая человека в новую для него, пока еще безразличную

деятельность, полезно обеспечить минимизацию усилий человека по ее

выполнению. Если же эта новая  деятельность для человека слишком

обременительна, то он теряет желание и интерес к ней.

Для того чтобы изменить поведение человека, нужно изменить его

желания, мотивы (хочет уже того, чего раньше не хотел, либо перестал

хотеть, стремиться к тому, что раньше привлекало), т. е. произвести изменения в

системе иерархии мотивов. Один из приемов, который позволяет это сделать,

регрессия, т. е. объединение мотивационной сферы, актуализация

мотивов более низкой сферы (безопасность, выживание, пищевой мотив и пр.)

осуществляется в случае неудовлетворения основных жизненных  потребностей

человека

Чтобы изменилось поведение человека, требуется изменить его

взгляды, мнения, установки; создать новые установки, или изменить актуальность

существующих  установок, или их разрушить. Если установки разрушены,

деятельность распадается. Одним из условий, которое этому  способствует, —

наличие фактора неопределенности. Чем выше уровень субъективной

неопределенности, тем выше тревожность, и тогда пропадает  целенаправленность

деятельности. Неопределенность в оценке личных перспектив, в оценке своей роли

и места в жизни, неопределенность значимости затраченных усилий в учебе, в

труде (если хотим обессмыслить деятельность, уменьшаем значимость усилий),

неопределенность поступающей  информации (ее противоречивость, когда  неясно,

какой из них можно доверять), неопределенность моральных и социальных норм —

все это вызывает напряженность  человека, от которой он пробует  защититься: 1)

пытаясь переосмыслить ситуацию; 2) осуществляя поиск новых целей; 3) уходя в

регрессивные формы реагирования (пьянство, безразличие, апатия, депрессия,

агрессия и пр.). Франкл писал: «Самый тяжелый вид неопределенности —

неопределенность окончания  неопределенности». Как правило, клиентами  социальных

служб являются люди, которые  находятся в ситуации неопределенности, в

состоянии «разрушенных установок», «потери себя», и если потом показать

человеку путь выхода из этой неопределенности, он будет готов воспринять эту

установку и реагировать  требуемым образом, особенно в том  случае, если будут

произведены внушающие маневры: апелляция к мнению большинства, обнародование

результатов общественного мнения в сочетании с вовлечением в организуемую

деятельность.

Таким образом, ситуация неопределенности позволяет произвести изменение  целевых,

смысловых установок и  последующее коренное изменение его поведения и целей.

Метод ориентирующих ситуаций, когда практически каждый человек

какое-то время побывал  в одной и той же роли, в одной  и той же ситуации,

испытал одинаковые требования к себе и к своей деятельности, как и все

остальные люди из его окружения  или группы, — позволяет всем выработать

одинаковое требуемое  отношение к этой ситуации, изменить свое поведение в ней

в необходимом направлении.

     Требуемая социальная установка формируется у человека: 1) если он

периодически включается в соответствующую деятельность; 2) многократно получает

Информация о работе Педагогические методы в социальной работе