Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:13, контрольная работа
Целью речевого воздействия является:
1) ввести новую информацию в систему взглядов, установок человека;
2) изменить структурные отношения в системе установок, т. е.
вводить такую информацию, которая вскрывает объективные связи между объектами,
изменяет или устанавливает новые связи между установками, взглядами человека;
3) изменить отношение человека, т. е. произвести сдвиг мотивов.
взаимопомощи. Подобные группы включают в себя 5—7 человек, живущих поблизости
и имеющих достаточно постоянные контакты. Члены группы имеют общие проблемы,
потребности и сообща решают их, помогая друг другу, опираясь на следующие
принципы: коллективизм; «давать и получать»; опора на собственный опыт;
отсутствие иерархии в группе; отсутствие ограничений во времени общения.
Ответственность за все действия лежит на членах группы. Взаимопомощь,
взаимопросвещение усиливают воспитательные возможности, как отдельного
индивида, так и коллектива.
Важным социально-
воспроизведение деятельности, поступков, качеств другого человека, на которого
хочется походить.
Условия подражания: 1) наличие положительного эмоционального отношения,
восхищения или уважения к этому человеку — объекту подражания; 2) меньшая
опытность человека по сравнению с объектом подражания в каком-то отношении;
3) ясность, выразительность, привлекательность образца; 4) доступность
образца, хотя бы в некоторых качествах; 5) сознательная направленность
желаний и воли человека на объект подражания (хочется быть таким же).
Подражание — важнейший фактор в развитии личности ребенка, но присуще в
определенной степени и взрослым. Молодежь подражает, прежде всего, тому, что
социально ново, и предпочтение часто отдается не только образцам социально
значимым, но и внешне динамичным, ярким (кино, моды), хотя социально
незначимым или даже социально негативным по своей сути.
Методы воздействия — это совокупность приемов, реализующих воздействие:
1) на потребности, интересы, склонности, т. е. источники мотивации
активности, поведения человека; 2) на установки, групповые нормы, самооценки
людей, т. е. на те факторы, которые регулируют активность; 3) на состояния, в
которых человек находится (тревога, возбужденность или депрессивность и т.
п.) и которые изменяют его поведение. Посмотрим это несколько подробнее.
Методы воздействия на источники активности направлены на
формирование новых потребностей или изменение побудительной силы имеющихся
мотивов поведения. Чтобы сформировать новые потребности у человека,
например, вовлекают его в новую деятельность, используя желание
человека взаимодействовать с каким-то определенным лицом («Все равно куда,
лишь бы быть с тобой»), либо вовлекая всю группу в эту новую деятельность и
используя мотив следования дисциплинарным нормам («Я должен, как и все в
группе, делать то-то»), либо используя желание человека к повышению престижа.
При этом, вовлекая человека в новую для него, пока еще безразличную
деятельность, полезно обеспечить минимизацию усилий человека по ее
выполнению. Если же эта новая деятельность для человека слишком
обременительна, то он теряет желание и интерес к ней.
Для того чтобы изменить поведение человека, нужно изменить его
желания, мотивы (хочет уже того, чего раньше не хотел, либо перестал
хотеть, стремиться к тому, что раньше привлекало), т. е. произвести изменения в
системе иерархии мотивов. Один из приемов, который позволяет это сделать,
— регрессия, т. е. объединение мотивационной сферы, актуализация
мотивов более низкой сферы (безопасность, выживание, пищевой мотив и пр.)
осуществляется в случае неудовлетворения основных жизненных потребностей
человека
Чтобы изменилось поведение человека, требуется изменить его
взгляды, мнения, установки; создать новые установки, или изменить актуальность
существующих установок, или их разрушить. Если установки разрушены,
деятельность распадается. Одним из условий, которое этому способствует, —
наличие фактора неопределенности. Чем выше уровень субъективной
неопределенности, тем выше тревожность, и тогда пропадает целенаправленность
деятельности. Неопределенность в оценке личных перспектив, в оценке своей роли
и места в жизни, неопределенность значимости затраченных усилий в учебе, в
труде (если хотим обессмыслить деятельность, уменьшаем значимость усилий),
неопределенность поступающей информации (ее противоречивость, когда неясно,
какой из них можно доверять), неопределенность моральных и социальных норм —
все это вызывает напряженность человека, от которой он пробует защититься: 1)
пытаясь переосмыслить ситуацию; 2) осуществляя поиск новых целей; 3) уходя в
регрессивные формы реагирования (пьянство, безразличие, апатия, депрессия,
агрессия и пр.). Франкл писал: «Самый тяжелый вид неопределенности —
неопределенность окончания неопределенности». Как правило, клиентами социальных
служб являются люди, которые находятся в ситуации неопределенности, в
состоянии «разрушенных установок», «потери себя», и если потом показать
человеку путь выхода из этой неопределенности, он будет готов воспринять эту
установку и реагировать требуемым образом, особенно в том случае, если будут
произведены внушающие маневры: апелляция к мнению большинства, обнародование
результатов общественного мнения в сочетании с вовлечением в организуемую
деятельность.
Таким образом, ситуация неопределенности позволяет произвести изменение целевых,
смысловых установок и последующее коренное изменение его поведения и целей.
Метод ориентирующих ситуаций, когда практически каждый человек
какое-то время побывал в одной и той же роли, в одной и той же ситуации,
испытал одинаковые требования к себе и к своей деятельности, как и все
остальные люди из его окружения или группы, — позволяет всем выработать
одинаковое требуемое отношение к этой ситуации, изменить свое поведение в ней
в необходимом направлении.
Требуемая социальная установка формируется у человека: 1) если он
периодически включается
в соответствующую
Информация о работе Педагогические методы в социальной работе