Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:13, контрольная работа
Целью речевого воздействия является:
1) ввести новую информацию в систему взглядов, установок человека;
2) изменить структурные отношения в системе установок, т. е.
вводить такую информацию, которая вскрывает объективные связи между объектами,
изменяет или устанавливает новые связи между установками, взглядами человека;
3) изменить отношение человека, т. е. произвести сдвиг мотивов.
него группу, в которой эта позиция, установка поддерживается. Для того, чтобы
сформировать установку на требуемое отношение или оценку того или иного
события, используется метод ассоциативного или эмоционального
переноса: включить этот объект в один контекст с тем, что уже имеет оценку,
или вызвать моральную оценку, либо определенную эмоцию по поводу этого
контекста.
Для изменения эмоционального отношения и состояния человека к текущим событиям
эффективен прием «воспоминания горького прошлого», т. к. если человек
усиленно будет вспоминать прошлые неприятности, «как было плохо до того,
как...», происходит непроизвольное снижение дисгармоничности, снижение
недовольства человека сегодняшним днем и создаются «розовые иллюзии» на
будущее.
Для разрядки отрицательного эмоционального состояния людей в требуемом
направлении и с требуемым эффектом с древности используется прием
«канализации настроения», когда на фоне повышенной тревожности и фрустрации
потребностей людей, при росте возмущения и недовольства провоцируется излияние
гнева толпы на людей, которые лишь косвенно или почти не причастны к
возникновению трудностей, но выступали «козлами отпущения» или громоотводом.
Если все три фактора (и мотивация, желания людей, и установки,
мнения, и эмоциональные состояния людей) будут учтены, тогда воздействие
станет наиболее действенным как на уровне отдельного человека, так и группы
лиц. В каждой группе существуют свои нормы, которые определяют, регулируют
поведение ее членов и группы в целом. Чтобы изменить поведение группы,
необходимо оказать
воздействие на групповые нормы может осуществить лидер, либо этого можно
достичь через включение группы в иную деятельность. От чего зависит
сопротивление? Оно зависит: 1) от уровня групповой сплоченности; 2)
фиксирования на содержании прежних групповых норм и новых требований; 3)
степени расхождения групповых норм от содержания внедряемых установок и норм.
Чем ярче все эти факторы выражены, тем сильнее сопротивление. Включив группу в
циклическую деятельность требуемого направления и характера, создают
объективные условия необходимости изменения групповых установок, норм, причем,
когда все внимание сконцентрировано на выполнении деятельности,
«затушевывается», «зашумляется» факт выработки новых установок и норм,
а если имеется «зашумление», то прежние установки не актуализируются, а
постепенно стираются.
Важное место в практике социальной работы занимают методы стимулирования
деятельности и поведения индивида: требование, перспектива, поощрение и
наказание. Социальному работнику приходится активно влиять на поведение
клиентов, вызывать их на те или иные поступки, организовывать их деятельность.
Требование — метод прямого воздействия на сознание и волю индивида с
целью организации или координации его поведения и деятельности. Прямое
требование инструктивно, однозначно и конкретно. Оно позитивно, так как
вызывает определенный поступок, а не запрещает или тормозит иные действия. Это
особенно важно при стимулировании новых действий, которых нет в опыте.
Предъявляя требование, надо добиваться их выполнения, помня, что каждое
выполненное требование усиливает педагогическую эффективность последующих.
Поощрение — метод внешнего активного стимулирования, побуждения к
положительной инициативной, творческой деятельности. Оно может осуществляться
в виде материального вознаграждения, удовлетворения духовных потребностей, как
форма общественного признания. Поощрение возбуждает положительные эмоции,
развивает внутренние творческие силы, активную жизненную позицию. Система
поощрения по мере нравственного созревания общества развивается от
преимущественно материальных стимулов к преимущественно моральным. Интересен
опыт поощрения добровольных помощников различных социальных служб в США.
Поощрение может выражаться в виде небольшого денежного вознаграждения, подарка,
но чаще всего — это вечера отдыха, пикники, туристические поездки, которые
способствуют созданию особого микроклимата в группах добровольных помощников.
Реакция поощрения всегда дает информацию о подлинных мотивах деятельности и
направленности личности.
Наказание как коррекционный метод педагогического стимулирования,
представляет собой способ торможения, приостановления нежелательной
деятельности индивида. Как правило, оно не преследует цели причинения
провинившемуся физического или нравственного страдания, а сосредоточивает
сознание человека на переживании вины. Наказание должно способствовать развитию
самоторможения, внутреннего самоконтроля, способности нравственного
переживания общественного осуждения. Реакция на наказание проявляет
особенности поведения человека в критических ситуациях, что сможет помочь в
выборе средств взаимодействия с ним.
Метод формирования перспективы играет важную роль в практике социальной
работы. Как утверждает А.С.Макаренко: «Истинным смыслом человеческой жизни
является завтрашняя радость». Перспектива может быть близкой, средней и
далекой. Близкая перспектива составляет ту завтрашнюю радость, без которой не
может быть оптимистического настроя личности. Нужно, чтобы человек жил в
ожидании радостного события. Особенно это необходимо людям, которые в силу
обстоятельств оказались в изоляции (инвалиды, престарелые и др.). Средняя
перспектива — ожидаемое событие, несколько отодвинутое во времени. Далекая
перспектива — это намечаемые планы, которые выстраивают судьбу личности.
Отдельную группу составляют методы организации деятельности и
Информация о работе Педагогические методы в социальной работе