Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:13, контрольная работа
Целью речевого воздействия является:
1) ввести новую информацию в систему взглядов, установок человека;
2) изменить структурные отношения в системе установок, т. е.
вводить такую информацию, которая вскрывает объективные связи между объектами,
изменяет или устанавливает новые связи между установками, взглядами человека;
3) изменить отношение человека, т. е. произвести сдвиг мотивов.
ними очень велико, то убеждение может быть неэффективным.
В подобном случае наилучшей стратегией убеждения может стать такая: вначале
убеждающий сообщает об элементах сходства с взглядами убеждаемых, в
результате устанавливается лучшее понимание и создается предпосылка для
убеждения. Применима и другая стратегия, когда вначале сообщают о большом
различии между установками, но тогда убеждающий должен уверенно и
доказательно разгромить чуждые взгляды (что нелегко — вспомните о наличии
уровней селекции, отбора информации). Таким образом, убеждение — метод
воздействия, основанный на логических приемах, к которым примешиваются
социально-психологические давления разного рода (влияние авторитетности
источника информации, групповое влияние). Убеждение более эффективно, когда
убеждается группа, а не индивид. Оно основано на логических приемах
доказательств, с помощью которых истинность какой-либо мысли обосновывается
через посредство других.
Всякое доказательство состоит из трех частей: тезис, доводы и демонстрации.
Тезис — это мысль, истинность которой требуется доказать, он должен быть
ясно, точно, недвусмысленно определен и обоснован фактами. Довод — это
мысль, истинность которой уже доказана, и поэтому она может быть приведена для
обоснования истинности или ложности тезиса. Демонстрация — логическое
рассуждение, совокупность логических правил, используемых в доказательстве. По
способу ведения доказательства бывают прямые и косвенные, индуктивные и
дедуктивные. Распространенные ошибки доказательств: 1) подмена тезиса в ходе
доказательства; 2) использование для доказательства тезиса доводов, которые
отнюдь его не доказывают или верны частично при определенных условиях, а их
рассматривают как верные при любых обстоятельствах, либо применение заведомо
ложных доводов; 3) опровержение чужих доводов рассматривают как доказательство
ложности чужого тезиса и правоты своего утверждения — антитезиса, хотя
логически это неверно: ошибочность довода не означает ошибочности тезиса.
Однако поскольку логика многих людей далеко не безупречна, такие
«псевдодоказательства» и «псевдоубеждения» могут срабатывать. В ряде случаев
возможен эффект бумеранга — убеждение приводит к результатам,
противоположным намерениям убеждающего. Это происходит: 1) когда исходные
установки убеждающего и убеждаемого разделены большой дистанцией, и с самого
начала оратор это показывает, но не обладает должной авторитетностью, вескими
аргументами и аудитория заграждает себя «фильтрами», не слушает, отторгает
информацию и еще более укрепляется на своей позиции; 2) в случае идеологической
перегрузки, обилия информации, доводов, доказательств по ничтожному поводу
создается эмоциональный барьер, который отторгает все убеждающие доводы, хотя
внешне человек может сделать вид, что соглашается; 3) если воздействие
осуществляется на фокальную установку.
Степень эффективности воздействия информации на установки человека зависит и
от параметра первичности - вторичности информации (первая поступившая
информация о каком-либо новом событии, факте воспринимается легче,
доверчивее, без влияния предыдущих предубеждений, но информация о каком-либо
давно известном событии, человеке, которая поступила последней, может
перечеркнуть имеющееся ранее отношение к нему).
Повторяемость информации может вызывать кумулятивность — постепенное
накапливание пропагандистского влияния при систематическом повторении
информации в различных вариациях, но эти повторения не должны быть
чрезмерными — иначе возникает информационное пресыщение, утомление и
отторжение надоедливой информации.
В практике социальной работы используются, прежде всего, методы убеждения,
такие как информация, дискуссия и взаимное просвещение. Назначение
активной методики убеждения в том, чтобы клиент социальной службы мог
осмыслить свой жизненный опыт через освоение основ культуры общества и через
выработку собственных взглядов.
Информация — исходный метод убеждения — применяется при начальном
ознакомлении с новыми идеями, теориями, фактами, составляющими основное
содержание просвещения в той или иной области. Информация очень важна при
проведении профилактических мероприятий. Ее объективность, полнота,
общественная значимость, ценность для удовлетворения практических потребностей
— непременные условия, которые обеспечивают успешность метода. Как правило,
используются следующие формы: рассказ, беседа, лекция, инструкция, наглядный
показ. Среди приемов, стимулирующих интерес к информации, следует назвать,
прежде всего, логичность, доказательность, строгую последовательность, когда
каждое новое положение связано с предыдущим, простоту и доступность
информации, выразительность и четкое оформление наглядных средств.
Дискуссия — коррекционный метод убеждения, который обеспечивает обмен
мнениями, способствует поддержке и развитию нравственных, этических
представлений, формирует самокритичность и готовность к диалогу, преодолению
ошибочных взглядов.
Наиболее типичной формой дискуссионного метода является диспут —
коллективное обсуждение заранее предложенной проблемы. Подготовка и проведение
диспута требуют от организатора решения ряда специфических задач: выбора
актуальной темы; формирования вопросов для обсуждения; подбора опытного
ведущего; установления четкого регламента и умелого оформления помещения.
Применение дискуссионного метода предполагает развитие доверительных
отношений, взаимного уважения и доброжелательности, такта, умения принять
чужую точку зрения.
Взаимное просвещение — метод самоорганизации убеждения, который
обеспечивает формирование потребности и умения пропагандировать свои знания,
взгляды, образ жизни и реализуется в повседневной деятельности. В социальной
практике этот метод часто используется при работе различных групп самопомощи и
Информация о работе Педагогические методы в социальной работе