Педагогические методы в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:13, контрольная работа

Описание работы

Целью речевого воздействия является:
1) ввести новую информацию в систему взглядов, установок человека;
2) изменить структурные отношения в системе установок, т. е.
вводить такую информацию, которая вскрывает объективные связи между объектами,
изменяет или устанавливает новые связи между установками, взглядами человека;
3) изменить отношение человека, т. е. произвести сдвиг мотивов.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 44.01 Кб (Скачать файл)
">помогут; 3) сравниваются установки  оратора и слушателя: если расстояние между

ними очень велико, то убеждение может быть неэффективным.

В подобном случае наилучшей  стратегией убеждения может стать такая: вначале

убеждающий сообщает об элементах сходства с взглядами убеждаемых, в

результате устанавливается  лучшее понимание и создается  предпосылка для

убеждения. Применима и  другая стратегия, когда вначале  сообщают о большом

различии между установками, но тогда убеждающий должен уверенно и

доказательно разгромить чуждые взгляды (что нелегко — вспомните о наличии

уровней селекции, отбора информации). Таким образом, убеждение — метод

воздействия, основанный на логических приемах, к которым примешиваются

социально-психологические давления разного рода (влияние авторитетности

источника информации, групповое  влияние). Убеждение более эффективно, когда

убеждается группа, а не индивид. Оно основано на логических приемах

доказательств, с помощью которых истинность какой-либо мысли обосновывается

через посредство других.

Всякое доказательство состоит  из трех частей: тезис, доводы и демонстрации.

Тезис — это мысль, истинность которой требуется доказать, он должен быть

ясно, точно, недвусмысленно определен и обоснован фактами. Довод — это

мысль, истинность которой  уже доказана, и поэтому она  может быть приведена для

обоснования истинности или  ложности тезиса. Демонстрация — логическое

рассуждение, совокупность логических правил, используемых в доказательстве. По

способу ведения доказательства бывают прямые и косвенные, индуктивные и

дедуктивные. Распространенные ошибки доказательств: 1) подмена тезиса в ходе

доказательства; 2) использование  для доказательства тезиса доводов, которые

отнюдь его не доказывают или верны частично при определенных условиях, а их

рассматривают как верные при любых обстоятельствах, либо применение заведомо

ложных доводов; 3) опровержение чужих доводов рассматривают  как доказательство

ложности чужого тезиса и правоты своего утверждения — антитезиса, хотя

логически это неверно: ошибочность  довода не означает ошибочности тезиса.

Однако поскольку логика многих людей далеко не безупречна, такие

«псевдодоказательства» и «псевдоубеждения» могут срабатывать. В ряде случаев

возможен эффект бумеранга — убеждение приводит к результатам,

противоположным намерениям убеждающего. Это происходит: 1) когда исходные

установки убеждающего и  убеждаемого разделены большой  дистанцией, и с самого

начала оратор это показывает, но не обладает должной авторитетностью, вескими

аргументами и аудитория  заграждает себя «фильтрами», не слушает, отторгает

информацию и еще более  укрепляется на своей позиции; 2) в случае идеологической

перегрузки, обилия информации, доводов, доказательств по ничтожному поводу

создается эмоциональный  барьер, который отторгает все  убеждающие доводы, хотя

внешне человек может  сделать вид, что соглашается; 3) если воздействие

осуществляется на фокальную установку.

Степень эффективности воздействия  информации на установки человека зависит и

от параметра первичности - вторичности информации (первая поступившая

информация о каком-либо новом событии, факте воспринимается легче,

доверчивее, без влияния  предыдущих предубеждений, но информация о каком-либо

давно известном событии, человеке, которая поступила последней, может

перечеркнуть имеющееся ранее отношение к нему).

Повторяемость информации может  вызывать кумулятивность — постепенное

накапливание пропагандистского влияния при систематическом повторении

информации в различных  вариациях, но эти повторения не должны быть

чрезмерными — иначе возникает информационное пресыщение, утомление и

отторжение надоедливой  информации.

В практике социальной работы используются, прежде всего, методы убеждения,

такие как информация, дискуссия и взаимное просвещение. Назначение

активной методики убеждения  в том, чтобы клиент социальной службы мог

осмыслить свой жизненный  опыт через освоение основ культуры общества и через

выработку собственных взглядов.

     Информация — исходный метод убеждения — применяется при начальном

ознакомлении с новыми идеями, теориями, фактами, составляющими основное

содержание просвещения  в той или иной области. Информация очень важна при

проведении профилактических мероприятий. Ее объективность, полнота,

общественная значимость, ценность для удовлетворения практических потребностей

— непременные условия, которые обеспечивают успешность метода. Как правило,

используются следующие  формы: рассказ, беседа, лекция, инструкция, наглядный

показ. Среди приемов, стимулирующих интерес к информации, следует назвать,

прежде всего, логичность, доказательность, строгую последовательность, когда

каждое новое положение  связано с предыдущим, простоту и доступность

информации, выразительность  и четкое оформление наглядных средств.

     Дискуссия — коррекционный метод убеждения, который обеспечивает обмен

мнениями, способствует поддержке и развитию нравственных, этических

представлений, формирует  самокритичность и готовность к  диалогу, преодолению

ошибочных взглядов.

Наиболее типичной формой дискуссионного метода является диспут

коллективное обсуждение заранее предложенной проблемы. Подготовка и проведение

диспута требуют от организатора решения ряда специфических задач: выбора

актуальной темы; формирования вопросов для обсуждения; подбора  опытного

ведущего; установления четкого регламента и умелого оформления помещения.

Применение дискуссионного метода предполагает развитие доверительных

отношений, взаимного уважения и доброжелательности, такта, умения принять

чужую точку зрения.

     Взаимное просвещение — метод самоорганизации убеждения, который

обеспечивает формирование потребности и умения пропагандировать свои знания,

взгляды, образ жизни и  реализуется в повседневной деятельности. В социальной

практике этот метод часто  используется при работе различных групп самопомощи и

Информация о работе Педагогические методы в социальной работе