Педагогические условия воспитания нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Но именно осуществление задач воспитания нравственно-волевых качеств в процессе игровой деятельности не исследовано. В связи с этим, ЦЕЛЬЮ нашего исследования является определение педагогических условий воспитания нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является педагогический процесс, направленный на воспитание нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ 6
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ 18
2.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 19
2.2. ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 28
2.3. ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА КОНТРОЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЯ 41
Приложения

Файлы: 1 файл

воля.docx

— 86.00 Кб (Скачать файл)

КОМИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИК ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ

 

 

 

Исполнитель: студентка ДПП ОЗО, 5 курс, 3 группа

Морозова Алла Валерьевна

 

Преподаватель: Третьяк А.В.

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар, 2006

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственно-волевых качеств у старших дошкольников в подвижных играх 6

Глава 2.  Экспериментальное исследование воспитания нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх 18

2.1. Цель, задачи и содержание констатирующего эксперимента 19

2.2. Задачи, содержание и методика формирующего эксперимента 28

2.3. Задачи, содержание и методика контрольного эксперимента 33

Заключение 39

Библиография 41

Приложения 
Введение

 

Дети  – это наше будущее, будущее нашей  страны, и воспитать их наша задача. Из множества важнейших дел в  нашей стране в качестве первоочередной требующей самого серьезного осмысления и активного решения, должна быть выделена проблема нравственного воспитания ребенка. Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее  время стоят задачи создания более  эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение имеют вопросы формирования у них гуманного отношения  к сверстникам в совместной деятельности.

Формирование  личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции  – сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное гармоничное развитие чувств.

Поскольку у детей всех возрастов огромная потребность в игре, то игровой  метод способствует совершенствованию  нравственно-волевых качеств и  воспитанию всех сторон личности ребенка. Подвижная игра с правилами –  сознательная активная деятельность детей, цель в которой достигается точным и своевременным выполнением  заданий, связанных с обязательными  для всех играющих правилами.

В педагогической проблеме исследуемая нами проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях А.М.Архангельского, Н.М.Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

Имеются работы, в которых дан анализ педагогического  наследия писателей, видных ученых-педагогов, внесших значительный вклад в разработку проблем развития нравственных качеств у детей (Т.И.Когачевская, Р.Н.Курманходжаева, Т.В.Лукина и др.)

Ученые  Н.И.Болдырев, Л.И.Рувинский, И.С.Марьенко, Л.А.Матвеева, Л.И.Божович, и многие другие исследовали нравственное воспитание в разных аспектах. Но именно осуществление задач воспитания нравственно-волевых качеств в процессе игровой деятельности не исследовано. В связи с этим, ЦЕЛЬЮ нашего исследования является определение педагогических условий воспитания нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является педагогический процесс, направленный на воспитание нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия, способствующие воспитанию нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.

 ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: воспитание нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх будет эффективно, если:

1) содержание  подвижных игр будет доступно  детям старшего дошкольного возраста;

  1. будет разработана поэтапная система проведения подвижных игр, направленных на воспитание нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста;
  2. обеспечение постепенного нарастания субъектной позиции ребенка в игровой деятельности.

В связи  с целью, объектом, предметом и  гипотезой исследования мы поставили  перед собой следующие ЗАДАЧИ:

1. Изучить  психолого-педагогическую литературу  по проблеме.

2. Выявить  особенности интереса к подвижным  играм, 

3. Выявить  уровень развития представлений  детей о нравственно-волевых качествах,

4. Выявить  особенности проявления нравственно-волевых  качеств детей старшего дошкольного  возраста в подвижных играх

5. Разработать  поэтапную систему воспитания  нравственно-волевых качеств детей  старшего дошкольного возраста  в подвижных играх,

6. Определить  педагогические условия воспитания  нравственно-волевых качеств у  детей старшего дошкольного возраста  в подвижных играх.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: Изучение и анализ литературы по теме исследования; педагогический эксперимент, метод наблюдения; беседа.

 

Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственно-волевых качеств  у старших дошкольников в подвижных  играх

 

Прежде  чем начать разговор о нравственном воспитании необходимо знать, что же такое нравственное воспитание. Если мы заглянем в психолого-педагогический словарь, то увидим такое определение.

Нравственное  воспитание – это процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Нравственность – это совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в  обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведения и деятельность [17, с.357].

В философском  энциклопедическом словаре можно  найти такое определение: Нравственность один из основных способов нормальной регуляции действий человека в обществе, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, предмет  специального изучения этики [20, с.304].

Нравственность  регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общественной жизни – в труде, в быту, в  политике, в науке, в семейных, личных, внутригрупповых межклассовых отношениях  [14, с.77].

Исходя  из этих определений можно вывести такое определение. Нравственное воспитание – это процесс формирования норм и правил регулирующих отношения людей в обществе, а также формирование черт характера, навыков и привычек поведения во всех сферах общественной жизни.

Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственно-волевых качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Возможность произвольно регулировать действия и психические процессы, подчиняя их своим сознательным решениям, так же объясняется наличием воли, как и проявление в действиях человека нравственных качеств настойчивости, решительности, выдержки, смелости и пр.

Волевая регуляция поведения и  действий — это произвольная регуляция активности ребенка. Она формируется и развивается под воздействием контроля за его поведением со стороны взрослого. Волевая регуляция проявляется как личностный уровень произвольной регуляции, отличающийся тем, что решение о ней исходит от личности и в регуляции используются личностные средства.

Закрепившиеся волевые свойства обозначаются специальными терминами, такими как целеустремленность, решительность, выдержка, самостоятельность, мужество, настойчивость. Далеко не при всех обстоятельствах может сформироваться и проявиться нужное волевое свойство; сверх того, эти качества своеобразны в зависимости от характера дел, где они проявляются.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок  приобретает первоначальный опыт поведения, отношение к близким людям, сверстникам, вещам, усваивает моральные нормы.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе [9, с.112].

Однако путь этот очень  долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы  оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться  желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества [15, с.144].

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Особенности детей дошкольного  возраста является ярко выраженная особенность  к подражанию. В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить  к нежелательным поступкам. Эти  обстоятельства делают первостепенной задачу формирования нравственных навыков  поведения, перерастающих в процесс  накопления опыта в нравственные привычки. Воспитатель формирует  у детей разнообразные навыки поведения, в котором появляются уважение к сверстникам, бережное отношение к вещам, которые, превращаясь в привычки, становятся нормой поведения: привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой.

Но знания и чувства  порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Условием для воспитания таких взаимоотношений является общение детей с другими людьми: взрослыми, сверстниками. Через общение ребенок познает социальный мир, осваивает и присваивает социальный опыт, получает информацию и приобретает практику взаимодействия, сопереживания, взаимовлияния (Я.Л. Коломинский, Л.В. Артемова) [12, с.201]. В возрасте от 3 до 7 лет педагоги направляют свои усилия на воспитание у детей сочувствия друг к другу, взаимопомощи.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания: знания и представления + мотивы + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение = нравственное качество. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности [9, с.113].

Главная особенность механизма  нравственного воспитания детей заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. В старшем дошкольном возрасте нравственные привычки и навыки, развивающиеся на основе осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков, становятся более прочными [13, с.80].

Содержательные взаимосвязи  между детьми характеризуются дружбой. Проблема дружбы между дошкольниками исследовалась в дошкольной педагогике как составляющая коллективных взаимоотношений (А.А. Аржанова, В.П. Залогина, Т.А. Маркова, А.В. Булатова и др.) [16, с.88]. В конце среднего, начале старшего дошкольного возраста происходит значительная перестройка дружеских взаимоотношений. Дети не только осознают свою друж бу, но и делают попытки объяснить само понятие «дружба» («Это когда люди не ссорятся», «С другом можно обо всем говорить, с ним интересно играть», «Он всегда поможет, и я ему помогу»).


Дети старшего дошкольного  возраста придают большое значение нравственным качествам сверстников, начинают оценивать друг друга по поступкам, пытаются даже разобраться в мотивах дружбы, старшие дошкольники проявляют постоянство, привязанность в дружбе. Они стремятся быть вместе в играх, на празднике и т.д., т.е. испытывают потребность в постоянном общении и совместной деятельности. В интереснейшем исследовании Т.А. Марковой [9, с.111], изучавшей феномен дружбы у старших дошкольников отмечается, что старшие дошкольники ценят и берегут дружбу. Они готовы защищать свои отношения, а друзей и их поступки, результаты деятельности считать лучшими даже вопреки справедливости (рисунок друга самый лучший).

Чаще всего в этом возрасте дети дружат по 3-4 человека, реже - по двое. И если уж образовалось содружество, они стараются не допускать к себе других детей и ревниво следят за этим. Задача педагога - сохранять дружеские объединения, способствовать, чтобы дружба была благотворна для каждого ее члена, но и не допускать изолированности детей от всей группы.

Информация о работе Педагогические условия воспитания нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх