Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 15:46, курсовая работа
Но именно осуществление задач воспитания нравственно-волевых качеств в процессе игровой деятельности не исследовано. В связи с этим, ЦЕЛЬЮ нашего исследования является определение педагогических условий воспитания нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является педагогический процесс, направленный на воспитание нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ 6
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ 18
2.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 19
2.2. ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 28
2.3. ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА КОНТРОЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЯ 41
Приложения
Исследование проводилось на базе детского сада № 37 Эжвинского района г. Сыктывкара в старшей группе. Дошкольное образовательное учреждение работает по программе «Детство». В исследовании принимали участие 15 воспитанников старшей группы. Списочный состав исследуемых представлен в таблице 1.
Список исследуемой группы
№ |
Имя ребенка |
Возраст |
1 |
Катя В. |
5,2 |
2 |
Алина Ц |
5,5 |
3 |
Варвара Н. |
5,4 |
4 |
Костя Ж |
5,3 |
5 |
Кирилл Ш. |
5,2 |
6 |
Кирилл Т. |
5,7 |
7 |
Данил |
5,1 |
8 |
Даниил О. |
5,6 |
9 |
Ангелина Р. |
5,2 |
10 |
Арина Щ. |
5,3 |
11 |
Стас Д |
5,4 |
12 |
Зоя У. |
5,1 |
13 |
Илья Р. |
5 |
14 |
Мария В. |
5,8 |
15 |
Богдан Т. |
5,2 |
Обработка результатов констатирующего и контрольного эксперимента осуществлялась следующим образом:
Низкий уровень от 1 до 1,6 баллов
Средний уровень от 1,7 до 2,4 баллов
Высокий уровень от 2,5 до 3 баллов.
Целью констатирующего эксперимента является выявление особенностей сформированности нравственно - волевых качеств детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.
В соответствии
с целью констатирующего
Для решения
данных задач использовался
Для решения первой задачи констатирующего эксперимента использовался методика выбора (модифицированная методика В.И. Логиновой). Детям предлагалось выбрать одну из следующих игр: «Лото», «Кошки-мышки», «Космическое путешествие» и объяснить свой выбор. Если ребенок первым выбором показывал предпочтение не подвижной игре, то ему предлагалось осуществить выбор из двух оставшихся игр.
Анализ методики выбора осуществлялся следующим образом:
3 балла – ребенок выбирает подвижную игру с первого предъявления
2 балла – ребенок выбирает подвижную игру со второго предъявления
1 балл
– ребенок не отдает
Результаты методики выбора представлены в таблице 2.
Интерес детей к подвижным играм
№ |
Имя ребенка |
Оценка в баллах |
Уровень |
1 |
Катя В. |
2 |
средний |
2 |
Алина Ц |
2 |
средний |
3 |
Варвара Н. |
2 |
средний |
4 |
Костя Ж |
3 |
высокий |
5 |
Кирилл Ш. |
3 |
высокий |
6 |
Кирилл Т. |
3 |
высокий |
7 |
Данил |
3 |
высокий |
8 |
Даниил О. |
2 |
средний |
9 |
Ангелина |
1 |
низкий |
10 |
Арина Щ. |
2 |
средний |
11 |
Стас Д |
1 |
низкий |
12 |
Зоя У. |
2 |
средний |
13 |
Илья Р. |
3 |
высокий |
14 |
Мария В. |
1 |
низкий |
15 |
Богдан Т. |
3 |
высокий |
Анализ результатов выявления уровня развития интереса детей, старшего дошкольного возраста, к подвижным играм показал, что 33% детей предпочитают подвижные игры другим видам игр. Свой выбор мотивируют тем, что это самая интересная игра, в которой можно бегать, нужно быть ловким и все дети участвуют в игровых действиях. 40% детей отдавали предпочтение подвижным играм только со второго предъявления, объясняя свой выбор тем, что не часто выступают в роли ведущих (кошки или мышки), а быть «ловушкой» не интересно. Свое предпочтение другим видам игр, объясняли равноправностью партнеров игры («там можно всем играть»). 20% детей отдают предпочтение настольным и настольно-печатным играм, объясняя свой выбор интересом к данным играм («мне больше нравится»).
Необходимо отметить, что наибольший интерес к подвижным играм проявили мальчики, девочки выбирали подвижные игры, чаще со второго предъявления.
Для решения второй задачи нами была использована методика «Закончи историю», автор Г.А.Урунтаева.
Проведение методики: исследование проводится индивидуально. Воспитатель предлагает ребенку выполнить задание: закончить рассказы.
Материал: Ребенка просят придумать окончание к незаконченному рассказу - ситуации, описывающему нравственную проблемную ситуацию. Например:
Дети играли в песочнице. У Маши было две лопатки. Одной она копала, другая валялась рядом. Подошла Оля и попросила: «Маша, дай мне, пожалуйста, твою лопатку поиграть, а то моя сломалась». Тогда Маша ответила... Что Маша ответила и почему?
Мама стирала. Витя играл: он строил мост из кубиков. «Витя, помоги мне развесить белье. Я очень устала», - сказала мама. Тогда Витя ответил ... Что ответил Витя и почему?
Вова строил из кубиков башню, высокую-превысокую. Наташа подошла, чтобы посмотреть, как он играет, и нечаянно толкнула башню, кубики рассыпались. И тут Вова ... Что сказал Вова и почему?
Критерии оценивания:
3 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
2 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
1 балл - ребенок оценивает
поведение детей как
Результаты изучения уровня развития представлений детей о нравственно-волевых качествах представлены в таблице 3.
Таблица 3
Уровень развития представлений детей
о нравственно-волевых
№ |
Имя ребенка |
ситуации |
Средний балл |
Уровень | ||
1 |
2 |
3 | ||||
1 |
Катя В. |
2 |
3 |
2 |
2,3 |
средний |
2 |
Алина Ц |
2 |
2 |
2 |
2 |
средний |
3 |
Варвара |
3 |
3 |
3 |
3 |
высокий |
4 |
Костя Ж |
2 |
1 |
2 |
1,6 |
низкий |
5 |
Кирилл |
2 |
2 |
2 |
2 |
средний |
6 |
Кирилл |
2 |
1 |
2 |
1,6 |
низкий |
7 |
Данил |
2 |
2 |
2 |
2 |
средний |
8 |
Даниил |
2 |
2 |
3 |
2,3 |
средний |
9 |
Ангелина |
3 |
3 |
3 |
3 |
высокий |
10 |
Арина |
3 |
3 |
3 |
3 |
высокий |
11 |
Стас Д |
2 |
1 |
2 |
1,6 |
низкий |
12 |
Зоя У. |
2 |
2 |
2 |
2 |
средний |
13 |
Илья Р. |
2 |
2 |
2 |
2 |
средний |
14 |
Мария В. |
2 |
3 |
3 |
2,6 |
высокий |
15 |
Богдан Т. |
2 |
2 |
2 |
2 |
средний |
Анализ результатов таблицы 3 показал, что 20% детей продемонстрировали низкий уровень сформированности представлений о нравственно-волевых качествах. 53% детей проявили средний уровень сформированности представлений, 24% детей – высокий уровень сформированности представлений о нравственно-волевых качествах.
Необходимо отметить, что в общем у детей сформирован достаточный уровень сформированности представлений о нравственно-волевых качествах, дети правильно находят решение предложенной ситуации, тем не менее такое решение носит произвольный характер.
Реализация третьей задачи констатирующего эксперимента осуществлялась по средствам наблюдения. Наблюдение осуществлялось в процессе подвижных игр, организованных педагогом группы. Для наблюдения были отобраны две подвижные игры: «Ловишка», игра хорошо знакомая детям и «Охотники», новая игра для детей. Нами определены следующие критерии наблюдения:
*отношение к не соблюдению правил,
* проявление нравственно-
* помощь участникам игры
Оценка результатов наблюдения осуществлялась в зависимости от соответствия перечисленным критериям:
3 балла – полное соответствие критерию наблюдения
2 балла – частичное
1 балл – не соответствие
Результаты наблюдения представлены в таблице 4.
Таблица 4
Особенности проявления
нравственно-волевых качеств
№ |
Имя ребенка |
Критерии наблюдения |
Средний балл |
Уровень | |||
1 |
2 |
3 |
4 | ||||
1 |
Катя В. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
средний |
2 |
Алина Ц. |
2 |
1 |
2 |
2 |
1,7 |
средний |
3 |
Варвара |
2 |
1 |
1 |
1 |
1,2 |
низкий |
4 |
Костя Ж |
2 |
1 |
2 |
1 |
1,5 |
низкий |
5 |
Кирилл |
2 |
1 |
1 |
1 |
1,2 |
низкий |
6 |
Кирилл |
2 |
2 |
1 |
2 |
1,7 |
средний |
7 |
Данил |
3 |
2 |
1 |
1 |
1,7 |
средний |
8 |
Даниил |
3 |
1 |
1 |
1 |
1,5 |
низкий |
9 |
Ангелина |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
высокий |
10 |
Арина |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
средний |
11 |
Стас Д |
2 |
1 |
1 |
1 |
1,2 |
низкий |
12 |
Зоя У. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
средний |
13 |
Илья Р. |
3 |
2 |
1 |
1 |
1,7 |
средний |
14 |
Мария В. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
средний |
15 |
Богдан Т. |
3 |
3 |
2 |
2 |
2,5 |
высокий |