Педагогические условия воспитания нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Но именно осуществление задач воспитания нравственно-волевых качеств в процессе игровой деятельности не исследовано. В связи с этим, ЦЕЛЬЮ нашего исследования является определение педагогических условий воспитания нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является педагогический процесс, направленный на воспитание нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ 6
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ 18
2.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 19
2.2. ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 28
2.3. ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА КОНТРОЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЯ 41
Приложения

Файлы: 1 файл

воля.docx

— 86.00 Кб (Скачать файл)

 

Глава 2.  Экспериментальное  исследование воспитания нравственно-волевых  качеств у детей старшего дошкольного  возраста в подвижных играх

 

Исследование  проводилось на базе детского сада № 37 Эжвинского района г. Сыктывкара в старшей группе. Дошкольное образовательное учреждение работает по программе «Детство». В исследовании принимали участие 15 воспитанников старшей группы. Списочный состав исследуемых представлен в таблице 1.

                                                                                  Таблица 1

Список исследуемой группы

Имя ребенка

Возраст

1

Катя В.

5,2

2

Алина Ц

5,5

3

Варвара Н.

5,4

4

Костя Ж

5,3

5

Кирилл Ш.

5,2

6

Кирилл Т.

5,7

7

Данил

5,1

8

Даниил О.

5,6

9

Ангелина Р.

5,2

10

Арина Щ.

5,3

11

Стас Д

5,4

12

Зоя У.

5,1

13

Илья Р.

5

14

Мария В.

5,8

15

Богдан Т.

5,2


 

Обработка результатов констатирующего  и контрольного эксперимента осуществлялась следующим образом:

Низкий  уровень от 1 до 1,6 баллов

Средний уровень от 1,7 до 2,4 баллов

Высокий уровень от 2,5 до 3 баллов.

2.1. Цель, задачи и содержание  констатирующего эксперимента

 

Целью констатирующего  эксперимента является выявление особенностей сформированности нравственно - волевых качеств детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.

В соответствии с целью констатирующего эксперимента нами были определены следующие задачи:

  1. Выявить особенности интереса детей старшего дошкольного возраста к подвижным играм
  2. Выявить уровень развития представлений детей о нравственно-волевых качествах
  3. Выявить особенности проявления нравственно-волевых качеств детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх

Для решения  данных задач использовался многосерийный  эксперимент.

Для решения первой задачи констатирующего эксперимента использовался методика выбора (модифицированная методика В.И. Логиновой). Детям предлагалось выбрать одну из следующих игр: «Лото», «Кошки-мышки», «Космическое путешествие» и объяснить свой выбор. Если ребенок первым выбором показывал предпочтение не подвижной игре, то ему предлагалось осуществить выбор из двух оставшихся игр.

Анализ  методики выбора осуществлялся следующим  образом:

3 балла  – ребенок выбирает подвижную  игру с первого предъявления

2 балла  – ребенок выбирает подвижную  игру со второго предъявления

1 балл  – ребенок не отдает предпочтение  подвижной игре

Результаты  методики выбора представлены в таблице 2.

                                               Таблица 2

Интерес детей к подвижным играм

Имя ребенка

Оценка  в баллах

Уровень

1

Катя В.

2

средний

2

Алина Ц

2

средний

3

Варвара Н.

2

средний

4

Костя Ж

3

высокий

5

Кирилл Ш.

3

высокий

6

Кирилл Т.

3

высокий

7

Данил

3

высокий

8

Даниил О.

2

средний

9

Ангелина 

1

низкий

10

Арина Щ.

2

средний

11

Стас Д

1

низкий

12

Зоя У.

2

средний

13

Илья Р.

3

высокий

14

Мария В.

1

низкий

15

Богдан Т.

3

высокий


 

Анализ результатов выявления уровня развития интереса детей, старшего дошкольного возраста, к подвижным играм показал, что 33% детей предпочитают подвижные игры другим видам игр. Свой выбор мотивируют тем, что это самая интересная игра, в которой можно бегать, нужно быть ловким и все дети участвуют в игровых действиях. 40% детей отдавали предпочтение подвижным играм только со второго предъявления, объясняя свой выбор тем, что не часто выступают в роли ведущих (кошки или мышки), а быть «ловушкой» не интересно. Свое предпочтение другим видам игр, объясняли равноправностью партнеров игры («там можно всем играть»). 20% детей отдают предпочтение настольным и настольно-печатным играм, объясняя свой выбор интересом к данным играм («мне больше нравится»).

Необходимо  отметить, что наибольший интерес  к подвижным играм проявили мальчики, девочки выбирали подвижные игры, чаще со второго предъявления.

Для решения второй задачи нами была использована методика «Закончи историю», автор Г.А.Урунтаева.

Проведение методики: исследование проводится индивидуально. Воспитатель предлагает ребенку выполнить задание: закончить рассказы.

Материал: Ребенка просят придумать окончание к незаконченному рассказу - ситуации, описывающему нравственную проблемную ситуацию. Например:

Дети играли в песочнице. У Маши было две лопатки. Одной она копала, другая валялась рядом. Подошла Оля и попросила:  «Маша, дай мне, пожалуйста, твою лопатку поиграть, а то моя сломалась». Тогда Маша ответила... Что Маша ответила и почему?

Мама  стирала.   Витя играл:   он  строил  мост  из  кубиков.   «Витя,   помоги  мне развесить белье. Я очень устала», - сказала мама. Тогда Витя ответил ... Что ответил Витя и почему?

Вова строил из кубиков башню, высокую-превысокую. Наташа подошла, чтобы посмотреть, как он играет,  и  нечаянно толкнула башню, кубики рассыпались. И тут Вова ... Что сказал Вова и почему?

Критерии оценивания:

3 балла - ребенок называет  нравственную норму, правильно  оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

2 балла - ребенок называет  нравственную норму, правильно  оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

1 балл - ребенок оценивает  поведение детей как положительное  или отрицательное (правильно или неправильно, хорошо или плохо), но оценку не мотивируют и нравственную оценку не формулируют.

Результаты изучения уровня развития представлений детей о нравственно-волевых качествах представлены в таблице 3.

Таблица 3

Уровень развития представлений детей  о нравственно-волевых качествах

Имя ребенка

ситуации

Средний балл

Уровень

1

2

3

1

Катя В.

2

3

2

2,3

средний

2

Алина Ц

2

2

2

2

средний

3

Варвара

3

3

3

3

высокий

4

Костя Ж

2

1

2

1,6

низкий

5

Кирилл 

2

2

2

2

средний

6

Кирилл 

2

1

2

1,6

низкий

7

Данил

2

2

2

2

средний

8

Даниил 

2

2

3

2,3

средний

9

Ангелина 

3

3

3

3

высокий

10

Арина

3

3

3

3

высокий

11

Стас Д

2

1

2

1,6

низкий

12

Зоя У.

2

2

2

2

средний

13

Илья Р.

2

2

2

2

средний

14

Мария В.

2

3

3

2,6

высокий

15

Богдан Т.

2

2

2

2

средний


 

Анализ результатов таблицы 3 показал, что 20% детей продемонстрировали низкий уровень сформированности представлений о нравственно-волевых качествах. 53% детей проявили средний уровень сформированности представлений,  24% детей – высокий уровень сформированности представлений о нравственно-волевых качествах.

Необходимо отметить, что в общем у детей сформирован достаточный уровень сформированности представлений о нравственно-волевых качествах, дети правильно находят решение предложенной ситуации, тем не менее такое решение носит произвольный характер.

Реализация третьей задачи констатирующего эксперимента осуществлялась по средствам наблюдения. Наблюдение осуществлялось в процессе подвижных игр, организованных педагогом группы. Для наблюдения были отобраны две подвижные игры: «Ловишка», игра хорошо знакомая детям и «Охотники», новая игра для детей. Нами определены следующие критерии наблюдения:

    1. принятие игрового правила
    2. соблюдение правил игры
    3. распределение игровых ролей
    4. поведение детей во время игрового действия

*отношение к не соблюдению  правил,

* проявление нравственно-волевых  качеств во время смены ролей  в процессе игрового действия

* помощь участникам игры

Оценка результатов наблюдения осуществлялась в зависимости от соответствия перечисленным критериям:

3 балла – полное соответствие  критерию наблюдения

2 балла – частичное соответствие  критерию наблюдения

1 балл – не соответствие критерию  наблюдения

Результаты наблюдения представлены в таблице 4.

 

Таблица 4

Особенности  проявления нравственно-волевых качеств детей  старшего дошкольного возраста в  подвижных играх

                                                                                          

Имя ребенка

Критерии наблюдения

Средний балл

Уровень

1

2

3

4

1

Катя В.

2

2

2

2

2

средний

2

Алина Ц.

2

1

2

2

1,7

средний

3

Варвара

2

1

1

1

1,2

низкий

4

Костя Ж

2

1

2

1

1,5

низкий

5

Кирилл 

2

1

1

1

1,2

низкий

6

Кирилл 

2

2

1

2

1,7

средний

7

Данил

3

2

1

1

1,7

средний

8

Даниил 

3

1

1

1

1,5

низкий

9

Ангелина 

3

3

3

3

3

высокий

10

Арина

2

2

2

2

2

средний

11

Стас Д

2

1

1

1

1,2

низкий

12

Зоя У.

2

2

2

2

2

средний

13

Илья Р.

3

2

1

1

1,7

средний

14

Мария В.

2

2

2

2

2

средний

15

Богдан Т.

3

3

2

2

2,5

высокий

Информация о работе Педагогические условия воспитания нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх