Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 15:46, курсовая работа
Но именно осуществление задач воспитания нравственно-волевых качеств в процессе игровой деятельности не исследовано. В связи с этим, ЦЕЛЬЮ нашего исследования является определение педагогических условий воспитания нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является педагогический процесс, направленный на воспитание нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ 6
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ 18
2.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 19
2.2. ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 28
2.3. ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА КОНТРОЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЯ 41
Приложения
Анализ таблицы 4 позволяет сделать вывод о том, что 30% детей продемонстрировали низкий уровень проявления нравственно-волевых качеств в подвижных играх. 53% детей проявили средний уровень нравственно-волевых качеств, при этом необходимо отметить, что учитывая показатель среднего балла 27% детей из 53% находятся на границе низкого и среднего уровня с незначительным показателем в сторону преимущества последнего. 13% детей проявили высокий уровень нравственно-волевых качеств.
В процессе анализа данных наблюдения
было выявлено противоречие между произвольным
проявлением нравственно-
Общий уровень воспитанности нравственно-волевых качеств детей старшего дошкольного возраста представлен в таблице 5.
Таблица 5
Уровень воспитанности
нравственно-волевых качеств
№ |
Имя ребенка |
Серии заданий |
Общий балл |
Средний балл |
Уровень | ||
1 |
2 |
3 | |||||
1 |
Катя В. |
2 |
2,3 |
2 |
6,3 |
2,1 |
Средний |
2 |
Алина Ц. |
2 |
2 |
1,7 |
5,7 |
1,9 |
Средний |
3 |
Варвара |
2 |
3 |
1,2 |
4,2 |
1,4 |
Низкий |
4 |
Костя Ж |
3 |
1,6 |
1,5 |
6,2 |
2 |
Средний |
5 |
Кирилл |
3 |
2 |
1,2 |
6,2 |
2 |
Средний |
6 |
Кирилл |
3 |
1,6 |
1,7 |
6,3 |
2,1 |
Средний |
7 |
Данил |
3 |
2 |
1,7 |
6,7 |
2,2 |
Средний |
8 |
Даниил |
2 |
2,3 |
1,5 |
5,8 |
1,9 |
Средний |
9 |
Ангелина |
1 |
3 |
3 |
7 |
2,3 |
Средний |
10 |
Арина |
2 |
3 |
2 |
7 |
2,3 |
Средний |
11 |
Стас Д |
1 |
1,6 |
1,2 |
3,8 |
1,2 |
Низкий |
12 |
Зоя У. |
2 |
2 |
2 |
6 |
2 |
Средний |
13 |
Илья Р. |
3 |
2 |
1,7 |
6,7 |
2,2 |
Средний |
14 |
Мария В. |
1 |
2,6 |
2 |
5,6 |
1,8 |
Средний |
15 |
Богдан Т. |
3 |
2 |
2,5 |
7,5 |
2,5 |
Высокий |
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволяет заключить, что 13% детей находятся на низком уровне воспитанности нравственно-волевых качеств, 80% детей – на среднем уровне, 7% детей на высоком уровне.
Качественная характеристика уровней:
Низкий уровень: дети не проявляют интереса к подвижным играм, не достаточно сформированы представления о нравственно-волевых качествах: не всегда находят верное решение в ситуации, связанной с проявлением нравственно-волевых качеств, не принимают активного участия в подвижных играх, объясняя отказ в игре, желанием выполнять только роли ведущих. Не всегда принимают игровое правило, при нарушении правил игры другими участниками не могут найти компромисс: создают либо конфликтную ситуацию, либо отказываются от участия в игре.
Средний уровень: дети проявляют интерес к подвижным играм, представления о проявлении нравственно-волевых качествах достаточно сформированы: находят верное решение в ситуациях, связанных с произвольным проявлением нравственно-волевых качеств. Дети принимают и соблюдают игровое правило, при нарушении правил другими участниками игры, проявляют нетерпение, стараются выгнать их за игровое поле. Принимают активное участие в распределении игровых ролей, не скрывают огорчения при отказе в роли ведущего, иногда покидают игровое поле, не желая ждать своей очереди выполнять роль ведущего.
Высокий уровень: дети проявляют интерес к подвижным играм, представления о проявлении нравственно-волевых качествах достаточно сформированы: находят верное решение в ситуациях, связанных с произвольным проявлением нравственно-волевых качеств. Дети принимают и соблюдают игровое правило, при нарушении правил другими участниками игры, объясняют правила, помогают партнерам в процессе игрового действия, пытаются найти компромисс в решении конфликтных ситуаций. Принимают активное участие в распределении игровых ролей, выполняют роль в соответствии с правилами игры.
Большинство исследуемых детей
старшего дошкольного возраста, по
общим результатам диагностики,
находятся на среднем уровне воспитанности
нравственно-волевых качеств. Это
обуславливается проявлением
Цель: определить эффективные педагогические условия воспитания нравственно-волевых качеств в подвижных играх.
Реализация цели формирующего эксперимента осуществлялась по средствам следующих задач:
Для реализации первой задачи формирующего эксперимента были отобраны подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста. В выборе подвижных игр мы руководствовались программой дошкольного образовательного учреждения, а также следующими критериями:
Для проведения формирующей
На материале отобранных игр
была разработана поэтапная
На первом этапе работы осуществлялось знакомство детей с новыми подвижными играми (см. приложение). Этот этап потребовал наибольших временных затрат. Игры, на этом этапе работы, организовывались педагогом. Педагог распределял роли между детьми, обучал игровым правилам. Особое внимание необходимо обратить на распределение игровых ролей между детьми. Лучше всего использовать в данном случае считалки или жребий. Это позволяет избежать конфликтных ситуаций между детьми, детьми и педагогом. Необходимо отметить, что с точки зрения воспитания нравственно-волевых качеств у детей этот этап оказался наиболее продуктивным, так как именно в процессе знакомства с новой игрой возникали ситуации спора между детьми, о правильности соблюдения правил. На данном этапе такие ситуации изначально решались педагогом, с помощью беседы, примером практических ситуаций, педагог обращался к другим детям за помощью. В итоге, ни одна подобная ситуация не осталась без внимания или не решенной.
На втором этапе работы усложнилась задача, стоящая перед детьми. Они не только сами выбирали игру, в которую будут играть, но и распределяли роли. Наиболее активные дети на первых этапах пытались отвоевывать роли ведущих, и здесь на помощь пришла методика организации подвижных игр, которая использовалась на предыдущем этапе (считалки, жребий). Когда все дети освоили правила игры и уже свободно ориентировались в игровом процессе, педагог просила детей принять в игру и провоцировала ситуации, требующие проявления нравственно-волевых качеств (забывала правила, случайно ловила мяч и т.д.). Все подобные ситуации, возникавшие между детьми, разрешались ими самостоятельно или с помощью педагога. В итоге формирующей работы у детей сформировалось представление о том, что игра будет интересной, если все ребята знают ее правила, нужно помогать товарищам и поддерживать их (например, в соревнованиях). Дети самостоятельно договаривались о том, в какую игру они будут играть, использовали разные приемы распределения игровых ролей, могли поделиться на команды, найти компромисс в конфликтных ситуациях.
В результате проведения формирующей работы можно предложить следующие рекомендации по воспитанию нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста:
* Любая
игра переживает всплеск и
падение интереса к ней со
стороны детей, а при частом
и безвариантном использовании
теряет свое тренирующее
*Для обеспечения рационального подбора игр можно рекомендовать педагогам создание банка (картотеки) подвижных игр. Рубрикация игр и упражнений внутри картотеки выполняется таким образом, чтобы можно было быстро и правильно подобрать игру, требуемую в данный момент. Возможны варианты систематизации карточек по времени года и месту проведения игр, преобладающим в них движениям и др. Такими карточками легко пользоваться не только при планировании игровых программ, но и при их непосредственном проведении. Нередко возникает необходимость после проведения игры внести в ее описание некоторые уточнения, коррективы, предложенные детьми способы модификации или усложнения, с тем чтобы использовать их в дальнейшем. Поэтому для них следует предусмотрительно оставить на карточке свободное место.
* Соблюдение эмоционально-психологического и физиологического комфорта старших дошкольников. Эмоциональный подъем и особый настрой на игру, бесконфликтные отношения со сверстниками появляются у детей лишь тогда, когда взрослый, чутко реагируя на ситуацию, наиболее адекватно организует их деятельность и поведение.
* Игры
могут проводиться или со
* Часто
перед проведением игры
*Для поддержания у детей радости, удовольствия от игры следует использовать разные приемы, например:
– включать в ход игры дополнительные задания, если водящий не отличается ловкостью, быстротой и умением;
– варьировать составляющие игры с учетом сил и возможностей водящего (например, для конкретного ребенка-водящего изменять расстояние до остальных играющих);
– дополнительно организовывать преодоление препятствия для водящего, действующего быстро и точно, когда большинство детей не справляются с заданием в обычных условиях, и др.
* Педагог
должен хорошо ориентироваться
в ходе и правилах игры, уметь
оставаться по отношению ко
всем игрокам вполне
* Детей интересует
не только сам процесс игры,
но и ее результат. Победа
в командных играх – общая,
но степень участия, вклад